Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Новая философская энциклопедия
Главная страница » Книги » Новая философская энциклопедия »

Новая философская энциклопедия


KPECKAC Хисдай (ум. ок. 1412) – еврейский богослов и философ, сановник при испанских дворах. Автор стихов и полемического трактата «Опровержение основоположений христианства» (1397–98). Главный труд – философское сочинение «Свет Господень» (Or Hashem, ок. 1410), 1-я, единственно написанная, часть – «Свеча Бога» (Ner Elohim), задуманная им как критика аристотелизма Маймонида. Крескас отличает философию и веру от религиозного закона, утверждая, в противовес Маймониду, что вера, не будучи подвластна свободному выбору, не может быть заповедана, а является необходимой основой, без которой понятие заповеди немыслимо вовсе.

В основе доктрины Крескаса лежат неаристотелевские представления. Он вводит определения места (как «отдельной величины») и времени (как меры постоянства, а не меры движения). Это делает возможной концепцию пустого пространства и времени, не зависящего от вращения сфер. Физика Крескаса основана на актуальности бесконечного, которая определяет и его метафизику, в которой Бог, непрерывно творящий вселенную, понимается как неисчерпаемое единство всех положительных атрибутов (в противоположность отрицательным атрибутам у Маймонида). Заметно влияние каббалы на Крескаса, особенно на его учение о бесконечном (хотя сам термин Эйн Соф у Крескаса отсутствует), и на его представление о Боге и об устремленности человека к единству с Ним. Идеи Крескаса оказали влияние на Пико делла Мирандолу, Дж. Бруно и Спинозу.


Литература:

1.  Wolfson H.A. Crescas’ Critique of Aristotle, 1929;

2.  Harvey W. Hisdai Crescas’ Critique of the Acquired Intellect, 1973.

Л.Рохлина