Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научные результаты
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философских проблем политики » Научные результаты

Научные результаты

Научный отчет cектора философских проблем политики ИФ РАН за 2021-2022 годы.

 

 

 

 

 

Важнейшие итоги по теме НИР и государственному заданию на 2018-2022 гг.: «Российский проект цивилизационного развития» (руководитель – академик А. В. Смирнов, коорд. -  член-корреспондент РАН, Н.А. Касавина)

№ 156-2018-0030. Рег. Номер АААА-А18-118052990107


Результаты исследований за 2022 год: 

 

Осуществлено обновление методологии исследований российской истории благодаря реактуализации формационного подхода и более полному использованию мир-системного анализа (Шевченко В.Н. Особенности цивилизационного развития России в контексте противостояния с Западом. Феномен русофобии // Личность. Культура. Общество. 2022. Т. 24. №2. С. 70-88), доказано, что проекты особого пути российского государства возникают как антилиберальный ответ на стремление западного капитализма сохранить зависимый и отсталый характер развития страны (Шевченко В.Н. Особый путь развития России: миф или реальность? // Проблемы цивилизационного развития. 2022. Т. 4. №2. С. 43-69), показана методологическая значимость концепта «осажденная крепость» для понимания особенностей цивилизационных характеристик в контексте противостояния России и Запада (Шевченко В.Н. СССР как «осажденная крепость» // СССР в достижениях и катастрофах. Размышления по случаю 100-летия. М.: Голос, 2022. С.123-153).

 

 

Проведен анализ кризиса универсалистской модели европейского модерна, центральной фигурой которого было государство-нация и которому противопоставляется сегодня модель «государства-цивилизации» (Спиридонова В.И. «Цивилизационное государство» как вызов однополярной глобализации // Век глобализации. М. 2022. № 1. С. 29-41. DOI: 10.30884/vglob/2022.01.02. ISSN 1994-9065. RSCI, ВАК, РИНЦ), проанализированы перспективы внутренней консолидации, которую стимулирует концепция «цивилизационного государства», а также гипотеза о формировании на их основе макрорегиональных союзов «мир-цивилизаций», предвестников многополярного мультицивилизационного мира (Спиридонова В.И. «Государство-цивилизация как новая формула существования в XXI веке // Общественные науки и современность. 2022. № 3. С. 116-127. DOI: 10.31857/S086904992203008X. ISSN (Print) 0869-0499. ISSN (Online) 2712-9101. RSCI, ВАК, РИНЦ), исследована позиция критиков концепта «государства-цивилизации», которая вскрывает коренное мировоззренческое противоречие двух различных подходов к осмыслению государственности – европейского как преимущественно институционально-правового и ограниченно-инструментального и незападного, в котором государство трактуется в этической парадигме как добродетель, хранитель социального мира и гармонии (Спиридонова В.И. «Цивилизационное государство» versus «национальное государство» как отражение кризиса неолиберального порядка // Знание. Понимание. Умение. 2022. № 27. С. 102-114. DOI: 10.17805/zpu.2022.2.7. ISSN 1998-9873 (print), ISSN 2218-9238 (online). (RSCI, ВАК, РИНЦ).

 

  

На основании герменевтического анализа трудов В.Л. Цымбурского сделан вывод о взаимной дополнительности исторической и проективно-конструктивистской методологии в локально-цивилизационных исследованиях, реконструирован ряд его актуальных до настоящего времени интуиций в отношении современных геополитических проблем (Ильинская С.Г. Актуальность геополитических интуиций Вадима Цымбурского // Проблемы цивилизационного развития. 2022. Т. 4. № 1. С. 125–139. DOI 10.21146/2713-1483-2022-4-1-125-139. ISSN 2713–1483. РИНЦ), определена цивилизационная актуальность евразийской интеграции для России как с культурно-исторической точки зрения, так и с позиции текущих геополитических реалий (Грачёв Б.В. Цивилизационный выбор России: евразийская альтернатива // Социодинамика. 2022. № 8. С. 38-52. DOI: 10.25136/2409-7144.2022.8.36899 EDN: KLGGIM. ISSN: 2409-7144. ВАК, РИНЦ). На основании глубокого сравнительного анализа онтологической и социально-конструктивистской методологии сделан вывод о необходимости преодоления философско-методологических и ценностных разногласий научного сообщества для успешной работы над российским проектом цивилизационного развития (Соколова Р.И. Необходимость преодоления философско-методологических и ценностных разногласий как условие консолидации научного сообщества // Россия: тенденции и перспективы развития. 2022. Вып. 17. Ч. 1. С. 867-872. ISBN: 978-5-248-01032-5).


Результаты исследований за 2021 год:

 

- Исследована политика «реформ и открытости с опорой на собственные силы», избранная китайским руководством. Придерживаясь принципа «скрывать свои возможности и оставаться в тени», Китай прибегнул к использованию экономической, технологической и научной помощи стран Запада, не участвовал в каких-либо военных конфликтах, не угрожавших прямо его национальным интересам. В результате осуществления такой стратегии, Китай в настоящее время превратился во вторую державу мира. (Буров В.Г. История длиной в сто лет (К юбилею Компартии Китая) // Азия и Африка сегодня. 2021. № 9. С. 5-13; Буров В.Г. Компартии Китая – сто лет // Свободная мысль. 2021.№ 5. С. 5-18. Буров В.Г. Размышления о российской цивилизации // Проблемы цивилизационного развития. 2021. Т.3. № 1. С. 241-251).

 

- Пространство Евразии определено как ключевой ареал развития российского проекта цивилизационного развития, при этом обозначено пространство «первого круга», на котором особое значение имеют интеграционные процессы в формате Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и пространство «второго крута» - «Большая Евразия» как горизонт для будущей континентальной кооперации, основанной на сопряжении ЕЭАС и Экономического пояса Шелкового пути. (Грачёв Б.В. Философско-политическое осмысление Евразии в контексте российского проекта цивилизационного развития // Философская мысль. 2021. № 11. С. 119 - 138.).

 

-  Выделены этапы развития теории локальных цивилизаций: начальный (теоретический), политико-прикладной (геополитический), логико-культурный. Сформулирован ряд возражений против чисто универсалистского подхода к понятию «цивилизация» и чисто инструменталистского подхода к изучению феномена «локальная цивилизация». Очерчены перспективы дальнейшего развития темы. Впервые логически непротиворечиво изложена история развития теории локальных цивилизаций, которая была реконструирована как последовательная линия концептуального осмысления понятия, а не как спорадически возникающие фантазии отдельных исследователей. Воссоздан международный контекст обращения к идее локальных культурно-исторических типов (цивилизаций), продемонстрирована востребованность и тесная взаимосвязь теоретического осмысления понятия «локальная цивилизация» с реалиями мировой политики (Ильинская С.Г. Локально-цивилизационные исследования и социальный конструктивизм: возможности сопряжения // Философская мысль. 2021. № 11. С. 105-118; Ильинская С. Г. «Политико-прикладная» и «логико-смысловая» «волны» осмысления феномена «локальная цивилизация» // Полилог/ Polylogos. 2021. Т. 5. № 4 (18) (электронная публикация); Ильинская С.Г. «Цивилизация» как локальный феномен: начальный этап теоретического осмысления понятия // Общественные науки и современность. 2021. № 6. С. 119-134).

 

- Акцентированы новые вызовы для России и необходимость в цивилизационном плане поиска выхода из ситуации неустойчивости и неопределенности, господствующих в современном мире. Сделан вывод о том, что более внимательное отношение к культурно-историческому фону поможет сблизить позиции разных отечественных авторов и минимизировать неопределенность, принимающую все более тревожные черты. (Соколова Р.И. Неопределенность мира и проблема российской цивилизации // Философские науки.. 2021. Т. 64, № 2. С.128-148; Соколова Р.И. Проблема идентичности российской цивилизации и геополитика // Проблемы цивилизационного развития. 2021. Том 3. № 2. С.51-69).

 

- Проанализирована эволюция нового феномена современности – «цивилизационного государства», которое бросает вызов неолиберальному стандарту глобализации, в основании которого лежит европейская модель «национального государства», признанная в качестве универсальной для политической модернизации всех стран мира. Исследованы внешние угрозы для сохранения единства российского пространства, перспективы актуализации нового «геополитического задания» России как метафизического «Севера» с опорой на концепт «Северной Евразии» для интенсификации процессов формирования новой российской идентичности. (Спиридонова В.И. Внешние вызовы для российского пространства и формирование цивилизационного ответа // Общественные науки и современность. 2021. № 3. С. 19-29;

 

- Обоснована гипотеза, согласно которой органическое сочетание прав и обязанностей, или всеобщая гармония правообязанностей, есть идеальный ориентир в ходе приближения к которому государство совершенствуется в согласии с принципом справедливости. Выдвигается тезис о том, что идеология, полагающая в свой фундамент одну из традиционных религиозных конфессий, оказывается в проигрышном положении с точки зрения задачи интеграции поликонфессионального и поликультурного сообщества, каковым является российское общество. Пути решения проблемы автор видит не в отказе от религиозности как таковой, а в формировании религиозности нового типа, религиозности недогматической. (Угрин И.М. Проблема свободы сквозь призму типологии правоотношений Н.Н. Алексеева // Право и политика. 2021. № 4; Угрин И.М. Евразийство как религиозная идеология и вызовы современности // Теории и проблемы политических исследований. 2021. № 2. С. 84-101).

 

- На основе современной философской методологии показаны последствия неравномерности развития всемирной истории для понимания особенностей истории России. Приводятся аргументы, подкрепляющие утверждения о самостоятельном пути развития российской цивилизации, который складывался на протяжении последних столетий с момента перехода от традиционных обществ к капитализму и появления всемирной истории, что открывает возможности для создания реалистического по своему практическому воплощению российского проекта цивилизационного развития, ориентированного на сохранение в своей основе традиционной культуры народов России, которая будет способствовать быстрому и устойчивому подъему и развитию российской цивилизации. Обосновывается необходимость смены приоритетов в философском мировоззрении российского общества, социально-научной мысли, в массовом сознании российских людей – от ориентации на догоняющую модель развития российской цивилизации к развитию по собственному пути на основе многовековых культурно-исторических традиций с полным учетом радикальных изменений, происходящих в мире в XXI веке. (Шевченко В.Н. Разрыв и преемственность в развитии отечественной социальной теории (часть 1) // Личность. Культура. Общество. 2021. Том XXIII. Вып.3. (№ 111). С. 35-46; Шевченко В.Н. Разрыв и преемственность в развитии отечественной социальной теории (часть 2) // Личность. Культура. Общество. 2021. Том XXIII. Вып.4. (№ 112). С. 40-58; Шевченко В.Н. Цивилизация и общество как категории социальной философии // Проблемы цивилизационного развития. 2021. Т.3. №1. С.57-80).

 

 

Научные отчеты сектора философских проблем политики:

 

2021 год

 

2020 год

 

2019 год


2018 год


2017 год

 

2016 год


2015 год

 

2014 год

 

2013 год

 

2012 год

 

2011 год


2010 год


2009 год


2008 год


2007 год


2006 год