Проект Института философии РАН и библиотеки им. Ф.М. Достоевского
при технической и организационной поддержке ЦАСФиН Института философии РАН
«Анатомия философии: как работает текст»
В.Г. Лысенко
Категории языка и категории мышления в индийском философском тексте
(Прашастапада "Собрание характеристик категорий")
20 ноября 2014 года
20 ноября (четверг) в 19.00 в библиотеке им. Ф.М. Достоевского (Чистопрудный бульвар, 23) в рамках проекта Института философии РАН «Анатомия философии: как работает текст» состоится лекция д.ф.н., профессора, зав. сектором восточных философий В.Г. Лысенко на тему: «Категории языка и категории мышления в индийском философском тексте (Прашастапада "Собрание характеристик категорий")».
Встречу ведет д.ф.н., профессор Ю.В.Синеокая.
Какой бы текст западной или русской философской традиции мы ни взяли, он всегда будет погружен в контекст, более или менее знакомый аудитории. Даже если речь идет о малоизвестном древнегреческом тексте, существует, тем не менее, некая общая платформа, общий горизонт смысла, разделяемый лектором и его слушателями как людьми западной цивилизации.
Можно ли подвергнуть анализу текст, созданный в рамках иной цивилизации, если аудитория ничего о ней не знает? Есть ли какая-либо общая почва, куда можно посеять зерна инокультурной философской мысли, например такой, как индийская? Я считаю, что есть, и с моими аргументами можно познакомиться, послушав мою 15-минутную лекцию здесь: http://scientificrussia.ru/lectures/cho-takoe-indiiskaya-filosofia А также прочитав эту статью https://www.academia.edu/8138368/КАК_Я_ПОНИМАЮ_ИНДИЙСКУЮ_ФИЛОСОФИЮ
Для встречи с вами я выбрала текст, который наглядно демонстрирует общую почву, позволяющую нам видеть в индийской мысли философскую мысль, родственную западной. Этой общей почвой является индоевропейская структура языка, о которой я говорю в своей лекции (см. выше).
Текст, который мы будем читать вместе, принадлежит традиционной индийской религиозно-философской школе, которая называется «вайшешика» от слова «вишеша» («особенное», «специфическое»). Текст известен как «Собрание характеристик категорий», он создан примерно в 6 в. философом, которого звали «Прашастапада» (сведений о нем почти нет). На примере этого текста я покажу, как устроен традиционный санскритский философский текст и как он «работает», т.е. для чего он предназначен. Мы прочитаем вводный раздел, который называется «Раздел цели трактата». В нем излагается система категорий вайшешики, в чем-то напоминающая систему категорий Аристотеля, с которой я буду ее сравнивать. Можно посмотреть мой перевод этого раздела в книге Прашастапада. Собрание характеристик категорий («Падартха-дхарма-санграха») / Пер. с санскрита, предисл., введ., ист.-филос. исслед., примеч., библиогр. и указ. В.Г. Лысенко. М.: Вост. лит., 2005. — 639 с. ISBN 5-02-018438-1 (Серия История восточной философии).
Аудиозапись лекции
Фоторепортаж