Институт Философии
Российской Академии Наук




  Публикации
Главная страница » Об Институте » Совет молодых ученых » Проект РФФИ «Молодой ученый: социокультурный и когнитивный феномен и объект научной политики в современной России» » Публикации

Публикации

Публикации:

 

Пирожкова С.В. Основные особенности социокультурного статуса молодого учёного // Вестник Российской академии наук. 2021. Т. 91. № 3. С. 243-252. DOI 10.31857/S0869587321030051.

  • В статье представлены результаты анализа статусной позиции молодого учёного как многоаспектного социокультурного явления, а не только как инструментальной категории научной политики. Рассматривается социально-исторический контекст формирования категории “молодёжь”, выявляются конститутивные характеристики этой социальной группы, раскрываются трансформации, которые она претерпевает в условиях доминирования инновационной стратегии развития экономики и общества. Сопоставляя российскую и зарубежную (прежде всего европейскую) практику, автор указывает, что российским функционерам не хватает понимания того, что представляет собой статус молодого учёного. Обосновывается, что этот статус определяется сообразно не столько возрастному критерию, сколько критерию карьерного продвижения. В странах-лидерах в области науки молодой учёный проходит определённые этапы карьерного роста, ряд из которых, прежде всего постдокторантура, не имеет равноценных аналогов в России. Сравнительный анализ аспирантского и постдокторантского этапов позволяет сделать ряд выводов о значении постдокторантуры как инструмента научной политики в условиях, с одной стороны, повышенного предложения на рынке научного труда, а с другой – необходимости осуществлять передачу знаний и умений в рамках модели взаимодействия науки, государства и частного сектора, известной как модель тройной спирали. В заключение обосновывается вывод, что позиция молодого учёного, характеризуясь маргинальным положением в научной иерархии и риском ухода из профессии, имеет большое социокультурное значение, поскольку именно в период “научной молодости” формируется уникальный человеческий капитал – когнитивный и социальный. Совокупность приобретённых индивидуальных компетенций определяет дальнейшее развитие науки, а также смежных областей, занятых применением и распространением научных знаний.
  • Статья опубликована на англ. яз.: Pirozhkova S.V. The Main Features of the Sociocultural Status of a Young Scientist // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2021. Vol. 91. № 2. P. 144-152. DOI 10.1134/S1019331621020040. 
    The results of analysis of the status position of a young scientist as a multidimensional sociocultural phenomenon and not only as an instrumental category of scientific policy are presented. The socio-historical context of the formation of the category of youth is considered, the constitutive characteristics of this social group are identified, and the transformations that it undergoes under the dominance of the innovative strategy of economic and social development are revealed. Comparing Russian and foreign (primarily European) practice, the author points out that Russian functionaries lack an understanding of what the status of a young scientist is. It is substantiated that this status is determined according not so much to the age criterion as to the criterion of career advancement. In the leading countries in the field of science, a junior scientist goes through certain stages of career growth, some of which, primarily postdoctoral studies, have no equivalent in Russia. A comparative analysis of the postgraduate and postdoctoral stages makes it possible to draw certain conclusions about the importance of postdoctoral studies as an instrument of scientific policy under, on the one hand, an increased supply of scientific labor and, on the other, the need to transfer knowledge and skills within the framework of the model of interaction between science, the state, and the private sector, known as the triple helix pattern. Finally, the conclusion is substantiated that the position of a junior scientist, characterized by a marginal position in the scientific hierarchy and the risk of leaving the profession, is of great sociocultural importance since it is during “scientific youth” when unique human capital, cognitive and social, is formed. The totality of acquired individual competencies determines the further development of science, as well as related areas involved in the application and dissemination of scientific knowledge.

Пирожкова С.В. Научное лидерство и позиция молодого ученого в социальной иерархии исследовательских коллективов // The Digital Scholar: Philosopher’s Lab / Цифровой ученый: лаборатория философа. 2021. Т. 4. № 3. (Статья в печати)

  • Статья посвящена анализу понятия «молодежное научное лидерство» – прояснению его содержания, релевантности реалиям организации научного процесса и характеристике того явление, которое оно призвано фиксировать. Для этого последовательно раскрывается содержание феноменов лидерства и научного лидерства, критически оцениваются имеющиеся теоретические подходы к их определению. На основании анализа исследований научного лидерства и практических разработок в области научной политики делается вывод, что сегодня понимание научного лидерства отличается амбивалентностью. С одной стороны, оно интерпретируется как достижение выдающихся научных результатов, позволяющее опосредованно влиять на коллег и развитие одного или нескольких научных направлений, а также оказывать такое влияние непосредственно – через научно-организационную и преподавательскую деятельность. С другой стороны, лидерство трактуется в менеджеристском духе – как совокупность компетенций и соответствующий инструментарий, позволяющие достичь эффективности в руководстве группой. При этом согласно опорным документам в области подготовки кадров и кадровой политики, разработанным в Европейском Союзе, лидерство в науке понимается не как исключительная позиция, а как заключительный этап развития научной карьеры. Исходя из этого молодой ученый, статус которого задается не возрастом, а нахождением на начальных этапах профессионального развития, по определению не может быть научным лидером. Автор предлагает решение этой коллизии и показывает, как антитеза интеллектуального и творческого лидерства и лидерства, понимаемого в менеджеристском духе, проявляется в случае, когда речь идет об ученых, делающих первые шаги в профессии.

Пирожкова С.В., Омелаенко В.В. Особенности трудовой деятельности молодых ученых // Фотинские чтения – 2021 (осеннее собрание): материалы VIII Международной научно-практической конференции. – Ижевск : Изд-во УИР ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, 2021. (Статья в печати)

  • В работе рассказывается о результатах исследования особенностей трудовой активности молодых ученых. Приводится обоснование актуальности выбранной темы, обсуждается неоднозначность понятие «молодой ученый», аргументируется авторский подход к его интерпретации. Показывается специфика положения молодого ученого в социальной иерархии, существующей в науке, указываются причины формирования это специфики, разбираются основные особенности участия молодых ученых в разделении труда в науке. Обсуждается правомерность применения компетентностного подхода к оценке качества трудовых ресурсов в науке. Делается вывод о необходимости учитывать специфику молодежного научного труда при организации исследовательской деятельности.

Пирожкова С.В. Подготовка научных кадров: количество vs качество, формализация vs неформальность // Современное образование и педагогическое наследие академика А. В. Усовой: сборник материалов международной научно-практической конференции, Челябинск 4–5 окт. 2021 г.: в 2-х ч. Ч. 1 / под ред. О. Р. Шефер и И. И. Беспаль. – Челябинск: Край Ра, 2021. С. 248-253.

  • В работе основные тенденции, характеризующие систему подготовки научных кадров в странах ЕС, Великобритании и России, рассматриваются с точки зрения оппозиции критериев количества и качества, с одной стороны, и формализации и неформальности – с другой. Обосновывается, что, как и для всей образовательной системы, наблюдается сочетание интенсивного подхода и признания необходимости постоянного расширения и совершенствования не только знаний и профессиональных навыков, но и широкого ряда умений, дисциплинарно не связанных с областью профессиональных интересов. Аналогичным образом разработка образовательных и компетентностных рамок, задающих общее понимание, которые разделяют образовательные учреждения, государственные органы, работодатели и рядовые граждане, соседствует с признанием неформализуемости практик приобретения начинающим ученым неявных знаний, приобщения к нормам научного сообщества и отдельной научной школы.

Пирожкова С.В. Роль молодых ученых в распространении научного этоса за пределами науки // XIII международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы – 2021. Этика как наука и профессия». Санкт- петербургский Государственный Университет, 18-20 ноября 2021 г. Материалы конференции / Отв.ред. В.Ю. Перов – СПб.: ООО «Сборка», 2021. С. 91.

  • В докладе обосновывается, что распространение эпистемических добродетелей за пределы научного сообщества является критически важным процессом для поддержания стабильности и дальнейшего развития общества знания и, как следствие, для обеспечения будущего науки. Анализируется роль молодых ученых в этом процессе, выделяются эпистемологические и социальные характеристики первого (начального) и второго этапов развития научной карьеры (согласно европейской классификации – Европейской рамке научных карьер), обусловливающие специфику этой роли. Обосновывается, что социальная мобильность и незакрепленность начинающих ученых в академической среде позволяет им обеспечивать трансляцию и распространение в неакадемических сферах не только неявных знаний и навыков, но и норм научного этоса.

Пирожкова С.В. Категория «молодой ученый» в историко-научном контексте: попытка рациональной реконструкции // Полилог / Polylogos. 2020. Т. 4. № 4. URL: https://polylog.jes.su/s258770110013252‒9‒1. DOI: 10.18254/S258770110013252-9.

  • Цель исследования - реконструировать историю молодого ученого как особого профессионального и социального статуса и шире - как специфического социокультурного феномена. Для этого на материале истории античной и новоевропейской науки, а также средневековой интеллектуальной традиции выявляются представления о роли молодых в философии и науке, их функциях в познавательной деятельности. Фиксируются изменения в понимании этой роли и изменения самой научной практики и функционала тех, кого можно в разные эпохи идентифицировать в качестве молодых ученых. Показано, как в античности трансформируются традиционные отношения учитель-ученик, в которых определяющим оказывается не трансляция знаний, навыков и умений и не монолог обучающего, но диалог и приобщение посредством него к познанию мира. Молодой в науке не просто усваивает необходимые алгоритмы деятельности, он вовлекается в совместную деятельность с наставником, становясь не только его учеником, но и коллегой. Реконструируется Платоновская концепция поэтапного приобщения человека к научной познавательной деятельности (высшему типу познания), освоение и последовательное практикование разных дисциплин. Показывается, что в этой концепции молодой ученый в значительной степени лишен субъектности, оказываясь внутри жестко формализованной системы развития познавательных способностей и компетенций ученого. Раскрывается значение научной практики в Ликее для профессионализации научной деятельности, формирования образа ученика, усваивающего и развивающего уже сложившуюся научную традицию, и эллинистического периода, закрепляющего форму научной социализации как приобщения к определенной локальной традиции и ее воспроизводству. Показывается, кто может претендовать на статус молодого ученого в средние века, сравниваются фигуры церковных и монастырских клириков и молодых мэтров и школяров - социальных героев, появляющихся вместе с возникновением городов и университетов как составляющей городской инфраструктуры. Социальный статус школяра, в том числе странствующего голиарда сравнивается с особенностями положения современных молодых ученых, вынужденных в ведущих научных державах демонстрировать высокую профессиональную и социальную мобильность. Показывается, что в аспекте индивидуальных историй молодой ученый и его профессиональный путь становится важным сюжетом новоевропейской науки, но статистически молодежь не играет существенной роли, поскольку науку массово творят люди, уже состоявшиеся в иных профессиональных областях и вступающие в науку как маргинальное пространство состоявшимися членами общества. Делается вывод, что социальный статус молодого ученого растворяется в метаморфозах самой профессии ученого. Охарактеризован период институционализации науки в форме академий и модернизированных университетов, показано, как прописывается статус молодого ученого в рамках проекта гумбольдтовского университета, как этот статус реализуется в кадровой структуре научных организаций.

Пирожкова С.В., Омелаенко В.В. Роль молодого ученого в коммуникациях и производстве знания в науке // Наука как общественное благо: сборник научных статей / Научн. ред. и сост. Л.В. Шиповалова, И.Т. Касавин: В 7 томах. Т. 5 [Электронный ресурс]. М.: Изд-во «Русское общество истории и философии науки», 2020. С. 67-70.

  • В докладе анализируется ряд проблем, связанных с коммуникативными и эпистемическими особенностями статуса молодого ученого. Дается характеристика научной молодежной политики, проводимой в России в последние десятилетия. Аргументируется необходимость внесение корректив в существующие меры с тем, чтобы они в большей мере учитывали специфику участия молодых специалистов в научных коммуникациях и производстве нового знания. В качестве таковой особо подчеркивается повышение рефлексивности научной деятельности и динамичности научного взаимодействия. Указывается ряд релевантных проблеме зарубежных исследований, в частности, связанных с ролью молодых ученых в трансляции неявных знаний и анализом различных стратегий грантовой поддержки. Отмечается формирующаяся в связи с продолжающим расширяться спектром мер поддержки научной молодежи неблагоприятная ситуация для ученых среднего возраста. Показывается, что по выбытию из соответствующей возрастной группы 40-летний ученый может оказаться в менее благоприятных условиях, чем его более молодой коллега. Кроме того, существует опасность, что меры поддержки будут направлены на тех, кто в профессиональном плане отстает от коллег, но будет поощряться в силу возраста.