Аронсон Олег Владимирович |
|
|
|
Год и место рождения
|
1964, г. Орша
|
Образование
|
- Высшее образование, Московский университет путей сообщения, факультет прикладной математики, 1986.
- Аспирантура, Институт философии АН СССР, г. Москва, 1991–1994.
|
Ученые степени
ORCID ID
Researcher ID
Scopus Author ID
|
Кандидат философских наук, 1997. «Философские основания анализа кинематографического пространства», специальность 09.00.04 (эстетика), Совет ИФ РАН, г. Москва
0000-0001-6753-7724
W-7136-2018
57192426011
|
Государственные награды и премии
|
- Премия Андрея Белого, 2008
- Премия гильдии киноведов и кинокритиков России, 2004
|
Научные интересы
|
Современная философия, теория кино, теория медиа, философия математики.
|
Профессиональная деятельность
|
С 2008 г. по наст. вр. – старший научный сотрудник ИФ РАН, г. Москва
2004–2008 – старший научный сотрудник Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва
2001–2004 – докторант ИФ РАН
1991–2000 – научный сотрудник ИФ РАН
1989–1991 – младший научный сотрудник ИФ РАН
1986–1989 – программист
|
Спецкурсы |
- «Философия и математика» (РГГУ, НИУ "Высшая школа экономики")
- «Современные теории кино» (РГГУ)
- «Философия и современное искусство» (Институт проблем современного искусства)
|
Научное руководство |
Аспирант сектора эстетики |
Публикации
|
Книги:
Избранные публикации:
- Аронсон О.В. Кино против музея // Музей как медиа. Дискуссии в Музее Бориса Ельцина. Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2022. C. 14–41.
- Рассказ – кино – рассказ’ (Ромер и Эсташ) // Кинема. 2023. № 4/5. C. 10–29.
- Ненасилие и бессилие (формализуя ощущение зла) // Новое лит. обозрение. 2023. № 184 (6). С. 91–101.
- Shame as Sensus Communis // Studies in East European Thought. 07 October 2022. Vol. 74. No. 4. P. 595–599. DOI: 10.1007/s11212-022-09496-9.
- Политика и перверсия (де Сад Пьера Паоло Пазолини сегодня) // Filozofija i društvo / Philosophy and Society. 2022. Vol. 33. No. 4. P. 860–876. DOI: https://doi.org/10.2298/FID2204860A.
- Оптическое эксцентрическое. Кино и семиотика безумия // Кинема. 2022. № 3 (1). С. 8–19.
- [Тексты] // Komar & Melamid [Кат. выставки] / Сост. А. Ерофеев. М.: Московский музей совр. иск-ва, 2021. C. 22–23, 26, 44, 63–64, 96–97, 106–107, 126, 156, 165–166, 180, 198, 215.
- Air, the Physics of Sensus Communis // Social Sciences. 2021. Vol. 52. No. 2. P. 111–118.
- Антропограмма, или Выживающее мышление // Новое лит. обозрение. 2021. № 172 (6). С. 17–26.
- Эстетика как intentio prima. О религиозном материализме Алексея Федоровича Лосева // Междунар. журн. исслед. культуры. 2021. № 4
- От логики общего чувства к эстетике равенства // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 3 (40). С. 35–47
-
From the Photogeny of Poverty to the Cinegeny of Money // Russian Studies in Philosophy. 2019. Vol. 57. № 2. P. 155–169.
-
Лицо в массовой культуре // Международный журнал исследований культуры. 2019. № 3 (26). С. 170–184.
-
Огонь и запрет // Искусство кино. 2019. № 1/2. С. 22–32.
-
Musica minima (послесловие) // Мартынов В. Конец времени композиторов. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2019. С. 371–386.
-
От фотогении бедности к киногении денег // Кино/Капитал: Сб. докладов VI Международ. науч. конф. Центра исследований экономической культуры СПбГУ / Сост. А. Артамонов, А. Погребняк. СПб., 2018. С. 29–52.
-
Шедевры без свойств // Диалог искусств. Журнал Московского музея современного искусства. 2018. № 4. С. 27–31.
-
Микеланджело Антониони: переизобретение кадра // Международ. журнал исследований культуры / International Journal of Cultural Research. 2018. № 2 (31). С. 216–227.
-
Participation in the Community – Non-Participation in the Artwork // Critical Mass: Moscow Art Magazine 1993–2017 / Ed. by V. Misiano and R. Addison. [Moscow], 2017. P. 140–145.
-
Forms of Thought at the Limits of the Body (On the Analytical Metaphysics of Valery Podoroga) // Russian Studies in Philosophy. 2016. Vol. 54. № 4. P. 257–266.
-
Парадигма сложности в перспективе философской стратегии Жиля Делёза. Материалы Круглого стола // Философия науки и техники. 2016. Т. 21. № 2. С. 149–181.
-
Перевод и политика: Шмитт, Беньямин и… Достоевский // Культура и искусство. 2016. № 6. С. 802–811.
-
Товарищество земли. Этика общности в «Стихах о неизвестном солдате» Осипа Мандельштама // Vox. Электронный философский журнал. Июнь 2016. Вып. 20. С. 1–13. URL: http://vox-journal.org/content/Vox20/Vox20-AronsonO.pdf
-
Право на искусство // Синий диван. 2016. Вып. 21. С. 29–49.
-
Аффект в координатах нефилософии // Философский журнал. 2015. Т. 8. № 1. С. 33–46.
-
Personification and Consumption // Criticism. Summer 2014. Vol. 56. № 3. P. 525–534.
-
Кинематографический образ: экономика времени // Новое литературное обозрение. 2014. № 126. С. 59–62.
-
Андрей Тарковский: экономика длинного плана // Феномен Андрея Тарковского в интеллектуальной и художественной культуре. Иваново, 2014.
-
Математика: дар или истина? (в соавт. с А. Родиным) // Синий диван. 2013. № 18. С. 179–194.
-
Машина и женщина (заметки о Марселе Дюшане) // Синий диван. 2013. № 18. С. 130–149.
-
Признаки и призраки времени: современное искусство и абстрактный капитализм // Код эпохи: современное искусство, музыка, танец в мире идей и вещей. М., 2013. С. 26–31. URL: http://www.kodepohi.ru/oleg-aronson.
-
Мгновение документа и полнота памяти // Статус документа: Окончательная бумажка или отчужденное свидетельство? Сб. статей / Под ред. И.М. Каспэ. М.: Новое литературное обозрение, 2013. С. 218–244.
-
Мечты о государстве непокорности (Читая Генри Торо сегодня) // Синий диван. 2012. № 17. С. 73–94.
-
Кинематографический текст и тексты о кино // Международный журнал исследований культуры. 2012. № 2 (7). С. 21–24.
-
Телевизионный образ, или Подражание Адаму // Экранная культура. Теоретические проблемы: Сб. статей / Отв. ред.: К.Э. Разлогов. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2012. С. 264–273.
-
Кинематографический образ: переизобретение чуда // Экранная культура. Теоретические проблемы: Сб. статей / Отв. ред.: К.Э. Разлогов. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2012. С. 206–225.
-
К антропологии свидетельства // Методология науки и антропология / Отв. ред.: О.И. Генисаретский, А.П. Огурцов. М.: ИФ РАН, 2012. С. 131–149.
-
Этика времени Мераба Мамардашвили // Мераб Мамардашвили: «Быть философом – это судьба...». Материалы Международной конференции «Мераб Мамардашвили: вклад в развитие философии и культуры». Москва, 9–11 декабря 2010 г. М.: Прогресс-Традиция, 2011. C. 226–236.
-
Проблемы сценарного мастерства в современном отечественном кино. Материалы конференции НИИ киноискусства // Хроники кинопроцесса 2010. М.: НИИ киноискусства, 2011. С. 217—247.
|
Доклады и выступления
на конференциях, семинарах
|
-
Выступление на Круглом столе «Эстетика в жизни и учении: вчера, сегодня, завтра» (г. Москва, Институт философии РАН, 24 октября 2022 г.). [Электронный ресурс] URL: https://iphras.ru/page24801798.htm; https://www.youtube.com/watch?v=wkk86JarmLQ
-
Презентация книги Е.В. Ознобкиной «Избранные работы: статьи, рецензии, воспоминания» (г. Москва, ИФ РАН, Всемирный день философии, 21 ноября 2019 г.).
-
Презентация книги Е.В. Петровской «Возмущение знака. Культура против трансценденции» (г. Москва, образовательный проект Science.me, книжный магазин «Фаланстер», 13 ноября 2019 г.).
-
Выступление «Холокост и массовое общество» в рамках семинара «Философия после…» (г. Москва, ИФ РАН, 22 октября 2019 г.) (Руководитель – О.П. Зубец).
-
«Rethinking Beauty / Переосмысление красоты». Семинар архитектурной школы МАРШ, г. Москва (рук. Е.В. Асс; совместно с Е.В. Петровской, 7 октября 2019 г.).
-
Презентация книг О.В. Аронсона «Силы ложного» и «Кино и философия» (г. Москва, ИФ РАН, День философской книги, 18 июня 2019 г.).
-
Круглый стол «Чувственность как эстетическая проблема» (г. Москва, ИФ РАН совместно с СПбГУ и СПбГУП, 5 июня 2019 г.). – Выступление на тему: «Аффект и цифра». [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=JwpxzZkvUUE; https://www.youtube.com/watch?v=vqQm12AkIAE
-
Круглый стол памяти академика Вяч.Вс. Иванова в рамках XII Международного гуманитарного научного форума «Гуманитарные чтения РГГУ» (г. Москва, Российский государственный гуманитарный университет, 10 апреля 2019 г.).
-
«Свидетель и право мертвых». - Международный круглый стол «Культура памяти и призраки общностей» в рамках третьей сессии междисциплинарного проекта В. Мизиано «Удел человеческий» («Время и смыслы. Травма, память, забвение, знание») (г. Москва, ГЦСИ-РОСИЗО, Фонд культуры «Екатерина», 2 декабря 2017).
-
«От фотогении бедности к киногении денег». - VI Международная конференция «Кино и капитал» (г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет, Центр исследований экономической культуры, МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 26–27 мая 2017).
-
«Современное искусство: мир без эксперта». - Конференция «Призрак экспертизы. Как осуществлять художественную экспертизу в культурной ситуации нашего времени» (г. Москва, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, 18–19 апреля 2017).
-
«Андрей Тарковский: кинематографическое время vs. время культуры». - Международная научная конференция к 85-летнему юбилею кинорежиссера Андрея Тарковского «Тарковский в меняющемся времени» (г. Москва, ВГИК, 5–6 апреля 2017).
-
Лекция на тему: «Работа Льва Толстого “Что такое искусство?” и экономика бедности» в рамках научного семинара факультета славистики (г. Зальцбург, Австрия, Зальцбургский университет, 9 ноября 2016).
-
«Шахматы в СССР: культура и политика» (г. Инсбрук, Австрия, Русский центр г. Инсбрука, 7 ноября 2016).
-
Лекция в рамках проекта «Ночь Делёза» (г. Москва, Музей современного искусства «Гараж», 27 августа 2016).
-
«Архитектоника постмодерна» (с А.В. Рубцовым). - Цикл бесед «Реплики» проекта Института философии РАН «Анатомия философии: как работает текст» (г. Москва, библиотека им. Достоевского, 19 мая 2016).
-
«Механика стихий (специфика анализа фильма)». - XIX Открытая конференция студентов-филологов (г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет, 18 апреля 2016).
-
Публичная лекция «Право на искусство» (г. Харьков, Ермилов-центр, ХНУ им. В.Н. Каразина, 5 марта 2016).
-
«Глоссолалия в творчестве Д.А. Пригова». - 5-е международные Приговские чтения (г. Москва, Минкульт РФ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Фонд Пригова, РГГУ, изд. дом «Новое литературное обозрение», 5–7 ноября 2015).
-
«Искусство и экономика бедности». - V Всероссийская научно-педагогическая конференция «Диалоги о культуре и искусстве» (г. Пермь, Пермский государственный институт культуры, 20–22 октября 2015).
-
Выступление на тему «Демократия мертвых» в контексте обсуждения проблемы «Демократия как предел политического воображения» (г. Киев, Центр визуальной культуры, 31 мая 2015).
-
Лекция на тему: «Аффективная экономика клише» (г. Москва, Государственный центр современного искусства, 14 октября 2014).
- «Первая мировая война и формирование массового общества». – Круглый стол «Этика и техника изображения войны» (г. Москва, Библиотека им. Н.А. Некрасова, 12 октября 2014).
- «Координаты аффекта». – Международный коллоквиум «Нестандартная философия Франсуа Ларюэля» (Франция, г. Серизи-ла-Саль, Международный культурный центр Серизи-ла-Саль, сентябрь 2014).
- «Будущее: зона слабой аффективности?». – Международная научная конференция «Футурологический конгресс» (г. Москва, «Гоголь-центр», Гёте-Институт, letterra.org, Венгерский культурный центр, Польский культурный центр, февраль 2014).
- «Этика и экономика праздности». – Международный круглый стол «Праздность и литература» (Австрия, г. Инсбрук, Институт славистики при Инсбрукском университете, апрель 2014).
- «Торжество виртуальности: соцреализм и кино». - Институт славистики при Инсбрукском университете (Австрия, г. Инсбрук, апрель 2014).
- «Была ли у кино теория?» – Конференция «Российское киноведение: итоги и перспективы» (г. Москва, НИИ киноискусства, декабрь 2013).
- «Алгоритмизация эротизма (неискусство Марселя Дюшана)». – Международная художественная ассамблея «Искусство и наука как предполагаемое возможное» (г. Калининград, Калининградский филиал ГЦСИ, ноябрь 2013).
- «Андрей Тарковский: экономика длинного плана». – II Международная научная конференция «Феномен Андрея Тарковского в интеллектуальной и художественной культуре – “Зеркало 2013”» (г. Иваново, июнь 2013).
- «Кинематографический образ: экономика времени». – Круглый стол «Антропология кинообраза» (г. Москва, Культурный центр «Пунктум», июнь 2013).
- «Кино и система Станиславского». – Научная конференция «Константин Станиславский: кино и театр» в рамках театрального фестиваля «Да! Да! Да!» (Польша, г. Варшава, май 2013).
- «Кинематографический текст: логика восприятия и этика понимания». – Научно-исследовательский семинар «Кино/Идентичность» (г. Москва, Высшая школа европейских культур РГГУ, февраль 2013).
- «Политика и экономика идентичности». – 1-е научные чтения памяти А.А. Брудного (Американский университет Центральной Азии, Кыргызстан, г. Бишкек, декабрь 2012).
- «Современное искусство как высшая стадия монетаризма». – Международная конференция «Идея авангарда и институциональная критика. Теории и практики» (Международный коллеж философии (Париж), Центр творческих индустрий «Проект Фабрика», Государственный центр современного искусства (Москва), г. Москва, июнь 2012).
- «Образы империи». – Международный конгресс «Россия и Польша: Память империй / Империя памяти» (Российский институт культурологии, Педагогический университет Комиссии народного образования в Кракове, г. Санкт-Петербург, апрель 2012).
- «Перевод и политика. Карл Шмитт и Вальтер Беньямин в современном российском контексте». – «Философия на перекрестке культур и дисциплин: наследие Вальтера Беньямина», международная конференция (НГЛУ им. Н. Добролюбова, Приволжский филиал Государственного центра современного искусства, Россия (Нижний Новгород), июнь 2011).
- «Символы бесконечности (П. Флоренский и Г. Кантор)». – «Symbolarium», межвузовская конференция (Институт «Русская антропологическая школа» (РГГУ), Россия (Москва), июнь 2011).
- «Товарищество Земли (поэтика общности у О. Мандельштама)». – «Опыты сообщества», межвузовская конференция (Институт «Русская антропологическая школа» (РГГУ), Московский философский колледж, Россия (Москва), май-июнь 2011).
- «Этика монтажа в советском киноавангарде». – «Художники и авангард: исторические и современные трансформации», международная конференция (Международный философский колледж, Франция (Париж), март-апрель 2011).
|
Гранты |
- Исследовательский грант Российского гуманитарного научного фонда (2004–2005)
- Научный грант Института Лотмана (Рурский университет, Германия, 2002)
- Грант на публикацию книги «Метакино» Института «Открытое общество» фонда Сороса (1998)
|
|
|
E-mail |
olegaronson@yandex.ru |
|
|
|