Научный отчет cектора философских проблем политики ИФ РАН за 2021-2022 годы.
Важнейшие итоги по теме НИР и государственному заданию на 2018-2022 гг.: «Российский проект цивилизационного развития» (руководитель – академик А. В. Смирнов, коорд. - член-корреспондент РАН, Н.А. Касавина)№ 156-2018-0030. Рег. Номер АААА-А18-118052990107Результаты исследований за 2022 год:
Осуществлено обновление методологии исследований российской истории благодаря реактуализации формационного подхода и более полному использованию мир-системного анализа (Шевченко В.Н. Особенности цивилизационного развития России в контексте противостояния с Западом. Феномен русофобии // Личность. Культура. Общество. 2022. Т. 24. №2. С. 70-88), доказано, что проекты особого пути российского государства возникают как антилиберальный ответ на стремление западного капитализма сохранить зависимый и отсталый характер развития страны (Шевченко В.Н. Особый путь развития России: миф или реальность? // Проблемы цивилизационного развития. 2022. Т. 4. №2. С. 43-69), показана методологическая значимость концепта «осажденная крепость» для понимания особенностей цивилизационных характеристик в контексте противостояния России и Запада (Шевченко В.Н. СССР как «осажденная крепость» // СССР в достижениях и катастрофах. Размышления по случаю 100-летия. М.: Голос, 2022. С.123-153).
Проведен анализ кризиса универсалистской модели европейского модерна, центральной фигурой которого было государство-нация и которому противопоставляется сегодня модель «государства-цивилизации» (Спиридонова В.И. «Цивилизационное государство» как вызов однополярной глобализации // Век глобализации. М. 2022. № 1. С. 29-41. DOI: 10.30884/vglob/2022.01.02. ISSN 1994-9065. RSCI, ВАК, РИНЦ), проанализированы перспективы внутренней консолидации, которую стимулирует концепция «цивилизационного государства», а также гипотеза о формировании на их основе макрорегиональных союзов «мир-цивилизаций», предвестников многополярного мультицивилизационного мира (Спиридонова В.И. «Государство-цивилизация как новая формула существования в XXI веке // Общественные науки и современность. 2022. № 3. С. 116-127. DOI: 10.31857/S086904992203008X. ISSN (Print) 0869-0499. ISSN (Online) 2712-9101. RSCI, ВАК, РИНЦ), исследована позиция критиков концепта «государства-цивилизации», которая вскрывает коренное мировоззренческое противоречие двух различных подходов к осмыслению государственности – европейского как преимущественно институционально-правового и ограниченно-инструментального и незападного, в котором государство трактуется в этической парадигме как добродетель, хранитель социального мира и гармонии (Спиридонова В.И. «Цивилизационное государство» versus «национальное государство» как отражение кризиса неолиберального порядка // Знание. Понимание. Умение. 2022. № 27. С. 102-114. DOI: 10.17805/zpu.2022.2.7. ISSN 1998-9873 (print), ISSN 2218-9238 (online). (RSCI, ВАК, РИНЦ).
На основании герменевтического анализа трудов В.Л. Цымбурского сделан вывод о взаимной дополнительности исторической и проективно-конструктивистской методологии в локально-цивилизационных исследованиях, реконструирован ряд его актуальных до настоящего времени интуиций в отношении современных геополитических проблем (Ильинская С.Г. Актуальность геополитических интуиций Вадима Цымбурского // Проблемы цивилизационного развития. 2022. Т. 4. № 1. С. 125–139. DOI 10.21146/2713-1483-2022-4-1-125-139. ISSN 2713–1483. РИНЦ), определена цивилизационная актуальность евразийской интеграции для России как с культурно-исторической точки зрения, так и с позиции текущих геополитических реалий (Грачёв Б.В. Цивилизационный выбор России: евразийская альтернатива // Социодинамика. 2022. № 8. С. 38-52. DOI: 10.25136/2409-7144.2022.8.36899 EDN: KLGGIM. ISSN: 2409-7144. ВАК, РИНЦ). На основании глубокого сравнительного анализа онтологической и социально-конструктивистской методологии сделан вывод о необходимости преодоления философско-методологических и ценностных разногласий научного сообщества для успешной работы над российским проектом цивилизационного развития (Соколова Р.И. Необходимость преодоления философско-методологических и ценностных разногласий как условие консолидации научного сообщества // Россия: тенденции и перспективы развития. 2022. Вып. 17. Ч. 1. С. 867-872. ISBN: 978-5-248-01032-5). Результаты исследований за 2021 год:
- Исследована политика «реформ и открытости с опорой на собственные силы», избранная китайским руководством. Придерживаясь принципа «скрывать свои возможности и оставаться в тени», Китай прибегнул к использованию экономической, технологической и научной помощи стран Запада, не участвовал в каких-либо военных конфликтах, не угрожавших прямо его национальным интересам. В результате осуществления такой стратегии, Китай в настоящее время превратился во вторую державу мира. (Буров В.Г. История длиной в сто лет (К юбилею Компартии Китая) // Азия и Африка сегодня. 2021. № 9. С. 5-13; Буров В.Г. Компартии Китая – сто лет // Свободная мысль. 2021.№ 5. С. 5-18. Буров В.Г. Размышления о российской цивилизации // Проблемы цивилизационного развития. 2021. Т.3. № 1. С. 241-251).
- Пространство Евразии определено как ключевой ареал развития российского проекта цивилизационного развития, при этом обозначено пространство «первого круга», на котором особое значение имеют интеграционные процессы в формате Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и пространство «второго крута» - «Большая Евразия» как горизонт для будущей континентальной кооперации, основанной на сопряжении ЕЭАС и Экономического пояса Шелкового пути. (Грачёв Б.В. Философско-политическое осмысление Евразии в контексте российского проекта цивилизационного развития // Философская мысль. 2021. № 11. С. 119 - 138.).
- Выделены этапы развития теории локальных цивилизаций: начальный (теоретический), политико-прикладной (геополитический), логико-культурный. Сформулирован ряд возражений против чисто универсалистского подхода к понятию «цивилизация» и чисто инструменталистского подхода к изучению феномена «локальная цивилизация». Очерчены перспективы дальнейшего развития темы. Впервые логически непротиворечиво изложена история развития теории локальных цивилизаций, которая была реконструирована как последовательная линия концептуального осмысления понятия, а не как спорадически возникающие фантазии отдельных исследователей. Воссоздан международный контекст обращения к идее локальных культурно-исторических типов (цивилизаций), продемонстрирована востребованность и тесная взаимосвязь теоретического осмысления понятия «локальная цивилизация» с реалиями мировой политики (Ильинская С.Г. Локально-цивилизационные исследования и социальный конструктивизм: возможности сопряжения // Философская мысль. 2021. № 11. С. 105-118; Ильинская С. Г. «Политико-прикладная» и «логико-смысловая» «волны» осмысления феномена «локальная цивилизация» // Полилог/ Polylogos. 2021. Т. 5. № 4 (18) (электронная публикация); Ильинская С.Г. «Цивилизация» как локальный феномен: начальный этап теоретического осмысления понятия // Общественные науки и современность. 2021. № 6. С. 119-134).
- Акцентированы новые вызовы для России и необходимость в цивилизационном плане поиска выхода из ситуации неустойчивости и неопределенности, господствующих в современном мире. Сделан вывод о том, что более внимательное отношение к культурно-историческому фону поможет сблизить позиции разных отечественных авторов и минимизировать неопределенность, принимающую все более тревожные черты. (Соколова Р.И. Неопределенность мира и проблема российской цивилизации // Философские науки.. 2021. Т. 64, № 2. С.128-148; Соколова Р.И. Проблема идентичности российской цивилизации и геополитика // Проблемы цивилизационного развития. 2021. Том 3. № 2. С.51-69).
- Проанализирована эволюция нового феномена современности – «цивилизационного государства», которое бросает вызов неолиберальному стандарту глобализации, в основании которого лежит европейская модель «национального государства», признанная в качестве универсальной для политической модернизации всех стран мира. Исследованы внешние угрозы для сохранения единства российского пространства, перспективы актуализации нового «геополитического задания» России как метафизического «Севера» с опорой на концепт «Северной Евразии» для интенсификации процессов формирования новой российской идентичности. (Спиридонова В.И. Внешние вызовы для российского пространства и формирование цивилизационного ответа // Общественные науки и современность. 2021. № 3. С. 19-29;
- Обоснована гипотеза, согласно которой органическое сочетание прав и обязанностей, или всеобщая гармония правообязанностей, есть идеальный ориентир в ходе приближения к которому государство совершенствуется в согласии с принципом справедливости. Выдвигается тезис о том, что идеология, полагающая в свой фундамент одну из традиционных религиозных конфессий, оказывается в проигрышном положении с точки зрения задачи интеграции поликонфессионального и поликультурного сообщества, каковым является российское общество. Пути решения проблемы автор видит не в отказе от религиозности как таковой, а в формировании религиозности нового типа, религиозности недогматической. (Угрин И.М. Проблема свободы сквозь призму типологии правоотношений Н.Н. Алексеева // Право и политика. 2021. № 4; Угрин И.М. Евразийство как религиозная идеология и вызовы современности // Теории и проблемы политических исследований. 2021. № 2. С. 84-101).
- На основе современной философской методологии показаны последствия неравномерности развития всемирной истории для понимания особенностей истории России. Приводятся аргументы, подкрепляющие утверждения о самостоятельном пути развития российской цивилизации, который складывался на протяжении последних столетий с момента перехода от традиционных обществ к капитализму и появления всемирной истории, что открывает возможности для создания реалистического по своему практическому воплощению российского проекта цивилизационного развития, ориентированного на сохранение в своей основе традиционной культуры народов России, которая будет способствовать быстрому и устойчивому подъему и развитию российской цивилизации. Обосновывается необходимость смены приоритетов в философском мировоззрении российского общества, социально-научной мысли, в массовом сознании российских людей – от ориентации на догоняющую модель развития российской цивилизации к развитию по собственному пути на основе многовековых культурно-исторических традиций с полным учетом радикальных изменений, происходящих в мире в XXI веке. (Шевченко В.Н. Разрыв и преемственность в развитии отечественной социальной теории (часть 1) // Личность. Культура. Общество. 2021. Том XXIII. Вып.3. (№ 111). С. 35-46; Шевченко В.Н. Разрыв и преемственность в развитии отечественной социальной теории (часть 2) // Личность. Культура. Общество. 2021. Том XXIII. Вып.4. (№ 112). С. 40-58; Шевченко В.Н. Цивилизация и общество как категории социальной философии // Проблемы цивилизационного развития. 2021. Т.3. №1. С.57-80).
Научные отчеты сектора философских проблем политики:
|
||||||||||
|