Липов Анатолий Николаевич |
|
|
|
Образование
Учёная степень
|
ORCID ID: 0000-0002-0529-3274
Researcher ID: G-5838-2019
РИНЦ-SPIN: 7631-3151, AuthorID: 368279
Место рождения
г. Ростов-на-Дону
Высшее военно-политическое училище МВД СССР (г. Ленинград).
Философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Специализация по кафедре эстетики.
Кандидат философских наук. Кандидатская диссертация: «Диалектика эмоционального и рационального в художественном творчестве».
|
Научные интересы
|
Психология искусства, междисциплинарные проблемы современной эстетики, нейроэстетика, эволюционная эстетика, эстетические аспекты физической картины мира, оптико-кинетическое искусство, фрактальное искусство, философия и эстетика музыки, американский музыкальный экспериментализм второй половины XX в., психоакустика, акустика и музыкальное восприятие, алгоритмическая музыка, биоэстетика, эстетика и бионика, архитектурная бионика, биодизайн, музыка и биология, биомузыка в культуре, визуальная музыка, музыкально-цветовая синестезия, кинетическая синестезия, звуковое искусство, медиа-эстетика, художественная виртуалистика, световая архитектура и световой дизайн, цифровые музыкальные технологии.
|
Профессиональная
деятельность
|
Научный сотрудник сектора эстетики Института философии РАН.
|
Публикации
-
Джон Милтон Кейдж. Взгляд на самого известного композитора американского музыкального авангарда ХХ в. // Искусство и культура. 2022. № 7. С. 68–79.
-
Хильдебрандт Т. Джон Кейдж и Уильям Анастаси. Эстетика и идеология «алеаторической линии» // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. 2022. № 2. С. 61–71. Пер. с нем. Липова А.Н.
-
Пингера К. «В смерти он растоптал смерть!» Умирание, траур и пасхальная вера в восточноправославной традиции // Вестник славянских культур. 2022. № 1. С. 89–106. Пер. с нем. Липова А.Н.
- Джон Милтон Кейдж. Как было подготовлено «подготовленное фортепиано» // Вестник МГУКИ. 2021. № 12. С. 99–112.
- Беонгвон Ха. Происхождение интерактивного искусства: прогрессивные музыкальные инструменты Нам Джун Пайка // Музыка и время. 2021. № 3. С. 19–24. Пер. с англ. Липова А.Н.
- Форстер И. Мода между культурой и искусством – пересечение границ // Studia Culturae. 2021. № 44. С. 7–22. Пер. с нем. Липова А.Н.
- Йориссен Б. Структурная этнография виртуальных миров // Культура и технологии. 2021. № 12. С. 78–94. Пер. с нем. Липова А.Н.
- Шольц Л. Смерть как эстетический эксперимент // Философская антропология. 2021. Т. 6. № 3. С. 88–104. Пер. с нем. Липова А.Н.
- О специфике мышления в искусстве. Л.С. Выготский о соотношении мышления и языка (психологический аспект) // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 12.
- Краут Д. Джон Кейдж и мистификация музыкального безмолвия // Музыка и время. 2020. № 11. С. 13–18. Пер. с англ. Липова А.Н.
- Давис Р. « ... нам не нужно бояться...» – выразительность и тишина в ранней работе Джона Кейджа // Музыка и время. 2020. № 6. С. 30–35. Пер. с англ. Липова А.Н.
- Брейер Т. Человек в зеркале другого // Философская антропология. 2020. Том 6. № 1. С. 58–84. Пер. с нем. Липова А.Н.
- Шефер Л. Параклаз мировоззрения — Параклаз вида Бога. Как научные потрясения указывают и ведут к глобальным политическим, социальным и религиозным потрясениям // Vox. Филос. журнал. Июнь 2020. № 29. С. 100–127. Пер. с нем. Липова А.Н.
- Реш А. Душа // Пограничные области науки // Vox. Филос. журнал. Декабрь 2019. № 27. С. 177–201. Пер. с нем. Липова А.Н.
- Реш А. Проблема бессмертия // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 4. Пер. с нем. Липова А.Н.
- Тендлер А. Джон Кейдж на пляже. ЭССЕ. Подготовленный пианист размышляет о сонатах и интерлюдиях Кейджа // Музыка и время. 2019. № 10. С. 43–46. Пер. с англ. Липова А.Н.
-
Американский музыкальный экспериментализм в начале ХХ века. Традиции и инновации // США и Канада: экономика, политика, культура. 2019. № 3. С. 112–127.
-
Реш А. Жизнь – Смерть – Наука – Неверие и вера // Vox. Филос. журнал. Июнь 2019. № 26. С. 44–68. Пер. с нем. Липова А.Н.
-
Туннер М. Джон Кейдж – 8 частей из многогранной жизни и творчества полихудожника // MUSIC & TIME. 2019. № 1. С. 24–29. Пер. с нем. Липова А.Н.
- Джон Милтон Кейдж. Музыкант, который изменил лицо музыки ХХ века // США и Канада: экономика, политика, культура. 2018. № 9. С. 116–127.
- О «несоизмеримых сущностях» в философии пифагорейцев. К философским основаниям иррациональных пропорций в науке и культуре // Философская мысль. 2018. № 11. C. 93–110. DOI: 10.25136/2409-8728.2018.11.26855
- Быть Джоном Кейджем. Из истории американской экспериментальной музыки. Статья первая // Философия и культура. 2017. № 5. С. 131–151.
- Эссл К. Изменения в электроакустической музыке [Статья из издания «Между экспериментом и коммерцией. К эстетике электронной музыки». Ежегодник музыковедения. Том 2 под ред. Томаса Дéзси, Стефана Йена и Дитера Toкевитца (Вена, 2007. С. 37–84. Издатели: Корнелия Сцабо, Кнотик и Маркус Грассл)] Пер. с нем. Липова А.Н. // PHILHARMONICA. International Music Journal. 2016. № 4. С. 42–75.
- «WATER MUSIC». Экспериментальная музыка композитора Джона Кейджа. Статья первая // Культура и искусство. 2016. № 5. С. 643–661.
- Джон Милтон Кейдж. «4’33» – пьеса молчаливого присутствия. Тишина или анархия молчания? Ч. 2-я // Культура и искусство. 2015. № 6. С. 669–686.
- Джон Милтон Кейдж. «4’33» – пьеса молчаливого присутствия. Тишина или анархия молчания? Ч. 1-я // Культура и искусство. 2015. № 4. С. 436–454.
- Бионические принципы формообразования в современной архитектуре // Przegląd Wschodnioeuropejski. Wydawnictwo Uniwersytetu Warminsko-Mazurskiego w Olsztynie (Polska). 2014. T. V. № 2. S. 121–137.
- Реш А. Афанасиус Кирхер (1602–1680). Пер. с нем. Липова А.Н. // Философские исследования, 2014. № 7. С. 1–45.
- Из истории алгоритмической музыки. К музыкальным технологиям будущего. Ч. 1 // Полигнозис, 2014. № 1-2. С. 141–150.
- Из истории алгоритмической музыки. К музыкальным технологиям будущего. Ч. 2. // Полигнозис, 2014. № 3.
- Дебора Л. Уэллс. Домашние собаки и здоровье человека: обзор. Пер. с англ. Липова А.Н. // Гуманитарные научные исследования, 2014. № 3.
- «Ein Beitrag zur Stillpsychologie». В. Воррингер о психологии стилей в искусстве. // Гуманитарные научные исследования. Июнь, 2013.
- Павел Филонов – очевидец не зримого. Из истории художественного авангарда в России // Przegląd Wschodnioeuropejski. Wydawnictwo Uniwersytetu Warminsko-masurskiego w Olsztynie (Polska) № 1У 2013. S. 351–363.
- Рейдерство как социально-экономический феномен. К теории и практике российских захватов // Экономическая и философская газета. № 27 (969). Июль 2013.
- Biomusicа в поп-культуре: использование звуков животных в музыке «Beatles» // Журнал популярной музыки. Междисциплинарные исследования. Т. 24. 2012. Вып. 1. С. 25–38. // Гуманитарные научные исследования. Ноябрь 2013.
- Слово в философско-лингвистической концепции А.А. Потебни //«Acta Neophilologika»/ Wydawnictwo Uniwersytetu Warminsko-masurskiego w Olsztynie. ХIУ (Polska). 2012. № 1. С. 31–49.
- «Holophonic sound». К бинауральным технологиям восприятия звука // Психология и психотехника. 2012. № 5. С. 83–97.
- Аудионаркотики (I-DOSER) – Миф или реальность ? // Психология и психотехника. 2012. № 10. С. 98–113.
- Из истории нейрокомпьютинга // Полигнозис. 2011. № 2. С. 131–143.
- У истоков современной бионики. Био-морфологическое формообразование в искусственной среде // Полигнозис. 2010. № 1-2. Ч. 1–2. С. 126–136.
- У истоков современной бионики. Био-морфологическое формообразование в искусственной среде // Полигнозис. 2010. № 3. Ч. 3. С. 80–91.
- Золотое сечение как основной морфологический закон //Философия и культура. 2010. № 9 (33). С. 96–109.
- Эстетические аспекты физической картины мира // Философия и общество. 2010. № 3. С. 80–94.
- Фракталы. Памяти Бенуа Мандельброта // Философия и культура. 2010. № 8. С. 39–54.
- Формообразование в живой природе. Биологические основы красоты. Ч. 1 // Полигнозис. 2009. № 2. С. 130–144.
- Формообразование в живой природе. Биологические основы красоты. Ч. 2 // Полигнозис. 2009. № 3. С. 83–97.
- Слово как «представление мысли» в философско-лингвистической концепции А.А. Потебни // Философия и культура. 2009. № 11 (23). С. 45–57.
- Тело как форма. Антропный принцип в формировании социо - культурной системы мер // Философия и культура. № 12. 2009. С. 80–91.
- В. Воррингер. Из опыта изучения психологии стилей. // Эдип. М., 2008. С. 94–101.
- К.Г. Юнг. Феномен «автономного комплекса» и проблемы искусства // Философия и культура. 2008. № 9. С. 156–181.
- В. Вундт как эстетик //Философия и культура. 2008. № 5. С. 120–129.
- Биологические истоки красоты // Эстетика. Вчера. Сегодня, Всегда. М., 2008. С. 207–233.
- Сновидение в поэтике К. Кодуэлла. Между психологий и поэзией // Архетип. М., 2007. С. 92–100.
- Оптико-кинетическое искусство. Поиски новых типов формообразования // Эстетика. Вчера, Сегодня. Всегда. Вып. 2. М., 2006. С. 144–162.
- Проблемы искусства в западной психологической эстетике конца ХIХ - начала ХХ в. // Эстетика. Вчера. Сегодня. Всегда. М., 2005. С. 197–221.
- К проблеме художественно-психологической установки // Полигнозис. 2004. № 2. C. 136–150.
- 4 энциклопедические статьи в кн.: Лексикон нонклассики. Художественно- эстетическая культура ХХ века. М., 2003. «Липпс» – С. 274–276. «Потебня» – С. 359–362. «Воррингер» – С. 119–120. «Фехнер» – С. 449–451. «Фолькельт» – С. 458–459.
- К. Юнг об «автономном комплексе» в искусстве // Ориентиры. М., 2003. С. 153–182.
- Сновидение и снотворчество в поэтике К. Кодуэлла // Полигнозис. М., 2000. С. 130–140.
- В. Воррингер. Абстракция и «вчувствование» во всемирной истории искусств // Полигнозис. 2000. № 4. С. 125–135.
- Точка и линия на плоскости. Цвет и форма в эстетике русского авангарда // Корневище ОА. М., 1999. С. 255–277.
- Оптико-кинетическая форма в дизайне // Высокие технологии и современная цивилизация. М., 1999. С. 122–126.
- Потебня А.А. // Корневище ОБ. М., 1998. С. 225–229.
- Экспериментальная эстетика и эстетика пространственных форм // Философские исследования. 1998. № 1. С. 202–229.
- К проблеме соотношения диалектического метода и практической психологии // Истины и ценности на рубеже ХХ века. М., 1992. С. 137–140.
- К проблеме диалектики чувства и разума в художественном творчестве// Эстетика как философия культуры. М., 1990. С. 47–50.
- О теоретико-методологических основаниях исследования художественного творчества // Молодежь и творчество: проблемы. Ч. 2. М., 1989. С. 169–172.
- К проблеме диалектики объективного и субъективного в социальном познании // Философское знание и новое мышление. М., 1989. С. 17–23.
- Специфика социальных принципов проектирования АСУ и ВТ // Методологические проблемы науки и техники. М., 1988, С. 100–105.
- О социально-психологической обусловленности социальной теории // Философия практике. М., 1988. С. 139–143.
- Активизация человеческого фактора как проблема социальной типологии личности // Человеческий фактор. М., 1987. С. 137–142.
- Диалектический метод и естественный язык // Проблемы диалектики как методологии научного познания. М., 1986. С. 55–66.
- Диалектика эмоционального и рационального в художественном творчестве // Диалектика эмоционального и рационального в художественном творчестве и восприятии. М., 1985. С. 108–130.
Переводы с 2020 по 2024 гг.
- Майкл Д'Эррико. «Миры звука»: инди-игры, процедурность и эстетика появления. Пер. с англ. // Культура и технологии. 2020. Том 5. Вып. 3. С. 166-179.
- Ивонне Фёрстер. Мода между культурой и искусством – пересечение границ // STUDIA CULTURAE. 2021, Вып. 3 (49). С. 7-22.
- Инке Арнс. На темной стороне тишины. Пер.с англ. // Музыка и время. 2022. № 2. С. 3-7.
- Робин Рем. Контраст и знание. Супрематические дизайнерские мотивы и наука Казимира Малевича. Пер. с немецк. // Новое искусствознние. № 1. С. 89-103.
- Отто Ноймайер. Укрощение строптивых. О случайности в искусстве. Пер. с немецк. // Философская антропология. 2022. № 1. С. 89-117.
- Астрид Энсслин. Вторая жизнь лаборатории Линдена. Пер. с англ. // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2021. Т. 6, № 4. С. 29-42.
- Рудольф Фризиус. УПИК – Экспериментальная музыкальная педагогика – Яннис Ксенакис. Пер. с англ. // Культура и технологии. 2022. № 1. С. 160-184.
- Уильям Мориц. Мечта о цветной музыке и машины, которые сделали это возможным. Адапт. пер. с англ., приложение и комментарии А.Н. Липова // СТОЛ. Журнал о философии. 2022.
- Харалампос Сайтис. Фрактальное искусство: современная математика, искусство Природы и природа Искусства. Адапт. пер. с англ., и комментарии А.Н. Липова. // СТОЛ. Журнал о философии. 2022.
- Иэн Кэмпбелл. Звучит вровень с реальным: смешанные семиотические стратегии в посткейджевском музыкальном экспериментализме. Пер. с англ. // Музыка и время. 2022. № 4. С. 21-25.
- Дэвид Р. Кауфман. Теория молчания. Пер. с англ. // Ученые записки академиии Гнесиных. 2022. № 4. С. 65-73.
- Веерле Спронк. Испытание параметров музыки: Хальберштадтское исполнение ORGAN2/ASLSP Джона Кейджа как экспериментальная система. Пер. с англ. // Studia Culturae. 3 (53). 2022. С. 81-109.
- Джеральд Фибиг. Формы акустического искусства в эпоху записываемости. Пер. с англ. // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2022. № 7. С. 125-140.
- Виктория Саймон. Демократизирующее прикосновение UPIC Ксенакиса, инвалидность и авангардизм. Пер. с англ. // Культура и технологии. 2022. Т. 7. Вып. 4. С. 157–170.
- Уильям Ф. Бердсолл. Был ли Джексон Поллок когда-нибудь счастлив. Пер. с англ. // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. № 1. 2023. С. 82-97.
- Вольфганг Эрнст. Как можно медленнее? О машинном (не-) ощущении «звукового настоящего» и о цифровой индифферентности по отношению ко «времени». Пер. с англ. // Культура и технологии. 2023. Т. 8. Вып. 2. С. 87–100.
- Тейлор Ричард. Фрактальные картины Джексона Поллока. Личные размышления Ричарда Тейлора. Пер. с англ // Стол. Журнал о философии. [Электронный ресурс]
- Цзянь Инь, Вэньчан Ян. Бионическая архитектура. Аналоги природных форм в архитектурном пространстве. Пер. с англ // Стол. Журнал о философии. [Электронный ресурс]
- Сабина М. Файсст. Джон Кейдж и импровизация – неразрешенные отношения. Пер. с англ. // Музыка и время. 2023. № 12. С. 3-9.
- Петти Маргарет Мэйл. Свет, пространство, восприятие: взаимосвязь и дизайн визуальной среды. Пер. с англ. // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2023. № 8(2). С. 160-170.
- Нойшвандер Де Лора. Музыка в Третьем рейхе. Пер. с англ. // Идеи и идеалы. 2023. Т. 15, № 1, ч. 2. С. 444‐458.
- Осси Науккаринен. Современная Эстетика: перспективы на время, пространство и содержание. Пер. с англ. // STUDIA CULTURAE. 2023. 2(56). P.164–189.
- Колин Блэк. Радиоискусство как художественная форма акустических медиа. Пер. с англ. // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2023. С. 120-131.
- Шеннон Маттерн. Зашифрованные хранилища. Методы секретного хранения, от письменных столов до баз данных. Пер. с англ. // Культура и технологии. 2023. Т. 8, вып. 3. С. 127-147.
- Эрик Де Вишер. Тишина как музыкальная скульптура. Джон Кейдж и инструменты в «4'33». Пер. с англ. // Музыка и время. 2024. № 1. С. 17-21.
- Дженнифер Джадкинс. МОЛЧАНИЕ, ЗВУК, ШУМ И МУЗЫКА. ЭССЕ. Пер. с англ. // Музыка и время. 2024. № 4. С. 3-9.
- Вера Терра. «Каждое нечто – это эхо ничто»: заметки о проекте Джона Кейджа в Хальберштадте. Пер. с англ. // Новое искусствознание. 2023. № 3. С. 116-126.
- Николас Коллинз. Шведский стол – музыкальное меню после Кейджа. Пер. с англ. // Музыка и время. 2024. № 6. С. 3-7.
- Нибиш А. Эфирные машины: оптофонетические медиа Рауля Хаусманна. Пер. с англ. // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2024. Т. 9. № 3. C. 173-187.
|
E-mail: antolip@yandex.ru
Тел.: 8(985)136-5298
|
|