Институт Философии
Российской Академии Наук




  2015
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Проекты и семинары » Семинар «Энтелехия живого тела» » 2015

2015

 

 

03.12.2015. 5-е заседание. Чтение и обсуждение второй главы первой книги трактата «О душе» (De anima I, 2, 404b7–405a9)

 

Каких воззрений на душу придерживались мыслители до Аристотеля: Демокрит, Анаксагор, пифагорейцы, Платон? Как объясняли ее способность мыслить и ощущать?

 

Аудиозапись



19.11.2015. 4-е заседание. Чтение и обсуждение фрагмента первой книги трактата «О душе» (De anima I, 1, 403b9–404a5)

 

Вопросы для обсуждения: кто должен исследовать душу – физик, диалектик или представитель какой-то другой науки?  Какие науки, по Аристотелю, исследуют свойтва материи (отделимые и неотделимые от нее), а какие ставят своею целью исследование форм? Каковы основные отличия одушевленного тела от неодушевленного и не обладающего жизнью?

 

Аудиозапись



29.10.2015. 3-е заседание. Чтение и обсуждение первой главы первой книги трактата «О душе» (De anima I, 1, 403a2–403b19)

 

Проблемы, связанные с "претерпеваниями" или "состояниями" (παθη) души. Принадлежат ли радость, печаль, страх, воображение, вожделение и т.д. одной лишь душе, или же представляют собой совместное действие души и тела? По Аристотелю, большинство приписываемых душе действий и претерпеваний совершаются не без участия тела, но означает ли это неотделимость души от тела и ее несубстанциальность? Платоновское представление о теле как инструменте души/ Интенционалистская (M. Burnyeat) и буквалистская (R. Sorabji) интерпретация отношения душа-тело у Аристотеля. 

 

Аудиозапись



13.10.2015. 2-е заседание. Чтение и обсуждение первой главы первой книги трактата «О душе» (De anima I, 1, 402a23–403a1)

 

Десять затруднений, связанных с поисками определения души и методом ее исследования. Существует ли универсальная родовая идея души, по отношению к которой души разных живых существ выступали бы в качестве видов? Или же разные виды душ не сводятся в один род, и тогда единой науки о душе не существует? В качестве вспомогательной литературы участникам семинара рекоммендуется книга: Polansky, Ronald. Aristotle's De anima. Critical commentary. Cambridge University Press, 2007, а также Комментарий на "О душе" Иоанна Филопона, 36,1-37,20.

 

 

24.09.2015. 1-е заседание. Введение в чтение трактата «О душе» (De anima)

 

Время создания трактата «О душе», процесс формирования текста, его структура. Какое место занимает учение о душе в аристотелевской системе наук? Почему Аристотель отводит науке о душе «одно из первых мест» (εν πρωτοις τιθεναι) и в каком смысле душа является «началом» (αρχη) живых существ. Античные комментарии к De anima: Александр Афродисийский, Иоанн Филопон и Псевдо-Симпликий.