ОТЧЕТСектора современной западной философии Института философии РАНо научно-исследовательской работе по теме:«Западная философия конца XIX – начала XXI вв.:история и современное состояние» (2020 г.)ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В 2020 году сотрудниками сектора велась исследовательская работа по нескольким направлениям: философская антропология, прагматизм, аналитическая философия, психоанализ, герменевтика, философия жизни, история метафизики, философия религии, методология истории философии. Результаты отражены в научных публикациях, в том числе 8 монографиях, переводах философской классики и коллективных трудах.
Результаты В коллективном исследовании, посвященном проблемам метафизики, выявлены причины кризиса метафизического способа философствования, рассмотрены различные варианты как «возрождения», так и «преодоления» метафизики, обсуждавшиеся западными мыслителями ХХ–XXI вв., доказана теоретическая несостоятельность и контрпродуктивность некоторых из этих проектов. Отмечена тенденция «размывания» словаря метафизики, стремления современной науки и ориентирующейся на нее философии заменить классические метафизические понятия новыми, более точными и удобными. Однако понятийный инструментарий hard sciences зачастую оказывается бесполезным для философии (Метафизика и постметафизическое мышление / Под ред. И.И. Блауберг, А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2020). Прослежены аналогии между средневековой схоластикой и современной аналитической философией в подходах к решению эпистемологических и общефилософских проблем, связанных с определением статуса «ментального сущего» (ens rationis). Исследованы множественные концепции «сущего в разуме», различные варианты типологии соответствующих объектов (включая универсалии, отрицания и т.д.), а также специфические для поздней схоластики, но неожиданно вновь ставшие актуальными теологические аспекты учений об ens rationis (Вдовина Г.В. Химеры в лесах схоластики. Ens rationis и объективное бытие. М.; СПб.: Издательство СПбДА; Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2020). На материале классических произведений А. Бергсона и его последователей Г. Марселя и М. Шелера, а также Х. Ортеги-и-Гассета и других представителей западной философии жизни, экзистенциализма и спиритуализма начала ХХ в. исследовано становление «экзистенциально-персоналистической» философской традиции в ее противостоянии рационализму, искавшему обновления в таких направлениях мысли, как феноменология и неопозитивизм (Визгин В.П. От пирамид к сельве: западная мысль в поисках идентичности. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020). Раскрыта специфика философско-антропологического подхода П. Рикёра к решению наиболее острых проблем современной цивилизации (свободы воли и ответственности, идентичности индивида, справедливости, культурного многообразия, признания «инаковости», прощения и др.), рассмотренных в социально-философском, этическом и теологическом ракурсах (Вдовина И.С. Поль Рикёр о совместном бытии людей (по страницам книги: Paul Ricoeur. Politique, économie et société. Ecrits et conférences 4) // Философская антропология. 2020. Т. 6. № 2. С. 47–61). Рассмотрены ключевые положения философской концепции «аналитического гегельянца» Р. Брэндома. Показано, что предпринятая Брэндомом рациональная реконструкция философии Гегеля имела целью «реактуализацию» наследия классика с учетом особенностей современной аналитической философии. Выявлено теоретико-методологическое различие между гегелевским пониманием нормативности («рекогнитивной перспективой», в терминологии Брэндома) и кантовским субъективизмом. Сделан вывод о том, что брэндомовская интерпретация «Феноменологии духа» носит радикально анахронистский характер и не дает адекватного представления о воззрениях раннего Гегеля (Джохадзе И.Д. Познание, признание и «игра в обмен доводами» // Философская мысль. 2020. № 11. С. 15–29). На примере исследования К. Занфи «Бергсон и немецкая философия 1907–1932» рассмотрены некоторые принципы разработанной французским филологом-германистом и историком культуры М. Эспанем в 1980-е гг. методологии культурного трансфера, в рамках которой основное внимание уделяется не влиянию одной культуры на другую, а многоплановым межкультурным взаимодействиям. Показано, что диалоги с немецкими философами, а также опыт Первой мировой войны существенно повлияли на эволюцию взглядов А. Бергсона, что нашло отражение в этико-религиозной концепции, изложенной французским мыслителем в «Двух источниках морали и религии». Дана оценка роли М. Шелера в развитии германо-французских философских контактов в начале ХХ в. (Блауберг И.И. Сквозь призму культурных трансферов: Бергсон и философия в Германии // Вопр. философии. 2020. № 11. С. 178–188). Доказана внутренняя противоречивость «этноцентризма» Р. Рорти: мыслитель, верящий в социальный прогресс, в осуществимость утопического проекта «глобального, космополитичного, демократического, эгалитарного и бесклассового общества», де-факто является антиэтноцентристом, хотя на словах отрицает это (Джохадзе И.Д. Социоэтноцентризм Рорти: проблема обоснования // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2020. Vol. 24. No. 1. С. 77–88). Критический анализ «романтического позитивизма» М. Фуко в его сравнении и сопоставлении с теориями представителей Франкфуртской школы, а также с концепцией М. Бахтина, позволил сделать вывод о том, что структуралистско-постструктуралистские разработки французского мыслителя оказались более продуктивными для методологии истории, чем для собственно философии. Как социолог знания, философ языка и культуры, Фуко продолжил натуралистическую программу сведения духовно-гуманитарной сферы к модифицированной рациональности, которая берет за свой образец «постнеклассическое» естествознание, а в качестве философской основы – новый материализм и позитивизм (Визгин В.П. Мишель Фуко: тогда и теперь // Вестник культурологии. 2020. № 1 (92). С. 82–91). Дана оценка концепции образовательной реформы, инициированной П. Рикёром в 1960-е гг. Французский философ предлагал положить в основу университетского образования принцип открытого диалога, сделав преподавание более гибким и эффективным, учитывающим индивидуальные запросы учащихся. Показано, что проект Рикёра, предвосхитивший некоторые идеи и принципы новой модели образования ХХI в., сохраняет свою актуальность поныне (Мачульская О.И. Концепция реформы университетского образования Поля Рикёра // Философские науки. 2020. Т. 63. № 9. С. 86–99). Выявлены юридико-правовые «корни» общей теории интерпретации Э. Бетти. Раскрыты основные моменты критики итальянским мыслителем концепции Х.-Г. Гадамера. Доказано, что определяющее влияние на герменевтику Бетти оказала идея об исторической «ангажированности» субъекта интерпретации, в рамках его теории нашедшая отражение в «каноне актуальности понимания» (Россиус Ю.Г. Эмилио Бетти: от истории права к общей теории интерпретации // Философская мысль. 2020. № 11. С. 30–44). Анализ теории объектных отношений представлен в исследовании творчества Р. Фэйрберна, предваряющем публикацию избранных произведений британского психоаналитика-постфрейдиста. Показано, что идеи Фэйрберна, в особенности его критика классического фрейдизма, оказали влияние на М. Кляйн, Д. Винникотта, Г. Гантрипа и сыграли существенно важную роль в развитии западного психоанализа второй половины ХХ в. (Фэйрберн Р.В.Д. Избранные работы по психоанализу / Пер. с англ. В.В. Старовойтова, В.А. Курманаевской, К.В. Ягнюка. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2020). Перевод «Клинического дневника» Ш. Ференци, выполненный по англоязычному изданию 1985 г., знакомит с размышлениями венгерского психоаналитика о природе человеческой психики, социальных процессах, закономерностях биологической и культурной эволюции и самом мироустройстве. Выделяя мужское начало (стремление к самоутверждению) и женское (влечение к примирению), Ференци рассматривал их как два фундаментальных принципа бытия. Он был убежден в обратимости всех психических процессов, кроме наследственных, и пытался разработать технику, позволяющую пациентам преодолеть расщепление личности через осознание ими полученной травмы и перенесение ее в прошлое в виде воспоминания (Ференци Ш. Клинический дневник / Пер. с англ. В.В. Старовойтова. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2020). Представлена целостная картина развития свободно-религиозного движения (СРД), возникшего в Германии в середине XIX в. как оппозиция к католической и протестантской ортодоксии. Раскрыто понимание идеологами движения таких ключевых философско-религиозных концептов, как Бог, человек, спасение, грех. Показано, что СРД в настоящее время находится в стадии трансформации: светский гуманизм, приобретающий в Германии все большее влияние, размывает свободно-религиозное мировоззрение. Выбирая гуманизм в качестве идеологии, сторонники движения теряют связь с полуторавековой традицией «исповедования» свободной религии и становятся арелигиозными (Коростиченко Е.И. Современное состояние свободно-религиозного движения в Германии // Вопросы теологии. 2020. Т. 2. № 1. С. 153–176). На материале исследований М. Фуко, К. Поппера, А. Койре, В. Гейзенберга, Х. Уайта, Ф.А. Йейтс и других западных историков мысли раскрыто соотношение традиций и инноваций в развитии науки, значение социальных механизмов и культурных процессов как факторов эволюции знания. Рассмотрен вопрос о структуре научной рациональности и основных ее типах (Визгин В.П. Наука в ее истории: взгляд философа. М.: Издательский дом ЯСК, 2020).
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ
1. ПЕРЕЧЕНЬ ОПУБЛИКОВАННЫХ КНИГ Монографии и коллективные труды 1) Вдовина Г.В. Химеры в лесах схоластики. Ens rationis и объективное бытие. М.; СПб.: Издательство СПбДА; Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. 415 с. Тираж 500 экз. ISBN 978-5-906627-87-2; ISBN 978-5-8064-2952-1. 2) Визгин В.П. От пирамид к сельве: западная мысль в поисках идентичности. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. 496 с. Серия «Humanitas». Тираж 500 экз. ISBN 978-5-98712-063-7. 3) Визгин В.П. Наука в ее истории: взгляд философа. М.: Издательский дом ЯСК, 2020. 696 с. Тираж 300 экз. ISBN 978-5-907290-20-4.
Классические тексты и переводы 1) Блауберг И.И., перевод с французского: Занфи К. Бергсон и немецкая философия 1907–1932. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. 352 с. Тираж 500 экз. ISBN 978-5-98712-108-5. 2) Вдовина И.С., перевод с французского: Рикёр П. Политика, экономика и общество. Рукописи и выступления 4. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. 240 с. Тираж 500 экз. ISBN 978-5-98712-228-0. 3) Старовойтов В.В., перевод с английского: Ференци Ш. Клинический дневник. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2020. 416 с. Тираж 1000 экз. ISBN 978-5-88373-628-4. 4) Старовойтов В.В., перевод с английского (в соавт.): Фэйрберн Р.В.Д. Избранные работы по психоанализу. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2020. 320 с. Тираж 1000 экз. ISBN 978-5-88373-605-5.
Сборники докладов конференций 1) Метафизика и постметафизическое мышление / Под ред. И.И. Блауберг, А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2020. 307 с. Тираж 500 экз. ISBN 978-5-8291-3804-2.
1.1. Аннотация на каждую книгу на рус. яз. Вдовина Г.В. Химеры в лесах схоластики. Ens rationis и объективное бытие. М.; СПб.: Издательство СПбДА; Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. В монографии доктора философских наук, ведущего научного сотрудника Института философии Российской академии наук Галины Владимировны Вдовиной рассматриваются различные аспекты понятия ens rationis – «сущего в разуме», или ментального сущего, разработанные в средневековой и постсредневековой схоластике. К этой обширной области, которая нашим современникам известна прежде всего по трудам Алексиуса Майнонга и аналитических философов, схоласты относили весь спектр ментальных фикций – вымышленных объектов, а также несуществующие объекты другого рода: логические и математические, универсалии, отрицания и т.д. Монография исследует множественные концепции ментального сущего, способы его образования и бытия, проблемы, связанные с истинностными значениями отрицаний, теологические аспекты учений об ens rationis. Материалом исследования послужили тексты схоластических философов XVII в., некоторые из которых практически неизвестны мировой науке. Книга восполняет один из существенных пробелов в наших знаниях о развитии философии в период раннего модерна и помогает увидеть формальные и содержательные линии преемственности между позднесхоластической мыслью и современной философией. Монография рекомендуется преподавателям и студентам богословских и светских вузов, и всем интересующимся средневековой и постсредневековой схоластикой, а также современной философией.
Визгин В.П. От пирамид к сельве: западная мысль в поисках идентичности. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. Книга представляет собой собрание работ автора разных лет, в том числе ранее не публиковавшихся, посвященных поиском человека Запада метафизической опоры для надежного ориентирования в земных странствиях, непредсказуемых, как сама жизнь. Рассказ об одиссее западного духа автор начинает с эпохи научно-философской революции XVII века с ее картезианской рациональностью, символизируемой «пирамидами». Возникающие из кризиса рационализма философии жизни, пытающиеся повернуть западное сознание от «пирамидального» разума к «тропическому лесу» жизни, рассматриваются во втором разделе книги. Наконец в третьем разделе, посвященном XX веку, исследуется столкновение попыток обновить картезианского рационализма с экзистенциально-персоналистской мыслью. В книге в целом говорится о том, как западная мысль пытается преодолеть ограниченность своего рационализма. Героические рационалисты, романтики, философы жизни, экзистенциалисты, писатели-мыслители эссеистического и дневникового жанра – вот те, кто образует главный контингент персоналий этой книги.
Визгин В.П. Наука в ее истории: взгляд философа. М.: Издательский дом ЯСК, 2020. В книге рассматриваются философские и методологические проблемы истории науки. В их основу положены результаты многолетних исследований автора категории качества в античности, а также идеи множественности миров и роли герметического импульса в генезисе новоевропейской науки. Важное место уделено проблеме интерпретации научно-философского текста, соотношению традиций и инноваций в науке, значению социальных структур и культуры как факторов развития научного знания. Последний раздел книги посвящен личным воспоминаниям об известных советских и российских философах и ученых, занимавшихся методологией и философией науки, с которыми автору посчастливилось вместе работать, и об интеллектуальной атмосфере эпохи подъема отечественных исследований в области методологии и философии науки и ее истории. Книга предназначена для интересующихся историей и философией науки и историей исследований ее философских и методологических проблем в нашей стране в последние десятилетия XX века.
Занфи К. Бергсон и немецкая философия1907–1932 / Пер. с франц. И.И. Блауберг. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. В книге, которую автор назвала «геофилософским атласом», на основании большого числа материалов и документов, в том числе архивных, детально прослеживается история философских контактов Бергсона и немецких мыслителей в первой трети XX в. Остановками в этом маршруте продвижения идей Бергсона в Германии стали четыре города – центры особых философских традиций: Йена, где работал неоидеалист Р. Ойкен и его ученики; Берлин, где идеи Бергсона были во многом восприняты Г. Зиммелем; Гейдельберг, где бергсонизм интерпретировали неовиталист Х. Дриш, философ культуры и теолог Э. Трёльч, а также представители неокантианства –В. Виндельбанд, Г. Риккерт и Э. Кассирер; наконец, Гёттинген, где большой интерес к бергсоновскому учению проявил М. Шелер. Автор показывает, что диалоги с немецкими философами, а также опыт Первой мировой войны существенно повлияли на эволюцию взглядов Бергсона, отразившуюся в этико-религиозной концепции, изложенной в «Двух источниках морали и религии» (1932). Книга К. Занфи, открывающая много новых, неизвестных до сих пор страниц истории западной философии первой трети XX столетия, будет интересна и специалистам, и широкой читательской аудитории.
Рикёр П. Политика, экономика и общество. Рукописи и выступления 4 / Пер. с франц. И.С. Вдовиной. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. Книга представляет собой четвертый том «Рукописей и выступлений» выдающегося мыслителя современности Поля Рикёра, в котором опубликованы работы философа, посвященные одной из центральных тем его творчества – проблеме совместного бытия людей, рассмотренной под углом зрения политики, власти, права, этики. Первоначально высказанные на философских конгрессах, симпозиумах, страницах журнальных статей, эти вопросы были фундаментально изучены в трудах «История и истина» (1955), «Этика и ответственность», (1994), «Справедливое, кн. 1, 2» (1995, 2001), «Память, история забвение» (2000), «Путь признания» (2004) и др. Для философов, историков философии, культурологов, политологов, представителей других отраслей гуманитарного знания, а также для широкого круга читателей, интересующихся актуальными проблемами философии.
Ференци Ш. Клинический дневник / Пер. с англ. В.В. Старовойтова. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2020. «Клинический дневник» (1932), написанный Шандором Ференци за год до смерти, – своего рода интеллектуальное завещание известного венгерского психоаналитика, одного из ближайших друзей и сподвижников З. Фрейда. Будучи убежден в обратимости всех психических процессов, которые не являются наследственными, Ференци пытался разработать технику, которая позволяла бы пациентам преодолеть расщепление личности через осознание ими полученной травмы и перенесение ее в прошлое в виде воспоминания. Автору «Дневника» принадлежит идея о том, что индивидуальный фактор в психотерапии, под которым он подразумевал, прежде всего, личную вовлеченность врача, характер его переживаний и то, как он их выражает, необходимый компонент в лечении. В ходе анализа пациентов он отказывается как от фрейдовской «активной терапии», так и от прежней своей техники дозволенности и релаксации. В результате недостаточности собственного анализа, он также практиковал с рядом своих пациенток взаимный анализ. Он показывает, как возникла эта идея, как она осуществлялась, и как он пришел к ее критике. «Клинический дневник» содержит интересные философские размышления Ференци о природе человеческой психики, социальных процессах и самом мироустройстве. Выделяя мужское начало (стремление к самоутверждению) и женское (влечение к примирению), автор рассматривает их как два фундаментальных принципа бытия. По мнению американского психоаналитика Б. Килборна, «Клинический дневник» Ференци – лучшая книга по клиническому психоанализу ХХ века.
Фэйрберн Р.В.Д. Избранные работы по психоанализу / Пер. с англ. В.В. Старовойтова, В.А. Курманаевской, К.В. Ягнюка. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2020. Р. Фэйрберн (1889–1964) – совместно с М. Кляйн и Д. Винникоттом – является одним из основоположников теории объектных отношений, в которой развитие личности основывается на переживаниях младенца в его ранних взаимоотношениях внутри семейного окружения, а не на разрядке интенсивных напряжений, порождаемых исключительно внутри индивидуума, как это было характерно для классического фрейдовского психоанализа. Он заменил точку зрения науки XIX века, занимавшейся исследованием закрытой системы, концепциями открытой системы, в которых все время приходилось принимать во внимание вклад сопутствующего окружения. В книгу включены основные труды Р. Фэйрберна, связанные с созданной им теорией объектных отношений, в ходе развития которой он осуществил кардинальную критику классического фрейдовского психоанализа.
Метафизика и постметафизическое мышление / Под ред. И.И. Блауберг, А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2020. Настоящая книга представляет сборник статей, подготовленных по итогам Международной конференции «Метафизика и постметафизическое мышление» (22–23 октября 2019 г., Институт философии РАН). Объединив ученых разных взглядов и институций, конференция показала, что интерес к метафизике в философском сообществе по-прежнему высок. Тем не менее ни для кого не секрет, что в последнее время метафизика находится или, во всяком случае, считается, что находится, в кризисе. Предполагается, что на смену ей приходит нечто новое, получившее имя постметафизического мышления, т.е. такого мышления, которое сформировалось после метафизики, является не- или антиметафизичным и больше не нуждается в метафизике. Насколько это справедливо? Можем ли мы говорить о преодолении и конце метафизики? Что вообще такое – метафизика? На эти и другие вопросы ищут ответы авторы сборника. Книга предназначена для профессиональных философов и студентов, обучающихся по специальности «Философия».
1.2. Аннотация на англ. яз. на одну важнейшую книгу. Metaphysics and Post-Metaphysical Thinking / Ed. by I.I. Blauberg, A.M. Gaginsky. Moscow: Academic Project Publ., 2020.
1) ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ 1) Блауберг И.И. Сквозь призму культурных трансферов: Бергсон и философия в Германии // Вопр. философии. 2020. № 11. С. 178–188. DOI: 10.21146/0042‒8744‒2020‒11-178-188. ISSN 0042-8744 (Scopus, Web of Science, RSCI, ВАК) 2) Блауберг И.И. Фердинан Алькье – философ и историк философии // Историко-философский ежегодник'2020. М.: Аквилон, 2020. C. 167–187. DOI: 10.21267/AQUILO.2020.41.84.001. ISSN 0134-8655 (РИНЦ) 3) Вдовина И.С. Поль Рикёр о совместном бытии людей (по страницам книги: Paul Ricoeur. Politique, économie et société. Ecrits et conférences 4) // Философская антропология. 2020. Т. 6. № 2. С. 47–61. DOI: 10.21146/2414-3715-2020-6-2-47-61. ISSN 2414-3715 (РИНЦ, КиберЛенинка) 4) Визгин В.П. Мишель Фуко: тогда и теперь // Вестник культурологии. 2020. № 1 (92). С. 82–91. DOI 10.31249/hoc/2020.01.04. ISSN 2658–3291 (РИНЦ) 5) Визгин В.П. Читая дневник Амьеля // Вестник культурологии. 2020. № 1 (92). С. 205–220. DOI 10.31249/hoc/2020.01.13. ISSN 2658–3291 (РИНЦ) 6) Визгин В.П. Франц Брентано: критика кантовской философии (материалы круглого стола) // Вопр. философии. 2020. № 9. С. 5–40 (в соавторстве). DOI: 10.21146/0042‒8744‒2020‒9-5-40. ISSN 0042-8744 (Scopus, Web of Science, RSCI, ВАК) 7) Джохадзе И.Д. Социоэтноцентризм Рорти: проблема обоснования // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2020. Vol. 24. No. 1. С. 77–88. DOI: 10.22363/2313-2302-2020-24-1-77-88. ISSN: 2313-2302 (РИНЦ, ВАК, Google Scholar, Ulrich’s Periodicals Directory, КиберЛенинка, EBSCO, ВАК) 8) Джохадзе И.Д. Познание, признание и «игра в обмен доводами» // Философская мысль. 2020. № 11. С. 15–29. DOI: 10.25136/2409-8728.2020.11.34207. ISSN 2409-8728. (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory, ВАК). [Электронный ресурс] URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=34207 9) Коростиченко Е.И. Современное состояние свободно-религиозного движения в Германии // Вопросы теологии. 2020. Т. 2. № 1. С. 153–176. DOI: 10.21638/spbu28.2020.110. ISSN 2658-5200 (РИНЦ) 10) Коростиченко Е.И. Рец. на кн.: Мёллер Ф. Безбожно счастлив. Почему без религии нам жилось бы лучше / Пер с нем. А. Лукьянова // Религиоведческие исследования. 2020. № 2 (22). С. 158–165. DOI: 10.23761/rrs2020–22. ISSN 2224-6711 (РИНЦ, ВАК) 11) Мачульская О.И. Концепция реформы университетского образования Поля Рикёра // Философские науки. 2020. Т. 63. № 9. С. 86–99. DOI: 10.30727/0235-1188-2019-63-9-86-99. ISSN 0235-1188 (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory) 12) Мачульская О.И., пер. с франц.: Кастийо М. Парадоксы событий 1968 года в интерпретации ученицы Поля Рикёра // Философские науки. 2020. Т. 63. № 9. С. 75–85. DOI: 10.30727/0235-1188-2019-63-9-75-85. ISSN 0235-1188 (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory) 13) Мачульская О.И., пер. с франц.: Бараш Дж.Э. Анализ понятий памяти и истории в контексте идеи времени: интерпретация концепции коллективной памяти в полемике с теорией Райнхарта Козеллека // Философские науки. 2020. Т. 63. № 9. С. 58–74. DOI: 10.30727/0235-1188-2019-63-9-58-74. ISSN 0235-1188 (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory) 14) Россиус Ю.Г. Эмилио Бетти: от истории права к общей теории интерпретации // Философская мысль. 2020. № 11. С. 30–44. DOI: 10.25136/2409-8728.2020.11.34232. ISSN: 2409-8728. (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory, ВАК). [Электронный ресурс] URL: https://e-notabene.ru/fr/article_34232.html
2) ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЧИХ ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ Статьи в журналах 1) Визгин В.П. Слезы сильнее логики: персонализм Альберта Соболева // Вопр. философии. 2020. № 11. С. 166–177. DOI: 10.21146/0042‒8744‒2020‒11-166-177. ISSN 0042-8744 (Scopus, Web of Science, RSCI, ВАК) 2) Гагинский А.М. Философия как язык богов: Платон и вопрос о правильности имен // История философии. 2020. Т. 25. № 1. С. 5–15. DOI: 10.21146/2074-5869-2020-25-1-5-15. ISSN 2074-5869 (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory, EBSCO, ERIH PLUS, ВАК) 3) Гагинский А.М. Пути патристической философии в контексте арианских споров IV в. // Христианское чтение. 2020. № 4. С. 109–123. DOI: 10.47132/1814-5574_2020_4_109. ISSN 1814-5574 (РИНЦ, ВАК) 4) Золотков Г.А. Персонализм в США // Философская антропология. 2020. Т. 6. № 1. С. 163–175. DOI: 10.21146/2414-3715-2020-6-1-163-175. ISSN 2414-3715 (РИНЦ, КиберЛенинка) 5) Старовойтов В.В. Академик Ф.Х. Кессиди – Учитель и Философ // Философские науки. 2020. Т. 63. № 7. С. 109–113. DOI: 10.30727/0235-1188-2020-63-7-109-113. ISSN 0235-1188 (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory) 6) Старовойтов В.В. Методологические аспекты проблемы личности в период греческой классики // Философские науки. 2020. Т. 63. № 7. С. 129–149. DOI: 10.30727/0235-1188-2020-63-7-129-149. ISSN 0235-1188 (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory) Статьи в коллективных монографиях, сборниках, сборниках докладов конференций 1) Блауберг И.И. Бергсон о принципах реформы метафизики // Метафизика и постметафизическое мышление / Под ред. И.И. Блауберг и А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2020. С. 164–176. Тираж 500 экз. ISBN 978-5-8291-3804-2. 2) Визгин В.П. Метафизика Габриэля Марселя: герменевтический этюд // Метафизика и постметафизическое мышление / Под ред. И.И. Блауберг и А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2020. С. 177–199. Тираж 500 экз. ISBN 978-5-8291-3804-2. 3) Гагинский А.М. Вступительное слово: метафизика и кризис основопонятий // Метафизика и постметафизическое мышление / Под ред. И.И. Блауберг и А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2020. С. 7–14. Тираж 500 экз. ISBN 978-5-8291-3804-2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕПоставленные цели и задачи выполнены в соответствии с планом НИР на 2018–2020 гг. Исследовано творчество малоизученных в России западных мыслителей, раскрыто значение их идей и теоретических разработок для современной философской мысли. Введен в оборот ряд новых текстов. Всесторонне исследовано раннее философское творчество А. Шопенгауэра, осуществлен перевод фрагментов рукописного наследия мыслителя. Раскрыто историко-философское значение «спиритуалистического реализма» А. Бергсона; дана оценка попыткам философа реформировать метафизику через обращение к интуиции как основному методу познания и самопознания духа. Предложена реконструкция истории зарождения и развития американского прагматизма в XIХ–ХХ вв. Выдвинута гипотеза, согласно которой прагматизм в качестве «метода улаживания философских споров» может внести позитивный вклад в сближение и взаимообогащение аналитической и континентальной традиций мысли. Выявлены причины кризиса метафизического способа философствования в ХХ в., рассмотрены различные варианты как «возрождения», так и «преодоления» метафизики, обсуждавшиеся в западной философии, доказана теоретическая несостоятельность и контрпродуктивность некоторых из них. На материале философских курсов XVII в. впервые рассмотрены концепции когнитивной интенциональности (Ж. Пуансо, С. Спинола, Д. Леоне), тем самым восполнен пробел в понимании истоков современной философии сознания. Раскрыта специфика философско-антропологического подхода П. Рикёра к решению проблем современной цивилизации. Дана оценка концепции образовательной реформы, разработанной Рикёром в 1960-е гг., которая предвосхитила некоторые идеи и принципы новой модели образования ХХI в. Доказана самоопровергаемость эвиденциализма У. Клиффорда и его аргументов против религиозной веры (права эпистемического субъекта верить при отсутствии подтверждающих эмпирических данных). Сделан вывод о том, что радикальный эвиденциализм не является ни логически обоснованным, ни прагматически оправданным. Представлено творчество малоизученного в России испанского мыслителя А. Мильян-Пуэльеса, для которого характерно соединение феноменологического дескриптивного метода с классическими темами и подходами аристотелевско-схоластической онтологии. На примере книги Мильян-Пуэльеса «Структура субъективности» проанализированы общие особенности испанской философии франкистского и постфранкистского периодов. Прослежены аналогии между средневековой схоластикой и современной аналитической философией в подходах к решению эпистемологических и общефилософских проблем, связанных с определением статуса и типологизацией «ментального сущего» (ens rationis). На основе анализа философских концепций Г. Райла, Н. Хомского, Дж. Сёрла и Д. Чалмерса подвергнуто критике распространенное представление о методологическом единстве аналитической философии сознания. Исследованы основные направления и школы современного психоанализа (Эго-психология, теория объектных отношений и др.). Показано, что к концу ХХ в. на смену позитивистской модели научной объективности, характерной для классического психоанализа, пришла концепция «психологического поля», складывающегося между аналитиком и пациентом. Данная концепция характерна для ряда наиболее перспективных версий психоанализа ХХ–ХХI вв. Результаты научной работы в 2018–2020 гг., нашедшие отражение в публикациях сотрудников сектора (в том числе индивидуальных монографиях, изданиях философской классики и коллективных трудах общим количеством 21), могут использоваться при подготовке основных и специальных лекционных курсов по истории американской и западноевропейской философии в гуманитарных вузах, при написании учебных пособий, разработке программ и планов семинарских занятий, а также в научно-исследовательской работе специалистов в области современной западной философии.
|
|||||
|