Институт Философии
Российской Академии Наук




  Российские индологи об Индии: цикл популярных лекций
Главная страница » » Сектор восточных философий » Российские индологи об Индии: цикл популярных лекций

Российские индологи об Индии: цикл популярных лекций

 

Ганеша

 

Отношения между Россией и Индией, несмотря ни на какие политические и экономические перемены в обеих странах,  всегда развивались в атмосфере дружбы и взаимной заинтересованности. После распада СССР интенсивность официальных контактов на разных уровнях уменьшилась, зато резко возросла народная дипломатия. Сотни тысяч россиян устремились в Индию в качестве бизнес-туристов, медицинских туристов, путешественников, искателей истины. Индия тоже пришла в Россию в самых многообразных формах: индивидуального предпринимательства (продажа украшений, одежды, специй), духовных практик (йога, медитация, бхакти), общин разных индийских гуру,  «культурного десанта» (преподавателей танцев, музыки, пения, языков). Спрос среди россиян на эти индийские бренды остается неизменно высоким. Можно сказать, что в России возникает своя индийская субкультура.

 

 Большую роль в этом играет Индийское посольство. Именно благодаря ему россияне имеют возможность обучаться индийским танцам, музыке, пению, йоге, кулинарии, языку хинди. Посольство проводят множество мероприятий развлекательного характера (фестивали танцев, музыки, индийского кино), которые привлекают широкую публику.  Спрос на «духовные услуги», тоже достаточно большой, остается, в основном,  в ведении  последователей разных направлений индийских религий и отдельных учителей. У  них есть свои клубы и свои мероприятия, в основном посвященные духовной, религиозной Индии и йогическим практикам. Можно сказать, что в этих двух сферах межкультурных отношений все обстоит очень хорошо: широкая публика получает свои развлечения, а любители индийской духовной мудрости – духовную пищу и практики.

 

Однако научно-просветительская сфера деятельности, которая могла бы способствовать приращению научных знаний об Индии, развивается, на наш взгляд, неудовлетворительно. В советское время существовало общество «Знание», которое занималось распространением научных знаний среди разных слоев населения. Сейчас эту функцию выполняют в основном телевизор (прежде всего канал «Культура»), радио и интернет.  К сожалению, присутствие Индии на культурно-просветительском поле российских СМИ минимальное. Телевизионные каналы интересуются только сюжетами сенсационного характера, которые привлекают публику (а это, прежде всего, йога и ее удивительные возможности). В своей чисто коммерческой политике они забывают о том, что публику надо не только развлекать, но воспитывать и образовывать.  Даже в прекрасном цикле «Академия» на канале «Культура» не было ни единой лекции, в которой бы присутствовала индийская тематика, даже как материал для сравнения (Индия находится за горизонтом тех сравнений, к которым обычно прибегают российские исследователи).

 

Не оспаривая полезности йоги как инструмента изменения менталитета россиян в сторону более активного и сознательного отношения к собственному здоровью и психическому состоянию, нельзя не отметить, что отождествление Индии лишь с йогой и мудростью ее духовных учителей вытесняет из поля зрения другие важные достижения индийской культуры и цивилизации. Складывается впечатление, что в России до сих пор доминирует средневековое восприятие Индии как «страны чудес», а интерес к  Индии россиян по прежнему вдохновляется лишь экзотикой.

 

По причине господства в российском образовании чисто европоцентристского подхода даже в образованных слоях общества царит полное невежество относительно реальной Индии, ее сложной истории,  разнообразия ее культур, ее  интеллектуальных достижений в прошлом и в настоящее время. Между тем, Индия внесла свой совершенно оригинальный вклад в разные области научного знания - языкознание, профессиональную философию (не путать с мудростью йогов!), театроведение, теорию литературы, теорию искусства и архитектуры, и многие другие,  и в России есть люди, которые могут об этом интересно рассказать – это профессиональные историки, антропологи, культурологи, литературоведы, религиоведы, философы, лингвисты, филологи, искусствоведы экономисты. которые изучают эту страну в всем разнообразии ее проявлений. 

 

Проект «Российские индологи об Индии: цикл популярных лекций» носит просветительско-образовательный характер и предназначен для студентов, преподавателей, академических ученых, а также самых широких слоев образованной публики, интересующихся Индией, или же просто открытых для восприятия других культур.  Современная российская индология является наследницей советской и русской индологии, история которой знала много драматических моментов. Однако, несмотря на трудности постсоветского периода, она остается высоко профессиональной сферой научной деятельности.  К большому сожалению, приток молодых кадров в эту трудную профессию не обеспечивает даже простого воспроизводства, необходимого для ее сохранения в будущем, поэтому одной из целей этого просветительского проекта является демонстрация возможностей  современных методов и подходов применительно к изучению Индии: текстологического, герменевтического анализа, методологии переводов и интерпретации текстов,  исторического, искусствоведческого и религиоведческого исследования культурных памятников и артефактов индийской цивилизации, полевых антропологических и культурологических исследований.   Мы уверены, что знакомство с последними  достижениями отечественной индологии обогатит студенческую молодежь не только в плане знаний индийской культуры, но и послужит более глубокому пониманию процессов, происходящих в мире и в собственной культуре. Преподавателям вузов, особенно тем, которые читают лекции, включающие, как правило, чрезвычайно краткий и неизбежно поверхностный обзор инокультурных традиций, наши лекции помогут лучше ориентироваться в индийском материале: отделять главное от второстепенного. Наконец, те, кем движет интеллектуальный интерес или любопытство к Индии, могут получить богатую информацию к размышлению.

 

Автор и модератор проекта В.Г.Лысенко, д.ф.н., зав. Сектором восточных философий Института философии РАН (vglyssenko@yandex.ru). 

 

ВСЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРОШЕДШИХ ЛЕКЦИЯХ

 

Будущие лекции

24 января 2017 г., ИФ РАН, ауд. 416, 18:30 - Рыжакова Светлана Игоревна д.и.н., в.н.с. Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН «"Театр земли" / "театр небес": древность и современность на сцене Манипура»

Манипур – один из «восьми сестер» Индии, отдаленный штат, граничащий с Мьянмой, имеющий самобытную историю и культуру. Его государственность развивалась в центральной долине, в бассейне озера Локтак, среди конфедерации тибето-бирманских племен. Культура Манипура представляет собой своеобразную амальгаму из культов богов-покровителей, легендарных создателей Вселенной и мира людей, культа Кришны и тантрических практик. В середине ХХ века именно Манипур оказался интереснейшей площадкой для новых театральных практик, в том числе и экспериментальных, объединяющих архаические черты с опытом «физического театра», «бедного театра» Ежи Гротовского, своеобразными постановками Шекспира, Махабхараты, театрального отражения древности и местных политических и социальных проблем. В лекции речь пойдет об уникальном опыте театра Канхайлала, Ратана Тийяма, театра пантомимы Садананды, о наследии «Арийского театра» Импхала – в контексте современной культуры Манипура.

 

Прошедшие лекции

27 декабря 2016  - Прокофьева Ирина Тенгизовна, канд. филол. наук, доцент МГИМО МИД России, специалист в области бенгальского языка, истории культуры и литературы Южной Азии «Миф о мифотворце. Художник Раджа Рави Варма и его боги»

Раджа Рави Варма (Рави Варма Коил Тхампуран, 1848–1906), считающийся родоначальником современной индийской живописи, знаменит как художник, визуализовавший мифологию Индии, подаривший людям их богов и позволивший этим богам войти в каждый дом. Прижизненные биографии Р. Вармы писались с одобрения самого мастера и стали частью того, что в наше время назвали бы успешным «пиар-проектом», – Р. Варма был самым продаваемым и высокооплачиваемым художником Британской Индии, снискавшим славу далеко за пределами его маленького южноиндийского княжества. Последующие жизнеописания должны были сделать художника достойным его высокой миссии и посмертно мотивировать его право создать представление индусов о своих богах. В период формирования национальной идеологии и позднее – во время борьбы за независимость художник был посмертно включен в создававшийся «национальный проект». Таким образом вокруг индийского художника-мифотворца конструировался миф о его жизни, превращая ее в каноническое житие.

Видеозапись лекции

 

29 ноября 2016 - Стрелкова Г.В., к.филол.н., доцент на кафедре индийской филологии ИСАА МГУ «Литература хинди: от эпохи Бхаратенду и Премчанда до наших дней»

 Что объединяет национальные литературы великой Индии и что есть особенного в литературе хинди? Как и благодаря чему Бенарес – древнейший центр индуизма – стал во второй половине 19 века родиной современной литературы хинди? Чем замечательны блистательный драматург БхаратендуХаришчандра и «император романа хинди» Премчанд? Почему первое поэтическое направление хинди называют чхаявадом (тенизмом), а героиню первого рассказа великого модерниста Агъеи зовут Марией Ивановной? Что общего в «женском письме» и в «далитсахитъя» - литературе отверженных? – На эти и многие другие вопросы ответ в этой лекции.


29 сентября 2016  - Шаумян Т.Л., руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН, доцент факультета мировой политики МГУ «Россия и Тибет: малоизвестные страницы истории...»

Расположенный в самом центре Азии, на стыке границ крупнейших азиатских держав, Тибет в течение веков был "запретным" для посещения иностранцев. Здесь сохранялось уникальное государственное устройство, основу которого составляло политическое, экономическое и идеологическое господство ламаистской церкви. Религиозный глава – Далай-лама – был одновременно и светским правителем Тибета.
На поклонение Далай-ламе стекались паломники не только из соседних Индии, Китая, Непала, Сиккима, Бутана, Монголии, но и из русского Забайкалья и калмыцких степей.
В России проживало около 160 тыс. бурят и около 200 тыс. калмыков, исповедовавших ламаизм. В интересах укрепления своей власти в Сибири и Забайкалье, а также усиления влияния в Монголии, царскому правительству было выгодно демонстрировать свою «заботу» о буддистах, помогая им осуществлять связи с Тибетом. В то же время, первые контакты на высоком уровне совершались в условиях таинственности и загадочности, и информация о них не сразу становилась достоянием общественности...

Видеозапись лекции

 

16 июня 2016 - Дубянская Т.А., преподаватель языка и литературы хинди (Ягеллонский университет, Краков), автор работ по индийской литературе 19 и 20 веков «Англоязычная литература Индии в современном мире»

Хотя первое “индийское” произведение на английском языке было создано уже более двухсот лет назад, период интенсивного развития англоязычной литературы Индии приходится на последние три-четыре десятилетия, когда, после выхода в свет романа “Дети полуночи” (1981), книги индийских авторов начали триумфальное завоевание мирового книжного рынка. Лектор расскажет об основных вехах на этом пути – об опыте писателей и поэтов 18 и 19 веков, о первых успешных прозаиках, завоевавших признание в Индии и за ее пределами еще в колониальное время, и о современном периоде, принесшем мировую славу книгам Салмана Рушди, Арундхати Рой, Амитава Гхоша, Рохинтона Мистри, Аравинда Адиги, Викрама Сетха и многих других авторов, выходцев из постколониальной Южной Азии. Выступление также включит в себя краткий обзор лучших произведений англоязычной литературы Индии в русских переводах.

Видеозапись лекции


26 мая 2016 - Канаева Наталия Алексеевна, к.ф.н., доцент Школы философии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» «Парадигма санскритской учености и культура Индии»

В литературе на санскрите в Древней и Средневековой Индии зафиксирован огромный массив знаний самого разного содержания и назначения. Все это знание работало на сохранение жизнеспособности индийской культуры и передавалось через систему образования. Поэтому мы говорим об этом традиционном знании как о «санскритской учености». Санскритская ученость подчинялась определенным мировоззренческим и методологическим принципам (парадигме), которые были продуктам культурно-исторического развития. Они не всегда совпадают с привычными нам принципами организации европейского знания и его высшей формы – теоретического знания, включающего науку и философию. Различия в парадигмах теоретического знания в западной и индийской культурах создают трудности взаимопонимания культур, поэтому современные индологи часто обращают внимание не только на содержание отдельных индийских наук (видья, шастра) и философских систем (даршана), но и на их методологические основания, отличающие их от западных аналогов. В лекции будут рассмотрены некоторые отличия в парадигмах теоретического знания Индии и Западной Европы и их культурная обусловленность.

Видеозапись лекции

Видеозапись обсуждения


26 апреля 2016 - Максим Борисович Демченко, канд. культурологии, сотрудник Центра межрелигиозного диалога им. Абхишиктананды (Дели), доц. каф. истории и феноменологии религии РПУ (Москва) «Индусско-сикхский синтез в народной религии Северной Индии»

Гуру Нанак (1469 - 1539) считается основателем сикхизма как новой индийской религии, независимой от индуизма. Однако, его старший сын Шричандра, ставший лидером собственной школы, был уверен, что учение отца - лишь одно из направлений "вечной религии" индусов и призывал сикхов продолжать поклоняться индусским богам, а также почитать веды наравне с "Ади Грантх". Именно его взгляды легли в основу целого пласта североиндийской религиозности, иногда определяемого как санатан-сикхизм, "индусский сикхизм". Следуя наставлениям Шричандры, сотни тысяч жителей Панджаба и Харьяны одновременно посещают и индусские храмы, и сикхские гурудвары, почитают и индусских богов, и сикхских гуру, принимают авторитет и вед (вместе с пуранами и итихасами), и сикхского писания, не забывая при этом отдавать должное и местным суфийским святым. Такой синтез религий - пожалуй, наиболее яркое выражение принципа, заложенного Нанаком и его учениками: "Учитель истинный избавил меня от всех сомнений: Аллах и Парабрахман суть Одно" (Ади Грантх, анг 897).

Видеозапись лекции

 

15 марта 2016 - Аркадий Недель, PHD (Сорбонна, Париж), приглашенный профессор (Университетов Ка' Фоскари, Венеция, Перадения, Шри Ланка) «РАДОСТЬ ОБЩЕГО "Я". Тамильские Сиддхи в Поисках Истины»

Тамилнад с его древней поэтической философией стоит особняком в индийской цивилизации. Возраст его первых философских рефлексий установить еще сложнее, чем более или менее точный возраст Вед или ранних Упанишад. Современная европейская индология датирует появление первых "цехов" (сангамов) или "академий" поэтов, философов и ученых IV-ым в. до н.э., что примерно соответствует эпохе греческой классики. Тамильские авторы называют значительно более отдаленные даты. Считается, что вначале эти цеха назывались kūṭṭam "собрания", возникшие в Мадурае и заложившие основы коллективного творчества. Сиддхи, или cittar, европейский эквивалент – "святые" или вознесенные, стали неотъемлемой частью этого движения. Целью своей жизни эти люди ставили достижение такого знания, которое бы освободило их от онтологической связи с миром. Поэтому знание для сиддхов – и это остается неизменным от легендарного Агастьи до поэта и мыслителя XIX в. Рамалинги Свамигала – может быть только освобождающим знанием, где задача индивидуального "я" состоит в том, чтобы "переформатировать" себя во всеобщее.

Видеозапись лекции


16 февраля 2016 - Степанянц М.Т., главный научный сотрудник ИФ РАН, доктор философских наук, профессор «Махатма Ганди: утопист или провидец?».


17 декабря 2015  - Н.Р. Лидова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН «Кутияттам – санскритский театр современной Индии».

Танцевальный театр кутияттам это прямой наследник классической санскритской драмы и одновременно едва ли не единственный дошедший до нас вид древнего ритуального театра Индии. Этот театр, традиция которого насчитывает не менее 2500 лет, представлял собой визуализацию божественной иллюзии (майи), позволяя смертным лицезреть богов и приобщаться к жизни небесного мира. Дата спектакля всегда согласовывалась с астрологами, а сам он был ритуалом в форме «зрелищного жертвоприношения», устраиваемого брахманами в честь того или иного бога. На протяжении многих столетий спектакли кутияттама также являлись центральным событием религиозных праздников и разыгрывались исключительно на территории индуистских храмов. Сейчас кутияттам признан шедевром ЮНЕСКО и является самым драгоценным сокровищем в блистательном собрании индийских зрелищных искусств.

 

24 ноября 2015 - С.И. Рыжакова, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, член Индийского антропологического общества «Насущная необходимость. Индийский театр: теория, функции, современная практика»

Видеозапись лекции.


27 октября 2015 - А.М. Дубянский, доцент ИСАА при МГУ и ИВКА РГГУ «О проблемах изучения протоиндийской цивилизации».

Картина древней индийской цивилизации, называемой протоиндийской, или цивилизацией Мохенджо-Даро и Хараппы, привлекает нас как отраженными в ней масштабами культуры и достижений древних индийцев, так и многочисленными возникающими в связи с ней проблемами и загадками. Находились ученые, которые склонялись к выведению ее за скобки индийской культуры. Однако, внимательный взгляд на нее обнаруживает несомненные черты их сходства, хотя во многих случаях трактовка тех или иных артефактов бывает противоречивой или спорной. Неослабевающий интерес вызывает проблема дешифровки протоиндийской письменности. На протяжении 20 в. ею занималось большое число ученых, но до сих пор общепризнанного результата их попыток нет. В 70-80-х годах группе ученых из Ленинградского отделении Института этнографии удалось показать, что гипотетический язык надписей структурно близок дравидийской языковой семье. Эта гипотеза поддерживается рядом зарубежных ученых, в особенности на юге Индии, но cуществуют и сторонники индо-арийской основы протоиндийской цивилизации, что делает проблемы ее изучения весьма актуальными, а порой политически заостренными.

Видеозапись лекции

 

29 сентября 2015 - С.Д. Серебряный, доктор философских наук, кандидат филологических наук, директор Института высших гуманитарных исследований РГГУ «История Индии как противоядие от европоцентризма и подспорье в самопознании России».

Видеозапись лекции.


14 сентября 2015 - Р.Б. Рыбаков, директор Института востоковедения РАН в 1994–2009 гг., доктор исторических наук «Индуизм как вызов европейскому религиоведению».

Лекция была посвящена следующим проблемам: Правомерно ли понятие – «религиоведение», является ли религиоведение наукой, правомерно ли понятие «индуизм», религия ли это, объект ли религиоведения? Западное религиоведение – взгляд из индуизма; индуизм – взгляд изнутри.

Видеозапись лекции.


22 июня 2015 – Е.Ю. Карачкова, старший научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН  «Популярный индуизм: взгляд антрополога».

Российская индология (так же, как и востоковедение в целом) начиналась как текстовая наука и во многом продолжает оставаться ею. Индологи изучают Индию по письменным источникам: историки – по архивным документам, филологи – по памятникам литературы, политологи – по партийным программам и речам политиков. Даже этнографические труды, в большинстве своем, не являются результатом самостоятельных полевых исследований, а пишутся по чужим – индийским и западным – текстам. Антропологический метод – «включенное наблюдение» – открывает доступ к религиозным, историческим, политическим, да и любым другим воззрениям вне элитной части общества, чьи взгляды часто не находят отражения в текстах. В этой лекции речь пойдет о повседневных религиозных практиках рядовых индусов.

Видеозапись лекции.


18 мая 2015 – Е. Ю. Ванина, заведующая Сектором истории и культуры и ведущий научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН «Великие Моголы в Индии: свои среди чужих».

Индия в позднее средневековье (XVI в.). Новая империя, созданная мусульманами, выходцами из Средней Азии. Ее основатель, Захир уд-дин Мухаммад Бабур, был в родстве с Чингиз-ханом и Тамерланом. Поэтому основанную Бабуром династию в Европе назвали «Великие Моголы». Это уже третья волна мусульманских завоеваний Индостана.

Они пришли как чужаки – захватывать земли, распространять свои порядки и свою религию. Но стали своими – настоящими индийцами. Смогли преодолеть враждебность индусской феодальной аристократии – раджпутов, столетиями противостоявших мусульманским завоевателям, и превратить заклятых недругов в «опору трона». Оставили истории уникальный опыт союза двух элит, принадлежащих к разным религиям. Подарили Индии множество архитектурных шедевров, уникальный «могольский» стиль в литературе, миниатюрной живописи, музыке, даже кулинарии. А третий император династии, Акбар (1542 – 1605) стал в Индии одним из культовых героев, провозвестником надконфессионального единства страны.

Видеозапись лекции.

 

24 апреля 2015 – Алиханова Ю.М. канд.фил.н., доцент (ИСАА при МГУ) «Традиционная санскритская драма: взгляд извне и изнутри».

Речь пойдет об эволюции отношения к индийской санскритской драме в Европе (включая Россию), начиная с конца 18 века до наших дней. Первой индийской пьесой, с которой познакомилась европейская публика, была драма  «Шакунтала» Калидасы (ок.4-5 в. н.э.), переведенная на разные европейские языки (на русский два акта перевел Николай Карамзин в 1792 году). В начале изучения санскритской драмы предполагалось, что она испытала античное влияние, однакок концу 19 и началу 20 в. было признано, что она не соответствует принципам поэтики античного театра и имеет чисто  индийскоепроисхождение. Из-за слишком большойспецифичности индийского театра интерес к нему упал и возобновился лишь в конце 20-начале 21 века, когда, наконец, индийскую драму стали серьезно изучать именно в ее специфичности. В России была своя история восприятия «Шакунталы» и индийского театра («Сакунтала» в постановке Таирова с Алисой Коонен 1914 года). Будет показано, как на отношение к санскритскойдраме влияли культурные стереотипы, основанные на принципах европейского театра, театроведения и классической филологии.

 Юлия Марковна Алиханова является крупнейшим российским специалистом по литературе Индии и индийской эстетике. В ИСАА, где она проработала всю жизнь, она воспитала ряд известных современных индологов-классиков таких, как А.М.Дубянский, Т.А.Дубянская, Г.В. Стрелкова, М.А.Русанови др.

Автор книг: Анандавардхана. Дхваньялока. Перевод с санскрита, введение и комментарий Ю.М. Алихановой. Издательство Академиздатцентр "Наука" Москва.1974; Индийская лирика 2 - 10 веков (в соавторстве с В.В. Вертоградовой).Москва, 1978; Литература и театр Древней Индии. Исследования и переводы.Восточная литература РАН Москва, 2008.

Видеозапись лекции.

 

10 апреля 2015 – Лысенко В.Г. д.филос.н. "Что такое индийская философия и в чем состоят стереотипы ее восприятия на Западе и в России?"

Объясняя природу инокультурной мысли, мы неизбежно прибегаем к терминологии и инструментарию нашей собственной интеллектуальной традиции. Важно отдавать себе отчет в том, что понимание чужого есть своеобразное отражение нас самих, иными словами, что мы конструируем чужого в горизонте наших собственных культурных смыслов и концепций. Слова «философия» и «мудрость» являются, пожалуй, самыми главными в западных конструкциях индийской мысли. Именно с ними связаны как прозрения, так и мистификации в истории ее освоения. Выступление будет посвящено анализу тех стереотипов западного самопонимания философии, которые более всего препятствуют раскрытию интеллектуальных и экзистенциальных достижений индийской мысли.

Видеозапись лекции.

 

Предшествующие события

20 ноября 2014 г. в 19.00 в библиотеке им. Ф.М. Достоевского (Чистопрудный бульвар, 23) в рамках проекта Института философии РАН «Анатомия философии: как работает текст» состоялась лекция д.ф.н., профессора, зав. сектором восточных философий В.Г. Лысенко на тему: «Категории языка и категории мышления в индийском философском тексте (Прашастапада "Собрание характеристик категорий")». Встречу вела д.ф.н., профессор Ю.В.Синеокая.