Научные результаты сектора философских проблем политики ИФ РАН за 2007 год
Смысл полученных выводов, их теоретическая новизна состоит вкратце в следующем: а) показано своеобразие новых проблем, связанных с изменениями в функционировании бюрократии как рациональной системы управления, ее роли в общественной жизни в качественно новой исторической ситуации, сложившейся к началу XXI в.; б) проведен анализ современной бюрократии как организационной и культурной проблемы, раскрыта связь сущностных черт бюрократии с типом государства, в рамках которого она складывается и функционирует. Особое внимание обращено на типологическое сходство и различие западной (европейской), российской и китайской бюрократии, на те социо-культурные причины, от которых зависит эффективность или неэффективность бюрократии в управлении общественными процессами, та роль, которую она играет в конкретный исторический период развития своей страны. В этой связи большой интерес представляет анализ роли китайской бюрократии в успехе проекта модернизация КНР в последние десятилетия; в) сделан вывод о связи онтологических основ российской государственности, ее архетипа с особенностями властно-управленческой, бюрократической структуры государства. Российское государство традиционно сопрягает себя с трансцендентными целями. В этом принципиальное отличие инструментального типа либерального (западного) государства от российского типа государственности. Если государственная власть не осознает необходимость выдвижения возвышенных, величественных целей на обозримую перспективу, то государство и все общество испытывает кризис, могущий привести государство к распаду. Но помимо стратегии развития государственная власть должна иметь политическую волю для реализации целей. Главным средством их достижения выступает российская бюрократия, которая была и остается становым хребтом российского государства. Но как только высшая власть теряет свою политическую волю и высшие цели, перестает чувствовать свою обязанность направлять общество на достижение общего блага, то бюрократия начинает обращать свою деятельность при отсутствии таких целей на удовлетворение корпоративных интересов. В этом разительное отличие российской бюрократии от западной бюрократии по той роли, которую она играла и продолжает играть в историческом развитии своей страны. Общий вывод: Показано, что поведение российской бюрократии, эффективность ее деятельности в решающей степени зависит от доминирующей во властной структуре одной из двух управленческих моделей, исторически присущих российской власти: мобилизационной и стабилизационной – в одном случае, направленную на «общее благо», в другом – на защиту и реализацию своих корпоративных, эгоистических интересов. Список опубликованных работ сотрудников сектораI. Опубликованные книги
II. Статьи, разделы в книгах и др. публикации
|
|||||
|