Институт Философии
Российской Академии Наук




  Scholarium №1
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Проекты и семинары » Коллоквиум «Scholarium» » Scholarium №1

Scholarium №1


Участники

  • Сурков Иван Евгеньевич, магистр классической филологии, аспирант МГУ им. М. В. Ломоносова, младший научный сотрудник сектора истории западной философии Института философии РАН («Онтология прп. Максима Исповедника»). 
  • Елиманов Вадим Евгеньевич, аспирант Московской духовной академии («Богословско-философские основания спора о боговидении между свт. Григорием Паламой и Варлаамом Калабрийским»).

 

Эксперты

  •  Д. В. Бугай, д.ф.н., профессор кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
  • А. М. Гагинский, к.ф.н., старший научный сотрудник Института философии РАН, доцент Московской духовной академии. 
  • К. В. Карпов, к.ф.н., старший научный сотрудник Института философии РАН. 
  • Д. И. Макаров, д.ф.н., профессор Уральской консерватории им. Мусоргского, профессор Екатеринбургской духовной семинарии.
  • С. Марков, д.ф., доцент Великотырновского университета «Святых Кирилла и Мефодия» (Болгария).
  • С. В. Месяц, к.ф.н., старший научный сотрудник Института философии РАН.
  • О. А. Родионов, к.и.н., старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, доцент кафедры систематического богословия и патрологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.



Сурков Иван Евгеньевич

 

(«Онтология прп. Максима Исповедника»)

 

Преподобный Максим Исповедник называет Бога «подателем бытия» и локализует это «бытие» среди того, что «возле Бога» (περὶ θεόν), его «вневременных дел»/«энергий»/«свойств». Онтологический статус Божественных энергий у Максима неясен: в частности, их нельзя отождествить с универсалиями, так как они, согласно Максиму, тварны. Я предполагаю, что для прояснения статуса «энергий» необходимо поместить их в неоплатонический контекст, сравнив с генадами Прокла. Необходимо также прояснить место «бытия» среди прочих Божественных энергий: Блага, Мудрости, Жизни и др., исследовав перечисляемые Максимом списки энергий и то, как к ним приобщаются тварные сущие. Ключом к прояснению этой темы может послужить сформулированное в схоластике, но имеющее основание в античной и ранней патристической философии учение о трансценденталиях, в частности в вопросе об обратимости таких общих понятий, ведь если Божественная энергия едина, нельзя говорить, что «Бытие» отлично, например, от «Блага». Многие исследователи отмечают динамический характер онтологии Максима: бытие тварных сущих не «дано», но «задано», должно «исполниться» «на пути» к эсхатологической цели. Эта актуализация понимается, как жизнь «согласно логосу», движение от «бытия» через «благобытие» к «присноблагобытию». На этом историческом пути тварные сущие различным образом приобщаются к Божественной энергии, увеличивая в себе степень совершенства, «продвигаясь к бытию», благу, истине и красоте.

 


Елиманов Вадим Евгеньевич

 

(«Богословско-философские основания спора о боговидении между свт. Григорием Паламой и Варлаамом Калабрийским»)

 

Тема боговидения является сквозной в полемике между Паламой и Варлаамом. В настоящее время существует несколько противоречащих друг другу реконструкций взглядов Паламы и Варлаама на природу боговидения. Каждая из реконструкций по-разному определяет те богословско-философские основания, которые Варлаам и Палама полагали в качестве базовых концептов своего учения о боговидении. Противоречие между разными подходами открывает поле для исследования и свидетельствует о необходимости поиска новых методологических подходов к реконструкции богословско-философских оснований учения Варлаама и Паламы о боговидении.

Задачи доклада: 1) представить авторскую реконструкцию учения Варлаама и Паламы о боговидении, 2) описать связь между доктриной боговидения у Паламы и Ареопагита, 3) установить идейное / терминологическое сходство между учением о боговидении у Паламы и в неоплатонической традиции, а также 4) указать на философских предпосылки формирования учения Паламы о видении Бога.