Институт Философии
Российской Академии Наук




  Методологический семинар «Востоковедение и сравнительная философия в 21 веке: вызовы и перспективы»
Главная страница » » Сектор восточных философий » Методологический семинар «Востоковедение и сравнительная философия в 21 веке: вызовы и перспективы»

Методологический семинар «Востоковедение и сравнительная философия в 21 веке: вызовы и перспективы»

 

Методологический семинар

Сектора восточных философий

«Востоковедение и сравнительная философия в XXI веке: вызовы и перспективы» 

Comparative philosophy logo

 

 

 

Постоянно действующий  Методологический семинар Сектора восточных философий «Востоковедение и сравнительная философия в 21 веке: вызовы и перспективы»

Руководитель семинара – заведующая сектором восточных философий ИФ РАН, доктор философских наук Лысенко Виктория Георгиевна

 

Концепция семинара

Во всем мире, в том числе и нашей стране, классическое востоковедение переживает серьезный кризис: все меньше и меньше молодых людей выбирают эту трудоемкую профессию, сокращаются тиражи академических востоковедных изданий, исчезают кафедры, закрываются учебные и исследовательские учреждения. Западное востоковедение уже начало достаточно радикальную перестройку, которая затрагивает как предмет, так и методы классических штудий. Одним из заметных результатов такой перестройки является сближение востоковедных философских штудий с исследованиями в области актуальных проблем сознания, искусственного интеллекта, экологии, равно как и фундаментальных проблем естественных наук – физики, астрономии, биологии и т.п.

В нашей стране востоковедение в силу безраздельного господства европоцентрического образования и умонастроения, но в том числе и по вине самих востоковедов, которые привыкли существовать в условиях сектантской замкнутости, часто остается в стороне от тех процессов, которые происходят в других областях философии и гуманитарного знания вообще. Именно это положение дел и постарается исправить наш семинар. Он будет открытой испытательной площадкой для новых тем и идей в самых разных областях не только востоковедения и сравнительной философии, но и в других дисциплинах, наиболее динамично развивающихся в наше время. Главный критерий – методологическая и эвристическая ценность этих идей. Приглашаются все желающие. Заявки на доклады принимаются по нижеследующему адресу:

Контактная информация

Адрес: 119991, Москва, ул. Волхонка, д. 14, ком. 419-420

Тел.:  (495) 697-71-65

E-mail: vglyssenko@yandex.ru

 

Будущие заседания семинара

21 февраля 2017, ИФ РАН, комн. 416, 16:00

Докладчик: научный сотрудник сектора восточных философий ИФ РАН, кандидат философских наук Анашина Мария Владимировна
Тема доклада: «Философия архитектуры Пекина: история столицы Китая, структура и градообразующие сооружения»

Аннотация доклада: Пекин в переводе с китайского языка означает «северная столица». Это один из старейших городов Китая. В киданьском государстве Ляо (907-1125) на территории нынешнего Пекина располагался город Наньцзин («Южная столица»), во времена сменившей его чжурчжэньской империи Цзинь (1115-1234) – «центральная столица» Чжунду. При хане Хубилае, основателе династии Юань (1279-1368), Пекин становится столицей Китая. В те времена он назывался Ханбалык - «обитель хана» или, по-китайски, Даду («Великая столица»). Сложение нынешней структуры Пекина произошло позднее – при Чжу Ди, третьем императоре династии Мин (1368-1644), который правил под девизом Юн-лэ («Вечная радость»). Он перенес столицу империи из Нанкина в Пекин и принялся переустраивать город. Можно сказать, что Пекин – это город воплощенной мечты императора Юн-лэ. Как и другие китайские города, он построен по принципам фэн-шуй. В его планировке, дворцах, храмах, парках заключены многие идеи китайской философии и культуры. В позднейшие времена Пекин неоднократно перестраивался, однако его основная структура оставалась прежней. Строительство в Пекине в XX-XXI веках также подчинено определенному плану с сохранением, в целом, прежней структуры и смещению лишь некоторых акцентов. Доклад посвящен философии архитектуры, анализу структуры Пекина, его основным доминантам и возможности его прочтения как текста. Выступление сопровождается слайд-шоу и показом фотографий значимых достопримечательностей Пекина.

Видеотрансляция

 

Прошедшие заседания семинара

24 января 2017

Докладчик: Лысенко Виктория Георгиевна, д.филос.н., г.н.с., руководитель сектора восточных философий ИФ РАН
Тема доклада: «Буддизм и современная наука»

Аннотация доклада: Доклад посвящен рассказу о симпозиуме «Тибет-Эмори» (Индия, монастырь Гоман, декабрь 2016 года), в ходе которого профессора Ун-та Эмори (США, штат Атланта) рассказывали о проблемах современной физики, космологии, биологии, нейронаук и образования, буддийские ученые монахи представляли буддийскую точку зрения на затронутые в них проблемы, а Его Святейшество Далай лама высказывал свои соображения по самым острым вопросам современной науки.

Материалы симпозиума

Фото/Видео/Аудио



27 декабря 2016

Докладчик: кандидат философских наук, старший научный сотрудник сектора восточных философий Рыков Станислав Юрьевич
Тема доклада: «“Структурный анализ” древнекитайской классики – модернизация синологии или модернизаторство древнекитайской мысли»

Аннотация доклада: Ко второй половине XX в. в русской философской синологии сформировалось оригинальное научное направление, рельефно выделяющее ее внутри мировой синологии, – «структурализм». Наиболее известные представители этого направления – В.С. Спирин, А.М. Карапетьянц, А.И. Кобзев и А.А. Крушинский – концентрируются на изучении китайской классической философии с использованием так называемой методологии «структурного анализа», призванной, соответственно, вскрыть аутентичную методологию философской мысли у самих китайских классиков. Из-за своей оригинальности «метод структурного анализа» получает как очень положительные, так и весьма скептические оценки: то преподносится как модернизация китаеведения до уровня строгой науки, то обвиняется в модернизаторстве китайской философии, навязывании ей современных логики, категорий мысли и методов построения текстов. В докладе дается краткое введение в историю этого направления, рассматриваются основные шаги метода «структурного анализа» по В.С. Спирину и А.И. Кобзеву, а также приводятся некоторые идеи по поводу перспектив его дальнейшего развития.

 

27 сентября 2016

Докладчик: кандидат философских наук, младший научный сотрудник сектора восточных философий Рубец Мария Владимировна
Тема доклада: «Поликодовые тексты китайского интернет-пространства как проблема эпистемологии»

Фото/Видео/Аудио 

 

19 мая 2016

В рамках методологических семинаров Сектора социальной философии и Сектора восточных философий: «Социальная философия и развитие гражданского общества в России» и «Востоковедение и сравнительная философия в 21 веке: вызовы и перспективы» состоялось совместное заседание на тему:  Модели модернизации в межкультурной перспективе - Обсуждение книги В.Г.Федотовой «Модернизация и культура».

 

17 мая 2016

Докладчик: кандидат философских наук, научный сотрудник сектора восточных философий Анашина Мария Владимировна
Тема доклада: «Экологические вызовы и экологическая модернизация Китая»

Аннотация доклада: С  глубокой  древности  в  китайской  культуре  существовала  идея гармонии  между  человеком  и  природой.  Прекрасные  сады  и  парки, пейзажные полотна «горы и воды», воспевающие красоту природы стихи все  эт  могло  бы  свидетельствовать  о  бережном  отношении  к  природе. Однако  в  реальности  на  протяжении  всей  своей  истории  китайцы сталкивались с масштабными экологическими проблемами, большинство из которых было вызвано ими самими. Опустынивание земель, уничтожение лесов, загрязнение воздуха, болезни, вызванные плохой экологией – все это стало реальным тормозом для экономического процветания Китая. В XXI веке  частью  модернизации  Китая  стала  «экологическая  модернизация», которая предполагает осуществление целого комплекса мер, направленных на  восстановление  окружающей  среды,  экологическое  образование населения, развитие «зеленых» технологий.

 

31 марта 2016
Докладчик: доктор филос.н., профессор Забайкальского государственного университета Бернюкевич Т.В.
Тема доклада: «Рецепция буддизма в русской философии и литературе»

 

1 марта 2016

Докладчик: PHD (Сорбонна, Париж), приглашенный профессор (Университетов Ка' Фоскари, Венеция, Перадения, Шри Ланка) Аркадий Недель
Тема доклада: «Гомотопический подход к философии. Индийская философия: Одна или Много?»

Аннотация доклада: Термин «гомотопия» происходит от греческого ὁμός ("одинаковый, похожий") и τόπος ("место, пространство") и означает возможность непрерывного перехода чего-то одного во что-то другое. В математике этот термин, в самом общем виде, означает отношение эквивалентности между непрерывными отображениями, деформацию одного объекта в другой. Применительно к индийской философии, гомотопия означает следующее: какая-либо тема, например, "метаязык" (Панини, Васубандху) у одного автора возникает у другого автора с той же целеустановкой, при этом решение этой темы может принимать иные формы. Гомотопия индийской мысли означает сохранение (ее авторами) единой
ментальной структуры, разворачиваемой во времени (с точки зрения стороннего наблюдатея), но это время исключительно интеллигибельное, а не историческое. Гомотопический метод спорит с некоторыми классическими интерпретациями природы индийского мышления: «инклюзивизмом» П. Хакера, «пресуппозициями» К. Поттера, с теориями К. Сатчидананды Мурти и Б. Хайманн. При всем их различии, этих авторов объединяет линеарный анализ механизма порождения философий в Индии, как если бы мысль этой страны подчинялась истории. Что не так. И в этом плане эта мысль не «развивается», как европейская, совершенствуя начатое; она видоизменяет (иногда in toto) само знание. Даже буддизм в данном случае не составляет исключения уже потому, что гомотопически связан с другими "топосами" индийской мысли решением сотериологической проблемы.

Видеозапись доклада

 

3 ноября 2015

Докладчик: доктор искусствоведения, профессор Школы востоковедения ВШЭ, профессор-исследователь Центра по изучению Японии Школы азиатских и африканских исследований, SOAS, Лондонского университета Евгений Штейнер.
Тема доклада: «Философия собаки на сене: Берлинская ост-азиатика в российских подвалах».

Аннотация доклада: В докладе рассказывается о коллекциях искусства стран Дальнего Востока (и в меньше степени, Индии) из берлинских музеев, которые Красная армия вывезла в СССР в 1945–1946 гг. Большей частью эти коллекции остаются до сегодняшнего дня в ГМИИ и Эрмитаже. Использованы материалы из российских и немецких архивов и музеев.

Видеозапись лекции


16 сентября 2015

Докладчик: Рейн Рауд, известный эстонский философ, востоковед и писатель.
Тема доклада: «Идея субъектности в философских традициях Европы и Азии».

Аннотация доклада: Идея субъектности, понимаемая здесь как совокупность условии, определяющих понимание индивидом самого себя и своих взаимосвязей с окружающим миром, занимает важное место в философских учечениях как Европы, так и Азии. К ней относятся и теории души мыслителей античности и иудеохристианской традиции, и теории субъекта нового времени начиная с декартовского cogito, а также фрагментированные модели субъекта от Фрейда, Ницше и их последователей до современной нейрофилософии. В традициях Азии идеи субъектности развивались в доктринах самореализации путем медитативных практик (упанишады и разные школы буддизма) и практической эмуляции моделей совершенства (бодхисаттва, цзюнь-цзы, шэн-жэнь и тд.) Темой лекции являются возможные точки соприкосновения разных традиций и современной философской мысли.

Видеозапись лекции.


23 июня 2015 года

Докладчик: научный сотрудник Института философии РАН, к. полит. н. Емельянова Н.Н.
Тема доклада: «Индия и Китай как лидеры «гибкой власти» в современной Азии»

Аннотация доклада: Доклад посвящен ключевым аспектам использования инструментов «гибкой власти» («мягкой силы», «soft power») в Китае и Индии. Конкуренция Китая и Индии рассматривается в качестве основного фактора по развертыванию стратегий «мягкой силы», развитию институтов публичной дипломатии и использованию инструментов гуманитарного воздействия в современной Азии.

 

21 мая 2015 года

Докладчик: д. филос. н., зав. сектора восточных философий ИФ РАН В.Г. Лысенко «Является ли познание самосознающим? Буддийские теории свасамведаны (self-awareness, самоосвещение, самосознавание)»

 

14 мая 2015 года

Докладчик: к.ф.н, сотрудник Московского государственного лингвистического университета Шиманская А.С.
Тема доклада: «Семиотика цвета в японской культуре»

Аннотация доклада: Лекция будет посвящена вопросам семиотики цвета в разных культурах, в частности японской. Это свзяано с тем, что в разных культурах цвет имеет разное символическое значение и воспринимается с учетом традиций, обычаев и норм поведения того или иного народа. Многие явления японской культуры могут быть поняты только с учетом семиотики цвета, являющейся одной из доминантных составляющих культуры Японии. Это связано с тем, что специфика восприятия цвета, берущая свое начало в японских основных религиях (синтоизм, буддизм) и переданная многообразием традиционного фольклорного и литературного материала, является естественной семиотической составляющей японской культуры не всегда понятной и прозрачной для представителя другой культурной традиции. Цвет, являясь знаком и формой передачи основных категорий культуры (семиотика культуры), несет информацию о своеобразии исторического и культурного пути развития японцев, взаимодействии традиций, свойственных культуре этой нации, особенностях видения и восприятия окружающей природы и действительности, а также системе ассоциаций и нравственно-эстетических ценностей, сложившихся на территории архипелага. В современной ситуации, когда на первый план выходят вопросы, связанные с межкультурной коммуникацией в процессе диалога культур, который представляет собой комплексное и многоаспектное явление, характеризующееся символической, нормативно-ценностной и коммуникативно-деятельностной природой, семиотика цвета способствует раскрытию основ традиционной культуры, проблема изучения и сохранения которых является актуальной в условиях процессов глобализации культур.


 14 апреля 2015 года

Докладчик: Бородай Сергей Юрьевич, ИВ РАН
Тема доклада: «Лингвистическая относительность в начале XXI века: от релятивизма к пострелятивизму»

Аннотация доклада: С появления компаративных работ Эдварда Сепира и Бенджамина Уорфа в 30-е гг. XX века принцип лингвистической относительности, активно изучается языковедами и психологами. Исследования достигают кульминации в 90-е гг. XX – нач. XXI в., когда лингвистическая относительность перестает быть всего лишь гипотезой и, по сути, трансформируется в масштабный когнитивно-антропологический проект, который посредством сравнительного анализа представителей разных культур призван определить подлинное место языка в структуре познания. С 90-х гг. XX в. вышло несколько сотен эмпирических исследований, а количество подвергнутых анализу языковых сообществ выросло в разы, но оно все еще остается ничтожным в сравнении с общим числом народов, проживающих на планете.
На лекции будут рассмотрены некоторые примеры влияния языка на познавательные способности, которые были продемонстрированы эмпирически в последние десятилетия. Также будет вкратце описан механизм интеграции языка в когнитивную архитектуру, позволяющий объяснить обнаруженные эффекты. На примере ряда философских учений будет показана зависимость рассуждений западных мыслителей от грамматических особенностей индоевропейских языков. Основной философский посыл лекции в том, что (1) необходима «лингвистическая деструкция» западной философии для выявления топологии «языкового бессознательного», которым невольно направляется каждый мыслитель; (2) необходима «этнологизация» философии, то есть преодоление европоцентризма, и привлечение дополнительных этнологических материалов для понимания того, что такое мышление и познание.
Для всех интересующихся философией, когнитивной наукой, психолингвистикой, лингвистической типологией и этнологией.

Видеозапись лекции.


13 ноября 2014 года

Докладчик: доктор философских наук, профессор ИСАА МГУ Захарьин Борис Алексеевич
Тема доклада: «Проблемы индоевропеистики: языковые реконструкции, гипотезы о прародине индоевропейцев и о путях миграции индоариев»

Резюме доклада: Сравнительно-исторический метод исследования и его соотношение с ареально-географическим и типологическим. Проблема исходных данных и верификации результатов. Традиционная система восстановленных индоевропейских фонем. Ее критика Педерсеном и Якобсоном. Система индоевройских фонем по Семереньи. Новая модель протоиндоевропейской фонологии, предложенная Гамкрелидзе и Ивановым. Смена научных представлений о характере строя протои.-е.: от эргативности к активности. Оппозиция «активности – инактивности» в протои.-е. лексике и грамматике. Двухпадежная система в протои.-е. имени; ее перенос в глагол и становление противопоставления глаголов по транзитивности – интранзитивности. Исходно аспектуальный характер глагольных форм в раннем протои.-е. Оппозиции «действие – состояние» и «протоинъюнктив – протоперфект» и позднейшее становление на их базе собственно темпоральных противопоставлений. Историческая трансформация категории версии и формирование залоговых форм в и.-е. глаголе. Становление системы наклонений в протои.-е. Гипотезы Боппа и Путха о дейктическом происхождении глагольных флексий. Грамматические изоглоссы, позволяющие реконструировать этапы членения и.-е. общности: отделение от основного ствола двух основных диалектальных ареалов: арио-греко-армяно-балто-славяно-германского и анатолийско-тохарско-итало-кельтского; расщепление второго ареала на арио-греко-армянскую и балто-славяно-германскую группы. Хронология последующих преобразований в фонологии и грамматике, приведших к окончательному распаду и.-е. общности. Догадки относительно исторического центра формирования протои.-е. этноязыковой общности: «южнорусские степи» или «Малая Азия». Миграционные перемещения древних индоевропейцев. Проблема митаннийского арийского. Материалы Трубачева о пребывании ариев в Крыму и в низовьях Кубани. Кавказ и берега Каспия как маршруты движения и.-е. племен. Типологические построения Трубецкого о языке древних индоевропейцев. Представления лингвистов об анатолийском и древнеиндийском как о двух полюсах на шкале инноваций: гипотеза Гамкрелидзе и Иванова об архаичности хеттского и восточноармянских диалектов и о поздних инновациях в индоарийском. Грамматические и лексические свидетельства о существовании индоиранского языкового единства; проблема «дэвовской лексики» в языках индоиранцев. Гипотезы Кунраада и ряда индийских и западных исследователей  об «исконной индийскости» ариев и об их продвижениях за пределы Индостана.

 

16 сентября 2014 года

Докладчик: доктор философских наук, профессор, зам. директора ИМБТ СО РАН, Бурятский научный центр СО РАН (Улан-Удэ) Лепехов Сергей Юрьевич
Тема доклада: «Конструкция и реконструкция политической реальности в современных компаративистских исследованиях»

Резюме доклада: В докладе рассмотрены некоторые методологические основания для сравнительных исследований в области политической философии, проанализированы современные тенденции и намечены темы для возможной дискуссии.


28 января 2014 года

Докладчик: доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Исаева Наталия Васильевна
Тема доклада: «Эстетика Абхинавагупты: косвенный, подразумеваемый смысл в вечном диалоге Высшей Речи (parâ vâc)»

Резюме доклада: В философско-религиозном учении крупнейшего мыслителя Кашмирского шиваизма Абхинавагупты (10-11 вв.) спасение предстает как "узнавание" себя Господом, а процесс возгонки энергии в акте художественного творчества - как модель для восхождения к Шиве. Мы находим тут подробную картину мира, который выплескивается в пульсации энергии Шакти (спутницы и возлюбленной Шивы), оборачиваясь Высшей Речью, создающей миры по матрице букв и звуков Откровения (Шрути). (Сходные построения встречаются у неоплатоников, а также каббалистов в «Сефер Йецира»). Но настоящей вершины этот образ достигает в театральной эстетике Абхинавагупты, где речь во всей полноте проявляет свои внутренние свойства и живые энергии, где особую роль играет «косвенный смысл» (дхвани) и эстетическое наслаждение, понимаемое теперь как онтологическая страсть (раса). Концепция Высшей речи как энергии сопоставляется с представлением исихастов об «энергиях» как «именах Божьих» (Григорий Палама), ну а в онтологической страсти, понимаемой Абхинавагуптой как стержень мира и «ездовое животное» (вахана), выносящее адепта к спасению, прослеживается перекличка с учением о «косвенном сообщении» датского философа и теолога Сёрена Кьеркегора, который всегда настаивал на том, что жаждущий бессмертия и спасения должен прежде всего опираться на парадоксальную трансгрессивную страсть (представление Кьеркегора о пульсирующем «мгновении» как атоме вечности, образ эротики и театрального представления как модели и парадигмы религиозного опыта).

Наталья Исаева – историк философии и религии, индолог, переводчик; доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, преподает и работает во Франции (Парижский университет, ARTA), Италии, Великобритании (Spalding Fellow, Oxford). Автор 15 книг (выходили в России, США, Индии) и около сотни статей, в том числе и по проблемам современной театральной эстетики. Перевела на русский язык пять основных трактатов Сёрена Кьеркегора, пьесы Маргерит Дюрас, книгу современного театрального эстетика Ханса-Тиса Лемана "Постдраматический театр"... С 2001 года постоянно работает с выдающимся режиссером и теоретиком театра Анатолием Васильевым. Кавалер Ордена изящных искусств и литературы Французской Республики.

Видеозапись лекции

 

17 сентября 2013 года

Докладчик: доктор философских наук, заслуженный деятель науки, профессор Степанянц М.Т.
Тема доклада: «Итоги и перспективы философского дискурса (по следам философского конгресса в Афинах)»


12 сентября 2013 года

Докладчик: кандидат философских наук, старший научный сотрудник сектора восточных философий Карелова Л. Б.
Тема доклада: «История японской философии с точки зрения взаимодействия культур»
Одной из причин интереса к японской философии является то обстоятельство, что она дает весьма любопытный материал для исследования путей и форм культурного взаимодействия, культурного диалога. Японский материал дает массу примеров эволюции идей, позволяя изучать механизмы и возможности культурных заимствований, когда идеи, возникшие в рамках одной культуры, будучи перенесены в новый культурный контекст, обретают там новые смыслы и начинают функционировать по-новому. Даже в ситуации когда такие заимствования происходят на этапе, когда собственная философская мысль не была развита, оказывается  культурный архетип все равно играет роль своеобразного фильтра, притягивая одни идеи и игнорируя другие. Эту ситуацию очень нагляднго иллюстрирует становление буддийской мысли в Японии.
На примере японского материала в докладе будет предпринята попытка  выделить несколько механизмов адаптации и смыслообразрвания в процессе взаимодействия с другой культурой. В качестве отдельной темы предполагается рассмотреть подходы к выстраиванию философского диалога у японских философов ХХ века Нисиды Китаро и Вацудзи Тэцуро.


25 июня 2013 года

Докладчик: аспирант заочного обучения ИФРАН, ст.преп. каф. религиоведения Свято-Филаретовский православно-христианский ин-та Лобанов С. В.
Тема доклада: «Cogito ergo sum в перспективе монистической философии Шанкары и Абхинавагупты»
Природа сознания, познающего и самоосознающего себя субъекта (отождествляемого с обычным эмпирическим «я» или с абсолютным и трансперсональным Субъектом) является одним из наиважнейших вопросов в философской проблематике как Запада (начиная с Декарта), так и индийской мысли, особенно двух монистических систем индийской философии — адвайта-веданты Шанкары и пара-адвайты, или кашмирского шиваизма, самым ярким представителем которого был Абхинавагупта. 
Знаменитое философское утверждение Рене Декарта «сogito, ergo sum», ставшее отправной точкой западного рационализма и философии Нового времени, было выдвинуто им как первичная достоверность, относительно которой возможно выстраивание достоверного познания. Оба индийских философа предлагают свои решения проблемы самообнаружения сознающего субъекта, исходя из двух различных парадигм философского монизма.

 

21 марта 2013 года

Докладчик: кандидат философских наук Анашина М.В.
Тема доклада: «Ориентализм в русской культуре XVIII – нач. XX вв.»
В докладе рассматривается явление ориентализма как системы взглядов и мировоззрения, противопоставляющего Восток Западу как «инакового чужого». Под понятием «Восток» в ориентализме объединяются абсолютно разные цивилизации, культуры, художественные традиции народов, живущих в разных географических и экономических условиях. «Восток» либо демонизируется (образы восточной деспотии, фундаментализма, «исламской» или «желтой» угрозы), либо, наоборот, превозносится (ореол притягательности и таинственности восточной красавицы, тайные знания тибетский лам, таинственная Шангри-Ла и т.п.).Россия в силу своего географического положения занимает промежуточное положение между Западом и Востоком. На протяжении многих столетий она сталкивалась с различными народами Ближнего Востока, Центральной Азии и Дальнего Востока, которые оказывали огромное влияние на ее историю и культуру.В докладе будут разобраны теоретические положения ориентализма как системы взглядов, а также образы Востока в русской архитектуре, живописи, одежде и декоративно-прикладном искусстве XVIII – начала ХХ веков. Доклад иллюстрирован фотографиями и репродукциями.


5 марта 2013 года

Докладчик: доктор философских наук, зав. сектора восточных философий Лысенко В.Г.
Тема доклада: «Живая философская традиция в Индии: опыт работы с пандитами»
Историкам индийской философии крупно повезло. Исследователи Аристотеля или Платона не могут поговорить с живыми перипатетиками или платониками. Существование института традиционных индийских ученых – пандитов – дает такую возможность всем, кто занимается индийскими философскими системами. В докладе будет представлена структура пандитского образования в области философии. Также автор поделится впечатлениями от своей работы с представителями живой философской традиции.

 

11 декабря 2012 года

Докладчик: доктор философских наук, профессор ВШЭ Лифинцева Т. П.
Тема доклада: «Буддийская таблетка от Сартровой "Тошноты": феноменологическое и индуистско-буддийское представление об интенциональности»
В докладе затрагивается одна из сложнейших философских тем – проблема интенциональности сознания. Автор стремится найти ответ на вопрос, можно ли считать интенциональность универсальной антропологической характеристикой. В докладе на основании главных трудов Ж.-П. Сартра и священных текстов буддизма и индуизма сравниваются две философские позиции в отношении интенциональности. Сначала автор будет анализировать определённые стратегии западной метафизики (феноменологию и экзистенциализм), рассматривающие сознание как то, что следует «открыть» и описать в качестве интенционального, а затем – древнеиндийскую метафизику, полагающую «лишение» сознания интенциональности в качестве сотериологической цели.

 

4 декабря 2012 года

Докладчики: Борисов П., Захарова А.
Тема доклада: «Куньлунь — последнее белое пятно Евразии»
Масштабная горная система Куньлуня является географической и культурной
границей Таримской впадины и Тибетского нагорья. По сегодняшний день это одно из немногих на Земле абсолютно ненаселенных мест. Куньлунь активно изучался с конца 19 века, но если сейчас нанести на карту маршруты всех экспедиций, то останутся обширные белые пятна. Их исследование — благодарное дело для специалистов-географов, биологов, альпинистов и путешественников. В 2012 году авторы смогли проехать часть восточного Куньлуня на горных велосипедах.
В докладе будет рассказано об их маршруте 2012 года, а также рассмотрены следующие вопросы:

  • исследования Куньлуня, исторические и современные
  • топонимика и история Куньлуня
  • опасности реальные и мнимые
  • китайские власти: непоследовательная позиция или открытое противодействие

 

13 ноября 2012 года

Докладчик: Хрущева П. (Екатеринбург)
Тема доклада: «"Энергийный прагматизм" в тамильской культуре»
Доклад посвящен присущей традиционному обществу ценностной установке, направленной на обретение и сохранение энергии, жизненной силы; именно такую цель преследует большая часть бытовых предписаний, социальных установлений и религиозных ритуалов. Для обозначения данной установки предлагается термин "энергийный прагматизм". Рассматривается явление преимущественно на примере тамильской культуры, в которой оно выражено наиболее акцентированно.

 

30 октября 2012 года

Докладчик: доктор философских наук, заслуженный деятель науки, профессор Степанянц М.Т.
Тема доклада: «Прошлое и будущее конференций "Философия Востока и Запада" ("Retrospective on the Global Reach of the East-West Philosophers' Conferences")»


6 ноября 2012 года

Докладчик: известный российский китаист, профессор Института изучения Европы Тамканского университета (Тайвань) Малявин В.В.
Тема доклада: «Феноменология переживаемого тела и китайская философская традиция»
В докладе предпринимается попытка очертить контуры и лексикон феноменологии «живого тела» или, если угодно, «тела жизни» в свете современной феноменологии жизни (М.Мерло-Понти. М.Анри) и духовной традиции Китая, а также выявить ее значение для современной культуры, социальной теории и политики.