Аристотель. Метафизика, книга первая, главы 1-3. вывод из глав 1-2: "Совершенно очевидно, что необходимо приобрести знание о первых причинах".
ΑΡΙΣΤΟΤΕΛΟΥΣ ΤΩΝ ΜΕΤΑ ΤΑ ΦΥΣΙΚΑ Α
"Большинство первых философов считало началом всего одни лишь материальные начала ἀρχὰς, а именно то, из чего состоят все вещи ἐξ οὗ ἔστιν ἅπαντα τὰ ὄντα, из чего как первого они возникают ἐξ οὗ γίγνεται πρώτου и во что как в последнее они, погибая, превращаются εἰς ὃ φθείρεται τελευταῖον, причем сущность хотя и остается, но изменяется в своих проявлениях, τῆς μὲν οὐσίας ὑπομενούσης τοῖς δὲ πάθεσι μεταβαλλούσης — это они считают элементом и началом вещей. τοῦτο στοιχεῖον καὶ ταύτην ἀρχήν φασιν εἶναι τῶν ὄντων И потому они полагают, что ничто по возникает и не исчезает, οὔτε γίγνεσθαι οὐθὲν οἴονται οὔτε ἀπόλλυσθαι ибо такое естество (physis) всегда сохраняется; подобно тому как и про Сократа мы не говорим, что он вообще становится, когда становится прекрасным или образованным, или что он погибает, когда утрачивает эти свойства, так как остается субстрат — сам Сократ, точно так же, говорят они, не возникает и не исчезает все остальное, ибо должно быть некоторое естество — или одно, или больше одного, откуда возникает все остальное, в то время как само это естество сохраняется.
Относительно количества и вида такого начала не все учили одинаково. Фалес — основатель такого рода философии — утверждал, что начало — вода (потому он и заявлял, что земля находится на воде); к этому предположению он, быть может, пришел, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живет (а то, из чего все возникает,— это и есть начало всего). Таким образом, он именно поэтому пришел к своему предположению, равно как потому, что семена всего по природе влажны, а начало природы влажного — вода.
Некоторые же полагают, что и древнейшие, жившие задолго до нынешнего поколения и первые писавшие о богах, держались именно таких взглядов на природу: Океан и Тефию они считали творцами возникновения, а боги, по их мнению, клялись водой, названной самими поэтами Стиксом, ибо наиболее почитаемое — древнейшее, а то, чем клянутся,— наиболее почитаемое.
984а Но действительно ли это мнение о природе исконное и древнее, это, может быть, и недостоверно, во всяком случае о Фалесе говорят, что он именно так высказался о первой причине (что касается Гиппона, то его, пожалуй, не всякий согласится поставить рядом с этими философами ввиду скудости его мыслей).
Анаксимен же и Диоген считают, что воздух первее (proteron) воды, и из простых тел преимущественно его принимают за начало;
Аристотель. Метафизика, I, 3, 983b6-984а (пер. А. Кубицкого) // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 71.
__________________
Платон. Протагор, 343а - о семи мудрецах К их* числу принадлежали Фалес из Милета, Питтак из Митилены, Биант из Приены, наш Солон, Клеобул из Линда и Мисон из Хены, а седьмым меж ними числился лакедемонянин Хилон. Все они были ревнителями, поклонниками и учениками лаконского строя, и нетрудно заметить, что это наложило отпечаток на их мудрость: краткие и достопамятные изречения каждого из них. Собравшись вместе, они посвятили Аполлону в Дельфийский храм первинки своей мудрости, начертав [на его стене] то, что все повторяют: «Знай самого «себя» и «Ничего слишком». К чему я это говорю? Да к тому, что таков был стиль философии древних: прямо-таки лаконское краткословие. * [лаконствующих философов] Платон. Теэтет, 174а-b - о Фалесе как философе Рассказывают, что когда он [Фалес], наблюдая небесные светила и заглядевшись наверх, упал в колодец, то какая-то фракиянка, миловидная и бойкая служанка, посмеялась над ним, что-де он стремится знать, что на небе, того же, что рядом и под ногами, не замечает. Эта насмешка относится ко всем, кто проводит свой век в занятиях философией. ἐπὶ πάντας ὅσοι ἐν φιλοσοφίᾳ διάγουσι В самом деле, от такого человека скрыто не только что делает его ближайший сосед, но чуть ли и не то, человек он или еще какая-то тварь. А между тем он доискивается, что же такое человек и что подобает творить или испытывать его природе в отличие от других, и крайне этим озабочен. (пер. Т.В. Васильевой)
__________________ "Милетская школа" (VI в. до н.э.)
Анаксимендр Анаксимен
Гекатей
Известны два сочинения: 1) "Путешествие вокруг Земли" (Περίοδος γῆς (Periodos ges) и 2) "Генеалогии" (Γενεαλογίαι), или Ἱστορία).
ПИФАГОР САМОССКИЙ (14 DK)
Порфирий о Пифагоре согласно фрагменту 14DK fr. A8.
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (22 DK) |
|||||
|