Институт философии РАН Культурный центр им. Джавахарлала Неру при посольстве Индии в РФ Просветительский цикл лекций «Российские индологи об Индии» Пригарина Наталья Ильиничнадоктор филологических наук, профессор иранской филологии Института востоковедения РАН Суфизм в Индии глазами филолога26 октября 2017 г.
Появление суфизма в Индии связано с мусульманскими завоеваниями, начиная c VIII в. В докладе отражено постепенное движение суфийских идей и образов с Севера на Юг Индии, и их бытование в индийской культуре всех регионов страны. Материалом доклада служат тексты, к которым докладчик имел отношение как автор, переводчик, редактор или даже участник некоторых знаменательных событий. Первый суфийский трактат, написанный на Севере Индии в XII в., принадлежал выходцу из Герата шейху Худжвири, получившему в Индии почетное имя Датта Ганджбахш. Развиваясь на персидском языке, суфизм обрел необычайную популярность в Дели в XIII‒XIV вв. благодаря деятельности ордена Чиштие, его шейха Низам ад-Дина Аулийа и его друзей и соратников, великого поэта Амира Хусрава Дехлеви и Хасана Дехлеви. Продвижение на юг — на Декан связано с созданием новых жанров суфийской литературы и завершается в XVII в. в Голконде созданием на языке урду (дакхни, т.е. деканском) поэмы «Цветник» (Пхульбан), в которой достигнут удивительный синтез суфийской персидской поэтической традиции с местной индийской и даны описания быта и собраний суфиев, на которых обсуждаются важные теософские вопросы. В Дели в 1661 г. казнят поэта-суфия Сармада, друга и советника принца Дара Шикоха. Его предсмертное стихотворение отзывается в поэзии великого Мирзы Галиба (1787‒1869) темой жизни и смерти суфия. Темы суфизма и его значения в жизни исламской цивилизации по-новому выступают в творчестве Мухаммада Икбала (1877‒1938).
Лекция состоится в Институте философии по адресу: ул. Гончарная, д. 12, стр. 1. Метро «Таганская» (кольцевая), 416 ауд, 18.30 |
|||||
|