Институт Философии
Российской Академии Наук




  Титлин Лев Игоревич
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор восточных философий » Сотрудники » Титлин Лев Игоревич

Титлин Лев Игоревич

 

 Титлин Лев Игоревич
ORCID: 0000-0003-2625-8483
ResearcherID:

T-4577-2017

Scopus Author ID: 57195637209

РИНЦ  SPIN:

Author ID:

2895-3846

636731

Год и место рождения

 

06.09.1986, г. Москва

 

 

 


Образование

  • 2003–2008 – специалитет по истории зарубежной философии со специализацией «Философия религии», Российский государственный гуманитарный университет, Философский факультет, дневное отделение, диплом с отличием.
  • 2008–2011 – аспирантура Института философии РАН, научный руководитель д.ф.н. В.Г. Лысенко.

  

Сфера научных интересов

  • история индийской философии;
  • онтология буддизма;
  • проблема субъекта в индийской философии;
  • мнемотехника в трудах Дж. Бруно.

  

Ученые степени

  • Кандидат философских наук (2012, Тема диссертационного исследования: «Проблема существования субъекта (Атмана – «самости», «души») как предмет полемики между буддистами и брахманистами», Институт философии РАН).

 

Профессиональная деятельность

  • Старший научный сотрудник Сектора восточных философий Института философии РАН.

 

 Научные публикации  Монографии
   2021
 
  • Васубандху. Абхидхармакоша, книга 9-я, «Пудгала-винишчая» с комментарием Яшомитры «Спхутартха-абхидхармакоша-вьякхья» / Перевод с санскрита, предисловие, введение, исследовательская часть и комментарии Льва Титлина. Научный редактор Юрий Спиридонов. М.: Буддадхарма, 2021. 336 с. 1580 экз. ISBN 978-5-907236-15-8.

Книга представляет собой расширенное, дополненное и исправленное 2-е издание монографии Титлин Л.И. (Проблема субъекта в индийской философии («Пудгалавинишчая» Васубандху). М.: Издательство «ОнтоПринт», 2018. 365 с. 600 экз. ISBN 978-5-00121-088-7).

 

В новом издании приводится существенно переработанный и исправленный текст перевода (впервые на русский язык с санскрита) «Исследования вопроса о субъекте» Васубандху (IV–V вв.) с комментарием Яшомитры (впервые переведен на европейский язык), также добавлено Приложение 1, в котором содержится новый комментированный перевод отрывков из «Вопросы царя Милинды» («Милинда-паньха», ок. I в. до н.э.). Полностью выверены санскритские тексты «Пудгала-винишчаи» и комментария Яшомитры «Спхутартха».

 

В работе:

1. Осуществлена комплексная разработка проблем субъекта в индийской философии на протяжении двух тысячелетий.

2. На индийском материале были выделены модели субъекта.

3. Произведен детальный анализ буддийского учения об отсутствии единого субъекта как основания тождества личности.

4. Введен в научный оборот трактат философа Васубандху «Исследование вопроса о субъекте».

5. Введен в научный оборот раздел философской энциклопедии «Собрание сущностных вопросов» философа Шантаракшиты (VIII в.), посвященный исследованию проблемы субъекта.

 

Значимость исследования состоит в комплексной разработке проблем субъекта в индийской философии, введении в научный оборот целого ряда ранее неисследованных текстов, что может дать новый импульс в исследовании проблемы субъекта в философии, психологии, антропологии, когнитивных науках.

   2018
 
  •  Проблема субъекта в индийской философии («Пудгалавинишчая» Васубандху). М.: Издательство «ОнтоПринт», 2018. 365 с. 600 экз. ISBN 978-5-00121-088-7.

Книга содержит перевод (впервые на русский язык с санскрита) 9-й кн. «Абхидхармакоша-бхашьи» Васубандху (IV-V вв.), называемой «Пудгалавинишчая», с комментарием «Спхутартха» Яшомитры (IX в.) (впервые на европейский язык с санскрита). Во вводных главах приводится необходимый исследовательский материал для понимания текста, а также сжатое изложение трактата. В первой главе рассматривается проблема субъекта в индийской философии в ранний дофилософский и предфилософский период, субъект в ранней буддийской философии, а также модели субъекта в индийской философии. Вторая глава содержит сжатое изложение и иссследование «Пудгалавинишчаи» Васубандху, третья глава рассматривает проблему в позднейшей брахманско-буддийской полемике на материале четырех трактатов: «Атмататтвавивеки» Удаяны, «Шлокаварттики» Кумарилы Бхатты, «Таттвасанграхи» Шантаракшиты, «Мадхъямакааватара-бхашьи» Чандракирти. Монография сопровождается полным санскритским текстом «Пудгалавинишчаи» и «Спхутартхи», расширенной библиографией по проблеме, словарем санскритских терминов, указателями имен и текстов.

   
  Статьи
 

2023

  • «Исследование атмана, как он представляется мимансакам» из «Таттва-санграхи» Шантаракшиты (часть 1-я). К русскому переводу «Исследования атмана, как он представляется мимансакам» из «Таттва-санграхи» Шантаракшиты // Историко-философский ежегодник 2023. 2023. Т. 38. С. 198–223. ISSN 0134-8655 (Print), ISSN 2782-6538 (Online). DOI: https://doi.org/10.21146/0134-8655-2023-38-198-223. (РИНЦ)
  • Пер. с санскрита: Шантаракшита. «Таттва-санграха» с комментарием Камалашилы «Панджика». Глава «Исследование атмана» («Атма-парикша») Раздел «Исследование атмана, как он представляется мимансакам» («Мимансака-парикальпита-атма-парикша») (часть 1-я). // Историко-философский ежегодник. 2023. Т. 38. С. 224–253. ISSN 0134-8655 (Print), ISSN 2782-6538 (Online). DOI: https://doi.org/10.21146/0134-8655-2023-38-224-253. (РИНЦ)
  • Самоосознание ньяи как философской системы в работе Г. Оберхаммера «Вступление Пакшиласвамина к его “Ньяя-бхашье”» (Приложение: Титлин Л.И., пер. с англ.: Герхард Оберхаммер. Вступление Пакшиласвамина к его «Ньяя-бхашье») // История философии. 2023. № 28(2). С 117–139. DOI: https://doi.org/10.21146/10.21146/2074-5869-2023-28-2-117-139. ISSN 2074-5869 (Print); ISSN 2658-7289 (Online). (РИНЦ)
  • Пер. с лат.: Джордано БруноИскусство памяти (конец второй и третья часть: «О прилагаемых», «Об инструменте», «Третья часть») // Vox. Философский журнал. 2023. Вып. 43. С. 128–186. DOI: https://doi.org/10.37769/2077-6608-2023-43-10.  (РИНЦ) 

2022 

  • Малл Р.А. Когда философия становится межкультурной? Прогнозы и перспективы / Перевод с английского Л.И. Титлина // Сравнительная философия: от сравнительной к межкультурной философии / Сост. и отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Наука – Вост. лит., 2022. С. 18–36. 300 экз. ISBN 978-5-02-040566-0.
  • Ганери Д. Манифест заново рождаемой философии / Перевод с английского Л.И. Титлина // Сравнительная философия: от сравнительной к межкультурной философии / Cост. и отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Наука – Вост. лит., 2022. С. 349–357. 300 экз. ISBN 978-5-02-040566-0.

2021

  • Discussion on the Self in “Milindapañha” on Chariot: New Translation and Comments (Дискуссия о субъекте в «Милиндапаньхе»: новый перевод и комментарии) // Вестник РУДН. Серия Философия. 2021. № 25(2). С. 260–275. ISSN 2408-8900 (Online); 2313-2302 (Print). DOI: 10.22363/2313-2302-2021-25-2-260-275. (ВАК, Scopus).
  • Шкоф Ленарт. Сёстры Антигоны: о матрице любви / Перевод с английского Л. И. Титлина, И. Г. Шестакова. СПб.: Нестор-История, 2021. 274 с. 300 экз. ISBN 978-5-4469-1921-5.

2020 

  • Шантаракшита и Камалашила: жизнь и учение // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2020. Т. 24. № 4. С. 570–589. ISSN 2313-2302 (Print). ISSN 2408-8900 (Online). DOI: 10.22363/2313-2302-2020-24-4-570-589. (ВАК, РИНЦ)
  • Отрицает ли буддистское учение о не-«я» понятие субъекта? // Философская мысль. 2020. № 10. С. 42–58. ISSN 2409-8728 (Online). DOI: 10.25136/2409-8728.2020.10.33909. [Электронный ресурс] URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33909. (ВАК, РИНЦ)
  • Шантаракшита // Электронная философская энциклопедия. Т. 9. 2020. ISSN (Online): 2658-7092.
  • Камалашила // Электронная философская энциклопедия. Т. 9. 2020. ISSN (Online): 2658-7092.

2019

2018

  • Опровержение существования субъекта в полемике с вайшешиками в “Пудгала-винишчае” Васубандху // Вопросы философии, №2, 2018. C. 206–212. (РИНЦ, Scopus)
  • Объединить необъединимое. История философии. Т 23, №1, 2018. С. 136–140. DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-1-136-140 (РИНЦ)
  • The Philosophical Polemics with the Vatsiputriyas About the Self (Pudgala) in "Tattvasamgraha" of Shantarakshita with the Commentary “Panjika” of Kamalashila // 4th International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2018). Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 232. Atlantis Press, 2018. P. 80–85.
  • The Polemics of Shantarakshita and Kamalashila with the Mimamsakas on the Existence and Properties of Atman in "Tattvasamgraha-panjika" // Proceedings of the 3rd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2018). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Atlantis Press, 2018. P. 17–21.
  • Прадип П. Гокхале. Медитация осознанности и феноменологический подход (Перевод с английского Титлина Л.И.) // Вопросы философии, №1, 2018. (РИНЦ, Scopus).
  • Полемика Шантаракшиты и Камалашилы с мимансаками о существовании и свойствах атмана в «Таттвасанграха-панджике» (перевод фрагмента) // Logos et Praxis. Т. 17, №1, 2018. С. 49–68. DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2018.1.6.

2017

  • Васубандху. «Пудгалавинишчая». С комментариями «Спхутартха» Яшомитры. Фрагменты 928-932 // История философии. Т.22, №2, 2017. C. 107–114. (РИНЦ, ВАК, перевод)
  • Джордано Бруно. Искусство памяти. Пер. с лат., предисловии и комментарии Л. И. Титлина // Vox. Философский журнал, №23, 2017. ISSN 2077-6608 (РИНЦ, перевод)
  • Существование и свойства субъекта как предмет полемики между буддистами и ньяя-вайшешиками в «Таттвасанграхе» Шантаракшиты // Ценности и смыслы, № 4(50). М., 2017.  С. 67–76. (ВАК, РИНЦ, научная статья)
  • Является ли «я» объектом? Дискуссия буддистов с пудгалавадинами в «Пудгалавинишчае» Васубандху // История философии. Т.22, № 2, 2017. C. 98–106. (РИНЦ, ВАК, научная статья)
  • Полемика с ньяя-вайшешикой по вопросу о существовании субъекта в «Таттва-санграхе» Шантаракшиты // Электронный журнал Философская мысль, 2017. С. 139–163. (ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, ERIH PLUS)
  • Индийское философское образование перед лицом вызовов модернизации и индийского национализма // Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 4(400). Философские науки. Вып. 44. С. 51–56. ISSN 1994-2796 (ВАК, РИНЦ, научная статья)
  • Буддизм и феноменология. Обзор международной конференции // Вопросы философии, №9. М.: Наука, 2017. С. 202–206. ISSN 0042-8744. (ВАК, РИНЦ, Scopus, научная статья)
  • “Пудгалавинишчая” Васубандху: некоторые проблемы датировки, атрибуции и интерпретации // Вопросы философии, №12, 2017. С. 140–146.
  • Полемика с ньяя-вайшешикой по вопросу о существовании субъекта в «Таттва-санграхе» Шантаракшиты // Философская мысль, №10, 2017. C. 139–163. DOI: 10.25136/2409-8728.2017.10.20948 (ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, ERIH PLUS)

2016

  • Джордано Бруно. О тенях идей. Пер. с лат., предисловии и комментарии Л. И. Титлина // Vox. Философский журнал, №21, 2016. ISSN 2077-6608 (РИНЦ)
  • Васубандху. «Пудгалавинишчая». Предисловие, пер. фрагментов 943-948 // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия, №4, 2016. (РИНЦ)

2015

  • Васубандху. Пудгала-винишчая (Предисл., пер. фрагмента, примеч. Л.И. Титлина) // История философии. Т. 20, № 2, 2015. C. 107–125. (1,5 а.л.) (ВАК, РИНЦ).

2014

  • The Concept Of Pugdala in the Buddhist School of Pudgalavāda: the Problem of Interpretation and the Evolution of the Conception. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия, N 1, 2014. C. 105–111. (0.5 а.л.).
  • Полемика Васубандху со сторонниками учения о пудгале (индивиде) в «Пудгала-винишчае» c приложением «Пудгала-винишчая» Васубандху с комментарием «Спхутартха» Яшомитры (фрагмент). // Историко-философский ежегодник 2013. М.: «КАНОН+» РООИ «Реабилитация», 2014 г. С. 256–276. (1 а.л.)

2013

2012

  • (В соавторстве) Теоретические аспекты проблемы старения в свете трудов И.В. Давыдовского. К 125-летию со дня рождения // Клиническая геронтология 2012. Т.18, № 7–8. М., 2012. С. 40–43.

2011

  • Асмимана; Ахара; Мана; Ниварана; Буддизм в Шри-Ланке // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. М.: Вост. лит., 2011.
  • Проблема онтологического статуса субъекта в "Пудгала-Винишчае" Васубандху // Психология и Психотехника. М.: «Nota Bene», №8, 2011. C. 91–102.

2010

  • Концепция сознания в буддизме как путь решения парадоксов квантовой физики и современного мировоззрения // Искусственный интеллект: философия, методология, инновации. Материалы IV Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Москва, МИРЭА. М., 2010.

  • «Анатман» (не-Я) как ключевая ценностная установка буддизма в контексте онтологии вайбхашики и пудгалавады (на материале 9-ой книги «Абхидхармакоши» Васубандху) // Идеалы. Ценности. Нормы: VI международная научная конференция по востоковедению (Торчиновские чтения). 3–6 февраля 2010 г. / Сост. и отв. ред. С. В. Пахомов. С.-Петербург, 2010.

  • Discussion on the Notion of Anаtman (“non-self”) in the 9th book of the Abhidharmakosabhаshyam of Vasubandhu // First Asian Philosophy Congress. Abstracts of Papers. March 6–9 2010. New Delhi: Jawaharlal Nehru University, 2010.

2009

  • Альтернативные подходы к обществу знаний и искусственному интеллекту: моделирование сознания и общества в буддизме // Искусственный интеллект: философия, методология, инновации. Материалы III Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Москва, МИРЭА. М., 2009.

  • Обзор конференции «Буддизм и наука // Вопросы философии, №11, М., 2009.

 
Редакторская деятельность
  • отв. редактор: История философии. 2015. Т. 20. М.: ИФ РАН, 2015. 171 с. (13, 36 а.л.)
 

Участие в международных конференциях, симпозиумах, круглых столах

2022

  • 2022, 7–9 декабря – докладчик на LXII Рериховских чтениях: «К 120-летию со дня рождения Ю.Н. Рериха» (Тематика чтений: «Текст и культурная динамика: Древняя и средневековая Индия и Центральная Азия») (доклад: «К вопросу о русском переводе "Мимансака-парикальпита-атма-парикши" "Таттва-санграхи" Шантаракшиты с комментарием Камалашилы "Панджика"»), Институт востоковедения РАН (https://www.ivran.ru/sites/28/files/LXII_RERIKhOVSKIE_ChTENIIa_(7-9_dekabria_2022)_Programma_konferentsii.pdf).

2021

  • 2021, 26 октября – докладчик на методологическом семинаре «Востоковедение и межкультурная философия в XXI веке: вызовы и перспективы», на круглом столе «Предпосылки межкультурной философии», ИФ РАН, онлайн (доклад: «Предпосылки межкультурной философии в классической индийской традиции»).

  • 2021, 19 июля – докладчик на конференции с международным участием «Методологические аспекты неэкспериментальных наук и индийской философии», Нальчик, Институт прикладной математики и автоматизации, онлайн (доклад: «Понятие любви в работе Г. Оберхаммера “Забытая тайна человеческой любви: попытка подхода”»).

  • 2021, 20 мая – докладчик на Сорок вторых (XLII) Зографских чтениях (проблемы интерпретации традиционного индийского текста), Санкт-Петербург, Институт восточных рукописей РАН, онлайн (доклад: «Полемика с мимансаками об атмане в “Таттвасанграхе” Шантаракшиты»).

2020 

  • 2020, 28 октября – докладчик на методологическом семинаре по проблемам перевода и интерпретации философских текстов Института философии РАН и Российского университета дружбы народов, ИФ РАН, Москва, онлайн (доклад: «К вопросу о переводе философских санскритских терминов для “любви” и связанных понятий у Г. Оберхаммера»).

  • 2020, 13 мая – докладчик на конференции «XLI Зографские чтения Проблемы интерпретации традиционного индийского текста», Институт восточных рукописей РАН, СПб, онлайн (доклад: «Буддизм пудгалавады: к постановке вопроса о субъекте-пудгале»).

2017

  • 2017, 11–13 декабря – докладчик на LV международной научной конференции «Рериховские чтения», Институт востоковедения РАН (доклад: «Полемика о субъекте между буддистами и ньяя-вайшешиками в «Таттвасанграхе» Шантаракшиты»).

2016

2013

  • 2013, 22 апреля – докладчик на научно-методической конференции «Источник и артефакт в контекстном аксиологическом аспекте», Российский православный университет Иоанна Богослова (РПУ) (доклад: «“Пудгала-винишчая” Васубандху: некоторые проблемы датировки, атрибуции и интерпретации»).

2012

  • 2012, 16–18 мая – докладчик на XXXIII Зографских чтениях «Проблемы традиционного индийского текста» МАЭ РАН, Санкт-Петербург (доклад: "Эволюция буддистского учения о не-«я»: две концепции анатмавады").

2010

  • 2010, 19 ноября – докладчик на Научной конференции «Философские стратегии в странах Востока» (в рамках Дней петербургской философии-2010), философский факультет СПбГУ, Санкт-Петербург (доклад: «Опровержение взглядов вайшешики по вопросу о субъекте у Васубандху»).

  • 2010, ноябрь – докладчик на IV Всероссийской конференции «Искусственный интеллект: философия, методология, инновации», Москва (доклад: «Концепция сознания в буддизме как путь решения парадоксов квантовой физики и современного мировоззрения»).

  • 2010, 20–21 октября – докладчик на XIII конференции «Наука. Философия. Религия» на тему «Человек перед лицом новейших биомедицинских технологий», Дубна (Московская область) (доклад: «Идентичность в эпоху постмодерна: философский подход к проблемам биоэтики»).

  • 2010, 6-9 марта – докладчик на Первом азиатском философском конгрессе, Нью Дели, Индия (доклад: “Discussion on the Notion of Anаtman (“non-self”) in the 9th book of the Abhidharmakosabhаshyam of Vasubandhu”).

  • 2010, 3–6 февраля – докладчик на VI международной научной конференции по философии, религии и культуре стран Востока «Торчиновские чтения: Идеалы. Ценности. Нормы», философский факультет СПбГУ, Санкт-Петербург (доклад: «Анатман» (не-Я) как ключевая ценностная установка буддизма в контексте онтологии вайбхашики и пудгалавады (на материале 9-й книги «Абхидхармакоши» Васубандху)»).

2009

  • 2009, 20–21 ноября – докладчик на Конференции «Ноябрьские чтения», исторический факультет СПбГУ, Санкт-Петербург (доклад: «Социально-исторические предпосылки возникновения философии в Древней Индии и Древней Греции: компаративный анализ»).

  • 2009, 11–13 ноября – докладчик на III Всероссийской конференции «Искусственный интеллект: философия, методология, инновации», Москва (доклад: «Альтернативные подходы к обществу знаний и искусственному интеллекту: моделирование сознания и общества в буддизме»).

 
 
 E-mail: titlus@gmail.com