Институт Философии
Российской Академии Наук




  История философии. 2018. Т. 23. № 2
Главная страница » » История философии » История философии. 2018. Т. 23. № 2

История философии. 2018. Т. 23. № 2

Весь номер в формате PDF

СОДЕРЖАНИЕ


Теория и методология истории философии

 

Р.В. Савинов. Античная философия в схоластическом дискурсе

В данной статье рассматриваются формы отношения к античной философии, характерные для средневековой и постсредневековой схоластики. При помощи сравнительного метода выделяются основные подходы к философскому наследию древности, которые определяли отношение схоластов к мыслителям прошлого, а также к проблеме актуализации доктрин предшествующих этапов развития мысли. Представители патристики (Епифаний Кипрский, Филастрий Бриксийский, Лактанций, Августин) видели в античных космологических доктринах ересь. В раннем Средневековье (например, в творчестве Исидора Севильского) содержание этих ересиологических трактатов было усвоено и стало главным источником знания об античной философии. Развитая схоластика сохранила настороженное отношение к античной философии: с одной стороны, выделяется доктринальное содержание, обсуждавшееся в рамках проблематики, формировавшейся из практики университетов (Альберт Великий, Фома Аквинат и др.), с другой стороны, информация об античных философах начинает интегрироваться в хронологические модели (Петр Коместор, Винсент де Бовэ, Вальтер Бурлей). Наконец, в постсредневековой схоластике (в творчестве Педро да Фонсеки, Коимбрцев, Т. Стэнли и др.) выдвинулись вопросы «истории идей», тем самым был заложен фундамент истории философии в современном ее понимании.

Ключевые слова: история философии, патристика, схоластика, рефлексия, критика

DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-2-5-17

 

 

Мировая философская мысль: прошлое и настоящее

 

М.А. Солопова. Демокрит и дата падения Трои

В статье рассматривается хронология древнегреческого философа Демокрита. От классической античности до нас дошли три даты рождения Демокрита: 495 г. до н. э. (Диодор Сицилийский), 470 г. (Фрасилл) и 460 г. (Аполлодор). Эти даты необходимо согласовать с наиболее ценными доксографическими свидетельствами, согласно которым 1) Демокрит «был молод, когда Анаксагор был стар», и 2) он написал «Малый диакосмос» через 730 лет после падения Трои. Рассматривается аргументация в пользу наиболее авторитетных датировок, принадлежащих Аполлодору и Фрасиллу, и обращается внимание на смысл датировки Демокритом своего произведения от года падения Трои. Ставится вопрос о том, что побудило Демокрита говорить о дате падения Трои и каким образом он мог ее вычислить. Высказывается мнение, что Демокрит указал дату падения Трои, чтобы в духе интеллектуальных достижений своего времени датировать «Малый диакосмос», в котором, возможно, обсуждалась история развития человечества от первобытного состояния до возникновения цивилизации. В статье приводятся доводы в пользу того, что число 730 Демокрит получил в результате поколенного подсчета с применением числовой константы 33 (21 поколение) либо 35 (20 поколений). Число 30 (730–700) указывает на возраст самого Демокрита как автора «Малого диакосмоса».

Ключевые слова: Древнегреческая философия, Демокрит, Анаксагор, хронология, доксография, Аполлодор, Фрасилл, падение Трои, античная генеалогия, поколение

DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-2-18-31

 

Б.Л. Митруев. «Йогачарабхумишастра» как историко-философский источник 

 

В статье рассматривается «Йогачарабхумишастра» – трактат буддийской школы йогачара. Относительно авторства этого текста индийская и китайская традиции расходятся: в первой он приписывается Асанге (IV–V вв.), а во второй – будущему будде Майтрейе. Большинство современных ученых считают его компиляцией, а не работой одного автора. Будучи важным памятником как для традиции йогачары, так и для буддизма махаяны в целом, «Йогачарабхумишастра» является объектом научного интереса исследователей из стран Запада, России, Китая и особенно Японии. Текст трактата состоит из пяти частей, которые делятся на главы. Содержание трактата проливает свет на многие концепции йогачары, такие как алая-виджняна, три-свабхава, клишта-манас и др. Кратко рассмотрев текстологические проблемы: авторства, датировки, перевода, комментирования и жанра текста, автор предлагает реконструкцию содержания всего памятника, сделанную на основании собственного перевода с тибетского и санскрита. Это позволяет ему выделить из всего многообразия тем те темы, изучение которых даст приращение знаний об истории формирования основных философских концепций йогачары и тем самым позволит глубже понять историко-философский процесс в буддизме и в других философских направлениях Индии.

Ключевые слова: «Йогачарабхуми-шастара», Асанга, махаяна, виджнянавада, йогачара, абхидхарма, алаявиджняна, читта, бхуми, психика, сознание, медитация

DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-2-32-43

 

Т.Г. Корнеева. Знание в философии Насирa Хусравa

Автор анализирует понятие «знание» в философии Насира Хусрава, исмаилитского философа XI в. Дан обзор предшествующих теорий познания, сложившихся в рамках калама и фалсафы. На ранних этапах становления арабо-мусульманской философии обсуждение вопроса познания велось в рамках этических и религиозных споров. Позднее представители фалсафы ввели в научный оборот наследие античных философов и стали обсуждать вопросы познания в философском ключе. Насир Хусрав расширил область применения понятия «знание» и пересмотрел цели и задачи процесса познания. Он положил знание в основу мироустройства, толковал его как причину и конечную цель сотворения мира. В его философии знание выступает в качестве связующего звена между различными уровнями мироздания. В статье проанализированы взгляды Насира Хусрава на роль знания в различных областях – метафизике, космогонии, этике и эсхатологии.

Ключевые слова: знание, познание, исмаилизм, Насир Хусрав, неоплатонизм, арабо-мусульманская философия, калам, фалсафа

DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-2-44-55

 

Вера Поцци. Проблемы онтологии и критика кантовского формализма в «Institutiones Metaphysicae» И.Я. Ветринского (Часть II)

Данная статья является продолжением статьи «“Institutiones Metaphysicae” И.Я. Ветринского и Санкт-Петербургская Духовная Академия». В ней детально анализируются проблемы онтологии в учебнике Ветринского “Institutiones Metaphysicae” [Основы метафизики], а также критика, высказываемая автором в адрес так называемого формализма кантовской философии. В статье рассматривается обсуждение Ветринским кантовской теории трансцендентальных форм чувственного созерцания и интеллекта. Автор утверждает, что Ветринский был не только хорошо знаком с трудами Канта и мог оценить их новаторское значение, но он также хорошо знал немецкие учебники и пользовался ими, создавая собственный эклектичный труд, чтобы отстоять традиционную метафизику. Однако было бы ошибкой считать, что Ветринский полностью отвергает точку зрения Канта, просто отстаивая традицию.

Ключевые слова: духовно-академическая философия, русское Просвещение, раннее кантианство в России, история русской философии, история метафизики, Санкт-Петербургская духовная академия, Г.И. Венцель, И.Я. Ветринский

DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-2-56-67

 

А.Э. Савин. Критика иудаизма в ранних «теологических» сочинениях Гегеля

Целью работы является раскрытие характера критики иудаизма молодым Гегелем и лежащих в ее основе интуиций. Исследование базируется на феноменологическом подходе. Автор стремится эксплицировать горизонт мышления раннего Гегеля. Выявляется революционная роль реактивации идей раннего Гегеля в истории философии. Раскрывается принципиальное значение критики иудаизма для развития гегелевской мысли. Выявляются источники тематизации и проблематизации Гегелем иудаизма: его протестантское теологическое образование в рамках супранатурализма и дискуссии того времени о правах человека и политической эмансипации евреев. Раскрывается гегелевская трактовка истории еврейского народа и генезиса иудаизма из разрушения доверия к природе, фундаментального настроения недоверия к миру и страха перед ним, ведущего к развитию отчуждения. Демонстрируется ложность распространенного тезиса об антисемитизме раннего Гегеля. Выявляются причины перехода раннего Гегеля от «теологии» к философии.

Ключевые слова: Гегель, иудаизм, история, критика, антисемитизм, доверие, природа, отчуждение, тирания, философия

DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-2-68-80


Е.А. Долгова. Философия в Институте Красной Профессуры (1921–1938 гг.): институциональное оформление, методика преподавания, слушатели, профессура

В статье реконструируется история Философского отделения Института Красной Профессуры – ИКП философии и естествознания (1921–1938). Обращаясь к широкому пласту делопроизводственной документации Государственного архива Российской Федерации и Архива Российской Академии наук, автор исследует его финансовое/инфраструктурное обеспечение, информационное сопровождение, характеризует состав слушателей и преподавателей. В статье делается вывод о том, что изучение истории отраслевой институции иллюстрирует практический опыт функционирования одного из чрезвычайных «революционных» проектов по обновлению научно-педагогической сферы и позволяет скорректировать многие историографические суждения – о политически и социально однородном составе ИКП, особенностях информационного и инфраструктурного сопровождения его работы, привилегиях и социальном статусе «красных профессоров».

Ключевые слова: Институт Красной Профессуры философии, Философское отделение ИКП, чрезвычайный проект, преподаватели, слушатели, методика преподавания

DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-2-81-94


В.В. Старовойтов. Карен Хорни о последствиях невротического развития личности и способах его преодоления

В данной статье исследуются взгляды К. Хорни на психоанализ и невротическое развитие личности, изложенные в двух ее последних книгах: «Наши внутренние конфликты» (1945) и «Невроз и развитие личности», а также в двух статьях: «О чувстве оскорбления» (1951) и «Нехватка внутренних переживаний» (1952), написанных ею в последние годы жизни и подытоживающих ее представления о клинических и теоретических проблемах, возникающих при работе с невротиками. Если в первой книге Хорни «Невротическая личность нашего времени» (1937) невроз обусловливался нарушениями в человеческих взаимоотношениях, вызывавшимися условиями культуры, то концепция идеализированного образа Я дала подступ ко всей области интрапсихической жизни.

Ключевые слова: неофрейдизм, психоанализ, невротическое развитие личности, реальное Я, идеализированный образ Я

DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-2-95-102

 


Публикации и переводы

 

В.Г. Лысенко. Дигнага об определении восприятия в «Вадавиддхи» Васубандху. Историко-философская реконструкция «Праманасамуччаявритти» (1.13-16)

В статье исследуется фрагмент «Праманасамучаявритти» («“Свод инструментов достоверного познания” с комментарием», 1.13-16), в котором буддийский философ Дигнага подвергает критическому анализу определение восприятия из сочинения своего учителя Васубандху «Вадавиддхи» («Правила диспута»). Это определение сравнивается автором с идеями Васубандху о природе восприятия в «Абхидхармакошабхашье» («“Энциклопедия Абхидхармы” с комментарием»), а также с определением истинного восприятия самого Дигнаги в первой части «Свода» и в его «Аламбанапарикшавритти» («“Исследование предмета познания” с комментарием»). Автор выдвигает гипотезу, согласно которой Дигнага критикует определение восприятия из «Вадавиддхи» как не отвечающее учению Васубандху из «Абхидхармакошабхашьи». Это помогает Дигнаге объяснить свое высказывание о том, что сам Васубандху считал определение из «Вадавиддхи» не выражающим сути (асара) его учения. Кроме того, в статье реконструируется логическая последовательность этапов экзегезы Дигнаги: сначала он критикует определение из «Вадавиддхи» с позиции репрезентативизма саутрантики, показывая, что оно не выполняет функцию определения, предписанную индийской логикой: выделить определяемое из класса разнородных и однородных явлений. Затем, доказав невозможность двигаться дальше в «реалистической логике высказывания», опирающейся на признание реальности референтов, Дигнага трактует определение из «Вадавиддхи» в духе своей лингвофилософии, согласно которой язык отсылает не к внешним объектам и не к уникальному и приватному сенсорному опыту (свалакшана), а к общим характеристикам (саманья лакшана), которые являются ментальными конструктами (кальпана).

Ключевые слова: буддизм, философия языка, восприятие, теория определения, сознание, вайбхашика, саутрантика, йогачара, Васубандху, Дигнага

DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-2-103-117


Е.А. Мирошниченко. Толки о Л.Н. Толстом: рецепция воззрений писателя в общественной мысли России конца XIX в. (к 190-летию со дня рождения великого русского писателя и мыслителя)

В работе впервые публикуются письма представителей русской общественной мысли Н.Н. Страхова, Е.М. Феоктистова, Д.Н. Цертелева, в которых дается критическая оценка учения Л.Н. Толстого. В предисловии к публикации исследуется история восприятия нравственно-эстетической философии Л.Н. Толстого современниками, а также влияние его теории на убеждения русского философа-идеалиста Д.Н. Цертелева. Заявленная проблема рассматривается в историко-философском ракурсе посредством рациональной реконструкции диалога между представителями двух поколений мыслителей XIX в. – Л.Н. Толстого и Н.Н. Страхова, с одной стороны, и Д.Н. Цертелева, с другой. Основной тезис данной работы состоит в том, что, несмотря на многие мировоззренческие противоречия между «старым» и «новым» поколениями мыслителей XIX в., они сохраняли взаимный интерес и преемственность в постановке проблем и задач философии своего времени.

Ключевые слова: русская философия XIX в., Л.Н. Толстой, Н.Н. Страхов, Д.Н. Цертелев, эпистолярное наследие, этика, эстетика

DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-2-118-130


 

Рецензии, обзоры

 

Н.А. Татаренко. История философии в формате лекционного конспекта

Вышедшая в прошлом году книга “G.W.F. Hegel. Vorlesungen zur Ästhetik. Vorlesungsmitschrift Adolf Heimann (1828/1829)” представляет собой издание одного из студенческих конспектов гегелевских лекций по эстетике, составленного Адольфом Хайманном, слушателем Гегеля в зимнем семестре 1828/29 гг. Данные записи открывают перед нами воображаемые двери в аудиторию Берлинского университета, где Гегель читал свой четвертый и последний курс по философии искусства. Отличительной особенностью данного курса является новая – по сравнению с предыдущими курсами – трехчастная структура лекций. Это деление и было положено в основу текста «Лекций по эстетике» под редакцией Г.Г. Гото, вошедшего в состав первого собрания сочинений немецкого философа. Само же содержание готовского издания базировалось, главным образом, на курсах 1823 и 1826 гг. Cуществует ряд отличий рассматриваемого конспекта как в сравнении со студенческими записями 1820/21, 1823 и 1826 гг., так и в сравнении с редакторским вариантом Гото. Эти особенности показывают, что Гегель на протяжении всех берлинских курсов по философии искусства активно развивал и перерабатывал структуру и содержание эстетики, что, к сожалению, не было учтено первым редактором гегелевских лекций по эстетике.

Ключевые слова: Г.В.Ф. Гегель, Г.Г. Гото, философия искусства, эстетика, формы искусства, идея прекрасного, идеал

DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-2-131-138


А.С. Цыганков. На пути к возрождению метафизики: С.Л. Франк и Э. Корет

Вниманию читателя предлагается рецензия на книгу современной исследовательницы Оксаны Назаровой «Проблема возрождения и нового обоснования метафизики на примере христианских философских традиций: русской религиозной философии (Семен Л. Франк) и немецкоязычной неосхоластики (Эмерих Корет)» (Мюнхен, 2017). О. Назарова проводит сравнительный анализ проектов новой, «постдогматической» метафизики, которые были разработаны в философии Франка и Корета. В исследовании рассматриваются проблемы познавательно-теоретического и онтологического основания возрождения метафизики, методического инструментария новой метафизики, а также ее антропологическая составляющая. Сама книга О. Назаровой от начала до конца выстроена на сравнительном анализе религиозной философии Франка и неосхоластической философии Корета, что делает эту работу по-своему уникальной, так как ранее в немецкоязычной рецепции наследия отечественного мыслителя подобный подход – сравнение философии Франка с католическим богословием XX в. – реализовывался лишь фрагментарно и не выступал в качестве основополагающего. Наряду с глубоким и содержательным исследованием метафизических проектов обоих мыслителей это делает книгу О. Назаровой актуальной для всех, кто интересуется философским диалогом России и Западной Европы и занимается творчеством Франка и Корета.

Ключевые слова: возрождение метафизики, посткантианская философия, христианская философия, С.Л. Франк, Э. Корет

DOI: 10.21146/2074-5869-2018-23-2-139-147