Институт Философии
Российской Академии Наук




  Публикации
Главная страница » » Сектор восточных философий » Публикации

Публикации

Важнейшие публикации сектора восточных философий

 

Энциклопедические издания

 

Философия буддизма: энциклопедия

 

Философия буддизма: энциклопедия / Отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН.  М.: Вост. лит., 2011.

 

Первое российское энциклопедическое издание, посвященное философии буддизма, является самым полным в отечественной литературе сводом знаний о буддийской философии. Его главная цель — описать философское кредо буддизма в контексте разнообразия школ и течений, представленных буддийской цивилизацией. В соответствии с этой задачей в первой вводной статье читатель знакомится с основными концептуальными положениями буддизма в сопоставлении с индийскими религиями, а также с христианством и исламом. Другая статья посвящена роли буддизма в эпоху глобализма. Подобное введение должно помочь читателю разобраться в сложной мозаике словарных статей, составляющих основное содержание тома. Заключительный раздел посвящен истории распространения и укоренения буддизма на широком географическом пространстве. Статьи снабжены избранной библиографией. Энциклопедия содержит также индексы, необходимые для современного научного издания.

 

Индийская философия: энциклопедия / Отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН.  М.: Вост. лит., 2009.

 

Энциклопедия является самым полным в отечественной литературе сводом знаний об индийской философии с древности до наших дней и содержит более 500 статей, написанных ведущими российскими специалистами, и посвящены кате­гориям, персоналиям и избранным памятникам философской мысли Индии. В издании описываются ранний этап развития индийской философии, шесть классиче­ских направлений-даршан, философия буддизма и джайнизма, анализируются традиции тантризма, бхакти, неоиндуизма, характеризуется деятельность совре­менных философов и ученых Индии, отражаются достижения российских и зару­бежных философских исследований за последние десятилетия.

 

Академические серии


Учение о символах и числах в китайской классической философии

 

История восточной философии

 

Серия основана в 1993 году Институтом философии Российской академии наук.

В серии публикуются фундаментальные исследования российских философов-востоковедов и зарубежных авторов, представляющие основные направления философской мысли Востока.

Ответственный редактор серии профессор М.Т.Степанянц.

Издатель серии: Издательская фирма «Восточная литература» РАН.

 

 

Сравнительная философия

 

Серия основана в 2000 году Институтом философии Российской академии наук.

Ответственный редактор серии профессор М.Т.Степанянц.

Издатель серии: Издательская фирма «Восточная литература» РАН.

 

Сборники

 

Учение о символах и числах в китайской классической философии

 

 

Philosophy and science in Cultures of East and West. Russian philosophical studies, XIII / Ed. Marietta T. Stepanyants. Washington: The Council for Research of Values and Philosophy, 2014.

 

The Volume composed by the philosophers from Russia, Great Britain, India, Iraq, Lithuania, Syria, France, Turkey, the United States, Germany and Japan has been prepared on the basis of the papers presented at the Third Moscow International Conference on comparative philosophy carried out with the financial support of the Russian State Foundation for Humanities. The Conference continued its comparative forums, over a quarter of a century, organized by the Centre of the Eastern philosophies of the Institute of philosophy, Russian Academy of Sciences. The content of the Volume demonstrates the plurality in the approach to the universally significant theoretical problems that is based on cultural specifics of the East (Chinese, Indian and Islamic) and the West. These problems are among those that will not have a short-term solution, and will long remain on the agenda.

 

 

 

 

 

Учение о символах и числах в китайской классической философии

 

 

Knowledge and Belief in the Dialogue of Cultures / Edited by Marietta Stepanyants. – (Cultural Heritage and Contemporary Change. Series IVA, Eastern and Central Europe; V. 39). 2011. ISBN 978-1-56518-262-2.

 

Table of Contents

 

Russia looks at India. A Spectrum of Philosophical Views / Ed. by Marietta Stepanyants. Published in association with Indian Council of Philosophical Research, Neiv Delhi, 2010.  ISBN 13: 978-81-246-0585-1; ISBN 10: 81-246-0585-8      


This volume is a collection of articles, written by Russian scholars, on Indian philosophy, religion and culture. These articles explore key issues in the history of Indian philosophy, as well as the fundamentals of Indian religious thought and the problems of correlation between philosophy and religion in Indian tradition. The traditional schools of Indian philosophy, Sa?khya and Yoga, Nyaya and Vaise?ika, Mima?sa and Vedanta, are analysed on the basis of their authoritative textual sources. Among other texts, Sa?kara's Brahma-sutra-bha?ya and Ramanuja's Citabhasya are studied in depth, with a special emphasis on the polemic between Visi??advaita and Advaita Vedanta. The later syncretic Nyaya–Vaise?ika is investigated on the basis of Annam Bha??a's Tarkasamgraha and Tarkadipika as much as a critical analysis of Buddhist philosophy is undertaken through Santarak?ita's Tattvasa?graha. The modern Indian philosophy is also represented by highlighting the legacy of prominent personalities like Muhammad Iqbal and Sarvepalli Radhakrishnan. Due attention is given to the philosophy of non-violence of Gandhi and its relevance to the current problems of humankind. A comparative turn is represented by a paper on Leo Tolstoy and Sri Ramakrishna.

The book, as a whole, is an attempt to demonstrate the range and quality of contemporary Russian scholarship on Indian philosophical tradition and culture.

 

Учебные пособия


Н.В. Ефремова. Ислам: философия, религия, культура. Теолого-философская мысль. — М.: Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 2015.

 

 

Н.В. Ефремова. Ислам: философия, религия, культура. Теолого-философская мысль. — М.: Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 2015.

 

В учебном пособии представлен комплексный анализ трех главных направлений классической религиозно-философской мысли ислама — калама, фальсафы и суфизма. Воззрения данных школ рассматриваются не по персоналиям, а как целостные системы. Книга адресована студентам и аспирантам гуманитарных специальностей, а также всем читателям, интересующимся мусульманской культурой.

 

Содержание

 

 

 

 

Диалог культур_учебное пособие

 

 

Диалог культур. Учебно-методическое пособие для 9-10 классов негосударственных общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД» / Отв. ред. М.Т. Степанянц. — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015.

 

В эпоху глобализации образование не может больше оставаться ограниченным исключительно рамками собственной культуры. Оно должно стать межкультурным. Первое серьезное усилие изменить ситуацию исходит от Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций», который инициировал проект «Школы диалога культур». Реализация масштабного инновационного проекта начата на базе образовательных учреждений РЖД в сотрудничестве с Кафедрой ЮНЕСКО «Философия в диалоге культур» при Институте философии Российской
академии наук. Вслед за подготовкой, а затем публикацией «Программы учебного курса “Диалог культур”» для учащихся 9—10 классов в 2013 г., «Книги учителя» (учебно-методического пособия и хрестоматии) в 2014 г. предлагается настоящее учебное пособие «Диалог культур». Его задача — способствовать воспитанию у учащихся способности оценивать события в контексте межкультурного, межконфессионального и межэтнического разнообразия в обществе, тем самым обеспечивая благоприятный демократический и гуманистический социальный климат. В книгу включены материалы по цивилизациям, выступающим главными участниками современного мирового диалога культур и имеющим особую значимость с точки зрения внутренних интересов России.


Диалог культур. Программа учебного курса для 9-10 классов негосударственных общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД» / Отв. ред. М.Т. Степанянц. — М: ФГБУ «Учебно-методический центр по образованию на ж-д транспорте». 2013. 

Книга Учителя Диалог Культур

 

 

Книга учителя. Диалог культур. Учебно-методическое пособие и хрестоматия / Отв. ред. М.Т.Степанянц. — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2014.

 

Учебно-методическое пособие и хрестоматия для учителей 9-10 классов представляет собой новый этап реализации программы поликультурного образования в образовательных учреждениях ОАО «РЖД», предполагающий выведение разработанных авторским коллективом и прошедших успешную апробацию образовательных моделей на уровень массового применения. Учебный курс знакомит школьников с ценностными универсалиями китайской, буддистской, исламской, западной, российской цивилизаций и их соотнесенностью с узловыми концептами современного мирового культурного диалога. Поэтому «Книга учителя» включает в основном материалы по цивилизациям, выступающим главными участникпми современного мирового диалога культур.

 

 

 

С.Ю. Рыков. Древнекитайская философия. Курс лекций– М.: ИФРАН, 2012.


Курс лекций посвящен изложению основных идей и концепций древнекитайской философии периода «Борющихся царств» (Чжань го) V—III вв. до н. э., который небезосновательно называют «Золотым веком» китайской философии. В историческом ключе (с позиций адаптированной историко-философской концепции А.Ч.Грэма) подробно рассматривается философия конфуцианцев, моистов, последователей Ян Чжу, софистов, даосов и легистов. Важным нововведением является добавление значительного и переработанного материала по философии поздних моистов. Книга адресована прежде всего студентам и аспирантам философских специальностей, но также будет интересна широкому кругу читателей.

 

 

 

 

М.Т. Степанянц. Восточные философии. Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2011.

 

Предлагаемая читателю книга, реализующая принцип поликультурности в философском образовании, не имеет аналога в отечественной литературе. Учебник-антология знакомит с многообразием подходов китайской, индийской и мусульманской традиций к ключевым мировоззренческим проблемам. Вводный курс выполнен в жанре сравнительной философии. Подборка классических текстов дана в переводах с китайского, санскрита, пали и арабского языков. Настоящему изданию предшествовали две редакции учебника на русском языке (1997, 2001), а также адаптированные для зарубежного читателя издания на английском (2002)  и вьетнамском языках (2003).  Не желая более приспосабливаться к стереотипному «Восточная философия», автор счел необходимым изменить само название книги, вынеся в заглавие множественное «восточные философии». Заново написано Введение, радикально расширена и изменена первая глава, внесены существенные дополнения и правка в три последующие главы, написана новая шестая глава. За счет новейших переводов, практически наполовину изменен состав текстов, включенных в антологию и соответственно вводные статьи к ним. Книга представляет особую ценность при преподавании общих курсов по философии и истории философии для всех гуманитарных специальностей, но она может быть полезной и для более широкого круга читателей, интересующихся культурой Востока.

 

 

 

Канаева_учебник

 

 

Н.А. Канаева. Индийская философия древности и средневековья. – М.: ИФ РАН, 2008.

 Учебное пособие обобщает опыт чтения одноименного курса в Университете Российской академии образования и ГУ–Высшей школе экономики. Его целью является создание целостного представления об индийской философской традиции в ее исторической ретроспективе, включающей раннюю (древнеиндийскую философию) и зрелую (средневековую философию) стадии развития. Материалом для изложения и обобщения служат современные индологические исследования и доступные переводы первоисточников. В тексте приводятся схемы категориальных систем главных даршан, облегчающие их запоминание. В конце каждой темы предлагаются вопросы для самоконтроля. Пособие завершают тест по пройденному материалу и примерный перечень тем курсовых работ и рефератов, список рекомендуемой литературы, указатель основных терминов. Для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей, а также для широкого круга читателей, начинающих знакомство с философской традицией Индии.

 

 

 

 

Лысенко_учебник

 

 

В.Г. Лысенко. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. – М.: ИФ РАН, 2003.

 

 Учебное пособие "РанниЙ буддизм: религия и философия" состоит из Предисловия, 13 глав, Словаря основных терминов, и посвящено основным вопросам изучения раннего буддизма. Среди них: религиозно-философские представления в эпоху жизни Будды (5-4 вв. до н.э.), понимание Буддой природы человека и его Участи в мироздании, роли сознания в определении индивидуальной судьбы и причин, вовлекающие людей в круговорот перерождений, а также возможности освобождения от него. Кратко рассматривается эволюuия учения Будды в более поздних направлениях буддизма (хинаяне, махаяне и ваджраяне). В каждой главе подробно разбираются тексты из "Сутта

питаки" ("Корзины бесед") второй части «Типитаки" - буддийского палийского канона школы тхеравада (многие из них переведены на русский язык впервые). В концe каждой главы - список рекомендованной литсруры и вопросы для самопроверки. Для студентов И преподавателей гуманитарных спеuиальностей (история религии, история философии, культурология) и для всех, интересуюшихся буддийской культурой.

 

Индивидуальные монографии и статьи

Полную информацию о монографиях и статьях отдельных научных сотрудников Сектора восточных философий ИФ РАН можно получить на личных страницах данных сотрудников ЗДЕСЬ.