Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Новая философская энциклопедия
Главная страница » Книги » Новая философская энциклопедия »

Новая философская энциклопедия


КОСМИЗМ – религиозно-философское и естественнонаучное течение. Хотя попытки распространения теории эволюции на весь космос были предприняты в конце 19 – начале 20 в. Д.Фиском (США), но как самостоятельное течение космизм утвердился в России. В естественнонаучной форме идеи космизма развивались H.A.Умовым, В.И.Вернадским, К.Э.Циолковским, Н.Г.Холодным, А.Л.Чижевским. Религиозно-философское направление русского космизма представлено Н.Ф.Федоровым, Вл.С.Соловьевым и др.; поэтически-художественное направление – В.Ф.Одоевским, А.В.Сухово-Кобылиным, Н.Заболоцким, А.Платоновым и др.

Естественнонаучное течение русского космизма отказывается от идеи природы-автомата и вводит жизнь в самую основу космоса, для него характерно целостное восприятие мира. Религиозно-философское направление русского космизма обеспокоено судьбой человечества, вовлеченного в ритм бесконечного становления истории. Если условием бесконечного прогресса истории является смерть, то, по словам Федорова, необходимо победить смерть, т.е. воскресить все, когда-либо жившее. Поэтически-художественное направление в русском космизме требует обновления способов приобщения человека к абсолютным посылкам культуры путем переосмысления соотношения души и космоса.

В русском космизме выделяются две тенденции: органическая и проективистская. Органическая – представлена Вернадским и воплощена в теории биосферы и ноосферы. Проективистская – Федоровым и Циолковским. В терминах проективистского сознания русский космизм сформулировал ответ на вызов человечеству со стороны глобальных проблем: в перспективе человек должен оставить землю и переселиться в космос. В терминах органического сознания русский космизм сформулировал идею пределов роста промышленности в связи с истощением природных ресурсов.

Философской особенностью русского космизма является попытка обойти проблему гносеологической разъединенности субъекта и объекта, стремление увидеть сущее со стороны их изначального онтологического тождества. В этом смысле можно говорить о связи русского космизма с философией всеединства Вл. Соловьева, а также с софиологическими концепциями П.А.Флоренского и С.Н.Булгакова.


Литература:

1.  Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993;

2.  Русский космизм. М., 1996.

Ф.И.Гиренок