Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Новая философская энциклопедия
Главная страница » Книги » Новая философская энциклопедия »

Новая философская энциклопедия


ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович [5(17) сентября 1857, с. Ижевское Рязанской губ. – 19 сентября 1935, Калуга] – русский ученый, изобретатель, основоположник космонавтики, представитель русского космизма.

С 1869 по 1873 обучался в гимназии, затем из-за сильной потери слуха (после перенесенной скарлатины) занимался самообразованием. В 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя уездных училищ. С 1880 преподавал в Боровске, в 1892 переезжает в Калугу, где преподает в ряде училищ и трудовой школе (до 1921). В 1924 избран почетным профессором Военно-воздушной академии им. Η.Ε.Жуковского. Научные интересы Циолковского охватывали множество проблем. Наибольшее значение помимо космонавтики имеют его исследования по аэродинамике, ракетодинамике, теории самолета и дирижабля, космической медицине, социологии и футурологии. Космическая философия Циолковского – мировоззренческая система, включающая подробно разработанную метафизику и этику, тогда как проблемам теории познания в ней уделялось сравнительно мало внимания. В космической философии синтезированы разнообразные системы западной (Платон, Демокрит, Лейбниц, Бюхнер и др.) и восточной, преимущественно эзотерической, мысли, что обусловило ее глубокую антиномичность. Разрабатывая идею «первопричины», или «причины» Вселенной, Циолковский приписывал ей свойства, обычно рассматриваемые как атрибуты Бога (теизм). Но божественность он приписывал и космосу (пантеизм). Богами (различных рангов) Циолковский считал могущественных представителей космического разума – «президентов» планет, галактик, метагалактик («эфирных островов»). Его исходный принцип – атомистический панпсихизм. Основа мира – «атомы-духи» как элементы метафизической субстанции. Это простейшие «существа», обладающие «чувствительностью». Именно «атомы-духи» – подлинные граждане Вселенной, тогда как человек, подобно всякому животному, – «союз» таких атомов, живущих «в согласии» друг с другом. Важнейшую роль в космической философии играют также принципы монизма, бесконечности, эволюции, антропный принцип. «Смысл» Вселенной Циолковский видел в стремлении материи к самоорганизации, возникновении высокоразвитых форм космического разума, способных к преобразованиям космоса с целью решения глобальных проблем. Для освоения космоса необходимо вмешательство в эволюцию вида homo sapiens, совершенствование биологической природы человека путем естественного и искусственного отбора.


Сочинения:

1.  Собр. соч., т. 1–4. М., 1951–64;

2.  Избр. труды. М., 1962;

3.  Промышленное освоение космоса. М., 1989;

4.  Очерки о Вселенной. М., 1992.


Литература:

1.  Космодемьянский А.А. Константин Эдуардович Циолковский. М., 1976;

2.  Чижевский А.Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским (воспоминания). М., 1995;

3.  Казютинский В.В. Космическая философия К.Э.Циолковского. – В кн.: Философия русского космизма. М., 1996, с. 108–32.

Архив:

1.  РАН, ф. 555.

В.В.Казютинский