Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научные результаты
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философских проблем политики » Научные результаты

Научные результаты

Научный отчет cектора философских проблем политики ИФ РАН за 2020 год

 

 

 

 

 

Важнейшие итоги по теме НИР и государственному заданию на 2018-2022 гг.: «Российский проект цивилизационного развития» (руководитель – академик А. В. Смирнов, коорд. -  д.ф.н. С. А. Никольский)

№ 156-2018-0030. Рег. Номер АААА-А18-118052990107


Важнейшие результаты исследований


Становление полицентричного мира делает все более императивной необходимость масштабных социальных, экономических, политических перемен в мировом сообществе и переосмысление эволюции государств как субъектов цивилизационного развития. Рост новых мировых «центров силы», их желание выстроить собственную идентичность, отличную от универсалистской европейской, а также рост внутриевропейских проблем – провал политики мультикультурализма, появление «дистанционного национализма», востребованность внутринациональной солидарности - порождают среди западных мыслителей импульсы по переосмыслению значения национальной идентичности как пути к цивилизационному переформатированию мира. (Спиридонова В.И. Императив возврата к национальной идентичности как фундамент полицентричного мира // Век глобализации. 2020. № 2. С. 33–44).

Исследуются особенности использования цивилизационного подхода в современных условиях. В качестве его недостатка указывается концентрация на культурной проблематике. Подчеркивается необходимость его дополнения новаторским логико-смысловым подходом, формационным подходом, геополитическим подходом, идейно-мировоззренческим подходом (Соколова Р.И. «Цивилизационный подход и необходимость его дополнения в новых исторических условиях» //Философские науки. 2020. №2. С. 7-26).


В связи с выходом на первый план проблем цивилизационного развития в теоретическом дискурсе актуализируется старая дилемма – «цивилизация»-«варварство». Многовековая тенденция противопоставления этих понятий порождает идею  «цивилизационного превосходства» европейской культуры и сопровождается моральным обесцениваем иных цивилизаций. В связи с этой проблемой анализируется трансформация первоначально нейтрального античного смысла указанной дихотомии в идеологический конструкт, который разделяет современные государства по степени усвоения ими единого и единственного «стандарта цивилизации», в качестве которого признается европейская модель развития. (Спиридонова В.И. Оппозиция «цивилизация – варварство», ее истоки и эволюция // Философские науки. 2020. № 2. С. 27-45).


В условиях становления многоцивилизационного мира возрастает необходимость обоснования движения России по своему национальному (цивилизационному) пути. Указывая на асимметричный характер многовековых отношений России с Западом, рассматриваются доводы сторонников и противников «особого пути» России с целью преодоления идеологически окрашенных споров и обращения большего внимания на обновление методологии исследования российской истории (В. Н. Шевченко. К современным дискуссиям вокруг «особого пути» развития России//Вестник РФО. 2020. Вып. 1-2. С. 39-51).

В контексте ведущих тенденций развития человечества в XXI веке анализируются методологические аспекты такой специфической сферы деятельности России как «миссия», которая в настоящее время переходит из разряда религиозных, историософских понятий в разряд философско-политических понятий. Понятие миссии напрямую связано цивилизационным выбором, который делает в настоящее время Россия. Подчеркивается важность изучения связи миссии с цивилизационным проектом. Проект должен представлять собой концептуальное знание, содержащее в себе образ желаемого будущего. (В.Н. Шевченко. Миссия России в XXI веке как методологическая проблема //Философия политики и права. Ежегодник научных работ. 2020. Вып.11. С.137-151).

Обсуждается вопрос о противоречиях между цивилизацией и латентным варварством, под которым традиционно понимается деятельность более отсталых слоев и групп общества. Исследуются границы объяснительных возможностей этого понятия в условиях ценностно-нормативного разнообразия и выхода из исторического тупика, который разрушает препятствия для творчески созидательного пути развития подобных социальных категорий. (Шевченко В.Н. Цивилизация vs латентное варварство и цивилизационный проект // Проблемы цивилизационного развития. 2020. Т.2. №2. С.30-48. URL: https://j.iphras.ru/index.php/civs/article/view/5188 

Проведен философско-политический анализ проблемы цивилизационного выбора России в постпандемическом мире. Проанализированы современные геополитические и геоэкономические противоречия Запада и России. Показано, что Россия и Запад представляют разные цивилизационные модели и имеют разные системы ценностей. Обосновывается перспектива того, что Россия в постпандемической реальности может сыграть лидирующую роль в мироустройстве и предложить создание международной антивоенной коалиции стран, способных противостоять агрессии США, выдвинуть идею формирования на евразийском континенте коллективной системы безопасности. (Крылова И.А. «Проблема цивилизационного выбора России в постпандемическом мире» // Знание. Понимание. Умение. 2020. №3. С. 100-113).


Исследована необходимость всеобъемлющего Евразийского партнерства как стабилизирующего фактора международного сотрудничества, который может способствовать формированию системы безопасности в Большой Евразии. Показана особая роль России как глобального объединяющего центра в реализации данного  проекта. (Крылова И.А. Роль России в обеспечении безопасности Большой Евразии // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Вып. 2. Ч. 2. М., ИНИОН РАН. 2019. С. 181-187). (не вошла в Отчет 2019 г.).


Проанализированы последствия двойственности природы ЕАЭС для евразийской интеграции. Основой успешного объединения является универсалистская парадигма, однако до сих пор на практике действует принцип партикуляризма, что ведет к трансформации этой интеграционной структуры в феномен «многостороннего института», нарушающего принцип Универсума. (Грачёв Б.В.ЕАЭС – международная организация или многосторонний институт. Онтологические отличия и политические последствия // Философская мысль. 2020. № 11. С. 45 - 54. DOI: 10.25136/2409-8728.2020.11.34309 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=34309

 

Оцениваются последствия кризисных явлений в Белоруссии для перспектив Евразийской интеграции. Делается вывод о том, что будучи в целом позитивным для России, кризис таит в себе серьезную угрозу для развития интеграционного проекта (Грачёв Б.В.Устойчивость политических систем стран Евразийского экономического союза и кризисы 2020 года. Часть 1. Беларусь. // Конфликтология / nota bene. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=34302).


Исследован проект цивилизационного развития Китая, в основании которого положены принципы социализма с китайской спецификой, модифицированные с учётом социалистических ценностей, китайских традиций и глобальной идеи международного сотрудничества. В проекте сформулированы «двенадцать ценностей», которые могут послужить фундаментом «сообщества единой судьбы человечества», практической платформой строительства которого является инициатива «Один пояс, один путь». Показано, что в настоящее время Китай претендует не только на роль лидера развивающихся стран, но и заявляет о том, что избранный им путь развития может служить примером для всех стран мира. (Буров В.Г. Новые тенденции в китайской идеологии после ХVIII съезда КПК // Азия и Африка сегодня. 2020. № 10. С. 4 – 13).

 


Научные отчеты сектора философских проблем политики:


2020 год


2019 год


2018 год


2017 год

 

2016 год


2015 год

 

2014 год

 

2013 год

 

2012 год

 

2011 год


2010 год


2009 год


2008 год


2007 год


2006 год