Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научные результаты
Главная страница » » Сектор междисциплинарных проблем научно-технического развития » Научные результаты

Научные результаты

 2017 год

ПРОБЛЕМЫ КОНВЕРГЕНЦИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО И СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В НАУКЕ, ТЕХНИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

(руководитель – доктор филос. наук Буданов В.Г.)

 

На основе анализа перспектив и путей конвергенции естественнонаучных и гуманитарных подходов в современной техноантропосфере, обосновано использование методологии сложностной парадигмы для решения междисциплинарных проблем становления цифрового общества (Буданов В.Г. Образы будущего в цифровую эпоху // Проблемы и риски инженерного образования в XXI веке: монография / Под общ. ред. И.А. Герасимовой. М., 2017. С. 258–271).

На основе исследования системных характеристик глобальных изменений природной и социальной среды разработаны принципы гуманитарной методологии в инженерно-техническом образовании (Герасимова И.А. Панорама эпохи: глобализация, культура и высшее образование // Проблемы и риски инженерного образования в XXI веке: монография / Под общ. ред. И.А. Герасимовой. М., 2017. С. 10–75).

Проанализирована природа проектирования, его традиционные и нетрадиционные формы, логика проектировочного мышления (Розин В.М. Становление и природа проектирования // Тренды и управление. 2017. № 1. С. 61‑74).

В контексте развития представлений о научной рациональности проведен междисциплинарный анализ становления представлений о знаниях, возможности конвергенции идеалов и методологических программ построения естественных и гуманитарных наук, проблемы синергийной конвергенции естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в опыте трансдисциплинарности (Киященко Л.П. Событие. Личность. Время (К философии трансдисциплинарности) М.: ИФ РАН, 2017. 113 с.; Лепский В.Е. Субъектная ориентация знаний в образовании // Народное образование. 2017. № 3–4. С. 7–14; Розин В.М. Исследования-этюды по философии науки. Йошкар-Ола, 2017. 356 с.).

Перевод книги Ж. Делёза о Б. Спинозе и работы М. Сервета позволили нам по-новому взглянуть на творчество мыслителей эпохи Возрождения и Нового времени, лучше осознать истоки культуры «постмодерна» и природу происхождения трансдисциплинарности (Делёз Ж. Спиноза. Практическая Философия / Пер. с фр. и ред. Я.И. Свирского. М.: Ин-т общегуманитар. исслед., 2017. 204 с.; Бургете Аяла М.Р. Антропологический оптимизм Мигеля Сервета // Epistemology & Philosophy of Science / Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 54. № 4. С. 136–149).

Внеплановая работа

Гранты РНФ

  1. № 17-18-01326. Развитие социогуманитарных технологий системы распределенных ситуационных центров России на основе методологии саморазвивающихся полисубъектных сред (рук. – д.техн.н. Райков А.Н.). 2017–2019 гг.

Гранты РФФИ

  1. № 15-03-00706. Методологический и философский анализ развития проблематики управления (рук. – д.псих.н. Лепский В.Е.). 2015–2017 гг.
  2. № 15-03-00877. Философские стратегии Жильбера Симондона в контексте парадигмы сложности (рук. – д.ф.н. Свирский Я.И.). 2015–2017 гг. 

 

 

2016 год

ФИЛОСОФИЯ УПРАВЛЕНИЯ В МИРЕ СЛОЖНОСТИ

(руководитель – доктор филос. наук В.Г. Горохов)


Новизна результатов: анализ когнитивных проблем современных конвергентных технологий показал, что для их адекватного рассмотрения необходимо «погружение» их в контекст постнеклассической парадигмы синергетической сложности. Показана принципиальная важность сетевых онтологий как в процессах сборки субъектов принятия решений, так и в технологиях управления сложностью.

Осуществлено философское осмысление проблем сложности, технонауки, методологии междисциплинарности и управления в конвергирующих средах. Исследованы возможности синергийного взаимодействия сетевого и системного подходов в контексте парадигмы сложности, показано, что принцип постнеклассической конвергенции может рассматриваться как обобщающий традиционное понимание интердисциплинарности. Обоснована необходимость использования опыта осмысления проблемы наблюдателя в квантовой физике, для конструктивной разработки новой инструментальной оптики «сложностно-ковергентного мышления» (Лекторский В.А., Аршинов В.И., Кузнецов В.Ю., Пружинин Б.И. Постнеклассическая наука и социокультурный контекст // Вестн. Рос. акад. наук. 2016. Т. 86. № 8. С. 745–753).

Рассмотрены перспективы использования идей киберфилософии различий Бэйтсона, фон Ферстера, Спенсера-Брауна в философском осмыслении «НБИКС», феномен информационной войны описан на языке философии сложности как вид специфического взаимодействия сложных систем (Алексеева И.Ю., Аршинов В.И. Информационное общество и НБИКС-революция. М.: ИФ РАН, 2016. 196 с.; Алексеев А.П., Алексеева И.Ю. Информационная война в информационном обществе // Вопр. философии. 2016. № 11. С. 5–14).

В результате философско-методологических исследований проблемы сборки субъектов развития получены принципы ее разрешения в саморазвивающихся рефлексивно-активных средах (Лепский В.Е. Аналитика сборки субъектов развития. М.: Когито-Центр, 2016. 130 с.). На основе философского анализа моделей инновационного развития в России и на Евразийском пространстве, разработаны рекомендации по совершенствованию этих процессов (Лепский В.Е. Инновационное развитие России: философский анализ // Философия науки и техники 2016. Т. 21. № 1. С. 169–187).

Выявлены особенности основных форм современной техники и введены понятия «глобальной технологии» и «техноприроды» (Розин В.М. Техника и технология: от каменных орудий до Интернета и роботов. Йошкар-Ола: ПГТУ, 2016. 279 с.). Проанализированы различные дискурсы социального управления и введено понятие «диспозитива социальности» (Розин В.М. Роль социального программирования и технологизации в проектировании и модернизации городов. М.: ЛЕНАНД, 2016. 200 с.). Особенности меж- и трансдисциплинарных исследований предложено переосмыслить через понимание предельных онтологий типа «ризома», «сложностность» как средства интеграции и конфигурирования в рамках стратегии, названной «соотносительным и топическим анализом» (Розин В.М. Обсуждение феномена трансдисциплинарности – событие новой научной революции // Вопр. философии. 2016. № 5. С. 106–117).

Исследование трансдисциплинарного направления в философии науки показало, что проблемы оснований, обоснований и обоснованности научного знания значительно трансформируются в постнеклассических дискурсах ([Киященко Л.П. Выступление на круглом столе]. Трансдисциплинарность в философии и науке. Материалы круглого стола // Человек. 2016. № 6. С. 13–16).

Показана эффективность применения ресурсов философской традиции постструктурализма в процессах становления парадигмы сложности (Парадигма сложности в перспективе философской стратегии Жиля Делëза: Материалы «круглого стола» // Философия науки и техники. 2016. Т. 21. № 2. С. 149–182).

В условиях усложняющегося кризисного мира, перехода к информационному сетевому обществу и междисциплинарным конвергентным технологиям предложена и проводится стратегия реактивации синергетической методологии и теории сложности в проекциях на ближайшее будущее (Буданов В.Г. Синергетика и теория сложности: междисциплинарный подход. Ч. I: Принципы, методология, образование. Курск: Университет. кн., 2016. 140 с.).

 

2015 год

ФИЛОСОФИЯ УПРАВЛЕНИЯ В МИРЕ СЛОЖНОСТИ

(руководитель – доктор филос. наук В.Г. Горохов)

 

Новизна результатов: анализ когнитивных проблем современных конвергентных технологий показал, что для их адекватного рассмотрения необходимо «погружение» их в контекст постнеклассической парадигмы синергетической сложности. Показана принципиальная важность для этого погружения квантовомеханического мышления, выявлено глубокое внутреннее подобие между «квантовым» и «сложностным» мирами.

Продолжено изучение эволюции сложности технических систем и инженерии, исследованы методологические проблемы технических наук и современной технонауки. Рассмотрена эволюция идеализированных представлений инженера, менявшихся в ходе эволюции инженерии (Горохов В.Г. Эволюция инженерии: от простоты к сложности).

На материалах градостроительного и архитектурного проектирования проанализированы проблемы оценки сложной технической среды (Розин В.М. Проблема оценки сложной технической среды (на материале градостроительного и архитектурного проектирования)).

Рассмотрена специфика трансдисциплинарного подхода в проблематике управления на этапе постнеклассической научной рациональности (Лепский В.Е. От монодисциплинарности к трансдисциплинарности в эволюции представлений об управлении).

Анализ когнитивных проблем современных конвергентных технологий показал, что для их адекватного рассмотрения необходимо «погружение» их в контекст постнеклассической парадигмы синергетической сложности. Выявлено глубокое внутреннее подобие между «квантовым» и «сложностным» мирами (Аршинов В.И., Буданов В.Г. Квантово-сложностная парадигма. Междисциплинарный контекст; Аршинов В.И., Свирский Я.И. Сложностный мир и его наблюдатель).

Поставлен вопрос о перспективах философии науки как важной части самосознания науки в контексте НБИКС-революции. Обоснована необходимость объединения возможностей философии науки, истории науки, социологии науки, исследований научной политики и менеджмента в науке (Алексеев А.П., Алексеева И.Ю. Экономический позитивизм и будущее науки).

Внеплановая работа

Гранты РФФИ

  • № НК 15-06-02634. Трансформация естественнонаучного эксперимента в социальных науках (рук. – д.ф.н. Горохов В.Г.). 2015–2018 гг.

Гранты РГНФ

  • № 15-03-00877. Философские стратегии Жильбера Симондона в контексте парадигмы сложности (рук. – д.ф.н. Свирский Я.И.). 2015–2017 гг.
  • № 15-03-00706. Методологический и философский анализ развития проблематики управления (рук. – д.псих.н. Лепский В.Е.). 2015–2017 гг.
  • № 15-03-14092. X Международный междисциплинарный симпозиум «Рефлексивные процессы и управление» (рук. – д.псих.н. Лепский В.Е.). 2015–2015 гг.

Научно-организационная работа

 

  • Круглый стол: «Парадигма сложности в перспективе философской стратегии Жиля Делеза», 2 июня 2015 г.
  • Круглый стол «Проблема междисциплинарности в контексте реформ российской науки», 8 июня 2015 г.
  • X Международный симпозиум «Рефлексивные процессы и управление», 15–16 октября 2015 г.

Список опубликованных работ

 Работы, выполненные по грантам, отмечены знаком *

 I. Опубликованные книги

1. Монографии и коллективные труды

  • Алексеева И.Ю., Никитина Е.А. Интеллект и технологии. М.: Проспект, 2015. 81 с.
  • Аршинов В.И., Буданов В.Г. Квантово-сложностная парадигма: Междисциплинар. контекст. Курск: Университет. кн., 2015. 121 с.
  • Горохов В.Г. Эволюция инженерии: от простоты к сложности. М.: ИФ РАН, 2015. 188 с., ил.
  • Лепский В.Е. Эволюция представлений об управлении: (методол. и филос. анализ). М.: Когито-Центр, 2015. 107 с.*
  • Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы / Под ред. В. Бажанова, Р.В. Шольца. М.: Изд. дом «Навигатор», 2015. 563 с.

Классические тексты и переводы

  • Делёз Ж., Гваттари Ф. Кафка: за малую литературу / Пер. с франц. Я.И. Свирского. М.: Ин-т общегуманитар. исслед., 2015. 112 с.

Материалы конференций

  •  Рефлексивные процессы и управление. Сборник материалов X Международного симпочиума 15–16 октября 2015 г., Москва / Отв. ред. В.Е.Лепский. М.: «Когито-Центр», 2015. – 298 с. – ISBN 978-5-89353-465-8.

II. Статьи, разделы в книгах и другие публикации

1. Научные статьи

  • Алексеева И.Ю. Гибридная война и добрая разумность // Исторический процесс: истоки, перипетии, перспективы. Йошкар-Ола, 2015. С. 4–25. (соавт. А.П. Алексеев).
  • Алексеева И.Ю. Экономический позитивизм и будущее науки // Философия науки. Т. 20 / Гл. ред. В.А. Лекторский. М., 2015. С. 170–191. (соавт. А.П. Алексеев).
  • Аршинов В.И., Свирский Я.И. Сложностный мир и его наблюдатель. Ч. 1-я // Философия науки и техники. 2015. Т. 20. № 2. С. 70–84.
  • Аршинов В.И. Сложностный мир в контексте его наблюдателя // Философия, методология и история науки. 2015. T. 1. № 1. С. 86–99.
  • Буданов В.Г. (Budanov V.G.). Social and humanitarian expert assessment of biomedical innovations // Asian Social Science. 2015. Vol. 11. No. 21. P. 125–132. (соавт. И.А. Асеева (I.A. Aseeva)).*
  • Буданов В.Г. Междисциплинарность и трансдисциплинарность начала XXI века // Философия, методология и история науки. 2015. Т. 1. № 1. С. 100–112.*
  • Буданов В.Г. Философские аспекты нестабильности гомеостаза и эволюции // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2015. № 3. С. 58-65. (соавт.: В.М. Еськов, О.А. Журавлева, М.Ю. Васильев).
  • Буданов В.Г. Эволюция понятия гомеостаза в рамках трёх парадигм: от организма человека к социумам и биосфере земли // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2015. № 2. С. 55–64. (соавт.: А.А. Хадарцев, О.Е. Филатова, Ю.М. Попов).
  • Бургете Аяла М.Р. Поэзия в поисках истины // Культура и искусство. 2015. № 4 (28). С. 393–406.
  • Буров В.А. Когнитивные ресурсы клиента. Нейрокогнитивная коммуникация в психотерапии и коучинге // Психотерапия. 2015. № 10. С. 52–56.
  • Горохов В. (GorokhovV.). Science, technology, and ethics: Russian perspectives // Holbrook J.B., Mitcham C. (Hrsg.): Ethics, science, technology, and engineering: a global resource. 2nd ed. Farmington Hills (USA), 2015. P. 34–39.
  • Горохов В.Г. Баллистика Никколо Тартальи, технонаука Галилея и нанотехнонаука: аристотелевская физика сквозь века // Философия науки. Т. 20 / Гл. ред. В.А. Лекторский. М., 2015. С. 8–36.*
  • Горохов В.Г. Метод историко-критического анализа концептуальных схем науки Александра Койре // История философии. Т. 20 / Отв. ред. И.И. Блауберг. М., 2015. С. 284–292.*
  • Горохов В.Г. Наука и научное образование в обществе ХХI века (о мифах научно-образовательной политики) // Высш. образование в России. 2015. № 4. С. 117–127.
  • Горохов В. Г. Проблема принятия решений в условиях технологических рисков в современном глобальном обществе // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. Т. 9. Вып. 2: Пространство и время принятия решений. [Электронный ресурс] Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast9-2.2015.42
  • Горохов В.Г. Трансдисциплинарность нанотехнонауки // Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы. М., 2015. С. 510–526.
  • Киященко Л.П. Беспокойство становления целостностью. Вариации на тему трансдисциплинарности // Вопр. философии. 2015. № 11. С. 76–86.
  • Киященко Л.П. Дорожная карта трансдисциплинарности // Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы. М., 2015. С. 11–27. (соавт.: Р. Шольц, В. Бажанов).
  • Киященко Л.П. Проблема выбора в трансдисциплинарном контексте // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения. М., 2015. С. 176–185. (соавт. Л. Берзенко).
  • Киященко Л.П. Философия трансдисциплинарности: подходы к определению // Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы. М., 2015. C. 109–135.
  • Лепский В.Е. Актуальность социогуманитарного обеспечения инновационных процессов на евразийском пространстве // Рефлексивные процессы и управлениею 2014. № 1–2. С. 118–140 (не вошло в отчет 2014 г.).
  • Лепский В.Е. От монодисциплинарности к трансдисциплинарности в эволюции представлений об управлении // Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы. М., 2015. С. 543–562.
  • Лепский В.Е. Проблема субъекта в инженерной психологии и эргономике (управленческий аспект) // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2015. № 3–1 (75). С. 19–25.
  • Лепский В.Е. Философия и методология управления крупномасштабными системами в контексте развития научной рациональности: сб. науч. тр. М., 2014. С. 46–55 (не вошло в отчет 2014 г.).
  • Лепский В.Е. Философско-методологический анализ моделей инновационного развития России и евразийского пространства // Рефлексивные процессы и управление. 2014. № 1–2. С. 5–25 (не вошло в отчет 2014 г.).
  • Пурынычев М.Ю. Проблема отношения к авторитетам в новоевропейской науке // Исторический процесс: истоки, перипетии, перспективы: межвуз. сб. ст. Вып. 14. Йошкар-Ола, 2015. C. 88–99.
  • Розин В.М. Анализ реального познания как условие снятия спора конструктивистов и реалистов // Epistemology & Philosophy of Science/Эпистемология и философия науки. 2015. Т. XLIV. № 2. С. 43–46.
  • Розин В.М. Детство как культурный и психологический феномен // Мир психологии. 2015. № 1. С. 29–42.
  • Розин В.М. История «космогуалов» (что это – личный миф, реальность, философско-художественный дискурс) // Культура и искусство. 2015. № 6. С. 647–657.
  • Розин В.М. Каким образом и от кого произошел человек // Человек. RU/Chelovek.RU: Гуманитар. альманах. Новосибирск, 2015. С. 150–164.
  • Розин В.М. Комментарии к книге Н.Н. Волкова «Цвет в живописи» // Культура и искусство. 2015. № 1. С. 86–101.
  • Розин В.М. Мышление в его отношении к методологии // Идеи и идеалы. 2015. № 1. С. 56–66.
  • Розин В.М. Опера в зеркалах эмоциональных переживаний, репрезентаций и философских осмыслений (Культура и искусство) // Культура и искусство. 2015. № 5. С. 575–589.
  • Розин В.М. Опыт междисциплинарного социологического исследования (на материале книги З. Баумана «Актуальность холокоста») // Философия науки. Т. 20 / Гл. ред. В.А. Лекторский. М., 2015. С. 224–244.
  • Розин В.М. От социальной технологизации к новой типологии архитектурно-строительных объектов //Урбанистика. 2015. № 2. С. 1–39.
  • Розин В.М. Память современного человека: интерпретация в свете учения о психических реальностях и личности // Мир психологии. 2015. № 2. С. 69–79.
  • Розин В.М. Проект возрождения социологии и общества, основанного на политике Бруно Латура (методологический анализ его книги «Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию») // Политика и Общество. 2015. № 2. С. 185–197.
  • Розин В.М. Развитие и особенности проектирования основной технологии архитектурной и градостроительной деятельности // Урбанистика. 2015. № 3. С. 65–108.
  • Розин В.М. Расколдовывание и деконструкция понятия «объект» (методологический анализ) // Вопр. философии. 2015. № 6. С. 18–29.
  • Розин В.М. Реконструкция фигуративных представлений прошлых эпох // Культура и искусство. 2015. № 2. С. 209–221.
  • Розин В.М. Смысл обсуждения будущего в научно-фантастической литературе второй половины ХХ столетия // Культура и искусство. 2015. № 1. С. 209–221.
  • Розин В.М. Социокультурный анализ походов Александра Македонского и размышление о сущности войны // Культура и искусство. 2015. № 4. С. 575–589.
  • Розин В.М. Управление глобальными рынками и мировыми событиями англо-американской надправительственной элитой (конспирологический дискурс: по книге Сергея Горяинова «Битвы алмазных баронов») // Политика и общество. 2015. № 7. С. 952–963.
  • Розин В.М. Характеристики диспозитива социальности // Философия и культура. 2015. № 9. С. 1306–1318.
  • Свирский Я.И. Трансдисциплинарность: на распутье между трансцендентным и имманентным // Трансдисциплинарность в философии и науке. М., 2015. С. 236–251.
  • Стебаков Д.А. Особенности применения универсальной модели краткосрочной психологической помощи в разных условиях // Психолог в организации. М., 2015. С. 195–213.

 

 

2014 год

 

Зав. сектором – доктор филос. наук В.Г. Горохов

 

Показано, что этика техники – важный инструмент общества для оформления, структурирования, воздействия на ход технического развития в нужном для общества направлении (Горохов В.Г. Новый тренд в философии техники; Научно-техническое развитие и прикладная этика / Отв. ред.: В.Г. Горохов, В.М. Розин). Проведен анализ этических кодексов, обосновано положение о возрастающей потребности в артикуляции и формализации процедур одобрении правил поведения в научном сообществе (Алексеева И.Ю. Этический кодекс в условиях морального релятивизма). Осуществлен анализ технологических рисков как социальной и этической проблемы (Бехманн Г., Горохов В.Г. Учет социальных аспектов технологических рисков как индикатор постнеклассической науки; Стебаков Д.А. Социально-психологические аспекты программы социальной оценки техники).

 

Обоснована роль понятия наблюдателя сложности для адекватного понимания интерсубъективности, рассмотрена этическая позиция ученого при наблюдении сложноорганизованных, самоорганизующихся объектов (Аршинов В.И. Наблюдатель сложности как модель искусственного интеллекта; Аршинов В.И., Свирский Я.И. Этический субъект – наблюдатель в контексте парадигмы сложности).

 

Показано, что помимо синергетики и ряда других философских дисциплин сложность изучаемых в настоящее время явлений адекватно схватывается и описывается в современной методологии, где практикуются такие процедуры, как проблематизация, ситуационный анализ, конфигурирование, реконструкция становления и развития сложных объектов типа культура, техника и др. (Розин В.М. Синергетика как парадигма «нового естествознания» и возможности ее использования в проектах модернизации; Розин В.М. Модернизация и консолидация как механизмы возобновления российской культуры). 

В рамках исследования роли теоретических исследований в технических науках и современной технонауке, показано, что новая наука Галилея была создана для обслуживания тогдашней технической практики и была еще по сути дела технонаукой, из которой позже вычленились естественные и технические науки (Горохов В.Г. Николо Тарталья и Галилео Галилей! Что возникло сначала экспериментальное математизированное естествознание или техническая теория?).

 

 

2013 год

Показано, что парадигма инновационной сложности формируется в сети современных, синергетически ориентированных, междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований, а также в сопряженном с ними инновационном пространстве конвергирующих технологий (так называемый НБИКС-процесс) (Аршинов В.И. Трансгуманизм в перспективе эволюции сложности; Аршинов В.И., Свирский Я.И. Проблема управления в контексте парадигмы сложности; Аршинов В.И. Инновационные среды как проблема парадигмы сложности). 

 

Продемонстрировано, что эффективное управление в постнеклассической ситуации «нередуцируемой сложностности» с необходимостью предполагает комплексное социогуманитарное методологическое сопровождение (Философия управления: методологические проблемы и проекты / Отв. ред. В.И.Аршинов, В.М.Розин).

 

Механизмы управления, не адекватные реалиям сегодняшнего мира сложности, по сути блокируют выход России на траектории всеобъемлющего инновационного развития, охватывающего политическую, экономическую, социальную и духовную жизнь страны. Показано, что для качественного изменения ситуации нужны новые высокие гуманитарные технологии, а также проекты формирования и соорганизации стратегических субъектов российского развития. Поэтому ведущие темы формирования адекватных инновационных стратегий непосредственно связаны с рефлексивными аспектами развития проблематики управления в контексте научной рациональности и этики, сложности, организации саморазвивающихся инновационных сред, сборки субъектов российского и мирового развития (Рефлексивные процессы и управление: Сб. материалов IX Международн. симп. (17–18 окт. 2013 г.) / Отв. ред. В.Е.Лепский).

 

Выявлены альтернативные мировые тренды и вероятные стратегические паттерны образования в ближайшем будущем. Показано, что кризис современной системы образования во многом сопряжен с неготовностью элит общества потребления обеспечить демократический переход к обществу знаний (Буданов В.Г. Синергетическая методология форсайта и моделирование сложного; Буданов В.Г. Метаморфозы социальной реальности эпохи перемен: онтологии и технологии; Буданов В.Г. (Budanov V.G., Aseeva A.). Social Chaos and Problems of Management of Future During an Era of Changes).

 

Выполнено обстоятельное исследование эволюции сложности технических систем (Горохов В.Г. От простого к сложному: от классического естествознания к техническим наукам).

 

Обоснован тезис о принципиальной роли междисциплинарного инженерного образования для формирования инновационных сред развития и стимулирования процессов модернизации современного общества (Горохов В.Г. Модернизация в контексте развития науки и техники: научное инженерное образование как предпосылка модернизации; Горохов В.Г. Традиции и инновации: российский и германский опыт развития инновационных систем).

 

Показано, что в конвергентном становлении современных нанотехнологий возникает качественно новый симбиоз научно-познавательной и инженерно-проектной деятельности, в котором нанотехнологический эксперимент становится одновременно и средством проектирования наносистем (Горохов В.Г. Структура и функционирование нанотехнологической теории в нанотехнонауке; Горохов В.Г. (Gorokhov V.). The Roots of the Theoretical Models of the Nanotechnoscience in the Electric Circuit Theory).

 

 

Книги и статьи >>>

 

 

2012 год 


В результате исследования синергетически ориентированной «парадигмы сложности» показано, что новое «нелинейное мышление» формируется в конкретной когнитивной практике конструирования новых реальностей как один из результатов реализации масштабных трансдисциплинарных проектов в практике управления процессами конвергенции современных высоких технологий (NBICS-процесс) (Аршинов В.И.Синергетика: от нелинейности к сложности // Неизбежность нелинейного мира. К 100-летию со дня рождения В.С.Готта. М., 2012. С. 60‑73; Аршинов В.И. Конвергирующие технологии в перспективе будущего человека // Человек и его будущее. Новые технологии и возможности человека / Отв. ред. Г.Л.Белкина. М., 2012. С. 262‑273).

Проанализировано соотношение между постнеклассическими стратегиями познания и сетевой парадигмой, как она предлагается Б.Латуром, особенности сложностного восприятия реальности в контексте постмодернизма (Свирский Я.И. Постнеклассические практики как способ работы с «гибридными» объектами // Постнеклассические практики: опыт концептуализации. СПб., 2012. С. 202–212; Свирский Я.И. «Сложностное» мышление в контексте философских стратегий Ж.Делёза и Ф.Гваттари // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. 2012. № 1. С. 37–47).

Предложена концепция философии управления как социальной дисциплины, предполагающей широкую рефлексию над социальными процессами и формирование практики нового типа (Розин В.М. Философия управления как рефлексия над общественными процессами и практическая дисциплина // Политика и общество. 2012. № 8. С. 53–63).

Проведен содержательный методологический анализ истории технических наук, преодолевающий разрыв между абстрактными философскими дискурсами, одной стороны, и эмпирическим описанием историко-научных фактов, с другой (Горохов В.Г. Технические науки: история и теория (история науки с филос. точки зрения). М., 2012; Горохов >В.Г. [Gorokhov V.] Nanotechnoscience as Combination of the Natural Sciences // Philosophy Study. 2012. Vol. 2. № 4. С. 257–266; Горохов В.Г. Логика и техника: от релейно-переключающих схем до нанотехнологий // Логические исследования. Вып. 18. М.–СПб., 2012. С. 97-126).

Проанализирована концепция науки, представленная в опубликованной в 1923 г. книге В.Н.Ивановского «Методологическое введение в науку и философию». Показан приоритет нашего соотечественника в создании многомерной модели науки, охватывающей социальные, психологические, логико-методологические, мировоззренческие аспекты науки, учитывающей разнообразие типов, методов и содержаний разных наук, связывающей их развитие как с внутренними факторами, так и с взаимодействием с другими науками и другими областями культуры (Алексеева И.Ю. Научная философия как культурная система (о Владимире Николаевиче Ивановском и его идеях) // Вопр. философии. 2012. № 11. С. 3–9).

 

Читать далее >>>

 

 

2011 год

 

С целью осмысления конвергентных процессов в области современных высоких технологий введено новое понятие «наблюдателя сложности», аналогичное понятию наблюдателя в квантовой механике (Аршинов В.И. Синергетика конвергирует со сложностью).

Исследованы особенности современной технонауки на примере нанотехнонауки, роль фундаментальных исследований в ней, выявлена общая методологическая основа нано- и макросистемотехники (Горохов В.Г. От инженерной задачи к научной проблеме и от нее к разработке новейших технологий на наноуровне).

Предложена постструктуралистская интерпретация биологической дихотомии «живое – неживое» в свете сюжетов, порождаемых прогрессом в сфере нанотехнологий (Свирский Я.И. Конфигурация биопроблематики в контексте нанотехнологий).

Сформулирована проблема полноценного участия социогуманитарных наук в конвергенции знаний и технологий, развития «технологической компоненты» социально-гуманитарного знания (Алексеева И.Ю. Общество знаний и гуманитарные технологии).

В контексте представлений о постнеклассической научной рациональности на основе субъектно-ориентированного подхода разработана методология организации «человекоразмерных» динамических моделей социальных систем (стратегические рефлексивные игры – рефлексивно-активные среды развития) и их использования в стратегическом проектировании и стратегическом аудите (Лепский В.Е. Стратегические рефлексивные игры – социогуманитарные технологии сборки субъектов российского развития).

 

Читать далее >>>

 

2010 год

 

Проанализированы системные представления, связанные с развитием конвергирующих технологий – прежде всего НБИКС (нано-, био-, инфо-, когнитивных и социогуманитарных технологий). Выявлены основные проблемные точки философии нанотехнонауки (Аршинов В.И., Горохов В.Г. Социальное измерение NBIC-междисцплинарности // Филос. науки. 2010. № 6. С. 22–35; Gorokhov V. Nanotechnoscience. A new Theory of Modern Technology // The International Journal of Technology, Knowledge and Society. 2010. Vol. 6. № 4). Проведен анализ германского опыта организации фундаментальных исследований и критики коммерциализации науки и образования, проведен сравнительный анализ реформ образования в России (в том числе в середине XIX в.) и в Германии. Показана необходимость преемственного, системного развития фундаментальных исследований, для получения конкретных прикладных результатов (Горохов В.Г. Как возможны наука и научное образование в эпоху «академического капитализма»? // Вопр. философии. 2010. № 11; Бехманн Г., Горохов В.Г. Возможно ли управление фундаментальными исследованиями? Социальные и методологические аспекты // Вестн. РАН. 2010. Т. 80. № 3. С. 258–266; Горохов В.Г. Уроки реформы образования в России конца XIX – начала XX столетий // Высш. образование в России. 2010. № 5).

Исследованы философско-методологические предпосылки формирования синергетически ориентированной концепции управления развитием сложноорганизованных инновационных систем. Речь идет о повышении эффективности имеющихся и конструировании новых креативных коммуникативных интерфейсов в синергетической системе «человек-рекурсивная сложность среды – человек» (Аршинов В.И. Как возможна синергетическая теория социального управления? // Философия управления: пробл. стратегии. М., 2010. С. 46–66).

На основе субъектно-ориентированного подхода с использованием представлений о постнеклассической науке (концепция В.С.Стёпина) и идей философского конструктивизма (в интерпретации В.А.Лекторского) развиты исходные посылки становления современной методологии инновационного развития. Разработана модель множественных источников инноваций. Развиты дескриптивные модели субъектов инновационного развития, как конкретные модели рефлексивно-активных сред развития (Лепский В.Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. М.: Когито-Центр, 2010).

Поставлена проблема сборки субъектов российского развития, разработаны параметры и проанализированы отдельные технологии сборки субъектов. Проведено соотнесение полученных результатов с имеющимися подходами к решению проблем инновационного развития (Проблема сборки субъектов в постнеклассической науке / Под ред. В.И.Аршинова, В.Е.Лепского. М.: ИФ РАН. 2010). Проанализированы методологические проблемы инновационного развития России, обоснована актуальность создания технологической платформы VII социогуманитарного уклада (Лепский В.Е., Аршинов В.И. и др. Методологические аспекты инновационного развития России // Экономические стратегии. 2010. № 7–8. С. 46–59).

 

Читать далее >>>

 

2009 год

 

Обоснована роль фундаментальных исследований в развитии новейших технологий: исследованы проблемы наноэтики и ее место как в философской этической проблематике, так и в нанотехнонауке, показано изменение соотношения фундаментального и прикладного в науке и новых форм теоретического компьютерного эксперимента, проанализирована эволюция понятия «машина» от механического, электронного кибернетического устройства до нанобио-гибридной системы (Аршинов В.И., Горохов В.Г., Чеклецов В.В. Наноэтика – конвергенция этических проблем современных технологий или пролегомены к постчеловеческому будущему? // Эпистемология и философия науки. 2009. Т. ХХ. № 2; Gorokhov V. Nanoethics as a Combination of Scientific, Technological and Economic Ethics // The Social Sciences and Humanities: Research Trends and Collaborative Perspectives. Moscow: ISS RAS, 2009; Горохов В.Г. Нанаоэтика как комбинация научной, технической и хозяйственной этики // Общественные и гуманитарные науки: тенденции развития и перспективы сотрудничества. М., 2009; Горохов В.Г., Сидоренко А.С. Роль фундаментальных исследований в развитии новейших технологий // Вопр. философии. 2009. № 3; Горохов В.Г. Трансформация понятия «машина» в нанотехнологии // Вопр. философии. 2009. № 9;Gorokhov V., Lenk H. NanoTechnoScience as a Cluster of the Different Natural and Engineering Theories and Nanoethics // Silicon vs Carbon: Environmental and Biological Risks of Nanobiotechnology, Nanobionics and Hybrid Organic-Silicon Nanodevices. Freiburg–München: Springer, 2009).

Проведен сравнительный анализ становления философии техники и формулировки ее первой исследовательской программы в Германии и в России Показано, как из этого самоосознания общественной роли инженерного корпуса и вырастает философия техники как профессиональная рефлексия самих инженеров. (Горохов В.Г. Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX – начале XX столетий (сравнительный анализ). М.: Логос, 2009).

Определены методологические конструкты и форматы коммуникации постнеклассической науки и на их основе предложены новые компетенции и стратегии развития образования как аналитики и производства культурных образцов жизни (Буров В.А., Пищулин Н.П. Постнеклассическая парадигма и новые контексты образования. М.: ООО НИЦ «Инженер», 2009).

Показана и обоснована внутренняя сопряженность между постструктуралистской стратегией философствования и мировоззренческими вопросами, порождаемыми бурным развитием нанотехнологий (Свирский Я.М. Интерсубъективность в контексте постнеклассической парадигмы // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб.: Мир, 2009).

Информация и интеллект рассмотрены в контексте ценностных трансформаций, происходящих в современном обществе. Статус информации как специфической ценности-ресурса, доступ к которой должен расширяться благодаря развитию компьютерных и телекоммуникационных технологий, соотнесен со статусом знания как классической ценности. Сформулирован вопрос о перспективах естественного интеллекта в информационном обществе, намечены подходы к его исследованию (Алексеева И.Ю. Информация и интеллект как ценности современной эпохи // Информационное общество. 2009. № 1. С. 42–49)

Обоснована перспективность использования теории рекурсивной сложностности как основного концептуального инструмента методологического осмысления специфики эмерджентных феноменов конвергенции современных высоких технологий (на примере рассмотрения так называемого NBIC-процесса). Показана перспективность сложностно-ориентированного подхода для оценки рисков и неопределенностей, порождаемых технократическими проектами «расширения человеческих возможностей» в контексте синергийной конвергенции нано-инфо-био-когно- технологий (Аршинов В.И. «Сетевой путь» современной нано-техно-научной практики // Постнеклассические практики и социокультурные трансформации. М., 2009. С. 60–72).

Постнеклассические практики рассмотрены с позиций синтетических квантово-синергетических онтологий телесности и деятельности человека. Предложено рассматривать синергетику как методологию коммуникативного конструктивизма (Аршинов В.И., Буданов В.Г. Синергетика как методология коммуникативного конструктивизма // Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке. М., 2009. С. 241–274).

Проведена реинтерпретация категорий семиотики (синтаксис, семантика, прагматика, знак, означаемое) с точки зрения процессуального и фрактального понимания знака и семодинамики, идей Л.С.Выготского и Ю.С.Степанова. Исследована концептуальная связь между положениями концепции автопоэзиса и фрактальной концепции в контексте философских проблем управления (Аршинов В.И., Тарасенко В.В. Автопоэзис, коммуникация, управление // Феномен человека в его эволюции и динамике. М., 2009 С. 109–137).

 

Читать далее >>>

 

2008 год

 

Раскрыто междисциплинарное значение синергетического принципа темпоральности как интегрального принципа коэволюции современного начного познания; сформулированы общие (трансдисциплинарные) предпосылки перспективных подходов к междисциплинарному философскому осмыслению комплекса социо-гуманитарных проблем, возникающих в связи со становлением нанотехнологий; сформулирована система принципов в методологии конвергирующих технологий (так называемый NBIC-процесс) (Аршинов В.И. Время синергетики // Синергетика: Будущее мира и России. М., 2008;Аршинов В.И. Принцип постнеклассической сложностности в методологии конвергирующих технологий).

Показано значение концепции автопоэзиса Варелы и Матураны, а так же идей коммуникативного общества Н.Лумана для разработки нового методологического инструментария конструктивного моделирования качественных трансформаций современного развития общества основанного на знаниях. Намечена программа перспективной разработки принципов трансдисциплинарной интеграции методологических идей синергетики и кибернетики второго порядка фон Ферстера. (Аршинов В.И. Время синергетики).

Проведен анализ особенностей теоретико-методологических исследований в нанонауке на основе концепции схематизма понятий И.Канта, а также представлений о строении и функционировании современной технической теории (Горохов В.Г. Нанотехнологии. Эпистемологические проблемы теоретического исследования в современной технонауке).

Проведен анализ состояния и сформулированы ключевые проблемы инновационного развития России. Разработаны мировоззренческие основы субъектов инновационного развития. Сформулирована проблема формирования инновационной элиты и предложены конкретные пути ее решения (Лепский В.Е. Развитие и национальная безопасность России).

Предложена структурно-семиотическая модель «эволюционный треугольник Фреге», формирующая схему объяснения фрактальной семиодинамики. Предложены возможности практического использования модели в знаковых структурах – семиозисах различной природы (интернет, реклама и маркетинг, обучение). Показана применимость этой модели в задачах стратегического управления и организационного развития компаний, некоммерческих и государственных организаций (Тарасенко В.В. Фрактальная семиотика: «слепые пятна», перипетии и узнавания).

 

Читать далее >>> 

 

2007 год

 

1. Показана необходимость целостного, синергетико-антропологического подхода к осмыслению процессов становления высоких технологий, ядром которых становится симбиоз информационных технологий и нанотехнологий (Горохов В.Г. Проблемы социальной оценки нанотехнологии // Социальная и экологическая оценка научно-технического развития: Материалы междунар. конф. памяти академика Н.Н.Моисеева /Под ред. В.Г.Горохова. М., 2007. C. 27–40).

2. Исследованы философские аспекты субъектно-ориентированного подхода к обеспечению инновационных процессов и проектов, разработаны исходные посылки (цели и задачи) социогуманитарного обеспечения инновационных процессов и проектов (Проблема субъектов российского развития: Материалы Междунар. форума «Проекты будущего: междисциплинарный подход», 16–19 окт. 2006 г., г. Звенигород /Под ред. А.И.Аршинова, В.Е.Лепского. М., 2007). Исследованы философские проблемы легитимности власти и проектной идентификации субъектов российского развития, разработаны рекомендации по совершенствованию системы национальной безопасности (опубликованы и доложены в Совете Федерации РФ, а также представлены Секретарю Совета безопасности РФ).

3. Предложена система методологических принципов оценки научно-технического развития. В качестве целей и задач такой оценки выделены: раннее предупреждение рисков в связи с техникой, выработка проблематики их оценки, раннее распознавание инноваций, предупреждение и преодоление конфликтов, улучшение основы поиска решений, например, создание социальных рамочных условий, решение дилеммы «эксперты – профаны», организация процессов социального обучения, консультирование научно-технической политики. Показано, что данная система принципов приобретает форму проектной регуляции, поскольку её конечном продуктом должны быть предписания к деятельности (Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук: Учебник. М.: Гардарики, 2007. С. 105–122).

4. Феномен этоса постнеклассической науки рассмотрен в связи с трансформацией традиционных дисциплинарных областей научного знания при решении сложных экзистенциальных проблем междисциплинарного характера (Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. М.: ЛКИ, 2007 (14,5 а.л.). Показана продуктивность концепции «этоса науки» Р.Мертона при анализе современной трансформации науки (Киященко Л.П. Этос постнеклассической науки (1 а.л.) // Этос науки /Отв. ред. Л.П.Киященко, Е.З.Мирская. М., 2007 (25 а.л.); Киященко Л.П.Введение. «Этос науки в эпоху перемен: философия, социология и этика» (соавт.) // Там же (0,5 а,л.). Обосновано, что феномен американской компьютерной этики не может быть объяснён только высоким уровнем технологического развития. Важную роль в формировании данной области играет прагматизм как общекультурная установка и философское направление, идеи и методы бихевиоризма, а также давние традиции организованной этики профессий (Алексеева И.Ю., Шклярик Е.Н. Что такое компьютерная этика? // Вопр. философии. 2007. № 9).

5. Показана сопряженность базовых оснований постнеклассической науки и онтологических изысканий французского постструктрализма. Предложена интерпретация мира как виртуальной сети множества коммуницирующих друг с другом и формирующих некую целостность процессов самоорганизации (Аршинов В.И. (в соавт). Синергетика как коммуникативная парадигма постнеклассического познания // Филос. науки. 2007. № 6 (1 а.л.).

6. В плане онтологической проблематизации научного знания развивается концепция В.С.Стёпина о внесении в сферу научной рефлексии не только научной, но и вненаучной ценностно-целевой структуры. Предполагается использование этого подхода для разработки проектов модернизации образования (Что такое постнеклассическое знание /Под ред. В.А.Бурова, В.П.Прохорова. М.–Александров: АФ РосНОУ, 2007. 550 с.).

7. Раскрыта конструктивная функция рекурсивных процессов как основы синергийной коммуникации, намечен новый подход к пониманию специфики междисциплинарной коммуникации как коммуникации трансдисциплинарных субъектов (Сфирот познания /Аршинов В.И., Лайтман М.С., Свирский Я.И.М.: URSS, 2007 (12,8 а.л.); Тарасенко В.В. Фрактальная семиотика // Филос. науки. 2007. № 6).

 

 Читать далее >>>

 

2006 год

 

Важнейшие результаты законченных исследований заклю­чаются в анализе 1) исследовательских программ методологии науки; 2) проблемы универсалий; 3) этических коллизий в от­ношениях человека к смерти и роли христианских традиций в их осмыслении; 4) ценностных риторик как стратегических нарративов публичной словесности; 5) коммуникативного ха­рактера научного знания в различных методологических про­граммах ХХ в. Особенностью исследований Центра является то, что увеличивается число работ, публикуемых на различных сай­тах Интернета, в том числе и на страницах интернетовского журнала ИФ РАН и Центра – «Vox» (отв.ред. С.С.Неретина).

Сотрудники Центра

дали анализ

– ряда методологических программ – от аналитической философии Венского кружка до постмодернизма, от индуктивизма и процедуры классификации в ХIХ в. до проблемы по­нимания;

– фундаментальной значимости проблемы универсалий как для философии языка, так и для построения целого ряда фило­софских систем. Этот круг проблем был рассмотрен как ядро философии и как основание систем категорий. Историко-фи­лософская реконструкция была осуществлена с помощью вы­деленных методологических и онтологических схем (от родо­видовой в Средние века до номинализма троп в современной философии). Вывление парадоксов класса (или типа), которое связано с соприсутствием свойств индивидов и классов) при­вело к формированию многообразия позиций в философии ХХ в. – от номинализма свойств до конструктивного номинализ­ма (О.В.Куайн, Н.Гудмен, К.Поппер) и реализма, допускающего существование классов самих по себе. Постмодернизм, отста­ивая «единичное множественное бытие» (выражение Ж.-Л.Нанси) и выступая против «логоцентризма» классической филосо­фии, стремится отказаться от существования универсалий даже в языке. Это же присуще и тем логикам, которые отождествля­ют универсалии с операторами (кванторами общности) и за­прещают «овеществлять» (реифицировать) структуры языка. И в современной философии существуют альтернативные пози­ции в осмыслении унивесалий.

выявили

– ряд антропологических характеристик, в том числе отно­шение человека к смерти, в понимании человека, его духовных практик и его идентичности в свете предлагаемой синергетической модели человека. Эта новая антропологическая модель сопряжена с традициями исихазма в истолковании как кризи­са классической этики, так и духовных (аскетических) практик, противостоящих потребительским ценностям современной цивилизации. Обращено внимание на феномен русского стар­чества, которое сочетает в себе почитание и понимание и мо­жет стать протообразцом антипотребительских установок че­ловека. Предложена новая модель человека, как сущего, троя­ко размыкающего себя, и раскрыто существо кризиса классической этики в антропологической перспективе;

– коммуникативный характер научного знания, роль пра­вил в коммуникациях внутри научного сообщества. Показаны не только различия, но и совпадения в научном и религиозном дискурсах о современности.

раскрыли

– антропологическое содержание как мифопоэтических пластов традиционной культуры, так и современных аксиоло­гических практик, определяющих личностный строй культуры, среду и образ жизни человека. Предложена культурно-ценно­стная модель современной публичной риторики, которая поз­воляет осмыслить целый ряд социальных и этнических процес­сов, применить методы культурно-экологического проектиро­вания в стратегического управления развитием общества;

– содержание различных концепций культуры в ХХ в., по­казав не только их смену, но и противоборство друг с другом.

 

 Читать далее >>>