Институт Философии
Российской Академии Наук




  Володина Александра Владимировна
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор эстетики » Сотрудники » Володина Александра Владимировна

Володина Александра Владимировна

sasha volodina

ORCID ID: 0000-0002-8685-321X 


Researcher ID: X-8373-2018

 

Scopus Author ID: 56478839600  

 

Дата рождения: 25 октября 1988 года

 

Кандидат философских наук, специальность - 09.00.04 Эстетика. Тема диссертации: «Эстетика Жиля Делёза: искусство как инструмент философии», Институт Философии РАН, 2019 г.

 

Образование: Государственный академический университет гуманитарных наук, 2010 г., культуролог;

Российский государственный гуманитарный университет, 2012 г., магистр философии;

Аспирантура Института философии РАН (09.00.04 Эстетика), 2019 г.

       

Профессиональная деятельность
  • с 2021 г. – преподаватель ИОН РАНХиГС (курс "Теории современного искусства");
  • с 2019 г. – преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ (курс "Теория и философия современного искусства");
  • с 2018 г. – научный сотрудник сектора эстетики Института философии РАН;
  • 2012–2015 гг. – старший лаборант сектора эстетики Института философии РАН;
  • 2012–2020 гг. – сотрудник ГБУК г. Москвы "Музей русского лубка и наивного искусства".

Сфера научных интересов

      Философия Ж. Делёза, современные эстетические теории, наивное искусство и аутсайдер-арт, биосемиотика.

 

Научные публикации

  • Вернакулярное в культуре: общий язык локального опыта // Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 642–653. DOI: 10.18688/aa2212-07-51. 

  • Экологии слабого внимания // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2022. № 3 (143). С. 49–58. 

  • Повторяя современное // Диалог искусств. 2022. № 5. С. 24–66.

  • Аутсайдер-арт как art mineur // Искусство на обочине. Творчество художников-аутсайдеров и инклюзивные практики в культуре ХХ – начала XXI века: сб. ст. / Отв. ред. Н.А. Мусянкова. СПб.: Алетейя, 2022. С. 34–43.

  • К теории среды: постоптимальность и прагматика проектирования аффордансов // Полилог/Polylogos. 2021. Т. 5. № 3. DOI: 10.18254/S258770110017301-3. (в соавт. с Тестовым Д.Ф.).

  • «Внутри мыслящих миров»: наследие Ю.М. Лотмана и биосемиотика // Междунар. журн. исслед. культуры. 2021. № 4 (45). C. 35–46. DOI: 10.52173/2079-1100_2021_4_35. 

  • «Посмотрите на чертеж интерната, и вы увидите проун Лисицкого» // Хрестоматия науч. журн. The Garage Journal / Ред.-сост. Д. Безуглов. М.: Музей совр. иск-ва «Гараж», 2021. С. 246–271. (в соавт. с Артамоновой М., Беловым С., Ивановым А., Суворовой А.)

  • Международная конференция XXVII Большие Банные чтения «Антропология насилия: государство, общество, культура» (Журнал «Новое литературное обозрение», 22–23 и 29–30 мая 2021 года) // Новое лит. обозрение. 2021. № 172. С. 405–417. DOI: 10.53953/08696365_2021_172_6_405 (в соавт. с Луговиком С.А.). 

  • Наивные копии шедевров искусства: к проблеме восприятия «наивного» знака // Шаги / Steps. 2020. Т. 6. № 4. С. 141–150. DOI: 10.22394/2412-9410-2020-6-4-141-150. Павел Леонов. Коллекция ММОМА // Диалог искусств. 2020. № 6. С. 116–125. 

  • Тепло [Знаки присутствия] // Словарь эпохи пандемии. Синий диван. Философско-теоретический журнал / Под ред. Е. Петровской. [Вып. 24]. М.: «Три квадрата», 2020. С. 285–292. 

  • Ситуация аффекта: субъективность в пространстве «общего» // Миргород. 2020. № 1 (15). С. 153–166. 

  • Динамический знак и живая ткань современности // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 3 (40). С. 149–162. DOI: 10.24411/2079-1100-2020-00038. 

  • Обзор работы секции «Место искусства» международной научной конференции «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты» // Коммуникации. Медиа. Дизайн. Т. 4. № 4. 2019. C. 148–162.  

  • Делёзианская теория аффекта: эстетическая проблематика // Культура и искусство. 2019. № 12. С. 35–45. DOI: 10.7256/2454-0625.2019.12.31729. 

  • Искусство GAN и зыбкая образность // Синий диван. 2019. Вып. 23. С. 152–158.
  • Делёзианский подход к проблеме динамической субъективности: случай аутсайдер-арта // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3. Общественные науки. 2019. Т. 14. № 1/185. С. 167–179. 
  • Место искусства // Диалог искусств. 2019. № 1. С. 38–42.
  • Переживая общее: о специфике китча в современной культуре // Наивное искусство и китч. Основные проблемы и особенности восприятия: сб. ст. / отв. ред. Н.А. Мусянкова. СПб.: Алетейя, 2018. С. 230-246.
  • Делёзовский взгляд: искусство как нарушение привычных механизмов восприятия и устойчивости воспринимающего субъекта // Гендерные исследования. 2018. №23. С. 193-201. 
  • Эстетика Жиля Делёза: к имманентистской философии искусства // Философия и культура. 2018. № 3. С. 49–63. DOI: 10.7256/2454-0757.2018.3.24571.
  • Рецензия: Олег Аронсон. Силы ложного: опыты неполитической демократии (М.: Фаланстер, 2017) // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 3. С. 389–399.
  • Живопись «арефьевского круга»: делезианский подход к исследованию искусства // Культура и искусство. 2017. № 5. С. 94–104. DOI: 10.7256/2454-0625.2017.5.19539.
  • Кто боится тела-без-органов?! Интервью/ беседа А.В. Володиной с В.А. Подорогой // Политика мысли: мастерская Валерия Подороги в оценке учеников и коллег: сборник статей / отв. ред. В. П. Макаренко; Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. С. 256–272.
  • Сеятель Арепо управляет колесом, или О социальной функции современного искусства (круглый стол) // Синий диван. 2016. № 21. С. 83–113. 
  • Нарратив vs мистерия: несколько замечаний о двойственной структуре наивного искусства // Амплитуда колебаний. Наив и арт-брют: от классики к современности. Материалы научной конференции. М., 2016. С. 131–136. 
  • Мысль – это насилие. Делёзианский взгляд на искусство // Синий диван. 2015. № 20. С. 151–170.
  • Aesthetics in Russia: looking toward the twenty-first century // Studies in East Еuropean Thought. 2014. Vol. 66. Issue 3-4. P. 165–179. DOI 10.1007/s11212-014-9207-0. (co-authored with Helen Petrovsky)
  • Конференция «Дискурс прекрасного в эпоху новых медиа» (Институт философии РАН, 29 ноября 2013 г.) // Новое литературное обозрение. 2014. № 126. С. 416–423.
  • Имманентность жизни: Жиль Делёз и нефилософия // Синий диван. 2013. № 18. С. 76–90.
  • Поэтика «общего места» и проблема поэтической субъективности: поэзия И. Холина // Труды «Русской антропологической школы». 2013. № 12. С. 203–224. 

Участие в конференциях и другие выступления:

  • Всероссийская конференция «Инклюзивные дискурсы в перформативных искусствах: эстетика, этика, политика, экология, гендер» (г. Москва, Лаборатория историко-культурных исследований ШАГИ ИОН РАНХиГС, 7–8 октября 2022 г.). – Доклад на тему «Выразительность вспомогательных технологий и практик и идея союзничества». 

  • Доклад «Эстетический опыт и практики солидарности» (г. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, философский факультет, кафедра эстетики, 29 ноября 2022 г.). – Выступление в рамках научного семинара «Дескриптивная эстетика». [Электронный ресурс] URL: https://philos.msu.ru/node/5939

  • Круглый стол «Выставка и ее ограниченные возможности» (г. Москва, Дом культуры ГЭС-2, 23 ноября 2022 г.). – Выступление на круглом столе. 

  • Презентация научного сборника «Искусство на обочине» (г. Москва, Государственный институт искусствознания, Всероссийский музей декоративного искусства, 14 июля 2022 г.). – Выступление на круглом столе. [Электронный ресурс] URL: https://damuseum.ru/events/prezentatsiya-knigi-iskusstvo-na-obochine-tvorchestvo-khudozhnikov-autsayderov-i-inklyuzivnye-prakti/

  • 26-е заседание семинара сектора методологии междисциплинарных исследований человека совместно с сектором аналитической антропологии Института философии РАН «Человек в современном научном знании: методологические проблемы междисциплинарности» (10 февраля 2022 г., онлайн). – Доклад на тему «К антропологии среды» (совместно с Тестовым Д.Ф.). [Электронный ресурс] URL: https://youtu.be/D4DuT-kIomM

  • Всероссийская научно-практическая конференция «Творчество Павла Леонова в контексте современного искусства» (г. Москва, Московский музей современного искусства, 17 декабря 2020 г.). – Доклад на тему: «Динамика ностальгических образов: случай Павла Леонова».

  • IX Международная научная конференция «Актуальные проблемы теории и истории искусства» (г. Санкт-Петербург, СПбГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственный Эрмитаж, 27 октября 2020 г.). – Секция «Теория искусства», выступление на тему: «Вернакулярное в искусстве: общий язык локального опыта». 

  • Лекция «Материя ощущения: знак-организм, знак-движение, знак-аффект» (г. Москва, НИУ ВШЭ, Лекционный клуб контркультурных исследований философии, 13 февраля 2020 г.)
  • Междисциплинарный научный семинар «Производство аффекта: практики, поэтики, политики, технологии манипуляции» (г. Самара, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 13–14 декабря 2019 г.). – Доклад на тему «Ситуация аффекта: субъективность и солидарность».
  • Лекция «Who comes after the subject: постструктурализм и динамическая субъективность» в рамках лекционного курса «Прощание с очевидным: субъект и мир вне модерна» (г. Москва, Библиотека №9 им. Н.В. Гоголя, 2 декабря 2019 г.).
  • Международная научная конференция «Представляя необычное: когнитивный диссонанс, разрыв шаблона и прочие фантастические твари» (г. Москва, Лаборатория историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, Школа дизайна и Департамент медиа НИУ ВШЭ, факультет Управления социокультурными проектами МВШСЭН, 19–21 сентября 2019 г.). – Доклад на тему: “Утро в чужом сосновом лесу: О наивных копиях шедевров искусства”. 
  • Круглый стол «Чувственность как эстетическая проблема» (г. Москва, ИФ РАН совместно с СПбГУ и СПбГУП, 5 июня 2019 г.). – Выступление на тему: «Ощущение и чувственность: делёзианский взгляд». Видеозапись мероприятия: ч. 1, ч. 2
  • Международная научная конференция «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты» (г. Москва, Школа дизайна НИУ ВШЭ и Аспирантская школа по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, 10–12 апреля 2019 г.). – Доклад на тему: «Искусство как field work: сбежать из центра». 
  • XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества, секция «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты» (г. Москва, НИУ ВШЭ, 11–13 апреля 2018 г.) Доклад «Искусство как эксперимент: к истории вопроса».
  • Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2015» (МГУ им. М. В. Ломоносова, 16 апреля 2015 г.). Доклад «Искусство как инструмент философии: живопись “арефьевского круга”».