Институт Философии
Российской Академии Наук




  Основные монографии, коллективные труды сотрудников группы
Главная страница » » Сектор эстетики » Автономная исследовательская группа «ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА» » Основные монографии, коллективные труды сотрудников группы

Основные монографии, коллективные труды сотрудников группы

Автономная исследовательская группа

«ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА»

 

 

Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог 2. Искусство в пространстве эстетического опыта. Книга первая. М.: Прогресс-Традиция, 2017. – 472 с.

 

ISBN 978-5-9826-464-2

ISBN 978-5-89826-484-0

Монография представляет собой фундаментальное, многоуровневое исследование по глобальным темам и проблемам современной эстетики, философии искусства, художественной культуры, проведенное ведущими специалистами в этих сферах и написанное в эпистолярном жанре, возрождающем лучшие отечественные традиции живых научных дискуссий. В чем суть символизации как одного из сущностных принципов искусства, определяющих его эстетическое качество? Как трансформировалось символическое художественное мышление от античной мифологической символики через эстетику символизма до символических аспектов актуального искусства? В чем суть духа символизма? Является ли дух сюрреализма апокалиптическим? Что общего между романтизмом, символизмом и сюрреализмом? Как соотносятся миф, символ и художественность? Каким образом в художественности, т.е. в эстетическом качестве искусства, кодируется жизненно важная для человечества информация, восходящая через символическое мышление к древнейшим пластам мифологического сознания? И каковы многообразные аспекты собственно эстетического опыта, в пространстве которого только и функционирует подлинное искусство, и его главная предпосылка - эстетический вкус? Все эти, как и многие другие, как правило, мало изученные инновационные проблемы эстетики и философии искусства, рассматриваются авторами в контексте живого и непосредственного анализа конкретных произведений искусства, как классических, так и самых современных. При этом любая значимая проблема вызывает научную полемику авторов. Читателям всегда представляется несколько точек зрения на предмет, среди которых видное место занимают философские, искусствоведческие, естественнонаучные, теологические взгляды и представления, и они вольны выбирать из них наиболее близкие для себя. Через всю книгу проходит принцип отстаивания высокого эстетического качества искусства.

 

Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог 2. Искусство в пространстве эстетического опыта. Книга вторая. М.: Прогресс-Традиция, 2017. – 592 с.

 

ISBN 978-5-9826-464-2 

ISBN 978-5-89826-485-7

Монография представляет собой фундаментальное, многоуровневое исследование по глобальным темам и проблемам современной эстетики, философии искусства, художественной культуры, проведенное ведущими специалистами в этих сферах и написанное в эпистолярном жанре, возрождающем лучшие отечественные традиции живых научных дискуссий. В чем суть символизации как одного из сущностных принципов искусства, определяющих его эстетическое качество? Как трансформировалось символическое художественное мышление от античной мифологической символики через эстетику символизма до символических аспектов актуального искусства? В чем суть духа символизма? Является ли дух сюрреализма апокалиптическим? Что общего между романтизмом, символизмом и сюрреализмом? Как соотносятся миф, символ и художественность? Каким образом в художественности, т.е. в эстетическом качестве искусства, кодируется жизненно важная для человечества информация, восходящая через символическое мышление к древнейшим пластам мифологического сознания? И каковы многообразные аспекты собственно эстетического опыта, в пространстве которого только и функционирует подлинное искусство, и его главная предпосылка - эстетический вкус? Все эти, как и многие другие, как правило, мало изучен¬ные инновационные проблемы эстетики и философии искусства, рассматриваются авторами в контексте живого и непосредственного анализа конкретных произведений искусства, как классических, так и самых современных. При этом любая значимая проблема вызывает научную полемику авторов. Читателям всегда представляется несколько точек зрения на предмет, среди которых видное место занимают философские, искусствоведческие, естественнонаучные, теологические взгляды и представления, и они вольны выбирать из них наиболее близкие для себя. Через всю книгу проходит принцип отстаивания высокого эстетического качества искусства.

 

Бычков В.В. Византийская эстетика. Исторический ракурс. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. – 768 с. (Серия «Российские Пропилеи»).

 

Монография представляет собой наиболее полное в мировой науке концептуальное исследование византийской эстетики в ее историческом ракурсе, включающем предвизантийский раннехристианский период, собственно историю византийской эстетики с IV по середину XV в. и поствизантийский период в древнерусской культуре XV-XVII вв. На материале текстов крупнейших отцов и учителей Церкви Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Афанасия Александрийского, Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, Феодора Студита и ряда других, византийских гуманистов и исихастов прослежено становление и определенное развитие основных представлений византийцев о красоте, свете, искусстве, образе, символе, аллегории, иконе; выявлена ярко выраженная эстетическая окраска многих уровней византийского богословствования и богослужебной практики. Особое внимание уделено основным типам эстетического сознания византийцев: патристико-богословскому, антикизирующему, эстетике аскетизма, литургической эстетике, экфрасису произведений искусства. Показана роль и значение византийской эстетики для становления эстетических представлений и развития искусства в Древней Руси.

 

Бычков В.В. 2 000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. В 2-х т. 3-е изд., перераб. и доп. Том 1. Раннее христианство. Византия. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. – 576 с, ил. (Серия «Российские Пропилеи»).

 

ISBN 978-5-98712-652-3

Монография известного философа, культуролога, искусствоведа В.В. Бычкова представляет собой уникальное исследование становления, развития и бытия христианской культуры на протяжении почти двухтысячелетнего периода ее существования под углом зрения художественно-эстетического сознания на материале восточнохристианского (православного) ареала: патристика, Византия, южные славяне, Древняя Русь, Россия Нового времени. В книге анализируется совокупность таких феноменов, как христианский символизм (понимание образа, символа, аллегории, знака), антиномизм, концепции духовного эроса, творения и творчества, прекрасного и искусства; актуализация пространственно-временного континуума в искусстве; много внимания уделено таким феноменам, как икона (ее богословие, философия, художественный язык), эстетика аскетизма, литургический синтез искусств и др. Первый том посвящен раннему христианству и Византии. Второй охватывает христианскую культуру от крещения южных и восточных славян по XX в. Прослеживается трансформация основных парадигм христианской культуры у русских религиозных писателей и мыслителей XIX—XX в. и в таких культурных движениях Серебряного века, как символизм, авангард, неоправославие. Наряду с традиционными для христианства проблемами уделено внимание и таким дискуссионным, как софийность, соборность, теургия, новейшим представлениям о символе и др.

 

Бычков В.В. 2 000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. В 2-х т. 3-е изд., перераб. и доп. Том 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. – 560 с, ил. (Серия «Российские Пропилеи»).

 

ISBN 978-5-98712-653-0

Монография известного философа, культуролога, искусствоведа В.В. Бычкова представляет собой уникальное исследование становления, развития и бытия христианской культуры на протяжении почти двухтысячелетнего периода ее существования под углом зрения художественно-эстетического сознания на материале восточнохристианского (православного) ареала: патристика, Византия, южные славяне, Древняя Русь, Россия Нового времени. В книге анализируется совокупность таких феноменов, как христианский символизм (понимание образа, символа, аллегории, знака), антиномизм, концепции духовного эроса, творения и творчества, прекрасного и искусства; актуализация пространственно-временного континуума в искусстве; много внимания уделено таким феноменам, как икона (ее богословие, философия, художественный язык), эстетика аскетизма, литургический синтез искусств и др. Первый том посвящен раннему христианству и Византии. Второй охватывает христианскую культуру от крещения южных и восточных славян по XX в. Прослеживается трансформация основных парадигм христианской культуры у русских религиозных писателей и мыслителей XIX—XX в. и в таких культурных движениях Серебряного века, как символизм, авангард, неоправославие. Наряду с традиционными для христианства проблемами уделено внимание и таким дискуссионным, как софийность, соборность, теургия, новейшим представлениям о символе и др.

 

Маньковская Н.Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. — 2-е изд., перераб. и доп. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. – 496 с, ил. (Серия «Российские Пропилеи»).

 

ISBN 978-5-98712-634-9

В монографии исследуются теоретические основы эстетики постмодернизма  постфрейдизм, постструктурализм, теория деконструкции. Рассматриваются ее ключевые методологические проблемы — художественный шизоанализ, симулякр, интертекстуальность, иронизм. Раскрывается специфика постмодернизма в искусстве и постнеклассической науке, его соотношение с алгоритмической и экологической эстетикой, массовой культурой. Выдвигается гипотеза о перспективах эволюции постмодернизма. Анализируются художественные инновации — виртуальная реальность в искусстве, технообразы. Раскрываются место и роль постмодернизма в контексте современных процессов глобализации. Книга представляет интерес для философов, искусствоведов, культурологов, филологов и широкого круга интеллектуалов.

 

Бычков В.В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. – 786 с. (Серия «Российские Пропилеи»).

 

ISBN 978-5-98712-621-9

Монография представляет собой современное исследование по эстетике, которое автор относит к пространству постнеклассической эстетики, усматривая в ней три взаимодополняющих компонента: метафизическое ядро — классическую эстетическую теорию в ее современном понимании; нонклассику — имплицитную эстетику XX века, реконструируемую на основе авангардно-модернистского и постмодернистского искусства прошлого столетия и соответствующих теоретических дискурсов; виртуалистику — нарождающуюся теорию виртуального эстетического опыта, складывающегося в сети Интернет. Соответственно, в первом разделе дается современное понимание предмета эстетики, краткая история эстетической мысли, система основных эстетических категорий. Особое внимание уделено современным смыслам эстетического и искусства. Второй раздел посвящен реконструкции альтернативного классическому эстетического опыта и сознания XX века в контексте анализа основных направлений и феноменов авангардно-модернистско-постмодернистского искусства. В третьем разделе намечены основные проблемы виртуального эстетического опыта и сознания, связанных с новейшими видами арт-практик: видео-артом, интерактивным искусством, интернет-артом, виртуал-артом и т.п.; вводится и уточняется рабочая терминология, необходимая для изучения этой сферы современной эстетики, за которой большое будущее.

 

Бычков В.В. Эстетика : учебник. М.: КНОРУС, 2016. – 528 с.

 

ISBN 978-5-406-05538-0

Учебник учитывает новейшие достижения гуманитарного знания и опыт самого современного искусства; ориентирован на молодежь XXI в. Представляет собой полный курс эстетики, включающий краткий обзор истории эстетики, развернутое изложение эстетической теории, основных идей и проблем классической эстетики, выраженных в ее главных категориях, подробный анализ современного состояния искусства и неклассической эстетики, возникшей на основе авангардно-модериистско-постмодернистского художественно-эстетического опыта XX в. и продвинутого философско-эстетического дискурса. Особое внимание уделено новейшему разделу эстетики — виртуалистике, изучающей опыт компьютерно-сетевого искусства, эстетической навигации в сети и теоретические аспекты этого опыта.

 

Бычков В.В. Символическая эстетика Дионисия Ареопагита. М.: ИФРАН, 2015. – 143 с.

 

Монография посвящена изучению эстетических представлений крупнейшего анонимного мыслителя ранней Византии (рубеж 5-6 вв.), подписывавшего свои работы именем ученика ап. Павла Дионисия Ареопагита и оказавшего сильнейшее влияние на средневековую эстетику греко-православного мира (включая Древнюю Русь) и Западной Европы. В работе путем анализа взглядов самого псевдо-Дионисия, его основных предшественников и ближайших комментаторов выявляется достаточно целостная эстетическая система, основывающаяся на принципах отыскания иерархических, богослужебных, символических посредников между земным миром и трансцендентным Абсолютом. В центре ее стоят понятия красоты, света, образа, символа, неподобного подобия, внерационального знания и др. Монографическое исследование на эту тему предпринимается впервые в отечественной и мировой науке.

 

Nadezhda B. Mankovskaya Russian Studies in Philosophy. Vol. 53, NO 1, 2015. Contemporary Aesthetics in Russia.

 

В данном выпуске журнала проанализированы основные направления и жанры эстетических исследований, в которых работают современные эстетики России, представлены статьи, свидетельствующие о широком и многообразном диапазоне их творческих поисков. При обсуждении актуальных эстетических проблем В. Бычков раскрывает постнеклассический смысл современной эстетики и ее структуру (классическая эстетическая метафизика; оппозиционная к ней неклассическая эстетика; эстетическая виртуалистика). Статья Е. Кондратьева посвящена роли внесистемных элементов в системе художественного произведения, Н. Мариевской – времени в кино. Обращаясь к истории эстетики, Н. Маньковская выявляет специфику эстетики французского символизма, Л. Кошелева – эстетические особенности «Мира искусства», Л. Кудаев – парадокс совершенства в эстетике Николая Бердяева. Текст Я. Жемойтелите, написанный в жанре эстетической эссеистики, посвящен лирическим философско-эстетическим раздумья о силе и непредсказуемости любовного чувства, воспетого художниками в разные времена.

Бычков В.В. Эстетика Блаженного Августина. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2014. – 528 с. 1000 экз. – ISBN 978-5-98712-125-2. (гриф ИФ РАН)

Монография посвящена анализу эстетических взглядов и представлений одного из крупнейших отцов Церкви блаженного Аврелия Августина (354-430). Показано, что благодаря его особой эстетической восприимчивости им была создана целостная, имплицитно данная эстетическая система, возникшая на стыке античной и христианско-средневековой философско-мировоз­зренчес­ких культур. Предпринята попытка корректной реконструкции этой системы, включающей в себя все основные феномены эстетического опыта: художественное творчество, восприятие эстетического на основе иррационально-рационального суждения, понимание искусства и его содержания – красоты, проблемы структурных закономерностей красоты, семиотические аспекты искусства, смысл эстетического идеала как пути к Богу и блаженной жизни. Эстетические взгляды Августина раскрываются в контекстах его достаточно бурной жизни, отражающей все сложности переходного периода того времени, и находившейся в процессе активного становления его богословской системы. Показано, как в творчестве Августина преломились эстетические представления многих античных и раннехристианских авторов (Плотина, Цицерона, Эпиктета, апологетов II-III в.). Книга рассчитана, как на специалистов в области раннехристианской культуры, так и на всех интересующихся проблемами истории культуры, искусства, эстетики читателей.

 

ЭСТЕТИКА: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 7. М.: ИФ РАН, 2014. – 211 с. 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0269-0.

Очередной выпуск сборника исследовательской группы "Постнеклассическая эстетика" содержит разделы "История эстетики", "Актуальные проблемы", "Живая эстетика", "Материалы к Лексикону "Постнеклассическая эстетика". В первом разделе анализируются мало изученные аспекты эстетики французского символизма на примере эстетики Мориса Метерлинка; показано, что идеи Метерлинка и его драматургия оказали существенное влияние на художественную практику и на теорию экзистенциализма, театра абсурда и т.п. (Н. Маньковская).  Статьи второго раздела посвящены кардинальным проблемам эстетики – метафизике эстетического опыта, эстетическим аспектам мифа, символа, художественной формы (О. Бычков), соотношению эстетики и эпистемологии (Н. Кормин). Для выявления некоторых глубинных уровней эстетического опыта  предпринят анализ интерпретации Андреем Белым опыта медитативно-игровых лекций Рудольфа Штайнера, а также даны результаты эстетического проникновения в конкретные произведения искусства (позднего Эль Греко) (В. Бычков). В разделе "Живая эстетика" эстетическая методология, в частности, выявление художественно значимых структур и элементов выразительного языка, прилагается к одному из существенных аспектов эстетического опыта – событию эстетического путешествия, включающему в себя эстетической анализ памятников искусства и природных объектов (В. Бычков, Н. Маньковская). Лексиконный раздел, завершающий сборник, содержит статью по стрит-арту, освещающую происхождение и основные аспекты уличного искусства.

 

Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог plus. М.: Прогресс-Традиция, 2013. - 496 с., ил. 

Книга является своеобразным продолжением и развитием монографии «Триалог: Живая эстетика и современная философия искусства» (М.: Прогресс-традиция, 2012), но одновременно совершенно самодостаточной, структурно и методологически отличной от нее работой. Наряду с дискуссией авторов по многим актуальным вопросам современной философии искусства, эстетики, культурологи в книгу включен большой блок откликов известных исследователей-гуманитариев на большой «Триалог» (2012), многие из которых активно вступают в теоретическую дискуссию с авторами по тем или иным значимым для современной гуманитарной науки проблемам. В книге идет плодотворный разговор о проблемах изображения, выражения, символизации и симулякризации в искусстве, о границах его пострециптивной герменевтики, об эстетике как образе жизни. Анализируются некоторые концепции как современных теоретиков искусства (П. Вайбль), так и классиков (Н.Бердяев); обсуждаются яркие явления в искусстве последнего времени (М. Абрамович, М. Уэльбек, Я. Кунеллис, К. Болтански). Много внимание уделено своеобразию символизма как художественного направления, анализируется дух символизма и его мифологические истоки на примерах живописи Гюстава Моро. Дан анализ научной деятельности одного из авторов книги в связи с его 70-летием. 

 

ЭСТЕТИКА: Вчера. Сегодня. Всегда. Выпуск 6.  Отв. редакторы: Бычков В.В., Маньковская Н.Б. М.: ИФ РАН, 2013. – 171 с. - 500 экз. –  ISBN 978-5-9540-0244-7.

 

Очередной выпуск сборника исследовательской группы "Постнеклассическая эстетика" содержит разделы "История эстетики", "Актуальные проблемы", "Живая эстетика", "Материалы к Лексикону "Постнеклассическая эстетика". В первой разделе анализируются мало изученные аспекты эстетики французского символизма, в частности проблема художественно значимых констант искусства на материале текстов  С. Малларме, А. Жида,  П. Клоделя, А. Мокеля (статья Н.Б. Маньковской).  Тексты второго раздела посвящены двум кардинальным проблемам эстетики – влиянию научно-технического процесса и глобализации на художественную культуру и на эстетику как науку (В.В. Бычков) и вопросам эстетического компонента как внерационального и часто интуитивного в структуре познания, эстетическим аспектам знания как такового (Н.А. Кормин). В разделе "Живая эстетика" помещены тексты, в которых эстетическая методология, в частности, выявление художественно значимых структур и элементов выразительного языка, прилагается непосредственно к искусству: живописи символистов (Дж. Сегантини), современному кинематографу (статья об Эрике Ромере). Блок лексиконных статей, завершающий сборник, посвящен новейшим понятиям из сферы дигитального, компьютерного, сетевого, так называемого "научного" искусства (С.В. Ерохин).

Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог: Живая эстетика и современная философия искусства

 

 

Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 5. Издатели В. Бычков, Н. Маньковская. М.: ИФ РАН, 2012.  184 с.

Очередной выпуск сборника включает в себя научные статьи по трем традиционным разделам "История эстетики", "Актуальные проблемы" и "Живая эстетика". В первом разделе анализируются мало исследованные в историко-эстетической литературе проблемы красоты и ее модификаций света и благоухания у автора "Ареопагитик", понятия красоты и безобразного у Вячеслава Иванова, концепция символизации в эстетике французского символизма. В сфере эстетической теории намечены эстетические подходы к феномену симулякра на примере современной музыки и поставлена новая дискуссионная проблема эстетики разума, интеллигибельной деятельности. Раздел "Живая эстетика" посвящен актуальной дискуссии по вопросам художественного символа и символизации в философии искусства, в классическом и современном искусстве.

 

 

 

Бичков В. Кратка историja византиjске естетике. Београд: Службени гласник, 2012. 550 с.

 

Монография представляет собой реконструкцию эстетического сознания и эстетического опыта византийцев, данных в историческом изложении от предвизантийской раннехристианской эстетики (II-III века) через период становления собственной византийской эстетики (IV-VII века), период борьбы за иконопочитание (VIII- первая пол. IX века), время зрелости, стабилизации и своеобразного "классицизма" (втор. Пол. IX – XII века) до глубинной полемики между исихастами и гуманистами (XIII – XV века). При этом основное внимание уделено становлению и развитию главных направлений византийской эстетики: патристической эстетики, эстетики аскетизма, литургической эстетики и антикизирующего направлениия.

 

 

Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог: Живая эстетика и современная философия искусства

Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог: Живая эстетика и современная философия искусства. М.: Прогресс-традиция, 2012. – 840 с., ил. Тираж 800 экз.

Монография представляет собой своеобразное исследование по актуальным проблемам современной эстетики и философии искусства, написанное ведущими специалистами в этой сфере в эпистолярном жанре (170 писем), возрождающем традиции живых научных дискуссий. Центральное место в ней занимают фундаментальные вопросы о месте эстетики в современном мире, предмете эстетики, высоком искусстве, современных арт-практиках, метафизических и экзистенциальных аспектах эстетики и искусства.

Является ли современный кризис искусства следствием техногенной цивилизации? Глобален ли он и не знаменует ли конец Культуры как носителя духовного начала? В каком отношении находятся сегодня классика, нонклассика, постнонклассика в сфере эстетического сознания? Возможны ли вообще полноценный  эстетический опыт и подлинная религиозная вера в глобализирующемся мире? Каковы связи искусства и эзотерических уровней сознания? По поводу этих вопросов идет острая дискуссия на страницах книги, авторы которой также подробно и всесторонне рассматривают и такие темы, как границы искусства, фазы эстетического восприятия, диалектика художественной формы, эстетическая антиномика, герметизм и герменевтика искусства, избыточность и минимализм в искусстве. Анализируются и обсуждаются наиболее репрезентативные художественные явления в мировой и отечественной культуре, в сферах живописи, театра, кино, литературы; дигитальные и виртуальные тенденции в актуальном арт-движении. Сама дискуссионная форма исследования не позволяет делать однозначные, авторитарные выводы по обсуждаемым проблемам, выявляя многообразие научных позиций.

 

Бычков В.В. Эстетика. Учебник

Бычков В.В. Эстетика. Учебник. М.: КноРус, 2012. – 528 с.

Учебник является существенно переработаным и дополненным изданием предшествующих учебников автора (см. ниже). В нем учтены новейшие достижения гуманитарного знания и опыт самого современного искусства; ориентирован на молодежь XXI века; соответствует новейшим требованиям Государственного образовательного   стандарта. Представляет собой полный курс эстетики, включающий краткий обзор истории эстетики, развернутое изложение эстетической теории, основных идей и проблем классической эстетики, выраженных в ее главных категориях, подробный анализ современного состояния искусства и неклассической эстетики, возникшей на основе авангардно-модернистско-постмодернистского художественно-эстетического опыта ХХ века и продвинутого   философско-эстетического дискурса. Особое внимание уделено новейшему разделу эстетики - эстетической виртуалистике, изучающей опыт компьютерно-сетевого искусства, эстетической навигации в сети и теоретические аспекты этого опыта. Для студентов, аспирантов, преподавателей гуманитарных дисциплин вузов и всех   желающих повысить свою эстетическую культуру.

 

 

Бычков В.В. Древнерусская эстетика

Бычков В.В. Древнерусская эстетика. СПб: Центр гуманитарных инициатив; Патриаршее подворье храма-домового мц. Татианы при МГУ, 2012. – 832 с. 

В монографии дана полная картина становления и развития на протяжении семи веков (XI-XVII) художественно-эстетической культуры Древней Руси, подробно проанализирован один из главных ее источников - византийская эстетика. Основное внимание уделено развитию славянско-русских представлений о красоте, возвышенном, божественном свете, аскетическом и художественном опыте постижения Универсума, пониманию искусства и книжной культуры древними русичами; древнерусскому восприятию литургической жизни, синтезу искусств в православном богослужении, осмыслению чудес, видений, знамений; нравственно-этическому идеалу человека, распространенному в Древней Руси. Видное место занимает анализ принципов софийности, символизма, каноничности, духовности средневекового искусства и древнерусской книжности. Особое внимание уделено изучению богословия, эстетики, художественного языка и сакрального смысла русской иконы: "умозрению в красках" крупнейших иконописцев Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия Ферапонтовского. С XVI в., но особенно в XVII в. на Руси появляются уникальные теоретические трактаты по теории иконописи, музыке, словесному искусству, зодчеству. Они тщательным образом анализируются в монографии.

 

Маньковская Н.Б., Бычков В.В. Современное искусство как феномен техногенной цивилизации. Учебное   пособие для студентов

Маньковская Н.Б., Бычков В.В. Современное искусство как феномен техногенной цивилизации. Учебное   пособие для студентов. М.: ВГИК, 2011. – 208 с.

В учебном пособии дается представление о характере и путях влияния техногенной цивилизации на современное искусство. Показано, как меняется художественный язык традиционных (литература, живопись, музыка, театр, балет) и технических искусств (фотография, кинематограф и другие экранные искусства, мультимедиа) под воздействием новых цифровых технологий, в чем состоит своеобразие актуальных технизированных арт-практик (перформансы, акции, инсталляции). Выявлена художественно-эстетическая специфика видеоарта, интернет-арта, виртуал-арта. Концептуальным ядром работы является разработанная авторами теория художественно-эстетической виртуалистики. Раскрывается сущность виртуальной реальности в искусстве, показаны элементы прото- и паравиртуалной реальности в современных искусствах, и в первую очередь в кинематографе.

Кормин Н.А. Метафизический символизм. Часть первая

Кормин Н.А. Метафизический символизм. Часть первая. М.: Издательский дом "Академия", 2011. – 160 с. Тираж 500 экз.

В книге анализируется процесс зарождения и развития идеи метафизического символизма в учении Парменида, И. Канта и Вл. Соловьева, внутренне связанное с тематикой символизма понятие знака и представление об аналогиях опыта, а также рассматривается символика сущего.

Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Выпуск 4

Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Выпуск 4. Отв. ред. Бычков В.В., Маньковская Н.Б. М.: ИФ   РАН, 2010. - 159 с. Тираж 500 экз.

Очередной выпуск сборника включает в себя научные статьи по трем традиционным разделам "История эстетики", "Актуальные проблемы" и "Живая эстетика". В первом разделе анализируются мало исследованные в историко-эстетической литературе проблемы красоты и ее модификаций света и благоухания у автора "Ареопагитик", кантианские истоки теории символа Вл. Соловьева В сфере эстетической теории намечены  новые подходы к осмыслению безобразного как эстетической категории. Раздел "Живая эстетика" посвящен актуальной дискуссии по вопросам художественного символа и символизации в философии искусства и в классическом и современном искусстве. Опубликован развернутый диалог между Н.Б. Маньковской и В.В. Бычковым по глобальным вопросам эстетики и философии искусства, состоявшийся на выставке публикаций В.В. Бычкова в РГБ, посвященной 40-летию его научной деятельности. Особое место уделено полемике вокруг новейших тенденций в эстетике на материале последних материалов американских исследователей.

 

Бичков В.В. Естетика Отаца Цркве. Апологете. Блажени Августин

Бичков В.В. Естетика Отаца Цркве. Апологете. Блажени Августин. Превод Р. Маројевића, редактура превода К. Кончаревић. Београд: Службени гласник, 2010. - 703 с.

Предисловие к сербскому изданию

Я рад, что мое фундаментальное исследование по эстетике отцов Церкви выходит на сербском языке и будет доступно широким кругам научной общественности южнославянских стран. В этой книге исследуются истоки не только собственно христианского эстетического сознания, но и всей христианской культуры, уже практически два тысячелетия развивавшейся в Европе в разных регионально-этнических и конфессиональных формах, но с одной главной тенденцией - приблизить человека к Богу и Универсуму в целом, привести его к гармонии с миром и с самим собой. Именно в этом заключается главный смысл эстетического опыта, и здесь показаны истоки зарождения его на христианской основе.

Анализируемый в книге пласт духовной культуры и   эстетического сознания стал основой всей европейской культуры вплоть до   настоящего времени, когда наметился какой-то новый грандиозный переходный (почти апокалиптический) период неизвестно к чему. На основе святоотеческих   представлений сформировалась, в частности, мощная византийская культура, продолжившая свое развитие в культурах южных и восточных славян (средне­веко­вых русичей), православная эстетика в целом.

В свое время в Сербии вышло наиболее полное и прекрасное издание моей «Византийской эстетики» (Бичков В.В. Византиjска естетика: Теориjски проблеми. Пер. Д.М. Калезич. Београд: Просвета, 1991), которая была с интересом принята научным сообществом Югославии. Предлагаемая теперь читателям «Эстетика отцов Церкви» показывает, на каком фундаменте формировалась собственно византийская эстетика, из какого главного источника она черпала свои идеи и принципы. Далее через Византию они оказали определяющее воздействие на все страны и народы православного ареала. В частности, в сфере эстетического сознания я показал это в своих исследованиях по древнерусской   эстетике и русской религиозной эстетике XIX-XX вв.( Русская средневековая эстетика: XI-XVII века. М.: Мысль, 1992; Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007). На сербском средневековом материале подобные исследования продолжил безвременно покинувший нас Милорад  Лазич (Лазич М. Српска естетика аскетизма (1375-1459). Хиландар, 2008). В целом все эти труды являются вкладом в разработку значительного пласта европейской культуры - православной эстетики, которая существенно по многим параметрам отличается от хорошо всем известной западноевропейской эстетики и без основательного изучения которой многое остается не до конца понятым в духовных и художественных культурах стран и народов православного ареала, в частности, высокохудожественное средневековое искусство, сохранившееся в храмах и монастырях Сербии.

Бычков В. Эстетическая аура бытия: Современная эстетика как наука и философия искусства

Бычков В. Эстетическая аура бытия: Современная эстетика как наука и философия искусства. М.: Издательство МБА, 2010. - 784 с. Тираж 1000 экз.

Монография представляет собой современное исследование по эстетике, которое автор относит к пространству постнеклассической эстетики, усматривая в ней три взаимодополняющих компонента: метафизическое ядро - классическую эстетическую теорию в ее современном понимании; нонклассику - имплицитную эстетику ХХ века, реконструируемую на основе авангардно-модернистского и постмодернистского искусства прошлого столетия и соответствующих теоретических дискурсов; эстетическую виртуалистику – нарождающуюся теорию виртуального эстетического опыта, складывающегося в сети Интернет. Соответственно, в первом разделе дается современное понимание предмета эстетики, краткая история эстетической мысли, система основных эстетических категорий. Особое внимание уделено современным смыслам эстетического и искусства. Второй раздел посвящен реконструкции альтернативного классическому эстетического опыта и сознания ХХ века в контексте анализа основных направлений и феноменов авангардно-модернистско-постмодернист­ского искусства. В третьем разделе намечены основные проблемы виртуального эстетического опыта и сознания, связанных с новейшими видами арт-практик: видеоартом, интерактивным искусством, интернет-артом, виртуал-артом и т.п.; вводится и уточняется рабочая терминология, необходимая для изучения этой сферы современной эстетики, за которой большое будущее.

Маньковская Н.Б. Феномен постмодернизма:  Художественно-эстети­ческий ракурс

Маньковская Н.Б. Феномен постмодернизма:  Художественно-эстети­ческий ракурс. М.-СПб: Центр гуманитарных инициатив. Университетская книга - СПБ, 2009. - 495 с. Тираж 1000 экз. (Письмена времени).

В монографии сложный и многомерный феномен   постмодернизма исследуется в его художественно-эстетическом ракурсе. Автор выводит на эксплицитный уровень и вводит в научный обиход имплицитную эстетику постмодернизма. Особая актуальность книги определяется тем, что эстетика постмодернизма в последние десятилетия приобрела особую модификацию в России, существенно влияя на процессы художественного творчества и его анализа. Разрабатывается авторская концепция отечественного постмодернизма, отличающая его от североамериканской и западноевропейской моделей. Обосновывается идея модернизма, постмодернизма и виртуалистики как   неклассической эстетики ХХ-ХХI вв., принципиально отличающейся от антично-винкель­мановской, гегелевско-кантовской западноевропейской эстетики. Систематизируются признаки нонклассики в теории и современной художественной практике, дается хронотипология неклассических форм художественно-эстетичес­кого сознания. Неканоничность постмодернистской эстетики выявляется исходя из ее системного анализа как феномена культуры. Исследуются теоретические основы эстетики постмодернизма – постфрейдизм, постструктурализм, теория деконструкции. Рассматриваются ее ключевые методологические проблемы – художественный шизоанализ, симулякр, интертекстуальность, иронизм. Раскрывается специфика постмодернизма в искусстве и постнеклассической науке, его соотношение с алгоритмической и экологической эстетикой, массовой культурой. Выдвигается гипотеза о перспективах эволюции постмодернизма, анализируются его инновации – виртуальная реальность, технообразы, транссентиментализм. Выявляется специфика виртуальности в эстетике и искусстве. Раскрываются место и роль постмодернизма в контексте современных процессов глобализации. Монография написана ярким, доступным широким кругам образованных читателей языком с  приведением большого количества примеров из художественной практики постмодернизма, зарубежного и отечественного.   

Бычков В.В. Эстетика: Краткий курс.

Бычков В.В. Эстетика: Краткий курс. Учебник для вузов. М.: Академический проект, 2009. - 452 с. Тираж 3000 экз. (Gaudeamus). 2-е издание: 2011.

Представленный курс лекций является учебником нового поколения, учитывающим новейшие достижения гуманитарного знания; ориентирован на молодежь XXI века, соответствует общим требованиям нового Государственного образовательного стандарта. Представляет собой полный курс эстетики, включающий краткий обзор истории эстетики, развернутое изложение эстетической теории, основных идей и проблем классической эстетики, выраженных в ее главных категориях, и подробный анализ современ­ного состояния искусства и неклассической эстетики, возникшей на основе авангардно-модер­нист­ско-постмодер­нист­ского художественно-эсте­тического опыта ХХ в. и продвинутого философско-эстетического дискурса. Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов и всех желающих повысить свой эстетический уровень.

Бычков В.В. Эстетика

 

Бычков В.В. Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство

Бычков В.В. Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство. М.: Ладомир, 2009. - 633 с., ил. Тираж 1500 экз.

В книге предпринят всесторонний анализ  феномена иконы, игравшего в русской   культуре на протяжении многих столетий важнейшую духовно-эстетическую роль. Прослежена история возникновения и становления иконы и ее теории от ранней Византии, Древней Руси до России ХХ в. Исследование идет на нескольких уровнях: изучено становление теории иконы на богословском, философском, эстетическом уровнях; проанализирован художественный язык иконы на ее высших ступенях развития - в Византии и Древней Руси. На уровне духовно-эстети­ческой теории иконы исследованы все основные источники, начиная от крупнейших византийских отцов Церкви Иоанна Дамаскина, Феодора Студита, отцов VII Вселенского собора, известных мыслителей Древней Руси до русских религиозных философов и богословов первой пол. ХХ века Е. Трубецкого, П. Флоренского, С. Булгакова, В. Лосского, Л. Успенского, П. Евдокимова и др. На уровне художественной   практики подробно исследован ряд шедевров византийского искусства и творчество крупнейших русских иконописцев Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия Ферапонтовского и некоторых других. В общем контексте исследования особое внимание уделено таким духовно-эстетическим явлениям, формировавшим многомерный и полисемантичный феномен иконы, как образ, символ, прекрасное, свет, иконографический канон, софийность искусства, эстетика цвета и формы, литургический синтез искусств. Исследование ориентировано на широкие круги заинтересованных читателей, хорошо иллюстрировано.

Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Иванов В.В. Триалог: Разговор Второй о философии искусства в разных измерениях

Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Иванов В.В. Триалог: Разговор Второй о философии искусства в разных измерениях. М.: ИФРАН, 2009. - 212 с. Тираж 500 экз.

В монографии, написанной в форме академической научной дискуссии, представленной в эпистолярном жанре, между тремя ведущими специалистами в сфере эстетики, поднимается ряд актуальных проблем современной философии искусства, начиная с вопроса о возможности такой философии сегодня. Основное внимание уделено проблемам взаимодействия классики, нонклассики и постнеклассического эстетического сознания в подходе к таким темам как метафизика искусства, границы искусства, эстетическое восприятие и религиозно-мисти­­ческий опыт, «расширение сознания» в художественном опыте, «полное погружение» в искусство, дискурс художника и восприятие искусства, фазы эстетического восприятия, эстетическое и эротическое наслаждение, герметизм, эзотерика и герменевтика искусства, избыточность и минимализм в искусстве и некоторым другим. Исследование иллюстрируется примерами анализа самого современного искусства в сферах живописи, театра, кино, литературы.

Кормин Н.А. Эстетика и философия

Кормин Н.А. Эстетика и философия. М.: Издательский дом «Академия», 2009. - 112 с. Тираж 900 экз.

Тема эстетики и философии - это сфера целостного основания знания и культурного опыта, в которую втянут анализ их как определяемых и переопрделяемых посредством друг друга. Порядок рассмотрения философии и эстетики предполагает соотнесение целого и части. Родившись на глазах у философии, эстетика вступает с ней в отношения, образующие то густую и плотную, то более разреженную сеть. Сквозь ткань эстетических идей и артефактов нередко прорастают вопросы, которые традиционно считались прерогативой философии. Как воспринять свечение смысла их связи? Как расширить перспективу теоретического анализа диалога философии и искусства? Об этом и идет речь в книге.

Бычков В. Художественный Апокалипсис Культуры: Строматы ХХ века.   Непарадигматический гиперпроект. В 2-х книгах

Бычков В. Художественный Апокалипсис Культуры: Строматы ХХ века. Непарадигматический гиперпроект. В 2-х книгах. М.: Культурная революция,   2008. - 816 с.; 832 с., ил. Тираж 1000 экз.

Уникальное по форме и содержанию философско-эс­те­тическое исследование интеллектуально-художественной культуры ХХ века как грандиозного переходного феномена от Культуры к чему-то принципиально иному через апокалиптическое цивилизационное образование — пост-культуру (ПОСТ-), которая самим фактом сво­его явления знаменует: или катастрофическую гибель Культуры и человечества в целом, или беспрецедентный скачок человечества на принципиально новый уровень бытия, сознания, культуры. Одновременно — это своеобразный философский роман о ХХ веке и с ХХ веком, написанный в жанрах: древнем — стромат и новейшем — полифонического гипертекста с бесчисленным количеством «окон», перекрестных ссылок, отсылок, жанрово-стилевых форм, ассоциативных ходов и т.п. Главными действующими лицами его являются духовно ориентированное сознание, Культура и пост-культура. В многоуровневой и многомерной структуре книги  рельефно показаны важнейшие процессы, протекавшие в искусстве и культуре ХХ в., на примере всех главных направлений, движений и персоналий (от символизма и импрессионизма, всех авангардно-модернистских феноменов до постмодернизма и самых продвинутых  движений начала XXI в.). Видное место в книге занимает развернутый Лексикон по представленным в ней явлениям и личностям. Книга издана в авторской редакции, с большим количеством иллюстраций, в уникальном полиграфическом оформлении и адресована всем.

Бычков В.В. Эстетика: учебник. 2-е изд., перераб. и доп

Бычков В.В. Эстетика: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2008. - 573 с. Тираж 3000 экз.

Учебник нового поколения, основы­вающийся на последних достижениях современного гуманитарного знания и ориентированный на менталитет молодежи ХХI века. Представляет собой полный курс эстетики. В Разделе первом дается краткий очерк истории эстетической мысли и современное понимание основ, главных идей, проблем и категорий классической эстетики, фундаментально подкрепленное ярким  историко-эсте­тическим материалом от античности до ХХ в. Раздел второй содержит уникальный материал новейшей неклассической эстетики, возникшей на основе авангардно-модернистско-постмодернистского художественно-эстети­ческого опыта ХХ в. и актуального философско-эстети­ческого дискурса. В Приложении пред­ставлены темы основных семинарских занятий по курсу и широкий спектр рекомендуемых тем   рефератов, курсовых и дипломных работ с соответствующей библиографией. Учебник рассчитан на студентов и аспирантов всех гуманитарных дисциплин – философов, филологов, искусствоведов, культурологов, богословов; он будет полезен и может стать настольной книгой для всех, желающих повысить свой эстетических вкус, понять смысл процессов, протекающих в современном искусстве, научиться переживать радость и полноту жизни в гармонии с Универсумом.

Эстетика:   Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 3. Отв. ред.: В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская

Эстетика:   Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 3. Отв. ред.: В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская. М.: ИФРАН, 2008. - 247 с.   Тираж 500 экз.

Третий выпуск ежегодника сектора эстетики содержит традиционные разделы по теории и истории эстетической мысли, материалы по философии искусства и «живой эстетике». В теоретическом разделе исследуются некоторые современные тенденции формирования эстетической теории, заостряется внимание на основных проблемах классической эстетики, нонклассики и виртуалистики, анализируется эстетический ракурс глобализаторских процессов в современной России, поднимаются вопросы о метафизических аспектах эстетического сознания, изучаются новые подходы к проблеме художественной формы. В историческом разделе уделено внимание новым материалам по эстетике Шеллинга, публикуются новые исследования по эстетике Александра Бенуа и теоретическим взглядам обэриутов. В разделе «Живая эстетика» показана панорама художественной жизни Европы начала нового столетия.

Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. В 2-х тт

Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. В 2-х тт. Том 1. Раннее христианство. Византия. М.: Издательство МБА, 2007. - 575 с., ил. (Российские Пропилеи). Том 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М.: Издательство МБА, 2007. - 527 с., ил. (Российские Пропилеи). Тираж  2000 экз. (2-е издание; 1-е изд. - 1999)

Монография представляет собой уникальное исследование становления, развития и бытия христианской культуры на протяжении почти двухты­сячелет­него периода ее существования под углом зрения художественно-эстетичес­ко­го сознания на материале восточно-христиан­ского (православного) ареала: патристика, Византия, южные славяне, Древняя Русь, Россия Нового времени. В книге анализируется совокупность таких явлений, как христианский символизм (понимание образа, символа, аллегории, знака), антиномизм, концепция духовного эроса, творения и творчества, прекрасного и искусства; актуализация пространственно-временного континуума в искусстве; много внимания уделено таким феноменамя. Как икона (ее богословие, философия, художественный язык), эстетика аскетизма, литургический синтез искусств и др. Первый том посвящен раннему христианству и Византии. Второй охватывает христианскую эстетику от крещения южных и восточных славян по ХХ в. в России. Прослеживается трансформация основных парадигм христианской культуры у русских религиозных писателей и мыслителей XIX-XX вв. и в таких движениях Серебряного века, как символизм, неоправославие, авангард. Наряду с традиционными для христианства эстетическими представлениями уделено внимание и таким дискуссионым, как софийность, соборность, теургия, новейшим представлениям о символе и др.

Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. В 2-х тт

 

Кормин Н.А. Философская   эстетика Владимира Соловьева. - Часть IV. Вл. Соловьев и Ж. Делёз:   две логики смысла

Кормин Н.А. Философская   эстетика Владимира Соловьева. - Часть IV. Вл. Соловьев и Ж. Делёз:   две логики смысла. М.: Издательский дом «Академия», 2007. - 112 с. Тираж 500 экз.

В четвертой части монографии продолжен эстетический анализ раннего трактата Владимира Соловьева «Философские начала цельного знания». Сопоставляются различные толкования смысла в филсофии Вл. Соловьева и Ж. Делёза. Рассматриваются эстетические аспекты телрии цельного знания: идеи эстетических различий в сущем, красота как восприятие Логоса.

Бычков В.В. Русская теургическая эстетика

Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007. - 743 с. Тираж 2000 экз.

Завершающая книга проекта автора по изучению восточно-христианской линии развития эстетики (отцы Церкви, Византия, Древняя Русь, Россия нового времени) посвящена последнему наиболее плодотворному этапу двухтысячелетней истории православного эстетического сознания. Понятием «теургическая эстетика» обозначено еще мало исследованное мощное направление в русской имплицитной эстетике кон. XIX — перв. пол. XX вв., включающей взгляды крупнейших религиозных мыслителей (Вл.Соловьева, Д.Мережков­ско­го, В.Розанова, Н.Бердяева, П.Флорен­с­кого, С.Булгакова, И.Ильина, С.Франка, Н.Лосского и др.), теоретиков символизма (Вяч.Иванова, А.Блока, А.Белого, Эллиса), некоторых авангардистов (В.Кан­дин­ского, К.Малевича, В.Хлебни­кова). Одной из главных линий этой эстетики стал эсхатологический подход к художественному творчеству, т.е. понимание художника как боговдохновляемого теурга, призванного выйти за пределы искусства и начать творить самую жизнь людей и все бытие по эстетическим законам. Основные ее принципы: метафизический смысл красоты, всеобъемлющий символизм, духовность, художественность, софийность искусства, теургизм. Все это существенно повысило статус эстетики и по-новому высветило многие значительные эстетические темы, актуальность которых сохраняется и сегодня. Теургическая эстетика одухотворяла практически все художественные искания Серебряного века русской культуры.

Бычков В.В. Маньковская Н.Б. Иванов В.В.  Триалог: Разговор Первый об  эстетике, современном искусстве и кризисе культуры

Бычков В.В. Маньковская Н.Б. Иванов В.В.  Триалог: Разговор Первый об  эстетике, современном искусстве и кризисе культуры. М.: ИФРАН, 2007. – 239 с. Тираж 500 экз.

Монография представляет собой научное исследование по актуальным проблемам современной эстетики и теории искусства, написанное ведущими специалистами в этой сфере в эпистолярном жанре, возрождающем традиции академических научных дискуссий. Центральное место в ней занимают различные точки зрения на место эстетики в современном мире, на понимание предмета   эстетики, высокого искусства, современных арт-практик, на метафизические и  экзистенциальные аспекты эстетики и искусства, на хронотипологию современного искусства и основную терминологию; на концепцию кризиса искусства и апокалипсиса культуры в техногенном обществе, на глобализацию культуры и т.п. Много внимания уделяется анализу и обсуждению конкретных современных художественных явлений в мировой и отечественной культуре, дигитальным и виртуальным тенденциям в актуальном арт-движении. Сама дискуссионная форма исследования не позволяет делать однозначные, авторитарные выводы по обсуждаемым проблемам, узаконивая плюрализм научных позиций в этой трудно вербализуемой области.