Институт Философии
Российской Академии Наук




  2017 год
Главная страница » » Сектор восточных философий » Научные результаты » 2017 год

2017 год

ВАЖНЕЙШИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Осуществлено исследование некоторых фундаментальных проблем и ценностей ведущих азиатских цивилизаций – китайской, индийской, японской и арабо-мусульманской; определен ряд концептуальных стратегем модернизации в области политики, идеологических процессов, философских концепций, научного развития и образования, изучены эвристические возможности культурно-цивилизационного подхода к анализу процессов модернизации.

 

Разработан инновационный подход к теме модернизации, состоящий в осмыслении парадоксального совмещения модернизации в экономике с архаизацией в идеологии и политике. Специальное внимание уделено теоретической разработке проблемы соотношения традиционализма, революционности и реформаторства (Степанянц М.Т. Динамика взаимосвязи традиционализма, революционности и реформаторства в мировоззрении Мухаммада Икбала // Ислам в современном мире. 2017. Т. 13. № 3. С. 25–36).

 

Объектом детального рассмотрения стала критика духовных основ западного Модерна и поиски философских основ для собственного пути в современность через соединение смыслов национальной традиции и научно-технической цивилизации в японской философии ХХ века (Карелова Л.Б.Ключевые мировоззренческие проблемы в японской философии ХХ века (историко-философские очерки). М.: ИФ РАН, 2017. 163 с.).

 

Проведено исследование реформационной мысли политического ислама: «секуляризм» Али Абдарразика (1888–1966) и универсалистской интенции классической арабо-мусульманской философии на примере мусульманских перипатетиков, заложивших исторический фундамент современных политических и философских универсалистских теорий (Ефремова Н.В. Универсалистская интенция фальсафы // Ислам в современном мире. 2017. Т. 13. № 4. С. 167–186).

 

Предложен ракурс рассмотрения межкультурной философии как проекта эпохи постколониальных и пост-ориенталистских исследований (Лысенко В.Г.Сравнительная философия и межкультурная философия в перспективе постколониальных исследований // Филос. науки. 2017. № 5. С. 7–27).

 

Обоснована необходимость поликультурного образования, особенно важного для преодоления  стереотипов, поддерживающих напряженность и насилие в обществе (Степанянц М.Т. (Stepanynats М.) Cultural Identityasa Factorin Global Disorder:The Need for Education  / A World Beyond Global Disorder: The Courage to Hope. Dallmayr F., Demenchonok Е. (Eds). Newcastle upon Tyne, UK: Cambridge Scholars Publishing, 2017. P. 146–148; Титлин Л.И. Индийское философское образование перед лицом вызовов модернизации и индийского национализма // Вестн. Челябин. гос. ун-та. 2017. № 4(400). Филос. науки. Вып. 44. С. 51–56).

 

В рамках исследования ценностно-смысловых установок незападных культур проанализирована идея «нововведения» (цзо 作) в древнекитайской мысли, в частности в философии моизма (V–III вв. до н.э., Китай) (Рыков С.Ю. Концепция нововведения в моизме // Общество и государство в Китае. Т. 47. Ч. 2. М.: ИВ РАН, 2017. С. 412–459), в контексте философского переосмысления фундаментальных проблем познания в ответ на вызов современных когнитивных наук изучена буддийская концепция субъекта (Лысенко В.Г. Субъект и субъективность в перспективе буддийской философии абхидхармы // Субъективный мир в контексте вызовов современных когнитивных наук. М.: Аквилон, 2017. С. 145–156).

 

ПЛАНОВАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА

Монографии и коллективные труды

  1. Карелова Л.Б. Ключевые мировоззренческие проблемы в японской философии ХХ в. (историко-философские очерки). М.: ИФ РАН, 2017. 163 с.

 

Научные статьи

  1. Ефремова Н.В. Универсалистская интенция фальсафы // Ислам в современном мире. 2017. № 4. С. 167–186. DOI: 10.22311/2074-1529-2017-13-4-167-186.
  2. Ефремова Н.В. Фараби // Большая Российская Энциклопедия. Т. 33. М., 2017. С. 196.
  3. Ефремова Н.В., Ибрагим Т.К. Жизнь пророка Мухаммада. Хиджра // Научно-культурологический альманах Мавлид ан-Набий. М.: Медина, 2017. С. 6–17.
  4. Лысенко В.Г. Монады Лейбница и «атомистический подход»: взгляд историка индийской философии // Идеи и Идеалы. 2017. Т. 1. № 2(32). С. 18–35. DOI: 10.17212/2075-0862-2017-2.1-18-35.
  5. Лысенко В.Г. Сравнительная философия и межкультурная философия в перспективе постколониальных исследований // Филос. науки. 2017. № 5. С. 7–27.
  6. Лысенко В.Г. (Viktoria Lysenko). The Buddhist Philosophy of Language in India: An Overview. Buddhism and Linguistics / Ed. Manel Heart. P. 19–33. DOI: 10.1007/978-3-319-67413-1.
  7. Лысенко В.Г. (Viktoria Lysenko). The Problem of Qualia: Perspectives on the Buddhist Theories of Experience // Self, Culture and Consciousness / S. Menon et al. (eds.). Singapore: Springer Nature, 2017. P. 16–32. DOI: 10.1007/978-981-10-5777-9.
  8. Лысенко В.Г. Субъект и субъективность в перспективе буддийской философии абхидхармы // Субъективный мир в контексте вызовов современных когнитивных наук / Под ред. В.А. Лекторского, Е.О. Труфановой, А.Ф. Яковлевой. М.: Аквилон, 2017. С. 145–156.
  9. Рубец М.В. Хитой тилининг маҳаллий халқ вакилларининг онги ва маданиятига таъсири (Культурные и когнитивные явления, сформировавшиеся под влиянием китайского языка) // Ўзбекистонда хорижий тиллар илмий методик электрон журнал (Электрон. журн. «Иностранные языки в Узбекистане»). 2017. № 2(16). С. 237–245.
  10. Рубец М.В. Современный перевод танской поэзии: модернизация или традиция? (О переводе Н.А. Орловой ста цзюэ-цзюй Бо Цзюй-и) // Общество и государство в Китае. Т. 47. Ч. 2. М.: ИВ РАН, 2017. С. 530–547
  11. Рыков С.Ю. Концепция нововведения в моизме // Общество и государство в Китае. Т. 47. Ч. 2. М.: ИВ РАН, 2017. С. 412–459.
  12. Степанянц М.Т. (Stepanyants M.). Intercultural Philosophy as the Imperative of Our Time // Philosophies in Dialogue: Bridging the Great Philosophical Divides. Eds. Suwanna Satha Anand, Kanit Sirichan, Lowell Skar. Bangkok: Chulangkorn University. 2016. P. 31–40. (не вошло в отчет 2016 г.). *
  13. Степанянц М.Т. Архаизация: поворот вспять или мобилизация к будущему? // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2017. Т. 10. № 3. С. 133–152. DOI: 10.21146/2072-0726-2017-10-3-133-152. (соавт.: Ю.В. Синеокая, А.Г. Глинчикова). *
  14. Степанянц М.Т. Динамика взаимосвязи традиционализма, революционности и реформаторства в мировоззрении Мухаммада Икбала // Ислам в современном мире. 2017. Т. 13. № 3. С. 25–36. DOI: 10.22311/2074-1529-2017-13-3-25-36.
  15. Степанянц М.Т. Нераскрытые смыслы Иранской революции // Век глобализации. Исслед. соврем. глобал. процессов. 2017. № 2. C. 119–123. *
  16. Степанянц М.Т. Предпосылки к развитию межкультурной философии (Опыт Индии) // Вопр. философии. 2017. № 8. С. 20–29. *
  17. Степанянц М.Т. 15 лет в содружестве с МФФО // Вестн. Рос. филос. о-ва. 2017. № 2(82) С. 12–15.
  18. Степанянц М.Т. Судьба гандистского наследия: взлеты и забвение // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. «Философия». 2017. Т. 23. № 4. С. 546–556. DOI: 10.22363/2313-2302-2017-21-4-546-556. *
  19. Степанянц М.Т. (Marietta Stepanyants). Cultural Identity as a Factor in Global Disorder: The Need for Education / A World Beyond Global Disorder: The Courage to Hope / F. Dallmayr and E. Demenchonok (Ed.). Newcastle upon Tyne, UK: Cambridge Scholars Publishing, 2017. P. 117–123.
  20. Титлин Л.И. Индийское философское образование перед лицом вызовов модернизации и индийского национализма // Вестн. Челябин. гос. ун-та. Сер. «Филос. науки». 2017. № 4(400). Вып. 44. С. 51–56.
  21. Титлин Л.И. Полемика с ньяя-вайшешикой по вопросу о существовании субъекта в «Таттва-санграхе» Шантаракшиты // Филос. мысль. С. 139–163. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_20948.html С. 139–163. *
  22. Титлин Л.И. «Пудгалавинишчая» Васубандху: некоторые проблемы датировки, атрибуции и интерпретации // Вопр. философии. 2017. № 12. С. 140–146. *
  23. Титлин Л.И. Существование и свойства субъекта как предмет полемики между буддистами и ньяя-вайшешиками в «Таттвасанграхе» Шантаракшиты // Ценности и смыслы. 2017. № 4(50). С. 67–76. *
  24. Титлин Л.И. Является ли «я» объектом? Дискуссия буддистов с пудгалавадинами в «Пудгалавинишчае» Васубандху // История философии / History of Philosophy. 2017. Т. 22. № 2. C. 98–106. DOI: 10.21146/2074-5869-2017-22-2-98-106. *
 

Переводы

  1. Лысенко В.Г., пер. с англ.: Козеру К. Сознание, личная идентичность и дебаты о “я”/“не-я” // Вопр. философии. 2017. № 10. С. 130–140.
  2. Лысенко В.Г.Чикин А.А., пер. с англ.: Субъективность сознания в буддийской и в феноменологической перспективах (материалы дискуссии) // Вопр. философии. 2017. № 10. С. 156–168. (соавт.: Б.Л. Митруев).
  3. Лысенко В.Г., пер. с фр.: Юлен М. Религиозный опыт в перспективе нейронаук // Филос. науки. 2017. № 9. C. 118–128.
  4. Титлин Л.И., пер. с лат., коммент. и вступ. ст.: Джордано Бруно. Искусство памяти // VOX. Филос. журн. 2017. № 23. URL: https://vox-journal.org/content/Vox%2023/Vox23-Bruno-Titlin.pdf DOI: 10.24411/2077-6608-2017-00016.
  5. Титлин Л.И., пер. с санскрита: Васубандху. «Пудгалавинишчая». С комментариями «Спхутартха» Яшомитры. Фрагменты 928-932 // История философии / History of Philosophy. 2017. Т. 22. № 2. C. 107–114. DOI: 10.21146/2074-5869-2017-22-2-107-114. *
 

Доклады, тезисы, выступления

  1. Обсуждение проекта «Aнатомия философии: как работает текст» [Участники: Смирнов А.В., Быкова М.Ф., Гусейнов А.А., Лекторский В.А., Мотрошилова Н.В., Синеокая Ю.В., Соловьев Э.Ю., Степанянц М.Т.] // Вопр. философии. 2017. № 7. С. 109–146.
  2. Степанянц М.Т. Традиционализм: поворот вспять или прорыв к будущему? // Архаизация и традиционализация современного политического пространства в странах Центра и Периферии: причины и перспективы. Материалы Международ. научно-практ. конф. (г. Москва, 25–26 мая 2016 г.) / Под ред. Т.В. Карадже, А.Г. Глинчиковой. М.: Изд-во МПГУ, 2016. С. 93–107. (не вошло в отчет 2016 г.).


Рецензии, обзоры

  1.  Титлин Л.И. Буддизм и феноменология. Обзор международной конференции // Вопр. философии. 2017. № 9. С. 202–206.

 

НАУЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Научные мероприятия

1) Организация Круглого стола «Буддизм и наука» 31 октября 2017.

Круглый стол проводился по итогам встречи «Диалоги о природе сознания» между российскими учеными, Далай ламой и буддийскими учеными и монахами. Нью Дели, 5–8 августа 2017.  Участники встречи: чл.корр. РАН К.В.Анохин,  д.филос.н. Д.И.Дубровский, д.псих.н. М.В.Фаликман,  д.биол. и филол.н., чл.корр. РАО Т.В.Черниговская, академик РАН  Н.К.Янковский, д.филос.н. Д.Б.Волков, д.филос.н. В.Г.Лысенко, а также молодые российские ученые, принимавшие участие в дискуссиях, поделились своими впечатлениями о событии, а также своими соображениями относительно перспектив исследований природы психики с привлечением буддийской философии и науки о сознании.

 

2) В секторе восточных философий на постоянной основе работает научный семинар «Востоковедение и сравнительная философия в 21 веке: вызовы и перспективы». Руководитель – Лысенко В.Г., Модератор - Рубец М.В.

Прошедшие заседания:

  • 28 ноября 2017 г. Доклад Аркадия Неделя, приглашенного профессора Ун-тов Ка' Фоскари, Венеция, Перадения, Шри Ланка на тему: «Существуют ли ядерные эпистемологические принципы, на которых можно построить межкультурную философию?».
  • 22 июня 2017. Доклад с.н.с. сектора восточных философий ИФ РАН, к.ф.н. Ефремовой Натальи Валерьевны на тему: «Либеральный «вызов» Али Абдарразика (1888–1966)».
  • 11 мая 2017. Доклад н.с. сектора восточных философий ИФ РАН, к.ф.н. Анашиной Марии Владимировны на тему: «Влияние Октябрьской революции на "Движение 4 мая" и станов ление марксизма в Китае».
  • 11 апреля 2017. Доклад с.н.с Института философии, к.м.н., руководителя «Исследовательской группы Виртуалистика» Пронина Михаила Анатольевича на тему: «Виртуалистика между философиями Востока и Запада»
  • 21 февраля 2017 Доклад н.с. сектора восточных философий ИФ РАН, к.ф.н. Анашиной Марии Владимировны на тему: «Философия архитектуры Пекина: история столицы Китая, структура и градообразующие сооружения».
  • 24 января 2017 Доклад Лысенко Виктории Георгиевны, д.филос.н., г.н.с., руководителя сектора восточных философий ИФ РАН на тему: «Буддизм и современная наука». Доклад посвящен рассказу о симпозиуме «Тибет-Эмори» (Индия, монастырь Гоман, декабрь 2016 года).
  • 7 декабря 2017 г. Доклад с.н.с., сектора восточных философий ИФ РАН, к.ф.н. Ефремовой Натальи Валерьевны на тему: «Универсалистские установки арабо-мусульманской классической философии (на примере фальсафы)».

 

Просветительские и популяризаторские мероприятия

3) На базе Института философии РАН организован цикл популярных лекций «Российские индологи об Индии». Руководитель – Лысенко В.Г., модератор - Титлин Л.И.

Прошедшие лекции:

 

4) Организация и модерация Французского философского клуба для франкофонов Москвы «La philosophie d’expression française».

Прошедшие лекции:

 

5) Prof. Marietta Stepanyants on the Development of Philosophy, Avril 12, 2017. Prof. Marietta Stepanyants on the Development of Philosophy Professor Marietta Stepanyants, Chief Research Fellow at the Russian Academy of Sciences’ Institute of Philosophy, on the development of philosophy in Iran, India, and China (DOC TV). https://www.youtube.com/watch?v=pYtlNl8F6a0&utm_content=bufferdd93f&utm_medium=social&utm_source=facebook.com&utm_campaign=buffer


Информация об участии сотрудников сектора в научных мероприятиях (Ф.И.О., название конференции и доклада, дата)

  • Анашина М.В. Философия архитектуры Пекина: история столицы Китая, структура и градообразующие сооружения (доклад). Научный семинар «Востоковедение и сравнительная философия в 21 веке: вызовы и перспективы». ИФ РАН, Москва, 21 февраля2017 г.
  • Анашина М.В. Влияние Октябрьской революции на «Движение 4 мая» и становление марксизма в Китае. Научный семинар «Востоковедение и сравнительная философия в 21 веке: вызовы и перспективы». ИФ РАН, Москва, 11 мая2017 г.
  • Ефремова Н.В.  Али Абдарразик как родоначальник секулярного ислама (доклад) . II Всероссийская научно-образовательная конференция «Чтения имени Шигабутдина Марджани»: «Обновленческое движение в исламе: прошлое, настоящее и будущее» (22-24 ноября 2017, Санкт-Петербург).
  • Ефремова Н.В. Либеральный «вызов» Али Абдарразика (1888-1966) (доклад). Научный семинар «Востоковедение и сравнительная философия в 21 веке: вызовы и перспективы». ИФ РАН, Москва, 22 июня2017 г.
  • Ефремова Н.В. Универсалистские установки арабо-мусульманской классической философии (на примере фальсафы) (доклад). Научный семинар «Востоковедение и сравнительная философия в 21 веке: вызовы и перспективы». ИФ РАН, Москва, 7 декабря2017 г.
  • Лысенко В.Г. Роль буддийской философии в диалоге между западной наукой/философией и буддизмом: российский подход (доклад). Международная конференция «Буддизм в 21 веке: перспективы и ответы на глобалые вызовы и кризисы (BUDDHISM IN THE 21ST CENTURY- Perspectives and Response to Global Challenges and Crises). Организована Министерством культуры и правительством Индии в Университете Наваналанда Махавира, штат Бихар, Наланда, Индия,17-19 марта, 2017.
  • Лысенко В.Г. Критика целей дефиниций (лакшана) в «Кхандана-кханда-кхадья» Шри Харши (на примере дефиниции восприятия). Ежегодная научная конференция «Зографские чтения: о проблемах интерпретации классического индийского текста». Институт восточных рукописей, Санкт-Петербург, 16-19 мая2017 г. http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_content&task=view&id=5510&Itemid=48
  • Лысенко В.Г. Российский ученый Федор Щербатской и его изучение индийской философии» (Russian scholar Fedor Stcherbatsky and his studies of Indian Philosophy) (Лекция). 21 марта, 2017, Университет Патны, философский факультет, Индия.
  • Лысенко В.Г.  Натурфилософия вкуса в Индии: вайшешика и буддизм (пленарный доклад). Межвузовская научная конференция «Вкус Востока: культура, история и религия в гастрономических традициях стран Азии и Африки». МГИМО МИД, 16-17 марта 2017. Тезисы докладов. Москва. Издательство «МГИМО-Университет», 2017.С.29-30.
  • Лысенко В.Г.  Какая философия могла бы стать мостом между буддизмом и наукой (доклад). Симпозиум на тему «Фундаментальное знание: диалоги российских и буддийских ученых».Организаторы - Центр тибетской культуры и информации, фонд «Сохраним Тибет», Московский центр исследования сознания при философском ф-те МГУ. Дели, Индия, 5-10 августа 2017 г. Организаторы: Центр тибетской культуры и информации, фонд «Сохраним Тибет», Московский центр исследования сознания при философском ф-те МГУ. Дели 5-10 2017. Программа и видеозапись конференции http://dalailama.ru/top/3429-buddhism-and-science.html
  • Лысенко В.Г. Почему Дигнага назвал определение восприятия Васубандху асара (лишенным сути)? Медленное чтение «Прамана-самуччаи-вритти» (1.13-16) Дигнаги. LV (доклад). Международная научная конференция «Рериховские чтения», 11-13 декабря 2017 г. https://ancient.ivran.ru/rerihovskie-chteniya.
  • Титлин Л.И. Полемика о субъекте между буддистами и ньяя-вайшешиками в «Таттвасанграхе» Шантаракшиты (доклад).
  • Степанянц М.Т. Революция, традиционность, реформаторство в творчестве Мухаммада Икбала (доклад). Научная конференция с международным участием ««Революция и эволюция в исламской мысли и истории», ИФ РАН, 6 октября 2017 https://iphras.ru/revolutionevolution.htm.
  • Степанянц М.Т. Восприятие «русской революции» в странах Востока» на конференции (пленарный доклад). Всемирный день философии. «Революция, эволюция и диалог культур», ИФ РАН, 14 и 16 ноября 2017 г. https://iphras.ru/16_17_10_17.htm.

 

НАУЧНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Лысенко В.Г. -  составитель и редактор подборки публикаций по материалам международной конференции «Буддизм и феноменология» (ИФРАН, ноябрь 2016) в журнале Вопр. философии. 2017. № 10.С. 130-168. ISSN 0042-8744. (Web of Sciences, RSCI, ERIH PLUS).

 

Никитин А.В. - работа в архиве РАН и библиотеках, сбор материалов для создания исторической странички сектора восточных философий на сайте Института философии. Составление списка защищенных в секторе диссертаций, кратких биографических справок сотрудников сектора, сбор и размещение на страничке сектора фотодокументов и мемуарных материалов и др. (https://iphras.ru/doph_history.htm).

 

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Разработана программа курса повышения квалификации «Межкультурный диалог в преподавании старшеклассникам», расчитанного на 72 академических часа. Целью программы является освоение преподавания в старших классах средней школы инновационного курса «Диалог культур» в рамках вариативной части учебного плана, а также  использования  материалов и методик данного курса в преподавании предметов  гуманитарного цикла – литературы, истории,  обществознания, мировой художественной культуры. Составители – Степанянц М.Т., Анашина М.В., Ефремова Н.В., Лысенко В.Г., Карелова Л.Б.(https://iphras.ru/page28378566.htm).