Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научный семинар сектора эстетики
Главная страница » » Сектор эстетики » Научный семинар сектора эстетики

Научный семинар сектора эстетики

 

Научный семинар сектора эстетики

 

Руководители семинара – к.ф.н., зав. сектором Е.В. Петровская, к.ф.н., старший научный сотрудник О.В. Аронсон

Семинар проходит по четвергам в здании Института философии РАН по адресу: Москва, 109240, Гончарная ул., д.12, стр.1. (Станция метро «Таганская» кольцевая), комната 507.

 

 

Прошедшие семинары


5 июня 2019 г. Круглый стол «Чувственность как эстетическая проблема». Участники: д.ф.н. С.Б. Никонова (СПбГУП), д.ф.н. А.Е. Радеев (СПбГУ), к.ф.н. А.Ю. Тылик (СПб.), аспирант Д.А. Поликарпова (СПбГУ), к.ф.н. О.В. Аронсон, м.н.с. А.В. Володина, к.ф.н. Е.В. Петровская


(видеозапись, ч. 1)

(видеозапись, ч. 2)

 

 

16 мая 2019 г. Наталья Валерьевна Ефремова, к.ф.н., старший научный сотрудник сектора восточных философий ИФ РАН

 

Мононоизм Ибн-Рушда (Аверроэса)


(запись)

 

 

4 апреля 2019 г. Мария Анатольевна Солопова, к.ф.н., старший научный сотрудник сектора истории западной философии ИФ РАН

 

730 лет после падения Трои: Демокрит и античная хронография


(запись)

 

 

28 февраля 2019 г. Алексей Эдуардович Савин, д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии философско-социологического факультета РАНХиГС


«Поздний» Маркузе: философия – эстетика  политика


(запись)

 

14 февраля 2019 г. Александра Московская, к.ф.н., младший научный сотрудник сектора эстетики

 

Проблема зла в фильме «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера


(запись)

 

 

24 мая 2018 г. Екатерина Арье, магистр культурологии, соискатель сектора эстетики

 

Нейросети: подходы к пониманию


(запись)

 

 

5 апреля 2018 г. Оксана Мороз, кандидат культурологии, доцент МВШСЭН и РАНХиГС

 

Танатосенситивность цифровой среды: как софт помогает в смерти

 

(запись)

 

 

Екатерина Арье, магистр культурологии

 

Эстетические основания стратегий «курирования» домашнего экрана смартфона

 

 

28 декабря 2017 г. Андрей Альбертович Парамонов, к.ф.н., научный сотрудник сектора аналитической антропологии Института философии РАН

Александр Богданов и чувственность масс



19 октября 2017 г. Круглый стол «Октябрьская революция и культура масс». Участники: Елена Петровская, Андрей Парамонов, Джонатан Флэтли (США), Вера Маслова, Аркадий Недель

(видеозапись)

 

 

13 июня 2017 г. Джонатан Флэтли, профессор Уэйнского государственного университета (Детройт, США)

Ленин и коллективная чувственность

(запись)

 


18 мая 2017 г. Светлана Месяц, Олег Аронсон: диалог о стихиях

С.В. Месяц, к.ф.н., с.н.с. сектора античной и средневековой философии и науки ИФ РАН, О.В. Аронсон, к.ф.н., с.н.с. сектора эстетики ИФ РАН

(запись)


27 апреля 2017 г. Елена Евгеньевна Земскова, к. филол. н., доцент Школы филологии факультета гуманитарных наук НИУ «Высшая школа экономики»

Этика литературного перевода эпохи сталинского террора

(запись)

 

2 марта 2017 г. Светлана Викторовна Месяц, к.ф.н., с.н.с. сектора античной и средневековой философии и науки ИФ РАН

Учение Аристотеля о душе в свете современных дискуссий о природе сознания

(запись)

 

30 июня 2016 г. Валерий Валентинович Петров, д.ф.н., зав. сектором античной и средневековой философии и науки ИФ РАН

Телеология конца XIX века и авторы русского модернизма

(запись)

 

24 мая 2016 г. Олег Владимирович Аронсон, к.ф.н., с.н.с. сектора эстетики ИФ РАН

Право на искусство

(запись)

 

19 апреля 2016 г. Круглый стол «Что такое искусство?» с участием В.В. Бычкова, В.А. Подороги, Е.В. Барабанова, Н.Б. Маньковской, Е.В. Петровской

(запись)

 

3 марта 2016 г. Александр Владимирович Семеновичаспирант Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых (ВлГУ), адвокат

Эстетические основания судебного процесса

(запись)


28 мая 2015 г. Андрей Александрович Россиус, д.филол.н., профессор Школы философии НИУ ВШЭ

Перипатетическая школа о природе гениальности и механизмах эстетического воздействия

(запись)

 

12 мая 2015 г. Драган Куюнжич, профессор Университета Флориды (Гейнсвилл, США)

Против течения: Дунай, видео и биологически неразлагаемое Европы

(запись)

 

23 апреля 2015 г. Шандор Шайо (Sándor Sajó), доцент Университета им. Лоранда Этвёша (Будапешт)

Трансцендентальная философия неоднозначности / A Transcendental Philosophy of Ambiguity

(на английском языке с переводом)

(запись)

 

19 марта 2015 г. Павел Митенко, акционист и исследователь

Критика сцены и внесценическое действие

(запись)

(тезисы)

 

19 февраля 2015 г. Аслан Гусаевич Гаджикурбанов, доцент кафедры этики философского ф-та МГУ, автор книги "Этика Спинозы как метафизика морали"  

Стилистика субстанции в универсуме Спинозы

(запись)

 

25 декабря 2014 г. Александр Вадимович Рубцов, руководитель Центра философских исследований идеологических процессов ИФ РАН 

Жертвы стиля: постмодернизм в политике и эстетике

(запись)

 

29 мая 2014 г. Александра Володина, аспирант сектора эстетики

Пространство эстетического в философии Жиля Делёза

(запись)

 

17 апреля 2014 г. Даниил Аронсон, аспирант ГУ-ВШЭ

Роль способности суждения в философии права Канта

(тезисы выступления)

 

27 марта 2014 г. Вера Маслова, м.н.с. сектора эстетики

Вопрос о понимании времени и современности во французском символизме

(запись)

 

6 февраля 2014 г. Елена Львовна Скворцова, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН

Жизнь традиции в эстетической мысли Японии ХХ в. 

(запись

 

17 июня 2013 г. Джонатан Флэтли, профессор Уэйнского государственного университета (Детройт, США)

Like Andy Warhol

(запись)

 

25 апреля 2013 г. Роланд Артаваздович Казарян, звукорежиссер, профессор Высших курсов сценаристов и режиссеров

Акустическое пространство в выразительной структуре фильма 

(запись)

 

21 марта 2013 г. Евгений Яковлевич Марголит, кандидат искусствоведения, историк кино, критик

Зачем истории кино?

(запись)

 

14 февраля 2013 г. Иван Аксенов, аспирант РГГУ

"Демон теории" Антуана Компаньона и теоретические проблемы истории литературы 

(запись)

 

17 января 2013 г. Елена Яичникова, аспирантка сектора эстетики

Понятие утопии у Фредрика Джеймисона

(запись 1)

(запись 2)

 

27 декабря 2012 г. Владимир Петрович Чинаев, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского

"La Belle musique": метаморфозы Прекрасного в искусстве постмодерна

(запись 1)

(запись 2)

(запись 3)

 

22 ноября 2012 г. Юлия Фертиг, стипендиат Свободного университета г. Берлина

"Sticking Labels on Things" / "Наклеивая этикетки на вещи"

Концепция архива в текстах Жака Деррида и ее восприятие архивными профессионалами. О влиянии постструктуралистской "архивологии" на "архивоведение"

(запись 1)

(запись 2)

 

18 октября 2012 г. Антон Беликов, аспирант сектора эстетики

Потенциал использования междисциплинарных методов для анализа средневековой образности 

(запись)

 

21 июня 2012 г. Илья Инишев, доцент кафедры наук о культуре Высшей школы экономики 

Эстетика без искусства: современные теории эстетического восприятия

(запись)

 

22 марта 2012 г. Александр БлискавицкийВера Маслова, аспиранты сектора эстетики

Сообщения о кино и обсуждение способов работы с кинематографическим материалом при участии Е. Петровской, О. Аронсона и А. Парамонова

(запись)

 

2 февраля 2012 г. Олег Аронсон, с.н.с. сектора эстетики

Жиль Делёз и современные проблемы эстетики (что делать с искусством?)

(запись)

 

 

 

 

 

 

Отчет о научной работе сектора эстетики за 2017 год
 
ВВЕДЕНИЕ


Продолжено исследование современного искусства в связи с проблемой границ представления/изображения, а также кризисом зрелищности как таковой. Проанализирована связь авангардного искусства и запрета на изображение утопии (Petrovsky H. The Avant-Garde as Continuous Experience (on the Proscription of Representing Utopia) // Russian Studies in Philosophy. 2017. Vol. 55. № 3–4. P. 252–264), проведено исследование современного искусства с позиций социальной антропологии и философии действия (Petrovsky H. Art of the Passing Moment: The Anti-Projective Nature of Prigov’s Utopia // Actograph. Revue de sciences humaines, sociales et politiques: Arts, Langages et Frontières. 2017. № 1. P. 11–28; Pyotrovsky [Petrovsky] H. Pussy Riot: From Intervention to Action // Art Riot. Post-Soviet Actionism. Saatchi Gallery, 16 Nov. – 31 Dec. 2017 [Catalogue] / Curated by M. Guelman, ed. by A. Kovalev. London, 2017. P. 70–81).
Продолжено и расширено исследование эстетики экспериментальной музыки ХХ века на примере творчества Дж. Кейджа (Липов А.Н. Быть Джоном Кейджем. Из истории американской экспериментальной музыки. Ст. 1-я // Философия и культура. 2017. № 5. С. 131–151).
Разработана проблема неполитической демократии, акцентирующей динамическую и демократическую тенденции мира масс, проявляющие себя в искусстве и литературе (Аронсон О.В. Силы ложного. Опыты неполитической демократии. М.: Фаланстер, 2017. 446 с.). В переиздании работы о Макиавелли подчеркивается связь его учения с историей, политикой, экономикой, литературой и искусством, а также культурой итальянского Возрождения в целом (Долгов К.М. Гуманизм, Возрождение и политическая философия Никколо Макиавелли. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 287 с.).
Особое внимание уделено фундаментальным темам и проблемам современной эстетики, философии искусства, художественной культуры – метафизическому смыслу искусства, сути символизации в искусстве, символизму и сюрреализму, символическим аспектам актуального искусства, соотношению мифа, символа и художественности, многообразным аспектам эстетического опыта. Показано, что вкус и художественность являются базовыми принципами искусства, инициирующими событие эстетического опыта (Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог 2. Искусство в пространстве эстетического опыта. М.: Прогресс-Традиция, 2017. Кн. 1-я. 472 с. Кн. 2-я. 592 с.; Бычков В.В. Метафизический смысл искусства // Вестник славянских культур. Июнь 2017. Т. 44. С. 143–158; Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Художественность как метафизическое основание эстетического опыта и критерий определения подлинности искусства // Вестник славянских культур. Март 2017. Т. 43. С. 220–241).
Проведено наиболее полное в мировой науке концептуальное исследование византийской эстетики (Бычков В.В. Византийская эстетика. Исторический ракурс; Бычков В.В. Тема красоты в учении Иоанна Златоуста. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 768 с.). Выявлено соотношение метафизических концепций В. Соловьева и Э. Гуссерля с трансцендентальными конструкциями в философии И. Канта (Кормин Н.А. В. Соловьев и Э. Гуссерль: импликация эстетического. Ч. 1-я. Кн. 2-я: «Критика чистого разума»: трансцендентальные основания эстетического проекта. М.: Изд. дом «Академия», 2017. 96 с.).
Целью данного года исследований, как и прежде, был анализ эстетических явлений по двум основным направлениям: 1) актуальные вопросы современной эстетики; 2) история эстетической мысли. Только подобный комплексный подход помогает по-настоящему выявить и оценить трансформации, которые претерпевает эстетика на наших глазах.Сегодня гуманитарные науки все чаще обращаются к опыту эстетики как философской дисциплины. Это происходит потому, что бурное развитие новых технологий и средств массовой коммуникации заставляет пересмотреть вопрос о взаимоотношении интеллектуального и чувственного познания. Разработанный эстетикой категориальный аппарат оказывается актуален для исследований в области медиа, урбанистики, экологии и политики. Это, в свою очередь, позволяет развиваться уже самой эстетике как дисциплине, выходящей за рамки и философского осмысления искусства, и чувственного опыта познания мира, развивающей и переосмысливающей категории, разработанные еще в рамках классической метафизической традиции. Новые способы понимания и использования эстетических категорий идут рука об руку с исследованиями в социальной сфере и в области экономики. В результате (и это особенно заметно на примере разных направлений современного искусства) смещаются границы эстетики и этики, эстетики и политики, все большее значение приобретает та аффективная сфера, которая порождена массовым обществом и обществом потребления. Для анализа этого мира уже недостаточно рефлексивных и созерцательных практик, почерпнутых из классической философской традиции, и все большее значение приобретает воздействие коммуникации и информационных потоков. Последние становятся новой сферой эстетического опыта, где традиционные оппозиции чувственного и рационального, аффективного и созерцательного, внутреннего и внешнего перестают быть существенными. На первый план выходит новое понимание эстетического (или аффективного) знака, который может не достигать уровня значения, но всегда сигнализирует о меняющихся отношениях в условиях глобального мира.
 
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Продолжено исследование современного искусства и его прямых авангардных истоков в связи с проблемой границ изображения, а также кризисом зрелищности как таковой. Этим вопросам посвящена статья в специальном выпуске журнала «Russian Studies in Philosophy», где анализируется связь авангардного искусства и запрета на изображение утопии (Petrovsky H. The Avant-Garde as Continuous Experience (on the Proscription of Representing Utopia) // Russian Studies in Philosophy. 2017. Vol. 55. № 3–4. P. 252–264), а также продолжающееся исследование современного искусства с позиций социальной антропологии и философии действия (Petrovsky H. Art of the Passing Moment: The Anti-Projective Nature of Prigov’s Utopia // Actograph. Revue de sciences humaines, sociales et politiques: Arts, Langages et Frontières. 2017. № 1. P. 11–28; Pyotrovsky [Petrovsky] H. Pussy Riot: From Intervention to Action // Art Riot. Post-Soviet Actionism. Saatchi Gallery, 16 Nov. – 31 Dec. 2017 [Catalogue] / Curated by M. Guelman, ed. by A. Kovalev. London, 2017. P. 70–81).Продолжено и расширено исследование эстетики экспериментальной музыки ХХ века на примере творчества Дж. Кейджа. Проработаны проблемы исторического развития электроакустической музыки как генерирующего музыкального потенциала, описываемого такими понятиями, как интермедиальная среда, программные музыкальные среды, компьютерные звуковые технологии, алгоритмические композиции, музыкальная полифония и др. (Липов А.Н. Быть Джоном Кейджем. Из истории американской экспериментальной музыки. Ст. 1-я // Философия и культура. 2017. № 5. С. 131–151).
С разных сторон проанализирована связь эстетики и политики. Так, рассмотрены тенденции современного мира, проявляющие себя вне области манипулятивной политики, а именно неполитическая демократия, противопоставляющая ценности индивида-личности действие масс, или множества. Неполитическая демократия заявляет о себе в радикальных опытах современного искусства, некоторых эффектах масс-медиа, в уличном протесте и даже в глобальной экономике. Понятия справедливости, солидарности, достоинства и свободы интерпретируются не как моральные, политические или культурные ценности, а как извечно неценные силы общности, игнорируемые обществом и все же оставляющие свой след в разнообразных продуктах культуры (Аронсон О.В. Силы ложного. Опыты неполитической демократии. М.: Фаланстер, 2017. 446 с.).В классической работе о Макиавелли, переизданной с предисловием итальянского ученого и журналиста Дж. Кьезы, раскрыты фундаментальные принципы политической концепции Макиавелли, положившей начало современной науке о политике. Показана взаимосвязь его учения с историей, политикой, экономикой, литературой и искусством, а также культурой итальянского Возрождения в целом (Долгов К.М. Гуманизм, Возрождение и политическая философия Никколо Макиавелли. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 287 с.).
Группа «Постнеклассическая эстетика» проводила работу по двум главным направлениям: исследование актуальных аспектов современной эстетики и углубление знаний в сфере истории эстетики под углом зрения современной методологии и с использованием новейших достижений гуманитарных наук. По первому направлению особое внимание было уделено фундаментальным глобальным темам и проблемам современной эстетики, философии искусства, художественной культуры – метафизическому смыслу искусства, сути символизации как одного из сущностных принципов искусства, сущности духа символизма и сюрреализма, символическим аспектам актуального искусства, соотношению мифа, символа и художественности, многообразным аспектам эстетического опыта и его главной предпосылке – эстетическому вкусу. Показано, что вкус и художественность как метафизическое основание эстетического опыта и критерий определения подлинности искусства являются базовыми принципами искусства, инициирующими событие эстетического опыта (Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог 2. Искусство в пространстве эстетического опыта. М.: Прогресс-Традиция, 2017. Кн. 1-я. 472 с. Кн. 2-я. 592 с.; Бычков В.В. Метафизический смысл искусства // Вестник славянских культур. Июнь 2017. Т. 44. С. 143–158; Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Художественность как метафизическое основание эстетического опыта и критерий определения подлинности искусства // Вестник славянских культур. Март 2017. Т. 43. С. 220–241).
В историко-эстетическом плане проведено наиболее полное в мировой науке концептуальное исследование византийской эстетики. На материале текстов крупнейших отцов и учителей Церкви выявлены основные представления византийцев о красоте, свете, искусстве, образе, символе, аллегории, иконе. Особое внимание уделено основным типам эстетического сознания византийцев (Бычков В.В. Византийская эстетика. Исторический ракурс; Бычков В.В. Тема красоты в учении Иоанна Златоуста. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 768 с.). Выявлено соотношение метафизических концепций В. Соловьева и Э. Гуссерля с трансцендентальными конструкциями в философии И. Канта; раскрыто значение «Критики чистого разума» для прояснения смысла эксплицитных высказываний, сделанных создателями философии всеединства и феноменологии, на тему начала, порождающего эстетическое суждение и формирующего новый логос эстетического (Кормин Н.А. В. Соловьев и Э. Гуссерль: импликация эстетического. Ч. 1-я. Кн. 2-я: «Критика чистого разума»: трансцендентальные основания эстетического проекта. М.: Изд. дом «Академия», 2017. 96 с.). Фундаментальная эстетическая проблема классификации искусств проанализирована на материале полемики с Леонардо да Винчи о соотношении живописи и поэзии, затеянной Ж. Пеладаном, видным представителем мистической ветви французского объективного символизма, отстаивавшим приоритет поэзии перед изобразительными искусствами. Рассмотрены такие магистральные темы, как искусство и наука, искусство и природа, эстетическое созерцание, мимесис, синтез искусств, художник, творчество, талант, гений, канон, прекрасное, возвышенное, безобразное, эстетическое восприятие (Маньковская Н.Б. Живопись и поэзия: проблема приоритетов. Спор Жозефена Пеладана с Леонардо да Винчи // Филология: научные исследования. 2017. № 1. С. 40–49).


1. ПЕРЕЧЕНЬ ОПУБЛИКОВАННЫХ КНИГ
Монографии и коллективные труды


1) Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог 2: Искусство в пространстве эстетического опыта. Книга первая. М.: Прогресс-Традиция, 2017. 472 с., ил. 500 экз. ISBN 978-5-89826-484-0.2) Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог 2: Искусство в пространстве эстетического опыта. Книга вторая. М.: Прогресс-Традиция, 2017. 592 с., ил. 500 экз. ISBN 978-5-89826-485-7.3) Бычков В.В. Византийская эстетика. Исторический ракурс. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 768 с., ил. 700 экз. ISBN 978-5-98712-754-4.4) Кормин Н.А. В. Соловьев и Э. Гуссерль: импликация эстетического. Часть первая. Книга вторая: «Критика чистого разума»: трансцендентальные основания эстетического проекта. М.: Издательский дом «Академия», 2017. 96 с. 500 экз. ISBN 978-5-902936-21-3.5) Долгов К.М. Гуманизм, Возрождение и политическая философия Никколо Макиавелли. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 287 с. 500 экз. ISBN 978-5-4475-8785-7. СКАН ДОБАВЛЕН6) Долгов К.М. Философско-эстетические измерения жизни и творчества: сборник статей / В.С. Глаголев [и др.]. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 251 с. 500 экз. ISBN 978-5-4475-9040-6. СКАН ДОБАВЛЕН7) Аронсон О.В. Силы ложного. Опыты неполитической демократии. М.: Фаланстер, 2017. 446 с. 700 экз. ISBN 978-999999-0-42-4.


Учебные издания


1) Бычков В.В. Эстетика. Учебник. М.: КноРус, 2017. 528 с. Тираж не указан. ISBN 978-5-406-01451-6.


Журналы


1) Синий диван. Философско-теоретический журнал. Вып. 21 / Под ред. Е. Петровской. М.: Три квадрата, 2016. 264 с., ил. 700 экз. ISBN 978-5-94607-183-3 (не вошло в отчет 2016 г.).


1.1. Аннотация на каждую книгу, опубликованную сектором в отчетном году на рус. яз.


1) Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог 2: Искусство в пространстве эстетического опыта. Книга первая. М.: Прогресс-Традиция, 2017. 472 с., ил. 500 экз. ISBN 978-5-89826-484-0.Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог 2: Искусство в пространстве эстетического опыта. Книга вторая. М.: Прогресс-Традиция, 2017. 592 с., ил. 500 экз. ISBN 978-5-89826-485-7.Монография представляет собой фундаментальное, многоуровневое исследование по глобальным темам и проблемам современной эстетики, философии искусства, художественной культуры, написанное в эпистолярном жанре, возрождающем лучшие традиции живых научных дискуссий. В чем суть символизации как одного из сущностных принципов искусства? Как трансформировалось символическое художественное мышление от античной мифологической символики до символических аспектов актуального искусства? В чем суть духа символизма? Является ли дух сюрреализма апокалиптическим? Как соотносятся миф, символ и художественность? Каким образом в художественности, т.е. в эстетическом качестве искусства, кодируется жизненно важная для человечества информация? И каковы многообразные аспекты собственно эстетического опыта, в пространстве которого только и функционирует подлинное искусство, и его главная предпосылка – эстетический вкус? Все эти, как и многие другие фундаментальные, а также, как правило, малоизученные инновационные проблемы эстетики и философии искусства, рассматриваются авторами в контексте живого и непосредственного анализа конкретных произведений искусства, как классических, так и самых современных. При этом любая значимая проблема вызывает научную полемику авторов. Читателям всегда представляется несколько точек зрения на предмет, среди которых видное место занимают философские, искусствоведческие, естественнонаучные, теологические взгляды и представления, и он волен выбирать из них наиболее близкие для себя. Через всю книгу проходит принцип отстаивания высокого эстетического качества искусства.
 
2) Бычков В.В. Византийская эстетика. Исторический ракурс. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 768 с., ил. 700 экз. ISBN 978-5-98712-754-4.
Монография представляет собой наиболее полное в мировой науке концептуальное исследование византийской эстетики в ее историческом ракурсе, включающем предвизантийский раннехристианский период, собственно историю византийской эстетики с IV по середину XV в. и поствизантийский период в древнерусской культуре XV–XVII вв. На материале текстов крупнейших отцов и учителей Церкви Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Афанасия Александрийского, Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, Феодора Студита и ряда других, а также византийских гуманистов и исихастов прослежено становление и определенное развитие основных представлений византийцев о красоте, свете, искусстве, образе, символе, аллегории, иконе; выявлена ярко выраженная эстетическая окраска многих уровней византийского богословствования и богослужебной практики. Особое внимание уделено основным типам эстетического сознания византийцев: патристико-богословскому, антикизирующему, эстетике аскетизма, литургической эстетике, экфрасису произведений искусства. Показаны роль и значение византийской эстетики для становления эстетических представлений и развития искусства в Древней Руси.
 
3) Кормин Н.А. В. Соловьев и Э. Гуссерль: импликация эстетического. Часть первая. Книга вторая: «Критика чистого разума»: трансцендентальные основания эстетического проекта. М.: Издательский дом «Академия», 2017. 96 с. 500 экз. ISBN 978-5-902936-21-3.В монографии выявлено, как метафизические построения Владимира Соловьева и Эдмунда Гуссерля, позиции которых в чем-то перекликаются между собой, критически сопряжены с трансцендентальными конструкциями в философии Иммануила Канта; раскрыто значение «Критики чистого разума» для прояснения смысла эксплицитных высказываний, предположенных создателями философии всеединства и феноменологии, на тему начала, порождающего эстетическое суждение и формирующего новый логос эстетического. С ними связано понимание того, как выводятся определения неопределимости региона искусства, его имманентная логика и смысловая бесконечность.
 
4) Долгов К.М. Гуманизм, Возрождение и политическая философия Никколо Макиавелли. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 287 с. 500 экз. ISBN 978-5-4475-8785-7.В работе на широком историческом материале дается глубокий анализ не только основного содержания политической философии Н. Макиавелли, но и всех основных сторон его политического и культурного наследия: социального, правового, нравственного, религиозного, литературно-художественного, общекультурного. В исследовании раскрывается все богатство феноменологии политической теории и практики выдающегося итальянского мыслителя, анализируется сложнейшая категориальная система политической философии Макиавелли, определяются ее основополагающие принципы, а также показывается эвристическое значение идей Макиавелли в политической, исторической, общественной, нравственной, военной, художественно-эстетической и других сферах. Особое внимание обращается на то, что политическое учение Макиавелли имеет непреходящее конкретно-историческое значение для успешного функционирования категориальных систем, отражающих сложнейшие взаимоотношения между народами и государствами в области политики, экономики, права и культуры. Книга иллюстрирована: в том числе впервые публикуются фрагменты из неизданных рукописей Н. Макиавелли, хранящихся в архивах Италии.
 
5) Долгов К.М. Философско-эстетические измерения жизни и творчества: сборник статей / В.С. Глаголев [и др.]. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 251 с. 500 экз. ISBN 978-5-4475-9040-6.В книге, посвященной 85-летию Константина Михайловича Долгова, доктора философских наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, главного научного сотрудника Института философии РАН, публикуются статьи известных философов, деятелей науки и культуры России, Белоруссии, Украины, с которыми автора связывают многолетние научные, творческие и дружеские отношения. Хотя данная книга посвящена юбилею К.М. Долгова, она имеет самостоятельную научную ценность и рассчитана как на специалистов, так и на широкий круг читателей.
 
6) Аронсон О.В. Силы ложного. Опыты неполитической демократии. М.: Фаланстер, 2017. 446 с. 700 экз. ISBN 978-999999-0-42-4.В книге предлагаются способы осмысления явлений политики, культуры и искусства, когда во главу угла ставится массовый характер современного общества. В таком мире привычные оппозиции истины и лжи, правды и обмана перестают иметь существенное значение. Это сегодня уже достаточно очевидно в отношении масс-медиа, однако автор стремится увидеть особый характер аффективных отношений (своеобразную логику общности или логику клише) и в таких понятиях, как «свобода», «справедливость», «достоинство». Они, казалось бы, еще сохраняют ориентацию на ценности личности, но также несут в себе момент «неполитической демократии», для которой уже не существует ни истины, ни индивида. Тексты, собранные в книге, усматривают это в самых разных явлениях – от идей молодого Маркса, поэзии Мандельштама, теории искусства Льва Толстого до форм политического протеста и современной художественной практики. Сюжеты выбраны таким образом, чтобы продемонстрировать особые силы (автор называет их «силами ложного»), которые образуют динамическую и демократическую тенденции мира масс. Таковы силы «общности», «заражения» и «неценного», давшие название главам, но список их может быть продолжен.
 
Журналы:


1) Синий диван. Философско-теоретический журнал. Вып. 21 / Под ред. Е. Петровской. М.: Три квадрата, 2016. 264 с., ил. 700 экз. ISBN 978-5-94607-183-3 (не вошло в отчет 2016 г.).
Споры о современном искусстве продолжаются, особенно в ситуации, когда приоритетными для общества и государства провозглашаются так называемые традиционные ценности. Каковы место и роль современного искусства в консервативном российском контексте? Чем вообще озабочены современные художники в широком смысле этого слова? Каково нынешнее состояние таких видов искусства, как архитектура, театр, музыка, литература, фотография, кинематограф? Свои соображения по этому поводу высказывают авторы выпуска, среди которых исследователи из России, США, Литвы и Германии, а также актуальные художники. Как бы ни различались их позиции, они, пожалуй, согласны в одном: практика различных видов искусства претерпела настолько существенные изменения, что сегодня настаивать на их обособленности и абсолютной символической ценности уже не представляется возможным. От Искусства с большой буквы к плюрализации искусств, от созерцания к эксперименту и социальному действию – в этом проявляет себя некоторая общая тенденция.


1.2. Аннотация на англ. яз. на одну важнейшую книгу


1) Aronson O.V. Forces of the False. Essays On Non-Political Democracy. Moscow: Falanster, 2017. 446 p. 700 copies. ISBN 978-999999-0-42-4.
The book focuses on non-political democracy that opposes the action of the multitude to the politicized value of the individual. Non-political democracy expresses itself in the radical experience of contemporary art, in certain effects of mass media, in public protest and even in global economy.


2. ПЕРЕЧЕНЬ ОПУБЛИКОВАННЫХ СТАТЕЙ
Плановые научные статьи
1. Статьи в журналах, индексируемых в базах Web of Sciences, Scopus, РИНЦ, Google Scholar, ERIH, входящих в список ВАК

1) Петровская Е.В. Что такое искусство? Круглый стол [Выступление] // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2016. Т. 9. № 4. С. 18–47 [37–41]. ISSN 2072-0726. DOI 10.21146/2072-0726-2016-9-4-18-47 (ВАК, РИНЦ, RSCI, Web of Sciences, ERIH PLUS, Google Scholar, материалы круглого стола) (не вошло в отчет 2016 г.).2) Петровская Е.В. Тело народа: сопротивление, вторжение, инакомыслие (заметки о творчестве Д.А. Пригова) // Синий диван. 2016. Вып. 21. С. 50–60. (ISBN 978-5-94607-183-3, [700 экз.], научная статья) (не вошло в отчет 2016 г.).3) Петровская Е.В. Искусство сегодня выражает что-то другое // Диалог искусств. 2017. № 2. С. 110–112. ISSN 1818-304Х (интервью).4) Петровская Е.В. (Petrovsky H.). Art of the Passing Moment: The Anti-Projective Nature of Prigov’s Utopia // Actograph. Revue de sciences humaines, sociales et politiques: Arts, Langages et Frontières. 2017. № 1. P. 11–28. ISSN 2490-9459. [Электронный ресурс] URL: http://www.actographe.eu/izd/2017_1_1/2017-1-Petrovsky.pdf (доклад).5) Петровская Е.В. (Petrovsky H.). The Avant-Garde as Continuous Experience (on the Proscription of Representing Utopia) // Russian Studies in Philosophy. 2017. Vol. 55. № 3–4. P. 252–264. ISSN 1061-1967 (print)/ISSN 1558-0431 (online). DOI https://doi.org/10.1080/10611967.2017.1370302 (ВАК, Web of Sciences, Scopus, Google Scholar, научная статья).6) Бычков В.В. Метафизический смысл искусства // Вестник славянских культур. Июнь 2017. Т. 44. С. 143–158. ISSN 2073-9567. (ВАК, Web of Sciences, РИНЦ, ERIH PLUS, Google Scholar, научная статья).7) Бычков В.В. Тема красоты в учении Иоанна Златоуста // Вопр. философии. 2017. № 9. С. 91–103. ISSN 0042-8744. (ВАК, Web of Sciences, РИНЦ, ERIH PLUS, Google Scholar, научная статья).8) Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Художественность как метафизическое основание эстетического опыта и критерий определения подлинности искусства // Вестник славянских культур. Март 2017. Т. 43. С. 220–241. ISSN 2073-9567. (ВАК, Web of Sciences, РИНЦ, ERIH PLUS, Google Scholar, научная статья).9) Маньковская Н.Б. Живопись и поэзия: проблема приоритетов. Спор Жозефена Пеладана с Леонардо да Винчи // Филология: научные исследования. 2017. № 1. С. 40–49. ISSN 2305-6177. DOI 10.7256/2454-0749.2017.1.21473 (ВАК, РИНЦ, Google Scholar, научная статья).10) Долгов К.М. Йозеф Гурбан и культура славянских народов // Международная жизнь. 2017. № 8. С. 168–174. ISSN 0130-9625. (ВАК, РИНЦ, Google Scholar, научная статья).11) Долгов К.М., Старикова Е.В. Редьярд Киплинг: Рассказ как политическая формула // Вопр. литературы. 2017. № 1. С. 245–261. ISSN 0042-8795. (ВАК, РИНЦ, ERIH PLUS, Google Scholar, научная статья). 12) Аронсон О.В. Парадигма сложности в перспективе философской стратегии Жиля Делёза. Материалы Круглого стола // Философия науки и техники. 2016. Т. 21. № 2. С. 149–181. ISSN 2413-9084. DOI 10.21146/2413-9084-2016-21-2-149-181 (ВАК, РИНЦ, ERIH PLUS, Google Scholar, научная статья) (не вошло в отчет 2016 г.).13) Аронсон О.В. Перевод и политика: Шмитт, Беньямин и… Достоевский // Культура и искусство. 2016. № 6. С. 802–811. ISSN 2222-1956. (ВАК, РИНЦ, Google Scholar, научная статья) (не вошло в отчет 2016 г.). 14) Аронсон О.В. (Aronson O.). Forms of Thought at the Limits of the Body (On the Analytical Metaphysics of Valery Podoroga) // Russian Studies in Philosophy. 2016. Vol. 54. № 4. P. 257–266. ISSN 1061-1967 (print)/ISSN 1558-0431 (online). DOI 10.1080/10611967.2016.1251243 (ВАК, Web of Sciences, Scopus, Google Scholar, научная статья) (не вошло в отчет 2016 г.).15) Аронсон О.В. Экономика заражения (заметки о теории искусства Льва Толстого) // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. 2017. № 3 (июль – сентябрь). С. 195–207. ISSN 2218-5518. [Электронный ресурс]. URL: http://politconcept.sfedu.ru/2017.3/15.pdf (РИНЦ, Google Scholar, научная статья).16) Липов А.Н., пер. с нем.: Эссл К. Изменения в электроакустической музыке [Статья из издания «Между экспериментом и коммерцией. К эстетике электронной музыки». Ежегодник музыковедения. Том 2 под ред. Томаса Дéзси, Стефана Йена и Дитера Toкевитца (Вена, 2007. С. 37–84. Издатели: Корнелия Сцабо, Кнотик и Маркус Грассл)] // PHILHARMONICA. International Music Journal. 2016. № 4. С. 42–75. ISSN 1339-4002. DOI 10.7256/2453-613X.2016.4.20994. [Электронный ресурс] URL: http://www.nbpublish.com/library_read_article.php?id=19657 (РИНЦ, перевод) (не вошло в отчет 2016 г.).17) Липов А.Н. Быть Джоном Кейджем. Из истории американской экспериментальной музыки. Статья первая // Философия и культура. 2017. № 5. С. 131–151. ISSN 1999-2793. DOI 10.7256/2454-0757.2017.5.19657. [Электронный ресурс] URL: http://www.nbpublish.com/library_read_article.php?id=20994 (ВАК, РИНЦ, ERIH PLUS, Google Scholar, научная статья).18) Маслова В.А. Советский дизайн и образ «нового человека» // Философия и культура. 2017. № 12 (109). С. [...]. ISSN 2454-0757. DOI 10.7256/2454-0757.2017.12.24823 (ВАК, РИНЦ, ERIH PLUS, Google Scholar, научная статья). 19) Шаропова Н.Р. Пути эстетики: формирование дисциплины в дискуссиях послевоенных лет [В рамках проекта «История сектора»] // Официальный сайт Института философии РАН. [Электронный ресурс] URL: https://iphras.ru/page26412045.htm (научная статья).20) Ларионов Д.В. «Лишнего нет, пропусков нет» // Новый мир. 2017. № 12. С. 177–179. ISSN 0130-7673. (ВАК, Web of Sciences, рецензия). ISSN здесь: http://www.nm1925.ru/21) Ларионов Д.В. Непрочитанная пантомима: диссертация Евгения Харитонова в свете его художественного творчества и советских теорий танца // Шаги / Steps. Журнал Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС. 2017. Т. 3. № 1. С. 185–199. ISSN 2412–9410. (РИНЦ, научная статья).22) Мороз А.О., пер. с англ.: Каливас А. Демократия и политика экстраординарного // Социология власти. 2017. № 2. С. 221–238. ISSN 2074-0492. DOI 10.22394/2074-0492-2017-2-221-238 (ВАК, РИНЦ, ERIH PLUS, Google Scholar, перевод).23) Мороз А.О., пер. с англ.: Нейрат О. Интернациональный изобразительный язык // Социология власти. 2017. № 2. С. 197–220. ISSN 2074-0492. DOI 10.22394/2074-0492-2017-2-197-220 (ВАК, РИНЦ, ERIH PLUS, Google Scholar, перевод).
 
2. Статьи в коллективных монографиях, сборниках, материалах конференций
 
1) Петровская Е.В. Словарь раскрепощенных ритмов (послесловие к книге: Гертруда Стайн «Автобиография Элис Б. Токлас») // Премия Андрея Белого (2011–2012): Альманах / [Сост. Б. Останин]. СПб., 2016. С. 91–113. (ISBN 978-5-9907799-2-1, тираж не указан) (не вошло в отчет 2016 г.). 2) Петровская Е.В. Письмо комитету Премии // Премия Андрея Белого (2011–2012): Альманах / [Сост. Б. Останин]. СПб., 2016. С. 116–118. (ISBN 978-5-9907799-2-1, тираж не указан) (не вошло в отчет 2016 г.). 3) Петровская Е.В. Дискуссия в связи с презентацией книги Е. Петровской «Безымянные сообщества» // Премия Андрея Белого (2011–2012): Альманах / [Сост. Б. Останин]. СПб., 2016. С. 119–137. (ISBN 978-5-9907799-2-1, тираж не указан) (не вошло в отчет 2016 г.). 4) Петровская Е.В. Приложение. Дискуссия // Подорога В.А. и др. Антропограммы. Опыт самокритики. С приложением дискуссии. СПб., 2017. С. 203–216. (ISBN 978-5-94380-240-9, 700 экз.).5) Петровская Е.В. (Petrovsky H.). The Ethics of Anonymity // Critical Mass: Moscow Art Magazine 1993–2017 / Ed. by V. Misiano and R. Addison. [Moscow], 2017. P. 146–151. (ISBN 978-8-090671-42-3, тираж не указан).6) Петровская Е.В. (Pyotrovsky [Petrovsky] H.). Pussy Riot: From Intervention to Action // Art Riot. Post-Soviet Actionism. Saatchi Gallery, 16 Nov. – 31 Dec. 2017 [Catalogue] / Curated by M. Guelman, ed. by A. Kovalev. London, 2017. P. 70–81. (ISBN 978-5-4330-0086-5, тираж не указан).7) Петровская Е.В. Многопрофильные философские журналы. Круглый стол [Выступление] // Сборник статей к 70-летию журнала «Вопросы философии». М., 2017. 8) Аронсон О.В. Приложение. Дискуссия // Подорога В.А. и др. Антропограммы. Опыт самокритики. С приложением дискуссии. СПб., 2017. С. 203–216. (ISBN 978-5-94380-240-9, 700 экз.).9) Аронсон О.В. (Aronson O.). Participation in the Community – Non-Participation in the Artwork // Critical Mass: Moscow Art Magazine 1993–2017 / Ed. by V. Misiano and R. Addison. [Moscow], 2017. P. 140–145. (ISBN 978-8-090671-42-3, тираж не указан).
 
3. Научно-популярные статьи
 
1) Долгов К.М. Эпоха потерь и обретений // Покров. 2017. № 1/547. С. 26–31. (ISSN 2079-3227, 8000 экз.).2) Долгов К.М. Победа русского духа // Покров. 2017. № 2/548. С. 26–31. (ISSN 2079-3227, 8000 экз.).3) Долгов К.М. Встреча учености и святости // Покров. 2017. № 4/550. С. 62–67. (ISSN 2079-3227, 8000 экз.).
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Поставленные цели и задачи выполнены в соответствии с Планом НИР.Проведено углубленное исследование связи эстетики и политики. Разработано понятие неполитической демократии в том числе применительно к произведениям литературы и искусства. Продолжено исследование современного искусства в свете социальной антропологии и философии действия, а также эстетики экспериментальной музыки на примере творчества Дж. Кейджа.Показано, что в пространстве современного эстетического опыта и актуального искусства сохраняют свою востребованность базовые эстетические принципы, наполняясь нередко новым или видоизмененным содержанием. Выявлено, что современное прочтение ряда средневековых и классических философско-эстетических текстов показывает историческую преемственность эстетического сознания и эстетической мысли.