Участники
Эксперты
Сурков Иван Евгеньевич
(«Онтология прп. Максима Исповедника»)
Преподобный Максим Исповедник называет Бога «подателем бытия» и локализует это «бытие» среди того, что «возле Бога» (περὶ θεόν), его «вневременных дел»/«энергий»/«свойств». Онтологический статус Божественных энергий у Максима неясен: в частности, их нельзя отождествить с универсалиями, так как они, согласно Максиму, тварны. Я предполагаю, что для прояснения статуса «энергий» необходимо поместить их в неоплатонический контекст, сравнив с генадами Прокла. Необходимо также прояснить место «бытия» среди прочих Божественных энергий: Блага, Мудрости, Жизни и др., исследовав перечисляемые Максимом списки энергий и то, как к ним приобщаются тварные сущие. Ключом к прояснению этой темы может послужить сформулированное в схоластике, но имеющее основание в античной и ранней патристической философии учение о трансценденталиях, в частности в вопросе об обратимости таких общих понятий, ведь если Божественная энергия едина, нельзя говорить, что «Бытие» отлично, например, от «Блага». Многие исследователи отмечают динамический характер онтологии Максима: бытие тварных сущих не «дано», но «задано», должно «исполниться» «на пути» к эсхатологической цели. Эта актуализация понимается, как жизнь «согласно логосу», движение от «бытия» через «благобытие» к «присноблагобытию». На этом историческом пути тварные сущие различным образом приобщаются к Божественной энергии, увеличивая в себе степень совершенства, «продвигаясь к бытию», благу, истине и красоте.
(«Богословско-философские основания спора о боговидении между свт. Григорием Паламой и Варлаамом Калабрийским»)
Тема боговидения является сквозной в полемике между Паламой и Варлаамом. В настоящее время существует несколько противоречащих друг другу реконструкций взглядов Паламы и Варлаама на природу боговидения. Каждая из реконструкций по-разному определяет те богословско-философские основания, которые Варлаам и Палама полагали в качестве базовых концептов своего учения о боговидении. Противоречие между разными подходами открывает поле для исследования и свидетельствует о необходимости поиска новых методологических подходов к реконструкции богословско-философских оснований учения Варлаама и Паламы о боговидении. Задачи доклада: 1) представить авторскую реконструкцию учения Варлаама и Паламы о боговидении, 2) описать связь между доктриной боговидения у Паламы и Ареопагита, 3) установить идейное / терминологическое сходство между учением о боговидении у Паламы и в неоплатонической традиции, а также 4) указать на философских предпосылки формирования учения Паламы о видении Бога. |
|||||
|