Публикации Отдела подготовки рукописей к изданию за 1993 год
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008
2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 1996 1995 1994 1993
|
Алексеева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ / РАН. Ин-т философии. — М.: ИФ РАН, 1993. — 217 с. — ISBN 5-201-01839-4.
В монографии исследуются философские проблемы, возникающие в связи с появлением компьютерных систем, основанных на знаниях. Рассматривается соотношение философских концепций знания с представлениями о структуре знания и механизмах его функционирования, складывающимися в рамках такого научного направления, как искусственный интеллект. Исследуются особенности компьютерной системы как средства фиксации, моделирования и передачи знания. Значительное внимание уделяется эмоционально-ценностным аспектам человеческого знания, этическим вопросам компьютеризации. Для философов, специалистов в области компьютерных наук, интересующихся эпистемологией и философскими проблемами техники.
Полный текст (PDF)
|
|
Бабаков В.Г. Кризисные этносы / РАН. Ин-т философии. — М.: ИФ РАН, 1993. — 182 с. — ISBN 5-201-018409-8.
В монографии рассмотрены внешние и внутренние факторы кризисных явлений в этнических средах объективные предпосылки кризиса этносов и его восприятие в общественном сознании, эрозия основных компонентов этноса и его функций. На основе анализа материалов конкретных этно-социологических исследований проблем малочисленных народов и национальных меньшинств, как этносов, подвергнувшихся в наибольшей степени кризису, в книге рассмотрены следующие вопросы: типологизация малочисленных народов, экологические проблемы выживания традиционных этносов, модернизация и социальная структура, аккультурация и кризис традиционных ценностей, стрессовое состояние этнического сознания.
Полный текст (PDF)
|
|
Бескова И.А. Как возможно творческое мышление / РАН. Ин-т философии. — М.: ИФ РАН, 1993. — 197 с. — ISBN 5-201-01835-1.
На материале когнитивной психологии, психолингвистики, культурной антропологии, логики и др. автор прослеживает трансформации архаичного мировосприятия и мироощущения, приводящие к зарождению м развитию современных форм образного и символического представления информации. Утверждается, что филогенетически первичные формы познавательной деятельности в скрытом виде функционируют и на более поздних этапах, являясь компонентами творческого мышления. Исследуются эмоциональные и психологические особенности творческой личности, влияние характера культуры на развитие креативности. Для интересующихся проблемами творческого мышления.
Полный текст (PDF)
|
|
Будем ли мы жить во «всемирной деревне» /РАН. Ин-т философии; Ред. Т.В.Керимова. — М.: ИФ РАН, 1993. — 170 с. — ISBN 5-201-01834-3.
В монографии анализируются проблемные ситуации в жизни современного общества и человека, непосредственно связанные с нынешним этапом развития НТР. Авторы обсуждают вопросы: обладает ли НТР потенциалом, необходимым для того, чтобы обеспечить гуманистический смысл и направленность происходящих в обществе изменений, представляет ли она тот единственный путь, который обеспечивает прогресс человеческой цивилизации, возможны ли альтернативы этому пути и каковы они. Для философов, научных работников, преподавателей.
Полный текст (PDF)
|
|
Лазарева А.Н. Духовный опыт Гоголя / РАН. Ин-т философии. — М.: ИФ РАН, 1993. — 164 с. — ISBN 5-201-01843-1.
В монографии дан философский анализ мировоззрения Н.В. Гоголя. Раскрыты существенные особенности его эстетического, этического и религиозного сознания. Показана логика развития и соотношение форм сознания как определенных ступеней эволюции мировоззрения писателя. Выявлено познавательное и общественное содержание философских интуиций писателя.
Полный текст (PDF)
|
|
Научный прогресс: когнитивный и социокультурный аспекты / РАН. Ин-т философии; Ред. И.П.Меркулов. — М.: ИФ РАН, 1993. — 197 с. — ISBN 5-201-01837-8.
Исследуются когнитивные и социокультурные аспекты развития научного знания. Предпринята попытка наметить некоторые нетрадиционные для философии науки ракурсы (в русле междисциплинарного подхода). Раскрывается многоаспектный и многоуровневой характер научного прогресса, анализируются конкретные механизмы взаимодействия теоретической науки с другими формами духовной культуры. На обширном и малоизвестном материале выявляются истоки процессов, приведших в 20-30 гг. к деформации отечественной науки, идет поиск путей выхода из современного кризиса. Для философов, науковедов.
Полный текст (PDF)
|
|
Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения / РАН. Ин-т философии. — М.: ИФ РАН, 1993. — 213 с. — ISBN 5-201-01836-Х.
Книга посвящена изучению философских концепций науки, которые были разработаны в эпоху Просвещения Фонтенелем, Тюрго, Кондорсэ, Вольтером, энциклопедистами и др. На основе анализа обширного историко-философского материала раскрывается своеобразие просветительских представлений о генезисе и прогрессе науки, о структуре научного знания, о иерархии научных дисциплин и классификации как методологической процедуре, о роли знаков в познании. Специально исследуются историко-научные труды просветителей. Для философов, науковедов, всех интересующихся историей философии и историей науки.
Полный текст (PDF)
|
Полный текст (PDF)
|