ЭЙН СОФ (евр. бесконечный или бесконечность) – в каббале трансцендентное Божество, стоящее над сефирот и порождающее их в процессе эманации (термин впервые зафиксирован у Исаака Слепого, ок. 1200); в некоторых школах отождествляется с высшей сефирот Кетер; у И.Лурии – Божество до цимцума. Вбирает в себя черты сверхбытийного Единого, в неоплатонизме именуется Аин («ничто»). Наряду со строго апофатическим пониманием Эйн Соф существовала тенденция приписывать ему ту или иную градацию: говорилось о сефирот, сокрытых в Эйн Соф, о различных ступенях Эйн Соф, о свете и субстанции Эйн Соф; у некоторых каббалистов парадоксальным образом именно Эйн Соф приобретает антропоморфные черты (ср. Адам Кадмон). В то время как одни каббалисты считают, что мысль и религиозная практика могут быть направлены только на Божество, явленное в сефирот, другие признают возможность не только литургического общения, но и мистического единения с Эйн Соф. Литература: 1. Scholem G. Origins of Kabbalah. Princeton, 1987, p. 430–446; 2. Matt D. Ayin: The Concept of Nothingness in Jewish Mysticism. – The Problem of Pure Conciousness: Mysticism and Philosophy, ed. R.Forman. N. Y., 1990. M.А.Шнейдер
|
|||||
|