Институт Философии
Российской Академии Наук




  Проект РФФИ «Молодой ученый: социокультурный и когнитивный феномен и объект научной политики в современной России»
Главная страница » Об Институте » Совет молодых ученых » Проект РФФИ «Молодой ученый: социокультурный и когнитивный феномен и объект научной политики в современной России»

Проект РФФИ «Молодой ученый: социокультурный и когнитивный феномен и объект научной политики в современной России»

Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований РФФИ


Проект № 20-011-00896 «Молодой ученый: социокультурный и когнитивный феномен и объект научной политики в современной России»

 

Руководитель проекта: кандидат философских наук Пирожкова Софья Владиславовна

Исполнители проекта: Омелаенко Валентина Владимировна

 

Молодежь – категория, ставшая одной из центральных в современной социологии. Она фиксирует (и одновременно выделяет, что позволяет понимать эту категорию как социальный конструкт) общественную группу, обособленную не только благодаря возрастным рамкам, но и специфике участия в социальных процессах, а также путем вторичной социокультурной нагрузки – своеобразной мифологии, которая создается вокруг этой группы. Научная молодежь – производная категория, фиксирующая соответствующую группу в рамках научного сообщества. В последние десятилетия категория «научная молодежь»/«молодые ученые» активно использовалась в отечественных исследованиях в области научной политики и в отечественном научном администрировании и позволила достичь определенных успехов в кадровой политике, популяризации науки и повышении престижа науки в российском обществе. Дальнейший прогресс на этом пути требует рефлексии и критического анализа не только конкретных мер научного администрирования, но и категориального, теоретического и концептуального инструментария, на котором базируется молодежная научная политика и от которого, следовательно, зависит отечественная научная политика в целом. Проект предполагает проведение такого анализа, а именно выявления социокультурного содержания категории «молодые ученые», системы когнитивных и социальных функций, позволяющих выделять научную молодежь в качестве особой части научного сообщества, а также выявления системы ценностей и идеалов, составляющих то, что можно назвать современной мифологией или, более нейтрально, идеологией, формирующей образ идеального молодого ученого, образ, который имеет социально-конструктивные, социально-проектные функции. Параллельно с этим будет проведен анализ научной политики с учетом результатов социокультурного, теоретико-познавательного и социально-философского исследования категории «молодой ученый», будет определено насколько существующие стратегии и конкретные меры в этой области отвечают специфике современной ситуации в мировой и отечественной науке, будут определены проблемные точки и перспективные направления развития отечественной молодежной политики в области научно-технических кадров.

 

Промежуточные результаты (2020 г.)


На первом этапе реализации проекта определены концептуальные подходы, позволяющие работать с категорией «научная молодежь» как с комплексным понятием, отражающим социокультурную реальность, а не только как с инструментальной категорией научной политики. Среди этих подходов выделены: концепция типов культур, различающихся характером трансляции социокультурного опыта, предложенная М. Мид и уточненная в рамках проводимого исследования; структурно-функциональный подход к трактовке молодежи как социальной группы; разрабатываемая М.К. Горшковым и Э.Ф. Шереги интерпретация социального функционала молодежной группы через анализ соотношения процессов социализации и самореализации; статусный и комплексный подходы к определению границ молодежной группы в различных социальных подсистемах. Выявлена специфика категории «научная молодежь» как производной от социологической категории «молодежь» и фиксирующей субъекта воспроизводства науки как социального института и познавательной традиции, обладающего особыми социальными и когнитивными функциями. Осуществлена рациональная реконструкция развития научной молодежи как социокультурного феномена в процессе трансформации единой традиции рационального систематического познания мира, прошедшей периоды от античной науке к современной, имеющей развитую институциональную форму. Определено, что научная молодежь становится объектом внутринаучной рефлексии в периоды формирования и трансформации научной традиции, а после превращения науки в важнейший социальный институт, обеспечивающий функционирование и развитие общества в целом и требующий широкого управленческого сопровождения, научная молодежь становится объектом научной политики. Проведен анализ практики научной политики, ориентированной на кадровое воспроизводство и работу с молодежью, в странах – лидерах в области науки и в России, на этом основании конкретизированы подходы к определению статусной позиции молодого ученого. С опорой на анализ истории науки и современных реалий обосновано, что выступающий базовым в российской практике возрастной критерий не является достаточно релевантным и должен быть дополнен определением статуса молодого ученого относительно прохождения начальных этапов научной карьеры. Обосновано, что привязка к карьерному продвижению не должна интерпретироваться формально, но должна учитывать соответствующие социокультурные условия, состояние научной системы и конъюнктуру рынка научного труда. Предложено использовать в качестве взаимозаменяемых понятия «молодой ученый» и функционально ему соответствующее «ученый, находящийся на ранних этапах научной карьеры». Выявлены этапы карьерного продвижения, ассоциированные со статусом молодого ученого во Франции, Германии, США и еще ряде европейских стран, – аспирантура и постдокторантура. Обосновано, что аспирантура не позволяет молодому специалисту накопить достаточный человеческий капитал (понятие Б. Боземана, учитывающее наличие как знаний и профессионального опыта, так и социально-коммуникативных и организационных компетенций, необходимый современному ученому) для обретения прочного положения в научной иерархии. Доказано, что этапом более интенсивной социализации и одновременно самореализации в названных зарубежных странах становится период постдокторантуры. Показано, что в российской практике полноценного аналога постдокторантского этапа научной карьеры не существует, хотя выделяемый с помощью возрастных критериев период, соответствующий статусной категории «молодой ученый», и система мер поддержки этой категории ученых отражают понимание недостаточности аспирантуры для достижения профессиональной зрелости. На основании анализа ряда мер российской научной политики определены некоторые вероятные негативные ее последствия для состояния отечественной системы научных кадров. Сделан вывод, согласно которому социокультурное значение статуса молодого ученого определяется неустойчивостью и временностью его позиции в научной иерархии и следующей отсюда мобильностью и непредзаданностью социальной траектории. Обосновано, что хотя на некоторых этапах развития науки профессиональная молодость оборачивается занятием нижних уровней научной иерархии и отсутствием субъектной роли, как правило, молодой ученый воспринимается не как ученик, а как партнер, коллега, но еще не закрепившийся, не состоявшийся в профессии. Показано, что период социализации молодого ученого и поиска им собственной стратегии самореализации – период накопления уникального человеческого капитала − является критически важным в обществе знаний и наукоемкой экономике не только для воспроизводства науки, но и для обеспечения связности различных областей деятельности, так или иначе занятых производством, распространением и применением знаний.

Подробнее =>

 

Публикации:

           - Статья опубликована на англ. яз.: Pirozhkova S.V. The Main Features of the Sociocultural Status of a Young Scientist // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2021. Vol. 91. № 2. P. 144-152. DOI 10.1134/S1019331621020040. 

Участие в научных мероприятиях: