Институт Философии
Российской Академии Наук




  Лысенко Виктория Георгиевна
Главная страница » » Сектор восточных философий » Сотрудники » Лысенко Виктория Георгиевна

Лысенко Виктория Георгиевна

Лысенко Виктория Георгиевна

Год и место рождения

 

1953, г. Пржевальск, Киргизия. 

 

 

Образование

 

Философский ф-т МГУ (1971-1976).

 

 

Ученая степень

  • кандидат философских наук (Ин-т философии 1982),
  • доктор философских наук (Дискретное и континуальное в истории индийской мысли: лингвистическая традиция и вайшешика. Ин-т философии, 1998).

 

Сфера научных интересов

История индийской философии, сравнительная философия.

 

Преподавательская

деятельность

  • преподаватель ГУГН,
  • профессор РГГУ.

Темы спецкурсов:

  • Классическая индийская философия,
  • Ранняя буддийская философия,
  • Кашмирский шиваизм,
  • Место йоги в системах индийской философии,
  • Праманавада – учение об источниках достоверного познания в индийских философских школах,
  • Познание чужого как способ самопознания

 

Учебные и методические разработки

2015

  • Буддийская цивилизация // Диалог культур. Учебно-методическое пособие для 9-10 классов негосударственных общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД» / Отв. ред. М.Т. Степнянц. М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. С.79-137.

2014

  • Буддийская цивилизация // Книга учителя. Диалог культур. Учебно-методическое пособие и хрестоматия. М.: ФГБОУ Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте. 2014. С. 103-178.

2013

  • Буддийская цивилизация// Диалог культур. Программа учебного курса для 9-10 классов негосударственных общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД». / Под ред. М.Т.Степанянц.М: ФГБУ «Учебно-методический центр по образованию на ж-д транспорте», 2013. С. 21-40 ( ISBN  978-5-89035-686-4, http://www.umczdt.ru) (в рамках Соглашения о сотрудничестве между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и Институтом философии Российской академии наук по реализации Программы поликультурного образования в негосударственных образовательных учреждениях ОАО "РЖД" и создания "школ диалога культур").

2003

 

Научные публикации

Монографии:

2014

  •  Буддийские философы об инструментах достоверного познания. М.: ИФ РАН, 2014. 15 а.л. (в соавторстве с Канаевой Н.А.) (часть автора - 7,5 а.л.).

2011

  • Непосредственное и опосредованное восприятие: спор между буддийскими и брахманистскими философами (медленное чтение текстов) [Текст] / В.Г. Лысенко; Рос. акад. наук, Ин-т философии. М.: ИФ РАН, 2011. 233 с. (15 п.л.).

2008

  • Индийская философия. Энциклопедия (в соавторстве с Шохиным В.К., Степанянц М.Т., Железновой Н.А., Канаевой Н.А.). М.: «Восточная литература», 2008, 960 с.

2007

  • Classical Indian Philosophy Reintepreted. New Delhi: Decent Books, 2007 (in collaboration with Michel Hulin).

2003

  • Универсум вайшешики / История восточной философии. М.: «Восточная литература», 2003 (30,5 п.л.).

1994

  • Ранняя буддийская философия / История восточной философии, т. 2, М.: Восточная литература, 1994 (монография) (19,4 п.л.).

1986

  • Философия природы в Индии, Атомизм школы вайшешика. М.: «Восточная литература», 1986 (12 п.л.).


Статьи:

2018

  • Буддистический философ Александр Пятигорский // Пятигорский A.M. Избранные статьи по индологии и буддологии: 1960—1970-е годы. М.: РГГУ; Ин-т философии РАН, 2018. С. 7-28.
  • Послесловие // Пятигорский A.M. Избранные статьи по индологии и буддологии: 1960—1970-е годы. М.: РГГУ; Ин-т философии РАН, 2018. С. 327-367.
  • Природа сознания: Восток – Запад // Философский журнал. 2018. Т. 11. № 2. DOI: 10.21146/2072-0726-2018-11-2-106-122 (в соавторстве с Дубровским Д.И.).
  • Какая философия может послужить мостом между наукой и буддизмом? Российский подход // Философские науки. 2018. № 3. С.81–98.
  • The Atomistic Approach in Leibniz and Indian Philosophy // Leibniz heute lessen: Wissenschaft, Geschichte, Religion / Herta Nagl-Docekal (Herausgeber) (Wiener Reihe, Band 20) De Gruyter. 2018. Z. 69-85. DOI:10.1515/9783110536133-004.
  • Памяти Вячеслава Всеволодовича Иванова (21 августа 1929–7 октября 2017) // Вопросы философии. 2018. № 3. С. 44–48.
  • Диалоги российских и буддийских ученых о природе сознания (обзор конференции) // Вопросы философии. 2018. № 4. С. 208–215 (в соавторстве с Чикиным А.А.)

2017

  • The Problem of Qualia: Perspectives on the Buddhist Theories of Experience // Self, Culture and Consciousness. S. Menon et al. (eds.). Springer. Nature. Singapure. 2017. P.16–32. DOI: 10.1007/978-981-10-5777-9_18 Springer December 2017 (научная статья).
  • The Buddhist Philosophy of Language in India: An Overview // Buddhism and Linguistics. Ed. Manel Heart. P. 19–33. DOI: 10.1007/978-3-319-67413-1. Print ISBN 978-3-319-67412-4 (научная статья).
  • Натурфилософия вкуса в Индии: вайшешика и буддизм // Вкус Востока. История, культура и религия в гастрономических традициях стран Азии и Африки. Межвузовская научная конференция Тезисы докладов. Москва. Издательство «МГИМО-Университет», 2017. С. 29–30.
  • Субъект и субъективность в перспективе буддийской философии абхидхармы // Субъективный мир в контексте вызовов современных когнитивных наук. Общ. ред. и сост. В.А. Лекторского (Отв. редактор), Е.О. Труфановой, А.Ф. Яковлевой. М.: Аквилон, 2017. С. 145–156. ISBN 978–5–906578–22–8. Тираж 600 экз. (научная статья).
  • Сравнительная философия и межкультурная философия в перспективе постколониальных исследований // Философские науки. 2017. № 5. С. 7–27. ISSN 0235-1188 (RSCI, научная статья).
  • Монады Лейбница и «атомистический подход»: взгляд историка индийской философии // Идеи и Идеалы. 2017. Т.1. № 2(32). С. 18–35. ISSN 2075-0862. DOI 10.17212/2075-0862-2017-2.1-18-35 (научная статья).

2016

  • Юлен Мишель // Философы Франции. Словарь. Humanitas. Центр гуманитарных инициатив. М.-СПб. 2016. С. 452–455. ISBN 978-5-98712-632-5.
  • Жюльен Франсуа // Философы Франции. Словарь. Humanitas. Центр гуманитарных инициатив. М.-СПб. 2016. С. 186–188. ISBN 978-5-98712-632-5.
  • Что делает тело живым – взгляд из Индии // Тема «живого тела» в истории философии. Humanitas. Центр гуманитарных инициатив Москва–Санкт-Петербург. 2016. C. 43–65. (ISBN 978-5-98712-648-6).
  • Психика и сознание в индийской философии // Мир психологии. Научно-методический журнал. № 3 (87). М.: Московский психолого-социальный университет, 2016. С. 210–223. (ISSN 2073-8528).
  • Категории языка и категории мышления в индийском философском тексте (Прашастапада «Собрание характеристик категорий») // Филос. журн. / Philosophy Journal, Т. 9, № 2, 2016. С. 37–53. (ISSN 2072-0726. DOI 10.21146/2072-0726-2016-9-3-5-24).
  • Есть ли у животных сознание? (интервью) Синха Аниндья, Лысенко Виктория Георгиевна // Философия науки и техники. Том 21. №1, 2016. С.66–77. (ISSN 2413-9084, интервью). 
  • Круглый стол «Атомизм и континуализм в гуманитарном знании и современная наука» // Вопросы философии, № 10, 2016. С. 143–174. (обзор подготовили Лысенко В.Г., Рубец М.В.) (Web of Sciences, RSCI, ERIH PLUS, научная статья по гранту РГНФ, проект № 13-03-00547 – “Атомизм и мировая культура”).
  • Атомистический подход в школах буддийской абхидхармы: дхармы и атомы // Вопр. философии, № 8, 2016. С.150–165. ISSN 0042–8744. (Web of Sciences, RSCI, ERIH PLUS, научная статья по гранту РГНФ, проект № 13-03-00547 – “Атомизм и мировая культура”).

2015

  • Понятие варна (varṇa) в индийской мысли и атомистический подход // Вопросы философии, №5, 2015. С. 168–178. 
  • Восприятие и язык в адвайте-веданте. Исследование и перевод «Веданта-парибхаши» Дхармараджи // Историко-философский ежегодник 2015. М.: Аквилон. 2015. С. 71–100.
  • Fiodor Stcherbatsky et Otton Rosenberg: la méthode comparative en bouddhologie. Les cahiers bouddhiques. N 8. Institut d'Etudes Bouddhiques, Paris. 2015. P. 9–50.

2014

  • Comparative Philosophy or Intercultural Philosophy? The Case of the Russian Buddhologist Theodor Stcherbatsky // What Is Intercultural Philosophy? / Ed. By William Sweet. Washington: Council for Research in Values & Philosophy. 2014. P. 165–179.
  • Buddhist Atomism in the Light of Modern Concepts of «Emergent Property» and «Qualia» // Philosophy and science in Cultures of East and West. Russian philosophical studies, XIII / Ed. Marietta T. Stepanyants. Washington: The Council for Research of Values and Philosophy, 2014. P. 131–-143.
  • Круглый стол «Буддизм в современном мире». Модератор круглого стола и выступавший // Вестник бурятского научного центра Сибирского отделения Российской Академии Наук. № 3 (15) Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2014. С. 41–57.
  • Theodor Stcherbatsky and His Followers on Translation of Sanskrit Philosophical texts // Sanskrit and Development of World Thought. Ed. By Vempaty Kutumba Sastry. Delhi etc. Printworld, 2014. P. 104–117.
  • Генезис учения об атомах как проблема языка и мышления // Вопросы философии. №6. М., 2014. С. 9–28.
  • Европоцентризм как тормоз современных историко-философских исследований // История философии: вызовы XXI века. М.: «КАНОН+» РООИ «Реабилитация», 2014. С. 237–245.

2013

  • Путешествие в Индию: вызовы инаковости // Русская антропологическая школа. Труды. Выпуск 13. М.:Издательство РГГУ, 2013. С.168–183 (ISSN 2223-9340).
  • Буддийский атомизм в свете современных понятий «эмерджентные свойства» и «квалия» (по "Абхидхармакоша-бхашье" Васубандху) // Сравнительная философия: Философия и наука в культурах Востока и Запада. Вып. 4. М.: Наука – Вост. лит., 2013. С. 149–160 (ISBN 978-5-02-036538-4).

2012

  • Слово и бытие в учении Бхартрихари о действии (по «Криясамуддуше») // Индия – Тибет: текст и феномены культуры. Рериховские чтения в Институте востоковедения РАН. Институт востоковедения РАН. М.: «Языки славянской культуры». 2012. С.156–173.
  • Буддийский атомизм в свете современных понятий «эмерджентные свойства» и «квалия» // Наука и буддизм. Материалы научной конференции (Улан-Удэ – Байкал: 6-8 июля 2012 г.), «Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии» РАН –Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета. 2012, с. 47–59. –304 с.
  • Ориентализм и проблема Чужого: ксенологический подход // Ориентализм / оксидентализм: языки культур и язык и их описания - Orientalism / Occidentalism: Languages of Cultures vs. Languages of Description/ Отв. ред. Е. Штейнер. М.: «Совпадение». С. 34–42. 416 с.
  • Buddhism as interactive message // Socialinių mokslų studijos/Societal Studies.Mykolo Romerio universitetas. 2012. 4(3). С. 3–13.
  • Is there a mind-body problem in Buddhism? // Buddhism in Kashmir. Sharma, Nirmala (ed.), foreword by Karan Singh. New Delhi: Aditya Prakashan. 2012. С. 62–68. 175с.
  • Le “determinisme linguistique” de Benviniste et le cas du Vaisheshika // Indologica. Orientalia et Classica. Сборник статей памяти Т.Я.Елизаренковой. Книга 2. М.: Институт восточных культур и античности, РГГУ. 2012. С. 381–396. 562 с.
  • What is Philosophy in India: overcoming the eurocentric stereotypes // Socialinių mokslų studijos/Societal Studies.Mykolo Romerio universitetas. 2012, 4(2). С. 801–809.
  • Восприятие и телесность в буддизме и в современных когнитивных теориях «отелесненного ума» (embodied mind) // Буддизм Ваджраяны в России. От контактов к взаимодействию. – М. Алмазный путь. 2012. С.86–94. 879 с.
  • Actuality and Potentiality in Dignaga’s understanding of Immediate Perception (nirvikalpaka pratyaksha) according to his “Pramanasamuccaya” and “Alambana-pariksha” // Acta Orientalia Vilnesia. Vol. 11, Issue 1, 2012. P. 85–92.
  • Слог Ом в индийской культуре: от устной традиции к письму // Симболяриум. Труды Русской Антропологической школы. РГГУ М. 2012. С.48–60. 255 с.
  • Actuality and Potentiality in Dignaga’s Understanding of Immediate Perception (nirvikalpaka pratyaksha) according to his Pramanasamuccaya and Alambanapariksha // Acta Orientalia. Through the looking-glass of the Buddha-mind: Strategies of cognition in Indo-Tibetan Buddhism. Vol.11, Issiue 1, 2012, p. 85 – 92.

2011

  • 137 статей для: Буддийская философия. Энциклопедия М.: Институт философии. Восточная литература, 2011. 20 п.л.
  • Buddhist Motives in Some Doctrines of Prashastapada // Vacaspativaibhavam. A Volume in Felicitation of Professor Vacaspati Upadhyaya. D.K.Printworld, Delhi etc. 2011, P.1223–1233. 0,7 п.л.
  • Изучение индийской философии во Франции: между исследованием текстов и полевыми исследованиями [Текст]: случай Мадлен Биардо (1922-2010) // Философские науки. 10, 2011, с.64–74.
  • О. О. Розенберг как ученик Ф. И. Щербатского // Четвертые востоковедные чтения памяти О.О.Розенберга. Доклады, статьи, публикации документов / Составители М.И.Воробьева-Десятовская, Е.П.Островская. Редактор Т.В.Ермакова. СПб., 2011. С. 261–280. 0, 8 п.л.
  • Происхождение атомизма: лингвистическая гипотеза // Шабдапракаша. Зографский сборник. Выпуск 1/ под редакцией Я.В.Василькова и С.В.Пахомова. СПб.: МАЭ РАН, 2011. С.99–112. 0,8 п.л.
  • Дискретное и континуальное во второй канде «Вакьяпадии» Бхартрихари //  Зографский сборник. Выпуск 2 / Отв. ред. Я.В. Васильков. СПб.: МАЭ РАН, 2011. С. 198–210. 0,7 п.л.
  • Тело в раннем буддизме в свете психофизической проблемы // Психология и психотехника. № 8(35), 2011, с. 29–39. 1 п.л.
  • Теории восприятия на Западе и в Индии: некоторые типологические параллели // Вопросы философии, №3, 2011, с. 122–132. 1 п.л.

2010

  • Teaching of Indian Philosophy in Overcoming Europocentrism // Philosophy in the Dialogue of Cultures: Proceedings of the International Philosophy Day. Moscow, Progress-Tradition, 2010. P. 1267–1273.
  • «Лингвистический детерминизм» Бенвениста и случай вайшешики //Исследования по лингвистике и семиотике. Сборник статей к юбилею Вяч. Вс.Иванова. Отв.ред. Т.М.Николаева. М.: Языки славянских культур. 2010. С. 56–67.
  • Between Materialism and Immaterialism: Atomism in India and Greece // Materialism and Immaterialism in India and the West. Ed. ParthaGhose. PHISPC 12(5), Centre for Studies in Civilizations, Delhi, 2010. P. 253–268.
  • Чувственное и рациональное познание: Индия и Запад (принципы сравнительного анализа) // Философский журнал. Институт философии РАН, № 2 (5) 2010. C. 5–16.
  • Как я понимаю индийскую философию? // Философский журнал. № 1 (4). М.: ИФ РАН, 2010. Философия в современном мире. Доклады на заседаниях Ученого совета. Института философии РАН. С. 5–17.

2009

  • Познание чужого как способ самопознания // Вопросы философии, 2009, 11. C. 61–78.
  • Дигнага о восприятии /Составл., вводная статья, пер. с санскр. и коммент. фрагмента из «Прамана-самуччая-вритти» // "Историко-философский ежегодник' 2008". М.: Наука. 2009. С. 256–282. (1 а.л.)
  • Познание чужого как способ самопознания // Вопросы философии. 2009. 1,5 а.л.
  • 168 статей для Энциклопедии индийской философии. М.: Восточная литература РАН; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. Общий объем статей 25,5 а.л.
  • «Натурфилософия» тела в Индии: аюрведа, санкхья и вайшешика // Телесность как эпистемологический феномен. М.: Институт философии, 2009. С. 103–123. (1,5 а.л.)
  • «Метафизика возвращения» и сансара // Труды Русской антропологической школы. Вып. 6, М.: Издательство РГГУ, 2009. С. 54–70. (1 а.л.).

2008

  • Шабда как звук и смысл: анализ моделей слова в философии вьякараны и мимансы // Donum Paulum. Studia Poetica et Orientalia. Сборник статей к 80-летию П.А.Гринцера. Издательство «Наука», 2008 (1 п.л.).
  • «Щербатской и Розенберг о сравнительном методе в буддологии» // Вестник РХГА. СПб., Издательство РХГА, 2008. С. 30–40. (0, 5 п.л.).
  • Индийская сомнология. Основные направления исследования сна. Опыт тематизации // Русская антропологическая школа. Труды, вып. 5, Издательство РГГУ, 2008. С. 24–32 (1 п.л.).
  • Индивид или родовое свойство: споры о значении слов (по материалам «Махабхашьи» Патанджали) // Всеволод Сергеевич Семенцов и российская индология. Ин-т философии РАН. М.: Восточная литература, 2008. С. 170–186 (1 п.л.).
  • Васубандху о реальности только мысленного представления (репрезентации). Предисловие и перевод с санскрита «Вимшатика-карика-вритти» Васубандху // Вопросы философии, № 1, 2008. С. 109–131 (1 п.л.).
  • 150 статей по индийской философии (25 п.л.) // Индийская философия. Энциклопедия. М.: Восточная литература, 2008.

2007

  • What is Immediate perception? The Buddhist Answer // IIAS Newsletter, N 44, 2007. P. 20–21 (0,5 п.л.).
  • Origin of the Idea of Universals: Vaiśeṣika or Vyakarana // Victoria Lyssenko, Michel Hulin. Classical Indian Philosophy Reintepreted. Decent Books, New Delhi, 2007. P. 27–46 (1 п.л.).
  • The Hard Task of Hitting the Mean – Aristotle's Mean (Mesotes) and Buddha's Middle Path (Majjhima patipad) // Comparative Ethics in a Global Age. Washington, 2007. P. 203–215 (0,5 л.).
  • The Difficult Task of Hitting the Mean – Aristotle’s Mean and Buddha’s Middle Path // Victoria Lyssenko, Michel Hulin. Classical Indian Philosophy Reintepreted. Decent Books, New Delhi, 2007. P. 61–82 (1 п.л.).
  • Classical Indian Philosophy in the Perspective of Cultural Studies: Sketching a New Approach // Victoria Lysenko, Michel Hulin. Classical Indian Philosophy Reintepreted. Decent Books, New Delhi, 2007. P. 139–150 (1.п.л.).
  • Atomistic Formulations in Indian Thought // Victoria Lysenko, Michel Hulin. Classical Indian Philosophy Reintepreted. Decent Books, New Delhi, 2007. P. 9–26 (1.п.л.).
  • Щербатской и Розенберг о сравнительном методе. Двойной портрет на фоне эпохи // Труды Русской Антропологической школы. Вып. 4, т. 2. М.: Издательство РГГУ, 2007. С. 100–139 (1.5 п.л.).
  • Вера и знание в раннем буддизме // «Знание и вера в контексте диалога культур». М., Восточная литература, 2007 (0,7 п.л.).

2006

  • Сон и сновидение как состояния сознания: упанишады и Шанкара // Смаранам. Памяти О.Ф. Волковой. Сборник статей. М.: Восточная литература, 2006. С. 269-306.
  • Октябрина Федоровна Волкова // Смаранам. Памяти О.Ф. Волковой. Сборник статей. М.: Восточная литература, 2006. С. 4–14.
  • Брахман с гроссбухом // «Новое время», №№ 34,35, 2006.
  • «Вачаспати Мишра о непосредственном и опосредованном восприятии. Фрагмент из «Ньяя-варттика-татпарьятики» Перевод с санскрита, введение и примечания В.Г.Лысенко» // «Вопросы философии», № 10, 2006 (1,8 п.л.).
  • La philosophie bouddhique en Russie: breve histoire de l’approcheet des methodesd’etude de la fin de XIX siecle aux annees 1940 // Slavica Occitania, Numero 21. Presence du bouddhisme en Russie, Toulouse, 2006. P. 89–114.
  • «Непосредственное и опосредованное в чувственном познании: Дигнага и Прашастапада» // Вопросы философии, № 5, 2006. С. 137–147.

2005

  • Движение или действие: грамматическая традиция и вайшешика // Историко-философский ежегодник 2005 М.: Наука 2005. С. 358–386 (2 п.л.).
  • Le principe de correspondence: la version de Prashastapada // Categories de langue et categories de pensee en Inde et en Occident. P.: L’Harmattan, 2005. P. 79–90.
  • «La dure quete du Milieu. La “mediete” (mesotes) aristotelicienne et la “voie moyenne” (majjhima patipada) du Bouddha» // Philosophie compare: Grece, Inde, Chine. P.: Vrin. 2005 (1,2 п.л.).
  • Shankara, critique du Vaiśeṣika. Une lecture de Brahmasutrabhashya (II, 2, 11-17) // Asiatische Studien / Etudes Asiatique, Lousanne, LIX, 2, 2005. P. 533–580 (2 п.л.).

2004

  • О переводе санскритских философских текстов // Русская антропологическая школа. Труды 2, М., РГГУ, 2004 (0, 7 п.л.).
  • Трудное дело середины: середина у Аристотеля и Срединный путь Будды // Сравнительная философия. М.: Восточная литература, 2004 (1 п.л.).
  • Лингвистический монизм Бхартрихари // Историко-философский ежегодник 03, М.: «Наука», 2004 (1 п.л.).
  • Аскетизм в Индии: его принципы и основные формы // Религиоведение, 1, 2004 (1 п.л.).
  • The Human Body Composition in Statics and Dynamics: Ayurveda and the Philosophical schools of Vaiśeṣika and Sаmkhya // Journal of Indian philosophy, vol. 32, No 1, 2004. P. 31–56 (2 п.л.).

2003

  • Принцип корреспонденции: версия Прашастапады // Scripta Grigoriana. Сборник в честь 70-летия академика Г.М.Бонгарда-Левина, М., Восточная литература, 2003. С. 99–106 (0,5 п.л.).
  • Уроки устной традиции. Постведийские науки: фонетика и этимология в свете категорий дискретного и континуального // Историко-философский ежегодник 2001. М., 2003. C. 156–158; 167–189.

2001

  • 80 статей по индийской философии, среди них «Атомизм в Индии», «Время в индийской философии», «Пространство в индийской философии», «Философия языка в Индии», «Буддизм», «Буддийская философия», «Ваджраяна» «Тантризм», «Вайшешика», «Карма», «Дхармы». // Новая философская энциклопедия в 4-х тт. М.: «Мысль», 2001 (8 п.л.).
  • Философия числа в вайшешике (по материалам “Раздела числа” из “Собрания характеристик категорий” Прашастапады) // Историко-философский ежегодник ‘99, «Наука», 2001 (1 п.л.).
  • Проблема универсалий в вайшешике и в лингвистической философии Индии (приглашение к медленному чтению текстов) // Универсалии культуры, М.: Восточная литература, 2001. С. 77–121 (1 п.л.).

2000

1999

  • Огонь: разрушение и созидание. От ведийского мифа и ритуала к атомистической теории вайшешики // Историко-философский ежегодник 97. М.: "Наука", 1999 (1,5 п.л.).

1998

  • La connaissancesuprarationelle chez Prashastapàda // Asiatische Studien / Études Asiatiques LII/1/1998. P. 85–116 (1 п.л.).
  • «Классическая индийская философия в переводах и исследованиях российских ученых (1990-1996)» // Проблемы новейшей историографии философии зарубежного Востока. Москва: Институт философии, 1998 (1 п.л.).

1996

  • The Vaiśeṣika Notions of Akasha and Dish From the Perspective of Indian Ideas of Space // Beyond Orientalism: The Work of Wilhelm Halbfass and its Impact on Indian and Cross-Cultural Studies // Poznan Studies in the Philosophy of Science and Humanities. Vol. 47, Amsterdam, 1996. P. 417–447 (1.5 п.л.).
  • La doctrine des atomes chez Kanada et Prashastapada // Journal Asiatique. Vol. 248, N 1, Paris, 1996. P. 137–158 (1 п.л.).

1994

  • “Atomistic Mode of Thinking” as Exemplified by the Vaiśeṣika Philosophy of Number // AsiatischeStudien, XLVIII, 2, 1994. P. 781–806 (1 п.л.).

1993

  • The Atomistic Theory of the Vaisesika: Problems of Interpretation // History of Indian Philosophy. A Russian Viewpoint, Indian Council of Philosophical Research, New Delhi, 1993 (1 п.л.).
  • Будда как личность или личность в буддизме // Бог, человек, общество в традиционных культурах Востока. М., 1993 (1 п.л.).

1992

  • Оn certain intellectual stereotypes as exemplified in Th. Sterbatsky's works / Journal of Indian Council of Philosophical Research, vol. 9, number 2, 1992 (0,5 п.л.).
  • «Сomparative Philosophy in the Soviet Union». // Philosophy East and West. A Quarterly of Comparative Philosophy, vol. 42, Number 2, Honolulu, 1992 (1 п.л.).
  • Компаративная философия в Советском Союзе. // Вопросы философии, № 9, 1992 (1 п.л.).

1990

  • Восток и Запад: встреча культур. Обзор 4-х выпусков литературного альманаха: "Восток и Запад: исследования, переводы, публикации // Народы Азии и Африки, 1990, 30 стр. (статья была переведена на англ. язык как лучший обзор года на страницах журнала Народы Азии и Африки за 1990 г. и опубликована в журнале Social Studies, Moscow, № 1, 1991).

1979-1989

  • История древней и средневековой индийской философии в трудах советских авторов // Народы Азии и Африки, № 4, 1989 (1 п.л.) (в соавторстве с Исаевой Н.В.).
  • Философия пространства и времени в Индии: школа вайшешика» // Индийская рационалистическая традиция и современностьМ.: Восточная литература, 1988 (1 п.л.).
  • Даршана, анвикшики и дхарма: философия и религия в Индии // Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М.: Восточная литература, 1987 (1 п.л.).
  • Отрицание ведийского ритуала и бога-творца в древнеиндийской традиции // Свободомыслие и атеизм в древности, Средние века и возрожденияМ.: «Мысль», 1986 (1 п.л.).
  • Учение вайшешиков о движении // Древняя Индия. Язык. Культура, текст. М.: Восточная литература, 1985 (1 п.л.).
  • Атомизм вайшешики и атомизм Демокрита // Древняя Индия: историко-культурные связи. М.: Восточная литература, 1981 (1 п.л.).
  • Шанкара и атомизм вайшешики // Вестник древней истории,1980, № 2 (1 п.л.).
  • О критике принципа соответствия в зарубежной философии науки // Принцип соответствия. Историко-методологический анализ. М.: Наука, 1979 (0,5 п.л.).

 

Переводы:

2017

  • Козеру К. Сознание, личная идентичность и дебаты о “я” /“не-я”// Вопр.философии. 2017. № 10. С. 132-140. ISSN 0042-8744. (Web of Sciences, RSCI, ERIH PLUS, перевод с английского).

2015

  • Дхармакирти. Прамана-винишчая (Удостоверение инструментов достоверного познания). Глава 1. Пратьякша (Восприятие). Карики 1–25// История философии. 2015. Т. 20. № 2. С.79-106 (ВАК, РИНЦ).
  • Дхармараджа Адхвариндра. Веданта-парибхаша.С комментарием «Артхадипика-тика-вибхушита» Дханапатисури Суташивадатты// Историко-философский ежегодник 2015. М.:Аквилон. 2015. С. 101-131 (ВАК, РИНЦ). 

2014

  • Шантаракшита. «Исследование определений восприятия» из компендиума «Таттва-санграха» с комментарием Камалашилы «Панджика» / Пер. с санскрита В.Г. Лысенко. // Лысенко В.Г. Канаева Н.А. Буддийские философы об инструментах достоверного познания. М.: Институт философии, 2014.

2013

  • Прашастапада. Падартхадхарма-санграха. Шридхара. Ньяя-кандали / пер. с санскрита В.Г.Лысенко // Свет дхармы: Антология традиционной индийской философии / Сост., вступит. ст., общ. ред. С.В. Пахомова. СПб.: Амфора, 2013. С. 364-412 (ISBN 978-5-367-02823-2).
  • Маламуд Шарль. «Чернота письма» / Пер. с французского В.Г.Лысенко// Вестник РГГУ. Исторические науки. История / Studia classica et mediaevalia. 2013.  № 17 (октябрь). С.142-170. (ВАК, ISSN 1998-6769 http://rggubulletin.rggu.ru/binary/2629089_44.1382437160.28386.pdf).

2009

  • Альтюссер Луи. Письмо Мерабу Мамардашвили. Пер. с французского и примечания В.Лысенко // М. Мамардашвили. Опыт физической метафизики. М.: Прогресс-традиция, 2009. С. 271-277.
  • «Ньяя-бинду» Дхармакирти с комментарием Дхармоттары «Тика». Глава 1. Восприятие. Вступительная статья, перевод с санскрита и примечания В.Г.Лысенко // История философии. № 14. М.: ИФ РАН, 2009. С. 170–206. (2 а.л.)

2008

  • Дигнага об объекте как опоре познания. «Аламбана-парикша» («Исследование опоры сознания») и Вритти (комментарий). Предисловие и перевод с санскрита В.Г. Лысенко // Вопросы философии. № 4. 2008. С. 138–150 (1 п.л.).

2005

  • Прашастапада. «Собрание характеристик категорий» с комментарием «Ньяякандали» Шридхары. Перевод с санскрита, вступительный раздел, историко-философский комментарий, примечания, библиография и индексы В.Г.Лысенко. Издательство «Восточная литература», 2005 (40, 5 п.л.).
  • Маламуд Шарль. Испечь мир. Предисловие и перевод с французского В.Г.Лысенко. М., Издательство Восточная литература. 2005 (20 п.л.).
  • Жульен Франсуа. О времени. Философия жить. Предисловие переводчика и перевод с французского В.Г.Лысенко. М., Прогресс-Традиция, 2005 (10 п.л.).

2004

  • Юлен Мишель. Идея переселения душ в 20 в. Перевод с французского В.Г.Лысенко.  – Сравнительная философия. Моральная философия в контексте многообразия культур. М.: «Восточная литература», 2004 (1 п.л.).
  • Мюллер Ганс Георг. Мораль и паталогия. Компаративный подход. Перевод с английского В.Г.Лысенко. - Сравнительная философия. Моральная философия в контексте многообразия культур. М.: «Восточная литература», 2004 (1 п.л.).
  • Жульен Франсуа. Основание морали: тайна жалости. Перевод с французского В.Г.Лысенко.  – Сравнительная философия. Моральная философия в контексте многообразия культур. М.: «Восточная литература», 2004 (1 п.л.).

2001

  • Жульен Франсуа. Путь к цели: в обход или напрямик. Стратегия смысла в Китае и Греции. Перевод с французского В.Г.Лысенко. Московский философский фонд, 2001 (22.5 п.л.).

2000

  • Юлен Мишель. Сравнительная философия: методы и перспективы. Перевод с французского В.Г.Лысенко. - Сравнительная философия. М.: «Восточная литература», 2000 (0,5 п.л.).
  • Юлен Мишель. Память и бессознательное в «Йога-сутрах» и в психоанализе. Перевод с французского В.Г.Лысенко. - История философии, вып. 7. Издательство Института философии РАН, 2000 (0,5 п.л.).


Рецензии на автора:

  • Sabine Rabourdin. Lysenko V.G. La doctrine des atomes chez KanadaetPrashastapada // Journal Asiatique. Vol. 248, N 1, Paris, 1996, p. 137-158. Электронный ресурс :http://indecise.hypotheses.org/284
  • Островская Е.П. Лысенко В.Г. Непосредственное и опосредованное восприятие: спор между буддийскими и брахманистскими философами (медленное чтение) [тексты] (Е.П.Островская) // "Письменные памятники Востока"N1(16), ВЕСНА – ЛЕТО,2012. С.278-281.

 

Ответственный редактор
  • Пятигорский A.M. Избранные статьи по индологии и буддологии: 1960—1970-е годы / отв. ред. Л.Н. Пятигорская; сост. В.Г. Лысенко. М.: РГГУ; Ин-т философии РАН, 2018. 367 с. ISBN 978-5-7281-1873-2.
  • Составитель и отв. редактор сборника. Смаранам. Памяти О.Ф. Волковой. Сборник статей. М.: Восточная литература. 2006.
  • Отв. редактор.  История философии № 11. М.: Институт философии РАН. 2004.
  • Отв. редактор номера и автор вступительной статьи «История философии», вып.7. Издательство Института философии РАН, 2000.

Участие в международных конференциях, симпозиумах, круглых столах

2018

  • 2018, 8–11 июня – организатор панели, модератор двух групп и докладчик в Обществе азиатской и сравнительной философии, 50-я ежегодная конференция: «Власть и творчество», Педагогический университет Кракова и Институт Ближнего и Дальнего Востока Ягеллонского университета, Краков, Польша, панель 7: Эвристический интерес к изучению индийской философии (кафедра) (доклад: «О различии между субъектом и материей в индийской и западной философских традициях»).

  • 2018, 1–6 мая – Участник дискуссий с Далай-ламой и буддийскими монахами на Международном симпозиуме «Фундаментальные знания: диалоги русских и буддийских ученых: понимание мира», Центр тибетской культуры и информации, Фонд «Сохранить Тибет», Московский центр исследований сознания на философском факультете МГУ, Институт философии РАН, Нью-Дели.

  • 2018, 3–4 января – Пленарное заседание на Международной конференции «Азиатская философия», Центр изучения целостной науки в сотрудничестве с Индийским советом по философским исследованиям, ЦНИИ Сурат, Гуджарат, Индия (доклад: Устная передача ведических гимнов: холистический и атомистический подходы).

2017

  • 2017, 11–13 декабря – докладчик на Международной научной конференции «Рериховские чтения», Москва. (доклад: «Почему Дигнага назвал определение восприятия Васубандху асара (лишенным сути)? Медленное чтение «Прамана-самуччаи-вритти» (1.13-16) Дигнаги. LV»). https://ancient.ivran.ru/rerihovskie-chteniya.

  • 2017, 5–10 августа – докладчик на Симпозиуме на тему «Фундаментальное знание: диалоги российских и буддийских ученых». Организаторы – Центр тибетской культуры и информации, фонд «Сохраним Тибет», Московский центр исследования сознания при философском ф-те МГУ. Дели, Индия (доклад: «Какая философия могла бы стать мостом между буддизмом и наукой»). Программа и видеозапись конференции http://dalailama.ru/top/3429-buddhism-and-science.html.

  • 2017, 16–17 марта – пленарный докладчик на Межвузовской научной конференции «Вкус Востока: культура, история и религия в гастрономических традициях стран Азии и Африки». МГИМО МИД (доклад: «Натурфилософия вкуса в Индии: вайшешика и буддизм»).

  • 2017, 21 марта – лекция в Университете Патны, философский факультет, Индия. (тема лекции: «Российский ученый Федор Щербатской и его изучение индийской философии (Russian scholar Fedor Stcherbatsky and his studies of Indian Philosophy)»).

  • 2017, 16–19 мая – докладчик на Ежегодной научной конференции «Зографские чтения: о проблемах интерпретации классического индийского текста». Институт восточных рукописей, Санкт-Петербург (доклад: «Критика целей дефиниций (лакшана) в «Кхандана-кханда-кхадья» Шри Харши (на примере дефиниции восприятия)») http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_content&task=view&id=5510&Itemid=48.

  • 2017, 17–19 марта – докладчик на Международной конференции «Буддизм в 21 веке: перспективы и ответы на глобалые вызовы и кризисы (BUDDHISM IN THE 21ST CENTURY- Perspectives and Response to Global Challenges and Crises). Организована Министерством культуры и правительством Индии в Университете Наваналанда Махавира, штат Бихар, Наланда, Индия (доклад: «Роль буддийской философии в диалоге между западной наукой/философией и буддизмом: российский подход»).

2016

  • 2016 – организатор и модератор французского философского клуба для франкофонов Москвы «La philosophie d’expression française». Три лекции профессора Сорбонны Мишеля Юлена на общую тему «Религиозный опыт в перспективе современных нейронаук». /uplfile/root/projects/francaise/club_philo_2.jpg.

  • 2016, 10 ноября – докладчик на круглом столе "Тибетология и буддология на стыке науки и религии", ИВ РАН (доклад: «Место философии в буддизме») https://www.ivran.ru/novosti-nauki?artid=5802.

  • 2016, 7–8 ноября – организатор и модератор Международной конференции «Буддизм и феноменология», ИФ РАН /7_8_11_2016.htm.

  • 2016, 4 ноября – докладчик на Международном симпозиуме LEIBNIZ HEUTE LESEN INTERNATIONALES SYMPOSIUM. ÖSTERREICHISCHE AKADEMIE DER WISSENSCHAFTEN. 1010 WIEN (доклад: "The Monadology in the Perspective of an Atomistic Approach: some Indian Parallels").

  • 2016, 18 октября – докладчик на Московской международной конференции по Аристотелю «Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности», ИФ РАН (доклад: «Возможности сравнения систем категорий Аристотеля и Прашастапады») /uplfile/histsc/conference/_MIAC_2016.pdf.

  • 2016, 5–6 октября – докладчик на научной конференции «Субъективный мир в контексте вызовов современных когнитивных наук», ИФ РАН (доклад: "Субъективность (проблема квалиа) в буддийской философии") /page13079430.htm.

  • 2016, 23 июня – лектор, Цикл философских бесед «Реплики» (библиотека им.Ф.М.Достоевского, орг. Ю.В.Синеокая) В.Г. Лысенко и Д.И. Дубровский беседуют на тему: «Природа сознания: Восток – Запад», /14_61.htm.

  • 2016, 4–6 июня – докладчик на международном семинаре Knowledge and Spirituality. Religious Dimension of Man in the Horizon of Contemporary Challenges, Vatra-Dornei (Romania). (paper: "Buddhism as an interactive message: the principle of Upaya Kaushalya").

  • 2016, 1–2 июня – докладчик на международной конференции Inter-religious and inter-cultural dialogue in a pluralistic world: Philosophical and Theological Perspectives, Constanța (Romania). (paper: "Relation between Philosophy and Religion in India: A Comparative Perspective").

  • 2016, 11–13 мая – докладчик на Научной конференции XXXVII Зографские чтения. Проблемы интерпретации традиционного индийского текста, Санкт-Петербург, Российская христианская гуманитарная академия (доклад: "Проблема квалия в свете буддийской философии") http://www.kunstkamera.ru/index/science/konferencii_i_seminary/2016/xxxvii_zografskie_.

  • 2016, 26 апреля – докладчик на 78-е заседании междисциплинарного научно-теоретического семинара "Философско-методологические проблемы искусственного интеллекта", ИФРАН (доклад: «Чем подход индийских философов к исследованию сознания отличается от западного?») /uplfile/ai/sem/ai78.pdf. 

2015

  • 2015, 9–10 декабря – докладчик в Национальныом институте перспективных исследований, Бангалор, Индия (доклады: “The problem of qualia in the perspective of the Buddhist theory of consciousness”, “Consciousness, cognition and Culture: Implications for the 21st century”) http://niasconsciousnesscentre.com/Conf-2015/a/CSP-CONF-FINAL-RPOGRAMME.pdf 

  • 2015, 3 декабря – докладчик на Международной конференции «Colloque international À l’épreuve de l’Europe», Бордо, Франция (доклад: «La notion d’eurocentrisme en philosophie: les obstacles sur le chemin de son auto-compréhension» (Понятие евроцентризма в философии: препятствия на пути к самопознанию)).

  • 2015, 11 ноября – докладчик на Симпозиуме «Аристотелевское наследие в биологии, медицине и этике», Конгресс-центр Первого МГМУ имени И. М. Сеченова, Москва (доклад: «Категории Аристотеля и категории (падартхи) индийского философа Прашастапады: сходства и различия»). См. http://www.nsu.ru/classics/Aristotle-October-2015.pdf

  • 2015, 29 октября – докладчик на Международной конференции «Санскрит и индологические исследования в Индии, России и сопредельных странах» (International conference "Sanskrit and Indological Studies in India, Russia and Neighbouring Countries"), Москва, РГГУ (доклад: «Buddhist atomism in comparative perspective»). См.: http://istina.msu.ru/conferences/11498308/

  • 2015, 22 сентября – докладчик на Международном форуме «Буддизм в диалоге культур Востока и Запада: прошлое, настоящее и будущее». Элиста, Калмыкия (доклад: «Место философии в буддизме»). См. http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_content&task=view&id=4145&Itemid=48

  • 2015, 25 мая – докладчик на XXXVI Зографских чтениях, организованных МАЭ РАН (Отдел Южной и Юго-Западной Азии), СПбФ ИВ РАН и Восточным факультетом СПбГУ. Санкт-Петербург (доклад: «Атомистический подход в буддизме»). См. http://so-l.ru/news/show/xxxvi_zografskie_chteniya_25_27_maya_2015_g

  • 2015, 19–20 мая – докладчик на Международной научной конференции «“Живое тело” в истории философии», Москва, ИФ РАН (доклад: «Что делает тело живым? Тело и одушевляющий принцип в индийской мысли»).

  • 2015, 10 апреля – публичная лекция в рамках цикла лекций «Российские индологи об Индии». Москва, ИФ РАН (тема: «Что такое индийская философия и в чем состоят стереотипы ее восприятия на Западе и в России?»). См.: /page19650598.htm

  • 2015, 13 марта – публичная лекция в Центральном университете тибетских исследований (CUTS), Cарнатх, Индия (тема: «Buddhist atomism»).

  • 2015, 12 февраля – публичная лекция на Философском факультете университета г. Майсур (штат Карнатака, Индия) (тема: “Eurocentric stereotypes in teaching Indian philosophy in Russia»). Сообщение в прессе: http://www.thehindu.com/todays-paper/tp-national/tp-karnataka/lecture-on-indian-philosophy-today/article6885355.ece

  • 2015, 2 февраля – публичная лекция в русском культурном центре, Калькутта, Индия (тема: «Russian scholar Fedor Stcherbatsky and his studies of Indian Philosophy»). См. http://cs621923.vk.me/v621923704/13b8d/jnofQJonuRw.jpg 2 .02.2015.

2014

  • 2014, 20 ноября – Девятая лекция в рамках проекта «Анатомия философии: как работает текст» – В.Г. Лысенко «Категории языка и категории мышления в индийском философском тексте (Прашастапада "Собрание характеристик категорий")».

  • 2014, 19 сентября – пленарный докладчик на Международном коллоквиуме «Буддизм и лингвистика», Университет надежды, Ливерпуль, Великобритания (доклад: «Буддийская философия языка: обзор»).

  • 2014, 18–23 августа – докладчик на Международной конференции Международной ассоциации буддийских исследований, IABS, Виенна (статья: «Что такое целое по философам Абхидхармы: простое накопление атомов или что-то отличное от него? Две формы атомизма в “Абхидхармакошабхашье” Васубандху»).

  • 2014, 28 мая – 1 июня – докладчик и модератор Круглого стола на Международной конференции «Буддизм в меняющемся мире», Бурятский научный центр СО РАН, Институт монгольских исследований, буддологии и тибетологии СО РАН, Улан-Удэ, (доклад: «Атомистический подход в буддизме»).

  • 2014, 3–4 апреля – пленарный докладчик на Международной конференции Балтийского альянса по изучению Азии, Вильнюс (доклад: «О европоцентризме как препятствии для современной западной философии: эвристический интерес к изучению индийской философии»).

  • 2014, 21–22 февраля – докладчик на Международной конференции «Свами Вивекананда. Переоценка человека и его вклада», Университет Монаш, Мельбурн, Австралия (статья: «Вызов Вивекананды Всемирному конгрессу религий: универсализм и/или инклюзивность?»).

2013

  • 2013, 25 ноября – докладчик на Международной конференции «Тело и сознание в философиях Индии» в рамках фестиваля индийской культуры в Европе – Europalia, Брюссель (доклад: «Le Bouddhisme ancien sépare-t-il le corps et l'esprit ? («Признавалась ли в раннем буддизме психо-физическая проблема?»)). См.: http://www.academieroyale.be/cgi?lg=fr&pag=774&tab=87&rec=1628&frm=0.

  • 2013, 14 октября – докладчик на Международной конференции «Русские интеллектуалы на Лигурийском побережье Италии», подготовленной Институтом философии РАН, Фондом «Русское либеральное наследие», «Русским домом» в Генуе при поддержке Генерального консульства РФ в Генуе (доклад: «О любви Чехова к кладбищам: от Таганрога до Генуи»). См:. http://www.rusliberal.ru/full/novostnoj_razdel_tcentralnij/russkie_intellektuali_na_ligurijskom_poberezhe_italii/).

  • 2013, 11 июня – докладчик на круглом столе «Атомизм и алфавитный принцип». ИФРАН (доклад: «Фоноцентризм индийской традиции и атомистический подход»).

  • 2013, 2 апреля – докладчик на междисциплинароном семинаре «Атомизм и мировая культура». ИФРАН (доклад: «Генезис атомизма как проблема связи языка и мышления»).

  • 2013, 16–17 мая – докладчик на конференции МАЭ РАН Зографские чтения «Проблемы традиционного индийского текста XXXIII, Cанкт-Петербург (доклад: «Компаративная или межкультурная философия»).

2012

  • 2012, 15–16 ноября – участие в Конференции «История философии: вызовы XXI века», Москва, ИФ РАН (доклад: "Историко-философское исследование инокультурной традиции: зачем нам выходить из собственного дома?").

  • 2012, 25–28 сентября – участие в VIII Съезде российских востоковедов (Казань) (доклад: "Проблемы преподавания  восточной философии в вузе: европоцентризм и методы его преодоления").

  • 2012, 18-22 сентября – участие в Международной научной конференции "Мир Центральной Азии" (г. Улан-Удэ, 18 – 22 сентября 2012 г.), Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (доклад: «Роль философии в буддизме» на презентации книги «Философия буддизма.Энциклопедия». М.: Восточная литература, 2011).

  • 2012, 3–6 сентября – участие в Международном семинаре на тему «Физическое начало и разум в философских традициях Азии», Центре восточных исследований Вильнюсского ун-та (доклад: «Mind-body problem in Indian tradition: a comparative perspective»).

  • 2012, 21–26 мая – участие в Третьей Московской международной конференции по сравнительной философии на тему: «Философия и наука в культурах Востока и Запада» (Организаторы: Институт философии РАН, сектор восточных философий, Кафедра ЮНЕСКО «Философия в диалоге культур» при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-03-14023) (доклад: "Буддийский атомизм в свете современных понятий «эмерджентные   свойства» и «квалия»" (по "Абхидхармакоша-бхашье" Васубандху)").

  • 2012, 16–18 мая – участие в Конференции МАЭ РАН Зографские чтения «Проблемы традиционного индийского текста XXXIII, Cанкт-Петербург (доклад: «Непосредственное знание из слов в «Веданта-парибхаше» Дхармараджи).

  • 2012, 12–16 апреля – участие в Конференции  ИНСТИТУТА ЯЗЫКОЗНАНИЯ РАН, ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ МГУ ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА и МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМ. П. И. ЧАЙКОВСКОГО «ЖИВОЕ СЛОВО ЛОГОС ГОЛОС ДВИЖЕНИЕ ЖЕСТ» (доклад: «Слово в звуке и письме: уроки устной традиции Индии»).

  • 2012, 16–18 января – участие в Международной конференции университета Раштрия Санскрит Санстхан (при Министерстве развития человеческих ресурсов) «Вклад санскрита в развитие мировой мысли Шрингери, штат Карнатака, Индия (доклад: «Проблемы перевода санскритских философских текстов в русской мысли (Ф.И.Щербатской и его последователи)» (на англ. языке)).

2011

  • 2011, 4–8 сентября – долкдачик на Международной конференции «Буддизм в Кашмире», Лех, Индия (доклад: «Существует ли проблема разума в буддизме? – “Нет” и “Да” в перспективе Востока и Запада»).

  • 2011, 20–25 июня – докладчик на XVI Конгрессе Международной ассоциации буддистов, Дхарма-барабанный буддийский колледж Барабана Дхармы, Цзиньшань, Новый Тайбэй, Тайвань (доклад: «Актуальность и потенциальность понимания Дигнагой непосредственного восприятия» (нирвикальпака пратьякша) согласно его Праманасамуччайе и Аламбанапарикше»).

  • 2011, 27–28 апреля – докладчик на Международном семинаре «Открытые страницы в исследованиях Южной Азии», Российский государственный университет, Москва (доклад: (совместно с Кобзевым А.) «Существовал ли китайский атомизм: атомистический текст вайшешики в китайской философской традиции»).

2009

  • 2009, 19–21 ноября – участие в проведении Всемирного дня философии в Санкт-Петербурге «Философия в диалоге культур. Взгляд из Петербурга» и выступление на круглом столе «Культурные миры и культурные стратегии человечества» 19 ноября на Философском ф-те СПГУ (доклад: «Буддизм как интерактивное послание: принцип упая каушалья»).

  • 2009, 17 октября – докладчик на Всемирном дне философии, круглый стол «Преподавание философии в поликультурном мире» (доклад: «Преподавание индийской философии в преодолении европоцентризма»).

  • 2009, 14–17 октября – докладчик на Всероссийской научно-практической конференции с элементами научной школы для молодежи «Философия в диалоге культур», Элиста, Республика Калмыкия (доклад: «Ценность Другого в буддизме: проблемы этики и эпистемологии»).

  • 2009, 29–28 мая – докладчик на 30-х Зографских чтениях (доклад: «Происхождение атомизма: лингвистическая гипотеза»).

  • 2009, 15–17 января – участник Международной конференции «Буддизм и наука», Сарнатх (Индия).

2008

  • 2008, 9 октября – докладчик на Ученом совете, Институт философии РАН (доклад: "Как я понимаю индийскую философию").

  • 2008, 11–12 сентября – участник Российско-японского симпозиума «Философия буддизма в многокультурном контексте». Москва, ИФ РАН (доклад «Вклад буддистской философии в развитие брахманистских философских систем (на примере вайшешики Прашастапады)»).

  • 2008, 23–26 мая – докладчик на конференции «Зографские чтения (Проблемы интерпретации традиционного санскритского текста)». Санкт-Петербург, Музей антропологии и этнографии (доклад  «Как сравнивать индийскую и западную эпистемологию? Опыт создания методологии компаративного исследования»).

  • 2008, 17–21 марта – докладчик для международного российско-индийского круглого стола «Ненасилие и в глобальном контексте», Дели (доклад «Ненасилие и ахимса в экологической перспективе: традиция и современность»).

2007

  • 2007, 26 ноября – докладчик на Рериховских чтениях в Институте востоковедения РАН, Москва (доклад на тему «Проблемы интерпретации «Вимшатика-вритти» Васубандху»).

  • 2007, 13–14 ноября –  пленарный докладчик на конференции «Первые востоковедные чтения памяти О.О.Розенберга». Санкт-Петербург, Русская христианская гуманитарная академия (доклад на тему «Щербатской и Розенберг о сравнительном методе»).

  • 2007, 23–26 мая – докладчик  на конференции Зографские чтения (Проблемы интерпретации традиионного санскритского текста). Санкт-Петербург, Музей антропологии и этнографии (доклад на тему: «Что непосредственного в непосредственном восприятии? Ответ буддистов»).

 
 
Исследовательские проекты
  • РГНФ, 2013-2015, № 13-03-00547  «Атомизм и мировая культура»,– руководитель проекта, см. https://iphras.ru/page19507925.htm.
  • РФФИ 2010-2012, 10-06-00433а 2010-2012, «Воспринимать мир через тело/разум: когнитивные науки и философские учения буддизма, индуизма и даосизма» совместно с Е.Н.Князевой и И.А.Бесковой (руководитель проекта Е.Н. Князева).
  • РГНФ 2005-2007, 05-03-03069а, «Индийская и западная мысль о непосредственном и опосредованном в чувственном восприятии. Сравнительное исследование».
  • РГНФ 2002-2004, 02-03-18064a «Вьякарана и вайшешика о языке, мышлении и реальности (сравнительное исследование)».
  • РГНФ 1997-98, 97 -03-04 421с «Проблемы индийской философии в "Собрании характеристик категорий " Прашастапады".
Интервью с автором
  • Интервью газете The Times of India: http://timesofindia.indiatimes.com/home/opinion/interviews/Branches-of-Indology-like-religion-flourishing-in-Russia/articleshow/6184290.cms
   

 

Сайт Русской антропологической школы при РГГУ: narod.kogni.ru

E-mail: vglyssenko@yandex.ru