ОТЧЕТСектора современной западной философии Института философии РАНо научно-исследовательской работе в 2022 г.
Объект исследования: современные течения западной философии конца XIX – начала XXI вв., такие как прагматизм, экзистенциализм, феноменология, аналитическая философия, психоанализ, философская антропология, спиритуализм.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания состояния современной западной философии, а также перспектив взаимодействия с ней отечественной философии.
Цели и задачи: выявление паттернов и основных течений развития философии в западных странах (Великобритании, Франции, Германии, США, Испании и др.); оценка новых тенденций и исследование их генезиса; выявление общих черт современной западной и российской философии.
Методология: компаративизм, научный перевод, историко-философская реконструкция, комментарий.
Практическая применимость: результаты исследования могут использоваться в образовательном процессе, в научно-исследовательской работе, в том числе в изучении взаимных влияний, рецепций и связей между различными национальными традициями (российской, западной и др.).
Основные результаты. На примере творчества ряда мыслителей (У. Джеймс, Б. Кроче, Г. Марсель, О. Финк, С. де Бовуар, Э. Леруа, А. Шюц и др.) раскрыты характерные для западной философии ХХ–ХХI вв. тенденции, ведущие к стиранию жестких разделительных линий между сложившимися к началу прошлого столетия направлениями, традициями и школами, такими как спиритуализм, феноменология, прагматизм, экзистенциализм, герменевтика и др. Отмечена важность синтеза биографического, текстуального и историко-культурного анализа для адекватного понимания исследуемых философских идей и концепций. Выявлена специфика интеллектуально-биографического подхода, позволяющего преодолеть недостатки школьной истории философии с ее идеализациями и схематизмом, принижением роли «неканонических» авторов, деперсонификацией философского процесса (Западная философия ХХ–ХХI вв. Интеллектуальные биографии / Отв. ред. И.Д. Джохадзе. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2022). Рассмотрены взгляды основоположника и центральной фигуры французского персонализма — Э. Мунье, выступившего в начале 1930-х годов с идеей построения новой человеческой цивилизации, в основании которой находится личность и ее духовные ценности. Показано, что благодаря теоретической деятельности персоналистов личностная проблематика привлекла особое внимание западных философов, социологов, культурологов, специалистов по этике и эстетике, а также педагогов, ориентируя их на исследование проблем духовного мира человека и содействие его развитию (Вдовина И.С. Эмманюэль Мунье: личность и цивилизация. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2022). Исследованы жизнь и творчество неизвестного в России швейцарского спиритуалиста Шарля Секретана (1815–1895), частично переведена и снабжена комментариями его переписка. Показано, что в основе его творческого наследия лежит философия свободы, понимание которой невозможно без обращения к конкретному историко-культурному контексту, включающему политическую и интеллектуальную историю. Секретан переосмысляет наследие романтизма и немецкого классического идеализма, стремясь найти религиозно-философское обоснование либерального течения общественной мысли Запада (Визгин В.П. Философия свободы Шарля Секретана // История философии. 2022. Т. 27. № 1. С. 68–83). Раскрыта сущность дискуссии, которую на протяжении многих лет вели два французских историка философии – Марсиаль Геру и Фердинан Алькье. В ней отчетливо проявились различия в понимании смысла самой историко-философской деятельности, в трактовке теории и методологии этой дисциплины. Если для Геру главным в философском учении были устойчивые ментальные структуры, выражающиеся в четкой логической связи положений и постигаемые путем выявления «порядка доказательств», или оснований (ordre de raisons), то Алькье делал акцент на подходе, или ходе рассуждений (démarche), нацеленном на выявление в концепции бытийного основания, которое в принципе всегда остается невыразимым. Геру выступил в дискуссии сторонником объективного метода, который предполагает единую строгую интерпретацию классических текстов, понимаемых как системы, а Алькье – защитником множества интерпретаций, по-разному выражающих основополагающее бытие (Блауберг И. И. Дискуссия о методе историко-философских исследований (Фердинан Алькье versus Марсиаль Геру) // История философии в разных ракурсах: идеи, концепции, методы. К 70-летию Алексея Михайловича Руткевича / Отв. ред. И.И. Блауберг. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2022. С. 145–161). Описаны основные этапы жизни и творчества Эдуара Леруа (1870–1954), французского математика и философа-эволюциониста, представителя спиритуализма и католического модернизма, последователя А. Бергсона и соратника П. Тейяра де Шардена. Выявлены главные темы философской концепции Леруа, в том числе его представления об отношении науки и философии, трактовка религии и ее современных проблем, теория эволюции (Блауберг И.И. Эдуар Леруа // Западная философия ХХ–ХХI вв. Интеллектуальные биографии / Отв. ред. И.Д. Джохадзе. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2022. С. 8–26). Собран и проанализирован материал по философии и теологии Франсиско Суареса: рассмотрены не только наиболее известные философские трактаты («Метафизические рассуждения», «О душе», «О законах и Боге-законодателе»), но и теологические труды, составляющие бо́льшую часть наследия Суареса. Акцент сделан на новаторских чертах мысли Суареса в философии и в теологии. Также собран материал и подобрана литература по теме «Средневековая европейская философия»: продумана периодизация, определены главные персоналии с учетом радикального изменения подходов к этому периоду в истории европейской мысли (Вдовина Г.В. Результаты исследований готовятся к печати). Выявлены содержательные элементы концепции теоэстетики — философско-богословского направления, которое в 60-х гг. прошедшего века начал развивать Х. У. фон Бальтазар. Показано, что теоэстетика является неотъемлемой частью истории христианства, что особенно ярко проявилось в русской православной традиции, которая начинается с богословия красоты. Отмечается, что осмысление идей Бальтазара можно встретить у таких современных православных авторов, как Д. Б. Харт, Дж. П. Мануссакис, А. С. Филоненко, О. Б. Давыдов. Разнообразие подходов перечисленных авторов связано с тем, что теоэстетика преодолевает не только конфессиональные, но и многие философские преграды (Гагинский А.М. Теоэстетика в контексте православного богословия // Христианское чтение. 2022. № 2. С. 182–197). Описана рецепция наследия М. Хайдеггера в 1990-е гг. в России, выявлены элементы мифологизации его философии и, в частности, понятия Dasein, которое до сих пор считается фактически непереводимым. Критически проанализированы наиболее распространенные способы перевода Dasein на русский язык (присутствие, вот-бытие, Dasein). Показано, что ближайшим по значению для Dasein является его изначальный смысл – «существование», однако русский язык позволяет задать конкретику окончанием: вот-бытие, здесь-бытие, присутствие есть не что иное, как существующее, или существующий (Гагинский А.М. Dasein в России: еще раз к вопросу о переводе // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. № 4 (16). С. 110–133). Раскрыта специфика психоанализа как гуманитарной и герменевтической дисциплины. Показана смена научной парадигмы и переход к теории поля взаимодействия в современном психоанализе. Проведен сравнительный анализ проблемы Я в психоаналитической и философской мысли. Выявлена важность теоретической философии для психоанализа и его будущих перспектив (Старовойтов В.В. Психоанализ как герменевтическая дисциплина // Психоанализ и общество / Ред. Е.И. Коростиченко, В.В. Старовойтов. М.: Академический проект, 2022. С. 32–49). Исследованы литературные, философские и публицистические произведения Симоны де Бовуар, посвященные темам свободы, творчества, нравственного выбора. Выделены два понятия морали, согласно классификации де Бовуар: мораль неопределенная (morale ambiguë) и непредопределенная (morale de l’ambiguïté), где первая – это традиционная нормативная этика, которая разрушает человеческую свободу, превращает субъекта в пассивного исполнителя сложившихся правил поведения, а вторая – требует от человека совершить прорыв в сферу свободы, отбросить понятия и критерии традиционной этики, отважиться на творческое созидание собственных ценностей и при этом никогда не считать свой выбор завершенным и общезначимым. Показано, что мораль непредопределенности для де Бовуар – это особая форма преодоления абсурдности бытия субъектом, привносящим смысл в мир (Мачульская О.И. Симона де Бовуар // Западная философия ХХ–ХХI вв. Интеллектуальные биографии / Отв. ред. И. Д. Джохадзе. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2022. С. 105–122). Раскрыта этическая концепция П. Сингера в отношении благополучия животных и органично связанная с ней критика особого статуса человека в христианской традиции. Показано, что Сингер создал собственный проект утилитаризма предпочтений, в который он встроил животных как равных человеку моральных субъектов, поставив под сомнение христианский антропоцентризм: человек принципиально имеет то же моральное значение, что и многие животные (например, большинство млекопитающих и птиц). Проведен анализ традиции, на которую явно и неявно опирается Сингер, в результате чего показано, что концепция прав животных тесно связана с просвещенческим взглядом на их природу, восходящим к Жюльену Офре де Ламетри, и ее довольно сложно примирить с положениями христианства. Сингер предлагает новый тип этики, который призван заменить христианскую этику «святости человеческой жизни». Признание за животными такого же морального статуса, как и за человеком – интегральная часть этой новой этики (Коростиченко Е.И. Этика животных Питера Сингера: Философские предпосылки. Критика особого статуса человека в христианстве // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Культурология. Политология. 2022. Т. 8 (74), № 4. С. 4–18). Проанализированы взгляды Б. Кроче периода создания им философской системы (1902–1915). Показано, какой вклад был внесен Кроче в историю философии: создание оригинальной эстетической теории, построенной на утверждении тождества интуиции и выражения и уникальности каждого эстетического акта; обоснование единства истории и философии; утверждение внутренней связи этики с историей (свободное индивидуальное действие как двигатель исторического развития) и др. Утверждается, что, начиная со времени работы над «Философией духа», главные черты концепции Кроче в своей основе сохранялись, несмотря на смещение акцентов и введение новых элементов в его более поздних работах (Россиус Ю.Г. Бенедетто Кроче // Западная философия ХХ–ХХI вв. Интеллектуальные биографии / Отв. ред. И. Д. Джохадзе. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2022. С. 52–77). Собран и обобщен материал по исследованию литературных способов существования философской мысли на примере «младших шестидесятников», кончавших школу в годы хрущевской «оттепели». Выявлено соотношение литературного и философского дискурсов в творчестве этих авторов. Продемонстрированы разные модусы продуктивного сотрудничества философии и литературы, органически сочетающие в себе философский поиск с художественным образом и стилем изложения (Визгин В. П. Из жизни московских философов: 1960–1990 гг. // Русская философия. 2022. Вып. 1 (3). С. 112–125; Визгин В.П. Записки медитатора. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2022). Раскрыты основные черты философии процесса А.Н. Уайтхеда. Показано, как Уайтхед через разветвленную систему категорий совмещает идеализм Платона и реализм Дж. Мура, эмпиризм Юма и рационализм Лейбница, досократическую метафизику и открытия в физике и математике XX в., объединяя их на основе принципиально новой схемы базовой онтологии, которая отказывается от традиционной иерархической метафизики, построенной на категориях субстанции и качества. Установлено, что космологическая модель Уайтхеда оказала заметное влияние на современный философский и научный конструктивизм, спекулятивный реализм, теологию процесса и эко-философию, подарив интеллектуалам самых разных областей знания новую неклассическую метафизическую картину мира (Локосова М.В. Результаты исследования готовятся к публикации).
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ 1. Перечень опубликованных книг Монографии и коллективные труды
Классические тексты и переводы
Сборники докладов конференций
2. Перечень статей, опубликованных по теме государственного задания
3. Перечень прочих опубликованных работ
|
|||||
|