Институт Философии
Российской Академии Наук




  2021 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор восточных философий » Научные результаты » 2021 год

2021 год

ВАЖНЕЙШИЕ ИТОГИ ПО ПЛАНОВЫМ ТЕМАМ ИНСТИТУТА

Тема 1. Многообразие философско-мировоззренческих систем и национальное самосознание в эпоху глобализирующегося человечества

I. Впервые осуществлена комплексная разработка проблем субъекта в индийской философии на протяжении двух тысячелетий.

Выделены основные модели субъекта. Произведен детальный анализ буддийского учения об отсутствии единого субъекта как основания тождества личности. Сделан важный вывод о том, что, если ранний буддизм (то есть еще как минимум в I в. н.э., в «Милиндапаньхе») в отношении субъекта придерживался, скорее, эмерджентизма (нередукционизма), то к IV в. (Васубандху «Абхидхармакоша») происходит уже существенный сдвиг в сторону аннигиляционизма (редукционизма) и субъект («я») начинает уже напрямую отрицаться в научных трактатах. Введен в научный оборот целый ряд ранее неисследованных текстов.

Проблема субъекта, являясь одной из фундаментальных философских проблем в истории философии вообще, сохраняет свое значение и для современного философского и научного познания, более того, остается дискуссионной до сегодняшнего дня. В этой связи обращение к концепциям субъекта в традиционной индийской философской мысли представляется весьма актуальным как с точки зрения современной историко-философской науки и философской компаративистики, так и в перспективе исследования возможных альтернатив традиционным западным представлениям о «я» и субъекте в современной философии сознания и когнитивных науках. Без привлечения опыта индийской философии изучение данной проблематики на Западе оказалось бы односторонним и неполным.

Проделанная  работа может дать новый импульс в исследовании проблемы субъекта в философии, психологии, антропологии, когнитивных науках (Титлин Л.И. Васубандху. Абхидхармакоша, книга 9-я, «Пудгала-винишчая» с комментарием Яшомитры «Спхутартха-абхидхармакоша-вьякхья», перевод с санскрита, предисловие, введение, исследовательская часть и комментарии Льва Титлина. М.: Буддадхарма, 2021. 336 с.; Titlin L.I. Discussion on the Self in "Milindapañha" on Chariot: New Translation and Comments (Титлин Л.И. Дискуссия о субъекте в «Милиндапаньхе»: новый перевод и комментарии) // Вестник РУДН. Серия Философия. 2021; 25(2). С. 260-275).

 

II. Продолжено исследование специфики индийской мыслительной традиции в сравнении с западной.

Показано, что одной из важных специфических черт индийской философии является тот факт, что практики йоги и медитации играли важную роль в формировании ее предмета и внесли свой вклад в ее оригинальную философскую концепцию опыта, в который включены и паранормальные состояния сознания. В этот отношении отмечено предмета философии и концепции опыта в Индии от их трактовки на западе, где под опытом подразумевается лишь обыденный чувственный опыт (концепция эмпиризма), а паранормальное познание относится к области психических отклонений (Лысенко В.Г. Эпистемология йогического восприятия: школа Дигнаги-Дхармакирти // Вопросы философии, № 10. 2021.C. С.153-165).

Осуществлен анализ принципа недвойственности (адвайта) у автора индусской философской школы Авдвайта-веданта Дхамараджи, который создал концепцию непосредственного восприятия (пратьякша), оригинальность которой по сравнению с другими школами индийской философии состоит в том, что переживание опыта недвойственности (отсутствия оппозиции субъекта-объекта, души-мира и др.) может возникнуть из слов, то есть опосредовано языком (Lysenko V.  La non-dualite comme resultat de l'analyse de la perception et du langage (d'apres la Vedāntaparibhāṣa de Dharmaraja) La non-dualité// Perspectives philosophiques, Scientifiques, spirituelles. Édité par J.M. Counet Éditions de l’Institut Supérieur de philosophie Louvain-la-neuve Peeters Leuven - Paris – Bristol. p. 27-34). Предложена интерпретация оригинальной и часто критикуемой индийскими философами сотериологической концепции школы вайшешика, согласно которой дух (Атман), освобожденный от уз перерождения (сансара), есть субстанция (дравья), без качеств (гуна), в том числе и без сознания, которое вайшешики считали преходящим качеством (оппоненты вайшешики сравнивают освобожденный Атман с бревном или камнем). Показано, что в вайшешике главным способом избавления от тягот перерождения, является на знание, как в других школах, а чистая Дхарма  (аккумулированная за долгие перерождения добродетель, заслуга), которая реализуется в последний момент жизни человека, чтобы вывести его Атман за орбиту сансары. Поскольку акцент ставится именно на «освобождении от» а не на «освобождение для», т.е. для какой-то будущей жизни, сотериологию вайшешики можно назвать отрицательной.  (Lysenko V.  To Вe Liberated the Vaisheshika Way, or the Vaisheshika Attempt at a «Negative Soteriology» // Философская мысль. 2021, № 12. С. 8–14)

 

III. Выявлены особенности этики раннего буддизма, проанализирована семантика понятий благо и зло в раннем буддизме

В центре внимания исследования  были  понятия «благой поступок» (кальяна-камма) и «дурной поступок» (папа-камма). Данные понятия обсуждаются в тексте «Беседа о добродетели» из собрания «Вопросы дискуссии» («Катхаваттху»). Показано, что реализация этической проблематики в буддийском тексте неотделима от решения метафизических вопросов – прежде всего о существовании помимо действия еще и субстанциального деятеля, концепция которого лежит в основе расхождения между ортодоксальным буддизмом тхеравады и гетеродоксальным течением пудгалавады (Ложкина А.В. Этикоонтология в буддизме тхеравады: дискуссия о «благом поступке» и «дурном поступке» в «Катхаваттху» I.1.200–I.1.216 // Философия религии: аналит. исслед. / Philosophy of Religion: Analytic Researches. 2021. Т. 5. № 1. С. 107‒123).

 

IV. Выделен ряд параметров японской эпистемической культуры на примерах из истории японской духовной традиции, связанных с буддийскими и конфуцианскими учениями, а также японской мысли ХХ в.

В частности, рассматриваются буддийские доктрины двух истин и тождества абсолютного бытия и феноменального мира, неоконфуцианский принцип единства знания и действия с точки зрения их влияния на эпистемологические установки японской культуры, а также концепция опыта Мори Аримасы как яркий образец эмпиризма. Предпринятое исследоваание позволяет на примере Японии показать, что в каждой культуре существует свой набор допущений, положенный в основу когнитивной стратегии, определенные предпочтения, большее или меньшее доверие по отношению к той или иной форме получения знания – чувственно-эмпирической, рациональной, интуитивной, а также представления о целях познания, по-разному осознаваемых в разных культурно-исторических контекстах (Карелова Л.Б. Эпистемическая культура Японии: общие контуры в зеркале историко-философского подхода // Идеи и идеалы.  2021. Т. 13, № 4, ч. 1.  С. 129–138; Карелова Л.Б. Концепция «опыта» Мори Аримасы // Концепт: философия, религия, культура.  2021. Т. 5, № 4. С. 145–157)

 

V. Выявлены особенности подходов к проблеме времени, характерные для ряда представителей японской философии ХХ в.

Объектом исследования стали труды выдающихся японских мыслителей первой половины ХХ в., которые не только познакомили своих соотечественников с историей западной философии, но и выступили генераторами оригинальных концепций, созданных на основе глубокого критического осмысления западного интеллектуального наследия. Их оригинальным вкладом  стало создание схем темпоральности, рассматриваемой на основных уровнях жизни – природном, культурном и религиозном, допущение различных взаимодополняющих характеристик времени и пространства, меняющихся в зависимости от угла зрения и аспекта реальности, в контексте которого они рассматриваются (Карелова Л.Б. Проблемы времени у японского философа Сэйити Хатано (1877–1950). История философии, 2021. N 26(2), 46-56; Карелова Л.Б.  Проблемы времени и пространства в философии Куки Сюдзо (1888-1941). Философская мысль. 2021, N 11, с. 1-12).

 

VI. Проанализированы основные принципы аргументации фундаментальной этико-политической доктрины моизма – теории «одинаковой любви к каждому».

Основным материалом исследования стали главы 14–16 из корпуса моистских текстов Мо-цзы 墨子 «[Трактатов] Учителя Мо», впервые переведенные на русский язык. Представленная доктрина имеет первостепенную значимость для изучения древнекитайской этико-политической мысли (Рыков С.Ю. Моистская апология любви [предисловие к переводу] // Общество и государство в Китае. Т. 51. Ч. 2. 2021. С. 143–257)

 

VII. Продемонстрирована роль людологического аспекта в древнекитайских (доциньских) философских и политических трактатах на основе анализа примеров упоминания игры вэйци.

Выявлена связь между традиционными китайскими представлениями о пространстве и их воплощении в игре вэйци. Выдвинута гипотеза о генезисе вэйци в качестве геокультурной и геофилософской модели. Несмотря на повышение интереса к людологическим исследованиям, существует крайне мало работ, в которых подробно бы освещалось социально-культурное значение игр и их философское осмысление в китайской традиции. Игра вэйци на протяжении всей истории привлекала внимание китайских философов, которые зачастую использовали её для обоснования или иллюстрации своих идей. Исследование этих упоминаний вэйци представляется крайне целесообразным для лучшего понимания китайской философской традиции и эволюции социально-культурных манифестаций игры в самом широком смысле (социально-культурных практик и институций) в китайской традиции. Значимость - результаты исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях философского осмысления игры в незападных культурах и сравнительном анализе социально-культурных манифестаций игры в западной и незападных культурах, а также в исследованиях философско-культурного осмысления пространства (Кочеров О.С. Генезис игры вэйци в доциньском Китае  // Общество и государство в Китае. 2020. Том L. Часть 2. С. 83-114).

 

VIII. Впервые описаны и теоретически осмыслены основные этапы и намечены дальнейшие перспективы развития отечественного философского востоковедения.

Прослежена история развития данного направления начиная с деятельности первого академического Института философии, основанного в 1921 г. Г.Шпетом до сегодняшнего дня (Степанянц М.Т. Философское востоковедение. К 100-летию Института философии РАН (1921–2021). Ориенталистика, 2021. Т. 4, №2. С. 344–362).

 

 IX. Проанализированы возможности и перспективы применения методологии межкультурной философии в историко-философских исследованиях.

Впервые исследована историко-философская концепция известного израильского философа Бен-Ами Шарфштейна, рассматривающего историю философских идей и проблем– из межкультурной перспективы, привлекая разные инокультурные философские традиции.   (Белимова В. С. История философии в межкультурной перспективе: взгляд Шарфштейна // Полилог/Polylogos.  2021.  T. 5.  № 2).

 

X. Исследованы проблемы взаимопонимания и диалога между современными западными учёными, Далай ламой и буддийскими монахами (по материалам конференций «Ум и Жизнь», западных и российских публикаций).

В качестве общей философской платформы предлагается  подход межкультурной философии, использующий западную научную методологии и принципы философии сознания, практически реализуемые в буддийской медитации (Белимова, В. С. Наука и буддизм в перспективе межкультурной философии / В. С. Белимова // Вопросы философии. 2021. № 4. С. 168-178).

 

XI. Введены в научный оборот и сделаны комментированные переводы философских текстов

Cущественно переработан текст перевода (впервые на русский язык с санскрита) «Исследования вопроса о субъекте» («Пудгала-винишчая») Васубандху (IV–V вв.), 9-я книга «Абхидхармакоша-бхашьи») с комментарием Яшомитры «Спхутартха-абхидхармакоша-вьякхья» (впервые переведен на европейский язык) (Титлин Л.И. Васубандху. Абхидхармакоша, книга 9-я, «Пудгала-винишчая» с комментарием Яшомитры «Спхутартха-абхидхармакоша-вьякхья», перевод с санскрита, предисловие, введение, исследовательская часть и комментарии Льва Титлина. М.: Буддадхарма, 2021. 336 с.)

Сделан новый комментированный перевод на английский язык отрывков из «Милиндапаньхи» о субъекте и авторские комментарии к ним. Перевод предваряется кратким изложением произведения (по книгам и главам) и сведениями о существующих переводах на европейские языки. Автор полемизирует с такими современными исследователями, как Сидеритс и А.Парибок и предлагает собственный подход к анализу данного текста (Titlin L.I. Discussion on the Self in "Milindapañha" on Chariot: New Translation and Comments (Титлин Л.И. Дискуссия о субъекте в «Милиндапаньхе»: новый перевод и комментарии) // Вестник РУДН. Серия Философия. 2021; 25(2). С. 260-275).

Cделан первый перевод на русский язык с пали фрагментов I.1.200, I.1.201, I.1.212 абхидхармического трактата «Катхаваттху» (Ложкина А.В. Этикоонтология в буддизме тхеравады: дискуссия о «благом поступке» и «дурном поступке» в «Катхаваттху» I.1.200–I.1.216 // Философия религии: аналит. исслед. / Philosophy of Religion: Analytic Researches. 2021. Т. 5. № 1. С. 107‒123)

Сделан первый полный комментированный перевод на русский язык с древнекитайского письменного языка глл. 14–16 из корпуса моистских текстов Мо-цзы 墨子 «[Трактатов] Учителя Мо». Впервые в российской синологии приводится также критическая редакция текста оригинала, а также проводится анализ датировки, целей написания, текстологических характеристик, стиля, композиции и тематики данных глав. Данные главы представляют различные варианты апологии фундаментальной этико-политической доктрины моизма – теории «одинаковой любви к каждому» (Рыков С.Ю. Моистская апология любви [предисловие к переводу] // Общество и государство в Китае. Т. 51. Ч. 2. 2021. С. 143–257)

Даны новые версии переводов с комментариями избранных разделов из трактата «Несостоятельность Несостоятельности» (Таха̄фут ат-Таха̄фут) Ибн-Рушда (Аверроэса, ум. 1198), написанного в опровержение книги мутакаллима-ашарита аль-Газали (ум. 1111) «Несостоятельность учений философов» (Таха̄фут аль-фаля̄сифа̣) (Ибн-Рушд  (Аверроэс). Несостоятельность Несостоятельности. Часть третья. (Перевод с арабского, предисловие  и  комментарии Т. Ибрагима и Н.В. Ефремовой) // Minbar. Islamic Studies. 2021. Т.14. №1. С. 117-151; Ибн-Рушд  (Аверроэс). Несостоятельность Несостоятельности.
Часть четвёртая. (Перевод  с  арабского, предисловие  и  комментарии  Т.  Ибрагима  и Н.В.  Ефремовой) // Minbar.  Islamic Studies. 2021. Т.14 № 2. С. 337-369).

 

Тема 2. Наследие Аристотеля (подготовка полного собрания сочинений Аристотеля)

Ефремова Н.В. Авиценновская теологизация метафизики Аристотеля // Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник № 5' 2020. М.: ИД «Медина», 2021. С. 395-436. ISBN 978-5-9756-0262-6 (РИНЦ). Статья посвящена разработке философской теологии в творчестве Ибн Сины (Авиценны, 980–1037). В ней представлена деятельность философа по реформе аристотелизма с позиций исламского монотеизма. Помимо философского обоснования бытия Бога в качестве творца, Его единства и главных катафатических атрибутов, здесь дается авиценновская версия космогенеза, теодицеи, профетологии и эсхатологии (точнее, сотериологии) - бессмертия души и её потусторонней судьбы.

Ефремова Н.В. Об авиценновской рецепции философской психологии Аристотеля: определение души // Orientalistica. 2021. Т. 4. № 4. С. 967- 986. ISSN 2618-7043 (Print) ISSN 2687-0738 (Online). DOI 10.31696/2618-7043-2021-4-4-967-986 (ВАК, РИНЦ). В статье показывается, как в творчестве Ибн-Сины (Авиценны, 980–1037) произошла трансформация аристотелевского психологического учения, прежде всего в плане ориентации на строго аподиктическую эпистемологию, и особенно на его монотеизацию / исламизацию. Следуя второй интенции, Ибн-Сина обогащает психологическую тематику совершенно новыми измерениями – космологическим, ангелологическим, профетологическим и эсхатологическим (точнее сотериологическим). В первой книге раздела «Психология» (ан-Нафс) многотомного энциклопедического труда «Исцеление» (аш-Шифа’), преимущественно посвященной дефиниции души, традиционное в перипатетизме определение Ибн-Сина рассматривает с учетом тезиса о небесной душе. Отмечается оперативный, а не эссенциальный характер этого определения, а также дается его иная модификация. Анализируя три классических описания души – «потенция», «форма» и «энтелехия», философ обосновывает мысль об энтелехии как о наиболее адекватной характеристике.

 

Тема 3. Российский проект цивилизационного развития

Степанянц М.Т. Цивилизация как объект политического конструирования // Электронный философский журнал Vox. Выпуск 32 (март 2021). C. 1-14. http://vox-journal.org. Анализируются причины повышения интереса к цивилизационной идентификации в XXI в.  и рассматриваются примеры цивилизационного конструирования. Предпринята первая попытка при рассмотрении проблемы цивилизационного развития в России использовать межкультурный опыт философствования на примере азиатских стран: Индия, Китай, Монголия, Япония.

Степанянц М.Т., Глинчикова А.Г. Архаизация: поворот вспять или мобилизация к будущему // Реплика. Философские беседы.  Отв. Ред. Ю. И. Синеокая. М.: Издательский дом ЯСК. 2021. – 1000c. C. 635–663.  ISBN: 978-5-907290-49-5. Статья посвящена анализу такого явления, как архаизация современного социально-политического пространства, которое вызывается одновременно внутриполитическими причинами и кризисом глобалистской модели модернизации, сопровождающимся так называемыми «цивилизационными разломами». Поиск национальных моделей модернизации обуславливает обращение к архаике.

 

Тема 4. Всемирная философия: основные понятия и системы (Электронная философская энциклопедия)

Степанянц М.Т. Межкультурная философия // Энциклопедический поиск - Философская антропология 2021. Т. 7. № 1. С. 168-184. Впервые в энциклопедическое издание включена объемная статья по новейшему направлению  - межкультурной философии. В статье дана общая характеристика межкультурной философии, прослежена история ее становления, представлены ее основные  персоналии,  показано ее место в истории философии. Межкультурная философия — направление, заявленное в 80–90-х гг. ХХ в. в Германии и Австрии и получившее широкое распространение по всему миру. Решающую роль в его возникновении сыграли геополитические перемены, определившие характер современности как эпохи постколониализма и глобализации. Межкультурная философия выросла из компаративистики, которая прошла три этапа эволюции: от доказательства универсальной «истинности» западной философии к попыткам создания «синтетической философии» и наконец — к признанию автономности и значимости незападных философий. Межкультурная философия предлагает новый метод мышления, предусматривающий отказ от претензий на конечную истинность философской традиции собственной культуры, уважительное отношение к наследию других культур, развёртывание масштабного дискурса с целью поиска альтернативных подходов к решению как сугубо философских, так и глобальных проблем.


Тема 5. Познание, сознание, язык, текст в контексте современных когнитивных наук и междисциплинарных исследований человека 

Рубец М.В. Гносеологическая теория Чжан Дунсуня // Ориенталистика. 2021. Т. 4, № 3. С. 704–719 (РИНЦ, ВАК). Пронализирована «теория гносеологического плюрализма» Чжан Дунсуня (одного из первых китайских философов XX в., создавших целостную гносеологическую теорию, а также одного из первых межкультурных философов), изложенная в его в книге «Теория познания» (认识论).  Показано, что на космологические взгляды Чжан Дунсуня оказали влияние чань-буддизм и теория эволюции, отмечен его интерес к культурной обусловленности знания. Проведены параллели с западными и традиционными восточными философскими построениями, которые могли оказать влияние на формирование теории гносеологического плюрализма Чжан Дунсуня.

 

ПЛАНОВАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА

Монографии и коллективные труды

  • Васубандху. Абхидхармакоша, книга 9-я, «Пудгала-винишчая» с комментарием Яшомитры «Спхутартха-абхидхармакоша-вьякхья» / Перевод с санскрита, предисловие, введение, исследовательская часть и комментарии Льва Титлина. Научный редактор Юрий Спиридонов. М.: Буддадхарма, 2021. 336 с. 1580 экз. ISBN 978-5-907236-15-8. (Книга представляет собой расширенное, дополненное и исправленное 2-е издание монографии: Титлин Л.И. Проблема субъекта в индийской философии («Пудгалавинишчая» Васубандху). М.: Издательство «ОнтоПринт», 2018. 365 с. 600 экз. ISBN 978-5-00121-088-7).

 

Классические тексты и переводы

  • Ибн-Рушд  (Аверроэс). Несостоятельность Несостоятельности. Часть третья. (Перевод с арабского, предисловие  и  комментарии Т. Ибрагима и Н.В. Ефремовой) // Minbar. Islamic Studies. 2021. Т.14. №1. С. 117-151. ISSN 2618-9569 (Print) ISSN 2712-7990 (Online). DOI 10.31162/2618-9569-2021-14-1-117-151. (ВАК, РИНЦ)
  • Ибн-Рушд  (Аверроэс). Несостоятельность Несостоятельности. Часть четвёртая. (Перевод  с  арабского, предисловие  и  комментарии  Т.  Ибрагима  и Н.В.  Ефремовой) // Minbar.  Islamic Studies. 2021. Т.14 № 2. С. 337-369. ISSN 2618-9569 (Print) ISSN 2712-7990 (Online) DOI:10.31162/2618-9569-2021-14-2-337-369. (ВАК, РИНЦ)
  • Рыков С.Ю. Моистская апология любви [предисловие к переводу] // Общество и государство в Китае. Т. 51. Ч. 2. 2022. С. 143–257.
  • Titlin L.I. Discussion on the Self in "Milindapañha" on Chariot: New Translation and Comments (Титлин Л.И. Дискуссия о субъекте в «Милиндапаньхе»: новый перевод и комментарии) // Вестник РУДН. Серия Философия. 2021; 25(2). С. 260–275. ISSN 2408-8900 (online); 2313-2302 (print). DOI: 10.22363/2313-2302-2021-25-2-260-275. (ВАК, Scopus).
  • Шкоф Ленарт. Сёстры Антигоны: о матрице любви / Перевод с английского Л. И. Титлина, И. Г. Шестакова. СПб.: Нестор-История, 2021. 274 с. 300 экз. ISBN 978-5-4469-1921-5.

 

Статьи в журналах

  • Белимова В.С.Наука и буддизм в перспективе межкультурной философии // Вопросы философии. 2021. № 4. С. 168–178. DOI: 10.21146/0042-8744-2021-4-168-178. (WoS, Scopus, RSCI, ВАК)
  • 16) Белимова В. С. История философии в межкультурной перспективе: взгляд Шарфштейна // Полилог/Polylogos.  2021.  T. 5.  № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://polylogos-journal.ru/s258770110015854-1-1/ (дата обращения: 11.09.2021). DOI: 10.18254/S258770110015854-1, ISSN 2587-7011.
  • Ефремова Н.В. Авиценновская теологизация метафизики Аристотеля // Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник № 5' 2020. М.: ИД «Медина», 2021. С. 395-436. ISBN 978-5-9756-0262-6. (РИНЦ)
  • Ефремова Н.В. Об авиценновской рецепции философской психологии Аристотеля: определение души // Orientalistica. 2021. Т. 4. № 4. С. 967- 986. ISSN 2618-7043 (Print) ISSN 2687-0738 (Online). DOI 10.31696/2618-7043-2021-4-4-967-986. (ВАК, РИНЦ)
  • Карелова Л.Б. Проблемы времени и пространства в философии Куки Сюдзо (1888-1941) // Философская мысль. 2021. № 11.  С. 1 - 12. DOI: 10.25136/2409-8728.2021.11.36898 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36898. (ВАК, РИНЦ)
  • Карелова Л.Б. Проблемы времени у японского философа Сэйити Хатано (1877–1950) // История философии, 2021. №  26(2). С. 46-56. DOI: 10.21146/2074-5869-2021-26-2-46-56. (ВАК, РИНЦ)
  • Карелова Л.Б. Эпистемическая культура Японии: общие контуры в зеркале историко-философского подхода // Идеи и идеалы. 2021. Т. 13, № 4, ч. 1.  С. 129–138.  DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.4.1-129-138. (ВАК, РИНЦ).
  • Карелова Л.Б.Концепция «опыта» Мори Аримасы // Концепт: философия, религия, культура.  2021. Т. 5, № 4. С. 145–157. DOI: 10.24833/2541-8831-2021-4-20-145-157. (ВАК, РИНЦ).
  • Кочеров О.С. Генезис игры вэйци в доциньском Китае  // Общество и государство в Китае. 2020. Том L. Часть 2. С. 83–114. ISSN 2227-3816. DOI: 10.31696/2227-3816-2020-50-2-83-114. (РИНЦ) (в отчёт 2020 года не вошла)
  • Ложкина А.В. Этикоонтология в буддизме тхеравады: дискуссия о «благом поступке» и «дурном поступке» в «Катхаваттху» I.1.200–I.1.21 / Философия религии: Аналитические исследования. 2021. Том 5. Номер 1. С. 107–124. ISSN 2587-683X (Print) ISSN 2658-4891 (Online).
  • Ложкина А.В. «Катхаваттху» («Вопросы дискуссии») как историко-философский источник // Философские науки. 2020. Т. 63. №. 12. С. 81–101. ISSN 0235-1188 (Print). DOI:10.30727/0235-1188-2020-63-12-81-101. (ВИНИТИ РАН, EBSCO Academic Complete Search, РИНЦ. Ulrich’s Periodicals Directory) (Не вошла в отчет 2020 г.)
  • Lysenko V. To Вe Liberated the Vaisheshika Way, or the Vaisheshika Attempt at a «Negative Soteriology» // Философская мысль. 2021. № 12. С. 8–14. DOI: 10.25136/2409-8728.2021.12.37003. (ВАК, РИНЦ)
  • Лысенко В.Г.Эпистемология йогического восприятия: школа Дигнаги-Дхармакирти // Вопросы философии, № 10. 2021.C. С.153-165. DOI: 10.21146/0042-8744-2021-10-153-165. (WoS, Scopus, RSCI, ВАК)
  • Рубец М. В. Гносеологическая теория Чжан Дунсуня // Ориенталистика. 2021. Т. 4, № 3. С. 704–719. DOI: 10.31696/2618-7043-2021-4-3-704-719. (РИНЦ, ВАК)
  • Степанянц М.Т. Рецензия на книгу: Мухетдинов Д. В. Современные исламские мыслители / Московский исламский ин-т; Санкт-Петербургский гос. ун-т. Серия: «Возрождение и обновление».  М.: ИД «Медина», 2021. 452 с. // Ислам в современном мире. 2021. Т. 17. № 2. С. 175–178. (ВАК, РИНЦ)
  • Степанянц М.Т. Философское востоковедение. К 100-летию Института философии РАН (1921–2021). Ориенталистика. 2021. № 4(2). С. 344–362  DOI: 10.31696/2618-7043-2021-4-2-344-362. (ВАК, РИНЦ)
  • Степанянц М.Т., Глинчикова А.Г. Архаизация: поворот вспять или мобилизация к будущему // Реплика. Философские беседы.  Отв. Ред. Ю. И. Синеокая. М.: Издательский дом ЯСК. 2021. 1000 c. C. 635–663.  ISBN: 978-5-907290-49-5.
  • Степанянц М.Т. Цивилизация как объект политического конструирования // Электронный философский журнал Vox. Выпуск 32 (март 2021). C. 1–14. http://vox-journal.org.
  • Степанянц М.Т. Межкультурная философия // Философская антропология 2021. Т. 7. № 1. С. 168–184.

 

Статьи в коллективных монографиях, сборниках, сборников докладов конференций

  • Lysenko V.  La non-dualite comme resultat de l'analyse de la perception et du langage (d'apres la Vedāntaparibhāṣa de Dharmaraja) La non-dualité// Perspectives philosophiques, Scientifiques, spirituelles. Édité par J.M. Counet Éditions de l’Institut Supérieur de philosophie Louvain-la-neuve Peeters Leuven - Paris – Bristol. P. 27–34. ISBN: 9789042946040.См. https://www.peeters-leuven.be/detail.php?search_key=9789042946040&series_number
  • Stepaniants M. George F. McLean // George F. McLean. Reminiscences and Reflections. William Sweet & Hu Weping (eds.). Washington: The Council for Research in Values and Philosophy, 2020. P. 191–193. ISBN 9781565183438 (paperback). (Не включено в отчет за 2020 г.)
 

НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

Сведения о подготовке и участии в научных мероприятиях

1) В секторе восточных философий на постоянной основе работает научный семинар «Востоковедение и сравнительная философия в XXI веке: вызовы и перспективы». Руководитель – Лысенко В.Г., модератор – Рубец М.В. http://iphras.ru/msv.htm

За отчетный 2020  г. состоялось 6 заседаний:

  • Доклад ассоциированного сотрудника ИФ РАН, профессора кафедры философских наук МГЛУ, профессора Сингапурской Академии Корпоративного Менеджмента, PhD, Неделя А.Ю. «Концепт, состояние, видение. Философский компаративизм в XXI веке – на подступах к новому методу», 8 февраля 2021 г. https://iphras.ru/uplfile/root/news/archive_events/2021/podrobnee_08_02.pdf (онлайн).
  • Доклад кфн, доцента НИУ ВШЭ Канаевой Н.А. «Рецепция философии в Индии XIX в.». Дискуссия, 23 марта 2021 г. https://iphras.ru/uplfile/root/news/archive_events/2021/23_03_2021.pdf (онлайн).
  • Доклад к.полит.н., младшего научного сотрудника ИФ РАН Кочерова О.С. «Подходы современных китайских философов к межкультурной философии», 12 апреля 2021 г. https://iphras.ru/uplfile/root/news/Kocherov_12_04_2021.pdf  (онлайн).
  • Доклад к.полит.н., старшего научного сотрудника кафедры сравнительной политологии факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заместителя декана философского факультета ГАУГН Емельяновой Н.Н. «Смыслы Современности и модернизации на Востоке», 17 мая 2021 г. https://iphras.ru/page19793378.htm  (онлайн).
  • Доклад кфн, научного сотрудника ИФ РАН Рубец М.В. «Теория гносеологического плюрализма Чжан Дунсуня как пример межкультурной философии», 23 ноября 2021 г. https://iphras.ru/uplfile/root/news/archive_events/2021/podrobnee_rubec.pdf (онлайн).
  • Круглый стол «Предпосылки межкультурной философии», 26 октября 2021 г. Участники: Карелова Л.Б. «Историко-географические и религиозные факторы в перспективе развития межкультурной философии (на примере Японии)», Белимова В.С. «Герменевтика и феноменология как предпосылки межкультурной философии на Западе», Титлин Л.И. «Предпосылки межкультурной философии в классической индийской традиции», Недель А.Ю. «Мышление с ненулевой суммой: Кришна Чандра Бхаттачарья навстречу европейской философии», Ефремова Н.В. «О культурном средиземноморском синтезе: "золотая эпоха" Арабского халифата, VIII–XIII вв.»), Лысенко В.Г. («О некоторых институциональных предпосылках межкультурной философии») https://www.youtube.com/watch?v=TL6Qy3Rv-Vk  (онлайн).

 

Сведения об участии сотрудников сектора в научных мероприятиях

 

Сведения о научно-вспомогательной работе 

  • Рыков С.Ю. – модерирование страницы сектора восточных философий на сайте ИФ РАН (http://iphras.ru/orient_phil.htm).

 

Информация о международном научном сотрудничестве

информация о заключенных международных договорах

  • 5 февраля при участии сотрудников сектора Степанянц М.Т., Лысенко В.Г. и Кареловой Л.Б. состоялось подписание Договора о сотрудничестве между Институтом философии РАН и Институтом восточной философии (IOP), Токио, Япония.

монографии, главы в коллективных монографиях, подготовленные совместно с зарубежными учеными и (или) изданные зарубежными издательствами

  • Lysenko V. La non-dualite comme resultat de l'analyse de la perception et du langage (d'apres la Vedāntaparibhāṣa de Dharmaraja) // La non-dualité. Perspectives philosophiques, Scientifiques, spirituelles / Édité par J.M. Counet Leuven.–Paris–Bristol: Éditions de l’Institut Supérieur de philosophie Louvain-la-neuve Peeters, 2021. P. 27–34. ISBN: 9789042946040. URL: https://www.peeters-leuven.be/detail.php?search_key=9789042946040&series_number.

  • Stepaniants M. George F. McLean // George F. McLean. Reminiscences and Reflections / Ed. by William Sweet, Hu Weping. Washington: The Council for Research in Values and Philosophy, 2020. P. 191–193. ISBN 9781565183438 (paperback). (Не включено в отчет за 2020 г.)

сотрудники сектора, участвующие на постоянной основе в деятельности международных научно-технических организаций в качестве их руководителей или членов


Список выступлений сотрудников сектора в СМИ

  • Степанянц М.Т. – Выступление на Презентации книжной серии «Возрождение и обновление» в Московской Соборной мечети, 12 апреля 2021 г.