С 2021 г. сектор участвует в реализации научно-исследовательских проектов по плановым темам Института - https://iphras.ru/projects.htm 2018–2020 гг.Наименование научно-исследовательской работы (темы): «Соотношение философских и научных знаний в современных учениях о человеке»Аннотация: Философская антропология сегодня не может пройти мимо внушительных достижений научного знания. Потребность в систематизации новейших научных открытий, связанных с истолкованием природы, общества и человека становится настоятельной необходимостью. Однако отношения между наукой и философией всё чаще обретают характер очевидного соперничества. Нередко философия даже противостоит концептуально передовым рубежам научного знания. Очевидную остроту приобретают вопросы биологической эволюции и социальной истории, телесной и психической организации человека, особенностей духовного бытия человека, окружающего мира и виртуальных реальностей, феномена сознания и его формирования. Сам характер научного познания в наши дни подвергся реконструкции. Оказалось, что картина мира, представленная квантовой физикой, настоятельно требует перестройки всей общественной жизни человечества. Приверженцы этой идеи доказывают, что история подготовила рывок, позволяющий людям катапультироваться в новый мир, который в значительной степени будет искусственным. В результате реализации проекта предполагается:
Ключевые слова: философская антропология, нейронауки, редукционизм, человеческое бытие, экзистенциалы.
Научный руководитель темы: гл. н. с., руководитель сектора истории антропологических учений, д. филос. н. Э.М. Спирова 2013–2017 гг.Наименование научно-исследовательской работы (темы): «Основные грани человеческого бытия»Аннотация: Феномен человеческого бытия является едва ли не главной темой современной философской антропологии. Постижение человека возможно только через раскрытие предельной сложности и многозначности его существования. В человеке, как считалось с древних времен, ценно не только то, что явлено, но главным образом то, что сокрыто. Он радикально значим именно этой потаенностью, о которой писали не только великие мистики, но и современные философские антропологи. В обширной современной литературе о человеке можно обозначить два полюса. С одной стороны, рождается желание с гораздо большей погруженностью изучить биологическую природу человека. Это находит свое отражение в проекте так называемого нового натурализма. С другой стороны, набирает обороты тенденция, связанная с феноменом трансцендентности. Духовное начало в человеке обретает трансцендентное основание. Проект призван синтезировать эти два подхода и представить новый вариант осмысления человеческого бытия с учетом новейших философских разработок. Цель работы: концептуальное изучение основных феноменов человеческого бытия как сущностного выражения человеческой природы в ее исторической динамике. В результате реализации проекта:
Ключевые слова: философская антропология, человеческое бытие, природа человека, сущность человека, труд, игра, смерть, любовь, феномены человеческого существования. В процессе работы достигнуты следующие результаты:
Научный руководитель темы: зав. сектором истории антропологических учений, д. филос. н., д. филол. н., профессор П.С. Гуревич 2008–2012 гг.Наименование научно-исследовательской работы (темы): «Новые концепции человеческой природы»
Основные этапы работы:
В процессе работы достигнуты следующие результаты:
Научный руководитель темы: зав. сектором истории антропологических учений, д. филос. н., д. филол. н., профессор П.С. Гуревич
2004–2007 гг.Наименование научно-исследовательской работы (темы): «Актуальные проблемы антропологии»
Ключевые темы (разделы) внутри проекта:
В процессе работы достигнуты следующие результаты:
В теоретическом плане раскрыты горизонты современной философской антропологии. Было показано, что в конце прошлого века произошло немало событий, которые радикально изменили не только саму антропологическую тему, но и отношение к ней (Монография П.С. Гуревича «Проблема целостности человека» - М., 2004; коллективная монография сектора «Спектр антропологических учений». Часть 1 (М., 2006)).
Спектр антропологических учений, которые были изучены, оказался значительно расширенным. В поле зрения сектора находилась постмодернистская антропология (Алейник Р.М. Человек в философском постмодернизме, М., 2006), культурная антропология, религиозная антропология (статьи в теоретических журналах), психоаналитическая антропология (прочитан курс на философском факультете МГУ).
Проблема личностного роста и вершинных состояний личности получила разностороннее освещение в монографии «Понимание как проблема» (М., 2007). Парадоксальность новой ситуации состояла в том, что антропологическому буму в качестве контроверзы выступила идея «смерти человека». Многие философы этой ориентации подчеркивали, что стремление европейских мыслителей рассматривать онтологические и гносеологические проблемы через призму человека обернулось непозволительным искажением теоретического сознания. В рамках продолжающейся работы над феноменологией языка на основе сопоставления концепций Г.Г. Шпета, В.С. Библера, Л.С. Выготского, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина и других установлены точки сходства и различия между «внутренней речью», «внутренними формами языка», «внутренней диалогичностью слова»; выявлена разница понимания в рамках этих концептов степени близости \ дистанцированности и изоморфности \ неизоморфности языка и смысла; выявлены параллели этих концептов с современными аналитико-лингвистическими понятиями (пресуппозиция \ ассерция, тема\рема, локуция \ иллокуция и др. (Гоготишвили Л.А. Непрямое говорение. М., 2006), доклад на конференции в г. Бордо (Франция) на тему: «Ожидаемые различия и неожиданные сходства концепций Г. Шпета и М. Бахтина, 20 ноября 2004 года).
Научный руководитель темы: зав. сектором истории антропологических учений, д. филос. н., д. филол. н., профессор П.С. Гуревич |
|||||
|