Институт Философии
Российской Академии Наук




  Нофал Фарис Османович
Главная страница » » Сектор философии исламского мира » Сотрудники » Нофал Фарис Османович

Нофал Фарис Османович

   

   

Год и место рождения 

                                                                                                            

 

ORCID: 0000-0002-3163-4722

Researcher ID: 

Scopus Author ID: 57196042458

РИНЦ Author ID: 9054-3224

Academia.edu

1995 г., г. Красноармейск (ныне – Покровск), Украина 

 


Образование


  • 2014-2018 – Одесский национальный университет им. И. Мечникова (бакалавриат, магистратура)

  • 2012-2015 гг.  Луганский национальный университет им. В. Даля (специалитет)

 

 

Академическая степень


  • 2018 - магистр философии


 

Профессиональная деятельность

 
  • ноябрь 2020 – н.в. – научный сотрудник сектора философии исламского мира Института философии РАН 



Сфера научных интересов 

 
  • исламоведение, история арабо-мусульманской философии, философия религии, феноменология религии, история арабской литературы, символическая антропология

 

Участие в редколлегии

научных изданий

 
  • 2020 – н.в. – член редколлегии академической серии «Возрождение и обновление» (СпбГУ, МИИ)
  • 2016 – н.в. – член редколлегии академической серии «Философское востоковедение в Одесском университете» (ОНУ им. И. Мечникова) 
 

 

Книги

  Монографии:
  • Диалектика авраамического символа. М.: ООО «Садра», 2020. 328 с. (Ислам: классика и современность).

  • Асִ-Сִал͞иб ва аз-Заман. Кִир͞аʼа джад͞ида ф͞и л͞ах͞ут аз-заман ал-ʼурсудуксийй (Крест и время. Новое прочтение православного богословия времени; на араб. яз.). San Juan Capistrano: Karmel, 2020. 93 c.
  • Философия исламо-христианского диалога. Наброски к методологии полемики. М.: Издательство «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2019. 192 с.

  • «И места хватит всем…». Современная арабская поэзия и мировая литература. М.: Издательский дом ЯСК, 2018. 160 с. (Studia Philologica. Series minor).

  • Абу ал-Касим ал-Каʻби и закат багдадской школы мутазилизма / Отв. ред. Акад. РАН А.В. Смирнов. М.: Языки славянской культуры, ООО «Садра», 2017. 136 с. (Философская мысль исламского мира. Исследования. Т. IX).
  • Гефсимания. Введение в теологию абсурда. Одесса: «Феникс», 2017. 86 с.
  • Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам / Отв. ред. Член-корр. РАН А.В. Смирнов. М.: Языки славянской культуры, ООО «Садра», 2015. 152 с. (Философская мысль исламского мира. Исследования. Т. VI).

  • Категория «вера» в классической исламской теологии. Историко-философские очерки / Отв. ред. Е.С. Петриковская. Одесса: «Феникс», 2016. 210 с. (Философское востоковедение в Одесском университете. Т. I).

  • Муʻаммар б. ʻАбб͞ад ас-Сулам͞и ва ͞араʼу-ху ал-кал͞амиййа ал-фалсафиййа (Муʻаммар б. ʻАбб͞ад ас-Сулам͞и и его религиозно-философское учение; на араб.яз.). Бейрут: Д͞ар ал-Ф͞ар͞аб͞и, 2015. 120 с.
 
Переводы:
  •  Ахмад ал-Будайри. Ежедневные происшествия Дамаска (1154/1741-й — 1176/1763-й гг.). Редакция М.С. ал-Касими / Предисловие, перевод с арабского и комментарии Ф.О. Нофала; именной указатель Н.Д. Нофал; науч. Ред. Е.С. Петриковская. Одесса: ОНУ, 2019. 162 с. (Урбанистика: первоисточники и исследования. Вып. 1).

  • Ат-Тасхири, Мухаммад Али. Коран в культуре мусульманских народов / сост. Тахсин ал-Бадри; пер. с араб. Д.В. Микульского, Ф.О. Нофала; науч. Ред. Д.В. Микульский. М.: ООО «Садра», 2018. 296 с. (Кораническая серия).
  • Арабский экзистенциализм. Антология / Составление, предисловие, перевод с арабского и примечания Ф.О. Нофала; отв. ред. И.В. Сумченко. Одесса: «Феникс», 2017. 208 с. (Философское востоковедение в Одесском университете. Т. II).

 

Статьи в жуналах, коллективных монографиях,

сборниках

 
2020 г.
 
  • «Исламский экзистенциализм» ʻА. ал-Джубр͞ана как манифест современного арабского религиозно-философского «революционизма» // Эволюция и революция в исламской мысли и истории. Сборник статей / Отв. ред. Ю.Е. Федорова. М.: ООО «Садра», 2020. С. 23-38.
  • Богословие Йаִхйи ибн ʻАд͞и: терминологический экскурс (на материале «Апологетических трактатов») // Asiatica. Труды по философии и культурам Востока. 2020. Т. 14. №1. С. 40-52.
  • Мутазилизм // Электронная философская энциклопедия. 2020. Т. 6.
  • Ва̄с̣ил ибн ʻАт̣а̄ʼ // Электронная философская энциклопедия. 2020. Т. 6.
  • Ан-Наз̣з̣а̄м // Электронная философская энциклопедия. 2020. Т. 6.
  • Ал-ʻАлла̄ф, ʼАбӯ ал-Хуз̱айл // Электронная философская энциклопедия. 2020. Т. 6.
  • ʼАбӯ ал Муʻӣн ан Насафӣ // Электронная философская энциклопедия. 2020. Т. 7.
  • Ал-Ашʻарӣ // Электронная философская энциклопедия. 2020. Т. 7.
  • Ал-Джувайнӣ // Электронная философская энциклопедия. 2020. Т. 7.
  • Ал-Ма̄турӣдӣ // Электронная философская энциклопедия. 2020. Т. 7.
  • Ашаризм // Электронная философская энциклопедия. 2020. Т. 7.
  • Матуридизм // Электронная философская энциклопедия. 2020. Т. 7.
  • Порог и дверь в древнеаравийской ритуальной практике // Международная научно-практическая конференция «Наука, образование, культура», посвященная 29-ой годовщине Комратского государственного университета. Сборник статей. Т. IV. История и философия, культура и искусство. Комрат, 2020. С. 72-75.
  • Апологетика М. ʻАбдо: классика теологии или современность философии? //  Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. №4’2019.  М.: ИД «Медина», 2020. С. 29-58.
  • Ибн Мискавейх. Воспитание нравов (фрагмент) / Предисловие, перевод с арабского и примечания Ф.О. Нофала // Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. №4’2019. М.: ИД «Медина», 2020. С. 155-186.
  • ʻАбдо, М. Трактат [о] единобожии (фрагменты) / Предисловие, перевод с арабского и примечания Ф.О. Нофала // Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. №4’2019. М.: ИД «Медина», 2020. С. 187-218.
  • Ал-Хаддад, Т. Наша женщина в Шариате и обществе (фрагмент) / Вступительное слово, перевод с арабского и примечания Ф.О. Нофала // Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. №4’2019. М.: ИД «Медина», 2020. С. 241-262.
 
2019 г.
  • Учение ас-Саййида Хумайдана о познании //  Ислам в современном мире. 2019 (1). С. 71–80.
  • Религиозно-философская концепция Ибн ал-Мукаффаʻ (на материале трактата «Ответ еретику Ибн ал-Мукаффаʻ» ал-Касима ар-Раси) // Вестник ПСТГУ I:1 (84). М., Изд-во ПСТГУ, 2019. С. 67-76.
  • «Герменевтика эллинизма»: наследие Фр. Ницше в творчестве Г.В. Флоровского // Русский логос – 2: модерн – границы контроля. Материалы международной философской конференции 25 – 28 сентября 2019 г. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 146-149.
  • «Наставление к обязанностям сердец» Ибн Пакуды как памятник еврейской эклектической мысли // Иудаика в Одессе. Вып. 5. Одесса: «Феникс», 2019. С. 73-79.
 
2018 г.
  • Концепт «преемственность» как основа теологии авраамических религий: к постановке проблемы // Христианское чтение. №1. 2018. С. 192-199.
  • Фаваʼизи, Т. Метаморфозы ибн-туфейловского «Живого, сына Бодрствующего» (Перевод с арабского Ф.О. Нофала) // Повесть о Хаййе ибн Йакзане // Ибн Сина, Ибн Туфайл, ас-Сухраварди / пер. с араб. А.В. Сагадеева; пер. прилож. Е.Л. Никитенко, Ф.О. Нофала; ред.-сост. М.М.Т. Аль-Джанаби; научн. Ред. Н.С. Кирабаев, Р.В. Псху. М.: ООО «Садра», 2018. С. 195-205.
  • Васил б. ʻАттаʼ и рождение мутазилитских «первооснов» // Ислам в современном мире. 2018. 14 (1). С. 93-112.
 
2017 г.
  • Натурфилософия Муʻаммара б. ʻАббада как переход «скрытого» в «явное»: онтология «смысла» // «Рассыпанное» и «собранное»: когнитивные приемы арабо-мусульманской культуры / Отв. ред. Акад. РАН А.В. Смирнов. М.: Языки славянской культуры, ООО «Садра», 2017. (Философская мысль исламского мира. Исследования. Т. X). С. 249-257.
  • Искусство и «гнозис»: философия творчества ʻА. ал-ʻАִкִк͞ада // Вопросы философии. 2017. №4. С. 202-210.
  • Арабская «Лолита»: метафизика «восточного» Эроса // Вопросы литературы. №3. М., 2017. С. 347-362.
  • Саадия Гаон. Книга верований и мнений. Слово шестое: о сущности души, смерти и том, что следует за ней / Предисловие, перевод с арабского и комментарий Ф.О. Нофала// Иудаика в Одессе. Вып. 4. Одесса: «Феникс», 2017. С. 74-86.
  • «Коран Мусайлимы ал-Казз͞аба» / Предисловие, перевод с арабского и комментарии Ф.О. Нофала // Письменные памятники Востока. 2017. Т. 14, № 2 (29). С. 67-75.
  • Философия музыки ал-Кинд͞и: космологический аспект // Ислам в современном мире. 2017. 13 (2). C. 41-54 (параллельно опубликовано в авторской редакции в: Нофал Ф.О. Философия музыки ал-Кинди: космологический аспект / Полилог. Вып. 4. Одесса, 2017. С. 90–100).
  • Русский логос ближневосточного зарубежья: «арабский Бердяев» // Русский логос: горизонты осмысления. Материалы международной философской конференции (25-28 сентября 2017 года). СПб.: Издательство РХГА, 2017. Т.1, с. 342-346.
  • Мурджиизм Бишра ал-Мар͞ис͞и: опыт контекстуальной реконструкции // Философский журнал. 2017. Т. 10, №3. С. 47-60.
  • ʼАбу Закариййа Йахйа б. ʻАди ат-Тикрити. О наших словах: «И воплотившегося от Святого Духа и Марии Девы» / Предисловие, перевод с арабского и комментарии Ф.О. Нофала // Христианство на Ближнем Востоке. №2. 2017. С. 81-88.
  • «Старый Гете» и «старый Лютер»: Реформация глазами «Фауста» // Реформація і сучасний світ. Філософія. Богословʼя. Наука. Матеріали міжнародної наукової конференції (м. Одеса, 28 – 29 вересня 2017 р.). Одеса: Астропринт, 2017. С. 124-127.
  • Бадави ʻА. Возможно ли становление экзистенциальной этики? / Предисловие, перевод с арабского и примечания Ф.О. Нофала // Этическая мысль. 2017. Т. 17. № 2. С. 143-160.
  • Древнеаравийское иудеохристианство: чтение классического исламского апологетического трактата // Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. Выпуск 23. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2017. С 58-73.
 
2016 г.
  • Эклектическое крыло мутазилитского калама: Аִхмад б. ал-Хִ͞аʼиִт и его авраамическо-неоплатонический «синтез» // Вестник ПСТГУ I: 1 (63). М., Изд-во ПСТГУ, 2016. С. 69-78.
  • «Лики» Дон Кихота в современной арабской поэзии // Вопросы литературы. №2. М., 2016. С. 171-189.
  • Философия ан-Насафи как квинтэссенция матуридитского вероучения // Философский журнал. 2016. Т.9. № 1. С. 134-145.
  • К вопросу о категории «аниййа» в раннем и зрелом арабоязычном перипатетизме //  Полилог. Вып. 3. Одесса, 2016. С. 78-83.
 
2015 г.
  • Ранняя исламская апологетическая традиция: краткий очерк // Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. Выпуск 14. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2015. С. 129-147.
  • Бадави ʻА. Квинтэссенция нашей экзистенциальной концепции: экзистенциальное время / Введение, перевод с арабского и комментарии Ф.О. Нофала // Докса. Збірник наукових праць з філософії та філології. Вип. 2(24). Герменевтика тексту та герменевтика долі. Одеса, 2015. С. 297-311.
  • Натанель: файлас͞уф или «перипатезирующий» мутакаллим? // Иудаика в Одессе. Вып. 3. Одесса: «Феникс», 2015. С. 77-84.
  • Теория познания ал-Каʻб͞и: попытка реконструкции// Полилог. Вып. 2. Одесса, 2015. С. 243-250.
  • Понимание времени и временности в каламе // Философский журнал. М.: 2015, 1 (14). С. 47-56.
 
2013-2014 г.
  • ʼАб͞у Нас̣р Мух̣аммад ал-Ф͞ар͞аб͞и. Большой трактат [о] музыке (фрагмент) / Вступительная статья, перевод с арабского и комментарий Ф. О. Нофала // Філософськi дослідження, 21 – Луганськ: Видавництво СНУ ім. В. Даля, 2014. С. 258-265.
  • Гносеология ан-Наз̣з̣͞ама в контексте муʻтазилитской и общекаламской теории познания // Філософськi дослідження, 19 – Луганськ: Видавництво СНУ ім. В. Даля, 2013. С. 32-39.
  • К вопросу о «конфессиональной» коранической текстологии: между «буквой» и «[вариантом] прочтения» / / Письменные памятники Востока, 2 (19). М.: «Наука», 2013. С. 177-181.
  • Муаллака Имру аль-Кайса / предисловие, перевод и комментарий Ф.О. Нофала // Письменные памятники Востока, 1 (18). М.: «Наука», 2013. С. 24-32.
 

Доклады на конференциях,

семинарах и лекции

   в рамках научных

    проектов


 
  • Лекция «Самаритяне: Status Quo?» – г. Одесса, Открытая философская школа при кафедре философии ОНУ им. И. Мечникова, 13 ноября 2020 г.
  • Лекционный курс «История исламо-христианского диалога» – г. Москва, Фонд исследований исламской культуры им. Ибн Сины, 2020 г.
  • «“Герменевтика эллинизма”: наследие Фр. Ницше в творчестве Г.В. Флоровского» – международная научная конференция «Русский логос – 2: модерн – границы контроля», г. Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 25-28 сентября 2019 г.
  • «Исламский экзистенциализм» А. ал-Джубрана как манифест современного арабского религиозно-философского «революционизма» – научная конференция с международным участием «Эволюция и революция в исламской мысли и истории», г. Москва, Институт философии РАН, 5-6 октября 2017 г.
  • «Русский логос ближневосточного зарубежья: “арабский Бердяев”»  – международная научная конференция «Русский логос: горизонты осмысления», г. Санкт-Петербург, СПбГТИ, 25-28 сентября 2017 г.
  • «Философская система “Послания Камила о пророческом жизнеописании” Ибн ан-Нафиса: анализ и критика» – международная научная конференция «Забытые авторы и редкие тексты» (Аʻлам магмурун ва нусус надира), г. Ваджда, Университет Мухаммада I, 28-29 мая 2015 г.

 

Контакты:

  faresnofal@mail.ru