Институт Философии
Российской Академии Наук




  Смирнова Наталия Михайловна
Главная страница » » Сектор философских проблем творчества » Сотрудники » Смирнова Наталия Михайловна

Смирнова Наталия Михайловна

/smirnova.htm

 

ResearcherID:L-6686-2018 

ORCID iD icon https://orcid.org/0000-0003-3862-3089

Scopus author Id: 57195575907

РИНЦ

 

Смирнова Наталия Михайловна – доктор философских наук, профессор, руководитель  сектора  философских проблем творчества, главный научный сотрудник Института философии РАН

 

 

Профессиональное образование

  • Высшее, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, философский ф-т (с отличием) – 1976 г.;
  • Аспирантура  философского ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова – 1979 г.

 

 

Ученые степени

  • Степень кандидата философских наук присуждена Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова за диссертацию «Маркс и младогегельянцы» – 1980; 
  • Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук «Феноменологическая альтернатива классического обществознания» защищена в Институте философии РАН – 1998.

 

 

Ученые звания

  • Доцент – по представлению Московского инженерно-физического института (МИФИ) – 1987; 
  • Профессор – по представлению Московского государственного института электроники и математики (МГИЭМ-ТУ) – 2001.

 

Область научных интересов

  • Эпистемология, философия науки, социальная философия, феноменология, философия творчества.

Профессиональная
деятельность

  • Руководитель  сектора  философских проблем творчества, главный научный сотрудник Института философии РАН  

 Членство в специализированных 
ученых Советах

  •  Специализированный Совет Д.002.015.02 в ИФ РАН

Научно-организационная работа

  • Главный редактор ежегодного издания «Философия творчества»;
  • Член редакционного Совета научного альманаха «Вопросы социальной теории»;
  • Член редколлегии журнала «Философия науки и техники» (гл. ред. акад. РАН В.А. Лекторский);
  • Руководитель теоретического семинара ИФ РАН «Философия творчества»;
  • Член редколлегии журнала «Эпистемология и философия науки» (2006-2013 гг.).

Членство в научных
обществах

  • Российское философское общество;
  • Российское феноменологическое общество;
  • Совет по проблемам исторического и обществоведческого образования Российской Академии Образования (РАО),
  • Международное общество по изучению европейских идей (International Society for the Study of European Ideas – ISSEI);
  • Международное общество феноменологических исследований (International Husserl and Phenomenological Research Society);
  • Международное общество феноменологии и наук о жизни (International Society of Phenomenology and Sciences of Life);
  • Американское общество феноменологии, изящных искусств и эстетики (American Society for Phenomenology, the Fine Arts and Aesthetics).

Преподавательская деятельность

(в настоящее время)

  • Заведующая кафедрой социальной философии Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН), профессор

Курсы лекций в высших учебных заведениях

  • Социальная феноменология. Специальный курс  для магистрантов философского факультета ГАУГН – 36 час. 
  • Социальная философия. Общий курс для студентов философских факультетов - 72 часа
  • Методология социально-исторического анализа – 36 час.

Научное руководство

(аспиранты)

Аспиранты, защитившие кандидатские диссертации:

  • Зайцев И.Д. Интерсубъективность как проблема социальной философии – Институт философии РАН, 2008;

  •  Алексеев А.Ю. Компьютерное моделирование смысла: философско-антропологический анализ – МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004;

  •  Леденева Е.В. Конституирование и деконструкция: сравнительный анализ концепций языка Э. Гуссерля и Ж. Деррида – МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003.  

Методологическое сопровождение 
среднего образования

  • Член методического Совета по преподаванию истории и обществоведения при Российской академии образования – с 2008;
  • Титульный со-редактор, автор глав 11, 12 и 25  учебника для 10 класса общеобразовательных учреждений «Обществознание. Профильный уровень». – М.:  Просвещение, 2007 – 26 п. л

Исследовательские 
проекты

  • Новейшие тенденции развития наук о человеке и обществе в контексте процесса цифровизации и новых социальных угроз: междисциплинарный подход (2020-2022гг., соглашение № 075-15-2020-798), коллективный – исполнитель;
  • Эпистемология креативности: когнитивные и социокультурные измерения (2015-2019 г.г.), коллективный – руководитель;
  • Феноменология смысла: когнитивный анализ (РГНФ, 2013-2015),  коллективный – руководитель;
  • Интерсубъективность как проблема социальной эпистемологии (РГНФ, 2010-2012), коллективный – руководитель;
  • Радикальные трансформации научного мышления конца XX- нач. XXI в.в. как фундаментальная проблема современности (РФФИ, 2009-2011), коллективный – исполнитель;
  • Инновационная сложность: методологические, когнитивные и социальные аспекты (международный российско-белорусский проект РГНФ- БРФФИ 2011-2013), коллективный – исполнитель;
  • Социальная эпистемология (РГНФ, 2006-2008) , коллективный – исполнитель;
  • Феноменологическая эпистемология в междисциплинарных исследованиях (РФФИ, 2006-2008) , коллективный – руководитель;
  • Проблема истины в социальном познании (РГНФ, 2006-2008) , коллективный – исполнитель;
  • Социальная феноменология в изучении постиндустриального общества (РГНФ, 2005-2007) – индивидуальный.
Публикации

Общее число научных публикаций – 287. 

 

Монографические издания:

  • Смирнова Н.М. Смысл и творчество. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017. – 304 с; 
  • Смирнова Н.М., Горелов А.А., Моркина Ю.С. Творчество, смысл, интерпретация. – М.:. ИФ РАН, 2016 – 139с.
  • Смирнова Н.М., Бескова И.А., Майданов А.С. Язык, смысл, творчество. – М.: ИФ РАН, 2015.- 141 с.
  • Смирнова Н.М Методология социально-гуманитарного познания. Сер. «История и философия науки». – М, Гуманитарий, 2011 – 48 с.
  • Смирнова Н.М Социальная феноменология в изучении современного общества инд. монография. – М., Канон+, 2009 – 400с.;
  • Смирнова Н.М. От социальной метафизики – к феноменологии «естественной установки»  (феноменологические мотивы в современном социальном познании) – инд. монография. – М., ИФ РАН, 1997 – 220с.;

 

 Переводы:

  • Аврелий Августин. О диалектике / пер. с латыни С.С. Неретиной, а также А.А.Гусевой, Е.Н.Князевой, Т.Б.Любимовой, Ю.С.Моркиной, А.А.Парамонова, Н.М.Смирновой, У.С.Струговщиковой под рук. С.С. Неретиной, вступ. статья, коммент. С.С.Неретиной // Vox. 2016. № 20. [Электронный ресурс] URL: http://vox-journal.org
  • А. Шюц. Избранное: мир, светящийся смыслом - составление, филос. перевод, общее и научное редактирование, послесловие – М: РОССПЭН, 2004. – 1056 с.;
  • Кули Чарльз Холтон. Человеческая природа и социальный порядок. – М.:. Идея-Пресс, 2001. Предисловие, общая и научн.       редакция, филос. перевод. – 227 с.
  • Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии Г л. 1 и 4. – М.:Прогресс, 1985.
  • Полани М. Неявное знание: его отношение к некоторым проблемам философии // Хрестоматия по истории философии. – М.: Прометей, 1994. Т. 2.

 

 Статьи в энциклопедических изданиях:

  • Новая философская энциклопедия. – М.: Мысль, 2000-2001г.г.:  Антропоцентризм, историзм, жизненный мир (в соавт. с Н.В. Мотрошиловой), субъект социальный, этнометодология и др.      
  • Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: Канон+, 2009:  Взаимность перспектив, всеобщий тезис Alter Ego, естественная установка сознания, седиментация значений, идиографический метод, социология феноменологическая, социальное распределение знаний, финитная смысловая область, этнометодология, релевантность феноменологическая.

 

 Статьи в рецензируемых журналах, разделы в коллективных монографиях (с 2018 по 2020 гг.)

  • Смирнова Н.М. Феноменологическая герменевтика в поисках когнитивного синтеза // Вопросы философии  2020. № 12. С. 93-103.
  • Смирнова Н.М., Штыков Д.Р. Онтологический статус социокультурных объектов как предмет феноменологической критики (А. Шюц, Р. Ингарден) // Философский журнал 2020 Т. 13 №4. С. 89-101.
  • Смирнова Н.М. Социально-гуманитарное знание: специфика или иноприродность? // Философия науки и техники. 2020, Т. 25, № 2. С. 7-10, 26-27.
  • Князева Е.Н., Кузнецов В.Г., Смирнова Н.М., Тульчинский Г.Л. Существуют ли пределы методологической конвергенции естественно-научного и социально-гуманитарного знания? Дискуссия // Философия науки и техники. 2020. Т. 25. № 2. С. 23–27.
  • Смирнова Н.М. Понятие творчества в контексте современной эпистемологии // Человек творческий: философия и психология творчества. Международная междисциплинарная коллективная монография / Сост., ред.  M. ле Шансо, И.Э. Соколовская. – М.: Энциклопедист-Максимум, 2020. С. 8-16.
  • Смирнова Н.М. Философско-методологический анализ творческих процессов // Философия творчества. Вып. 6 / Сост., ред. Смирнова Н.М., Бескова И.А. – М.: Голос, 2020. С. 7-24
  • Смирнова Н.М. Человек в зеркале личного опыта: когнитивные и социокультурные горизонты // Человек в современном мире: кризис и глобализация. Международная междисциплинарная коллективная монография/сост., ред.: M. Le Chanceaux, И.Э. Соколовская. – М.: Энциклопедист-Максимум, 2020. С. 61-70.
  • Смирнова Н.М. Образовательные стратегии в парадигме сценарного подхода // Высшее образование в современном мире: история и перспективы: Международная междисциплинарная коллективная монография / Сост., ред.  M. ле Шансо, И.Э. Соколовская. – М.: Энциклопедист-Максимум, 2020. С. 134-141.
  • Смирнова Н.М. Философская мысль России второй половины ХХ века: проблемы и дискуссии  // Вопросы философии. 2019. № 10. С. 154-164.
  • Смирнова Н.М. Человек в культуре (размышления над книгой В.А. Лекторского «Человек и культура») // Вопросы философии. 2019 № 1. С. 68–77.
  • Смирнова Н.М. Смысловые измерения субъективной реальности человека. Человек. 2019. Т. 30. № 3. С. 38-49.
  • Смирнова Н.М. Вспоминая В.С. Степина. Человек, 2019 №2. С. 86-89.
  • Смирнова Н.М. Коэволюция науки и культуры в трудах В.С. Степина. Материалы «Круглого стола» (соавт. Аршинов В.И., Блюхер Ф.И., Буданов В.Г. и др.) // Философия науки и техники.  2019. Т. 24. №1. С. 7-45/30-32.
  • Смирнова Н.М. Я и Другой: скользящая граница в феноменологии интерсубъективности  https://culturalresearch.ru/ru/archives/162-2-35-2019 Международный журнал исследований культуры №2 (35) 2019   С. 40–52 www.culturalresearch.ru
  • Смирнова Н.М. Философская герменевтика в исторических типах рациональности  // Герменевтическая традиция  в России: актуальные контексты и современные проблемы / Ред.: Пружинин Б.И., Щедрина Т. Г. - М, СПб, Белгород: ЦГИ Принт, 2019. С. 119-137.
  • Смирнова Н.М. Цивилизационная размерность современных социально-культурных трансформаций // Россия и Турция: диалог философов / Ред. А.В. Черняев. М.: Гнозис, 2019. С. 227–242.
  • Смирнова Н.М. Смысловые измерения  социокультурных пространств творчества // Философия творчества / Ред. Смирнова Н.М., Бескова И.А.  Ежегодник. Вып. 5. М: ИИнтеЛЛ, 2019. С. 5-18.
  • Смирнова Н.М.  Рациональность социального знания: когнитивный нормативизм и стратегии интерпретации. //  Первые Степинские чтения. Современный этап развития науки и кризис техногенной цивилизации. С. 55-58. [Электронный ресурс] URL:
  • https://iphras.ru/uplfile/root/news/archive_events/2019/5_6_11/1_Stepinskiye.pdf
  • Смирнова Н.М. Когнитивные презумпции анализа творчества // Вопросы философии. 2018. №11. С. 65-75
  • Смирнова Н.М. Когнитивные импликации феноменологического конструктивизма // Философия науки и техники. М.: ИФ РАН, 2018. Т. 23. №2. С. 10-13 
  • Степин В.С., Смирнова Н.М., Синеокая Ю.В. Существует ли методологический изоморфизм естественнонаучного и социально-гуманитарного знания? // Философский журнал. Научно-теоретический журнал. 2018.Том  XI. №3. С. 150-165.
  • Смирнова Н.М. Воображение и творчество: когнитивный анализ // International Journal Socio-Humanitarian Review  (IJSHR) Международный журнал Социально-гуманитарное обозрение 2018 №3 с. 12-21
  • Смирнова Н.М. Лики творчества в многообразии социокультурных практик. Предисловие // Философия творчества. Лики творчества в многообразии социокультурных практик. Ежегодник. Вып. 4., 2018 / Ред. Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: ИИнтеЛЛ, 2018.С. 7-20
  • Смирнова Н.М. Становление материалистического понимания истории как стратегия творческого мышления Становление материалистического понимания истории как стратегия творческого мышления // Философия творчества. Лики творчества в многообразии социокультурных практик. Ежегодник. Вып. 4., 2018 / Ред. Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: ИИнтеЛЛ, 2018.С. 37-44
  • Смирнова Н.М. Цивилизационная идентичность как методологическая проблема социально-философского анализа // Вопросы социальной теории. Научный альманах. Том X. М., ИФ РАН, 2018. С.59-68
  • Смирнова Н.М. Понятие смысла в зеркале герменевтических практик // Вопросы социальной теории. Научный альманах. Том X. М., ИФ РАН, 2018. С. 25-37
  • Смирнова Н.М. Как возможна междисциплинарная модель интерсубъективности? // Эпистемология сегодня. Идеи, проблемы, дискуссии. /Ред. И.Т. Касавин, Н.Н. Воронина. Нижний Новгород, Изд-во Нижегородского ун-та, 2018. Гл. 7 С. 247-261
  • Смирнова Н.М. Науки о человеке перед лицом «натуралистического вызова»// Электронный ресурс: http://rshps.ru/books/congress2018t5.pdf 
Смотреть все публикации

 

   
 

            


 

 Труды в многотомном международном издании Analecta Husserliana:

Участие в конференциях
  • Человек и его время: 1920-2020. Междисциплинарность. Гуманитарное и социальное знание. 20-21 октября 2020 (Киселева М.С., предс. Оргкомитета).  он-лайн.  Доклад:  Радикализация идеи человеческой субъективности в контексте «антропологического поворота» в философии ХХ в.»., он-лайн.
  • I Международная научная конференция «Человек творческий: философия и психология творчества» (М. ле Шансо, предс. Оргкомитета). 05-13 сентября 2020. он-лайн. Доклад: «Понятие творчества в контексте современной эпистемологии».
  • Эстетика и герменевтика. Конференция к 60-летию кафедры эстетики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. 11 декабря. Философский ф-т МГУ.(Кондратьев Е.А., предс. Оргкомитета). он-лайн. Доклад: «Методология эстетического анализа: постнеклассическая герменевтика».
  • II Всероссийская Междисциплинарная Конференция «Философия творчества». Председатель оргкомитета. Москва, Институт философии РАН, 11 апреля 2019 года. Доклад: «Лики творчества в многообразии социокультурных практик». [Электронный ресурс] URL: https://iphras.ru/page28642358.htm 
  • Конференция с международным участием «Первые Степинские Чтения: Современный этап развития науки и кризис техногенной цивилизации»». Москва, Институт философии РАН, 5–6 ноября 2019. Доклад: «Рациональность социального знания: когнитивный нормативизм и стратегии интерпретации». [Электронный ресурс] URL: https://iphras.ru/uplfile/root/news/archive_events/2019/5_6_11/1_Stepinskiye.pdf 
  • Смирнова Н.М. III Всероссийская научная конференция с международным участием «Когнитивистика и культура». Москва, Московский педагогический государственный университет, 28 мая 2019. Доклад: «Творчество и методология: смыслополагающая агентивность»
  • Первый конгресс РОИФН «История и философия науки в эпоху перемен».  Москва, ИФ РАН, 14-15 сент. 2018.
  • XIX Международная конференция «Музыка. Философия. Творчество: музыкальное образование и наука». Нижний Новгород, 24-25 мая 2018.
  • Научно-теоретическая конференция (с международным участием) «Философские измерения архитектурного творчества в смысловом пространстве современной культуры». Москва, 26-27 апреля 2018;
  • VI Международная научная конференция «Музыка-Философия – Культура: Свое и чужое в истории искусства и культуры».  Москва, 24-26 апреля 2018.
Основные научные
результаты:
  • Эксплицированы методологические презумпции исследования творчества в парадигмах конструктивного реализма, телесно-ориентированных подходах, постнеклассической герменевтике. Рассмотрена эволюция трансцендентально-феноменологической  смыслообразующей субъективности в стратегиях современной постнеклассической герменевтики. Исследован онтологический статус социокультурных предметностей  в парадигме постгуссерлевской феноменологии. Показано, что  пренебрежение интенциональным слоем идеальной предметности культуры ведет к редукционизму натуралистического типа (2020 г.).
  • Исследованы смысловые измерения субъективной реальности человека и социокультурных пространств творчества, границы смыслопорождающих процессов в феноменологии интерсубъективности. Показана трансформация философского содержания понятия смысла в исторических типах герменевтики  и межкультурных коммуникациях (2019 г.).
  • Проанализированы когнитивные презумпции анализа творчества как смыслообразующей деятельности человека в парадигмах феноменологического конституирования и постмодернистской деконструкции; Анализ смысла как идеальной предметности эпистемологии в зеркале герменевтических практик позволил выявить его коррелятивность не только историческим типам рациональности в социальном познании, но и соотношение с релевантными универсалиями культуры (2018 г.)


Другие результаты:

  • Реконструированы исторические типы рациональности в социальном познании. Проанализированы культурные предпосылки и  философско-методологические характеристики классического, неклассического и (пост)неклассического (В.С. Степин) этапов в развитии методологии социально-исторического анализа;
  • Показано, что применение неклассических  социально-конструктивистских методологий к анализу традиционных понятий классической социальной философии позволяет смоделировать более объемный и многомерный образ социальной реальности, новые измерения которого выражены в понятиях  коммуникативного пространства, интерсубъективности, социальных бифуркаций, повседневности, жизненного мира, социального онтопоэзиса. Показано, что использование потенциала неклассических методологий (символического интеракционизма, социальной феноменологии, этнометодологии и др.) позволяет не только эксплицировать ценностно-смысловое содержание социального опыта и архетипы восприятия социальной реальности, но и реконструировать механизмы социокультурной динамики;
  • Эксплицированы социально-онтологические основания  и пределы адекватности классической социальной методологии. Исследована феноменологическая альтернатива классической социальной методологии как вариант неклассического социально-философского мышления;
  •  Выявлен объяснительный потенциал феноменологической дескрипции в социальных науках. Проанализированы феноменологические смыслы проблемы «чужих сознаний» как в трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля, так и в постгуссерлевской феноменологической критике;
  • Вскрыт эвристический потенциал трансцендентальной феноменологии для современной эпистемологии и когнитивных социальных наук. Осуществлен анализ феноменологической эпистемологии в междисциплинарных исследованиях, феноменологический анализ неклассического типа междисциплинарности. Показано, что феноменологический анализ не только  проясняет неявные (подразумеваемые) смыслы фундаментальных концептов когнитивных социальных наук, т.е. эксплицирует скрытые предпосылки и «выговаривает умолчания», но и  способствует устранению скрытых противоречий в их философских основаниях;
  • Исследованы когнитивные характеристики процесса миграции методологических смыслов феноменологической философии на область когнитивных социальных наук (социологии, историографии, философской антропологии, педагогики и т.д.).  Это позволило построить многомерную модель феноменологического движения в социальных науках и эксплицировать экзистенциальные горизонты  человеческой субъективности в междисциплинарных контекстах (социологии «малых групп» и психологической теории «зеркального эго»);
  • Осуществлен  анализ концептуального каркаса социальной феноменологии как теоретического синтеза трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля и «понимающей» социологии М. Вебера.  Показано, что приложение феноменологических методов к области социологических исследований позволяет:  прояснить «сдвиг значений» социологических понятий на различных уровнях концептуального анализа,  эксплицировать характеристики «фонового знания» (background knowledge) как когнитивного основания социальных коммуникаций, построить многомерную и философски изощренную модель социального
  • Сформулированы феноменологические императивы эпистемологии жизненного мира. Они основаны на когнитивных презумпциях активистски-деятельностной (несозерцательной) концепции познания, невозможности внеязыковокого доступа к структурам жизненных миров, а также на методологическом императиве экспликации содержания научных понятий в структурах жизнемировых значений;
  • Исследованы социально-философские импликации жизненного мира как конечной области социальных значений повседневного (обыденного) мышления и культурной символики.
  • Проанализированы когнитивные особенности феноменологического конструктивизма. Показано, что феноменологический конструктивизм с присущим ему «вынесением за скобки» онтологических смыслов  бытия (предикатов существования) и акцентом на смысловой структуре жизненного мира сформировал решающие когнитивные предпосылки трансформации умеренного когнитивного конструктивизма  (вполне совместимого с научным реализмом) в радикальный – со свойственным ему  представлением о реальности  как онтологизации фундаментальных характеристик познавательной деятельности человека. Показано, что феноменологический конструктивизм заложил глубокий философский фундамент радикализации умеренного конструктивизма в эпистемологии;
  • Исследован эвристический потенциал этнометодологии, проанализированы когнитивные пределы этнометодологической программы исследования речевых коммуникаций (парадокс бесконечной триангуляции А. Спикурела и т.п.); 
  • На основе анализа когнитивных особенностей феноменологического конструктивизма эксплицированы феноменологические предпосылки в становлении постмодернистской эпистемологии: механизмы когнитивной динамики от феноменологического конституирования – к постмодернистским стратегиям деконструкции;
  • Выявлены основные параметры феноменологической модели соотношения научного и вненаучного социального знания. Вскрыт эвристический потенциал и когнитивные пределы феноменологического императива «чистоты метода»: методологического требования экспликации жизнемировых корней содержания научных понятий;
  • Исследован горизонт  значений и эвристический потенциал концепта интерсубъективности как   трансцендентального основания социальных коммуникаций, с одной стороны, и как   основания коммуникативной программы обоснования знания в парадигме  (пост)неклассической рациональности, с другой;
  • На основе анализа междисциплинарных моделей интерсубъективности реконструированы принципиальные трудности экспликации когнитивных границ коммуникативной парадигмы в теории познания.
  • Исследована когнитивная роль воображения в смыслообразующей деятельности человека, его пограничное положение между чувственностью и мышлением, а также роль воображения в процессах научной концептуализации.
  • Определен эвристический потенциал и когнитивные пределы радикального натурализма в эпистемологии. Дана оценка когнитивным перспективам «натуралистического поворота» в современной эпистемологии на основе концепций «расширенного сознания», «нейрофилософии» и философии искусственного интеллекта. Показано, что когнитивные вызовы со стороны радикального натурализма, направленные на построение неинтенциональной эпистемологии, ведут к фактической девальвации роли философии в современной культуре
  • Задана референтная структура понятия творчества как горизонта смыслообразующей деятельности человека. Когнитивный аспект творчества определен как расширение семантических пространств человеческого мышления, деятельности и социальной организации. Исследована когнитивная структура смысловых образований как идеальная предметность социальной эпистемологии и интенциональный объект логико-методологического анализа.
  • Проанализированы наиболее перспективные философские и когнитивно-научные проекты исследования смысловых образований: философско-аналитический, феноменологический, менталистский, лингво-коммуникативный. Показано, что развертывание исследования смысла в рамках проекта аналитической философии осуществляется посредством «расщепления» смысла (прямой, конвенциональный и первичный). Показано также, что феноменологический анализ позволяет выявить скрытые трудности лингво-коммуникативного проекта. Обосновано, что философский анализ выступает всеобщей матрицей содержательного синтеза когнитивно-научных подходов к анализу смысловых образований.
  • Проанализированы проблемы смещения смысла в семантическом пространстве, эксплицированы основные проблемы эпистемологии метафоры. Показано, что развитие теорий метафоры и когнитивной герменевтики коррелирует с превалирующим типом рациональности в социальном познании.
  • Осуществлена когнитивная рефлексия неоромантической концепции метафоры (А. Ричардс) и семантического интеракционизма (М. Блэк) в их концептуальной полемике с неопрагматической концепцией метафоры Д. Дэвидсона. Показана эвристическая роль метафоры в естественнонаучном познании (М. Хессе).
  • Проанализированы исторические типы когнитивной герменевтики, соответствующие историческим типам рациональности в социальном познании. Показано, что  содержание понятия смысла  относительно к процедурам его теоретической реконструкции.
  • Проанализированы  когнитивно-научные предпосылки (концепция порождающих грамматик» Н. Хомского и др.) «синтетическной» концепции метафоры П. Рикера как прививка феноменологических методов к когнитивной герменевтике, показана роль метафорического напряжения в трансформации отношения субъекта-предиката, выявлен ее онтологический смысл как возможность альтернативных переописаний (и как следствие – новых возможностей) жизненного мира человека.

Правительственные
награды

  • Благодарственное письмо Президента московского Союза архитекторов за  организацию и участие в научно-теоретической конференции «Философские измерения архитектурного творчества в смысловом пространстве современной культуры» 26-27 апреля 2018 г.
  • Благодарственное письмо от зам. Главы администрации Ленинградской обл. за проведение Круглого стола «Проблемы социокультурной трансляции в учебном процессе» от 11 июля 2007 г.

 E-mail

  nsmirnova17@gmail.com