Сектор методологии междисциплинарных исследований человека
|
Человек и его время: Проблемы междисциплинарности социальных и гуманитарных наук / Отв. ред. М. С. Киселева. — М.: Культурная революция. 2021. — 320 с. ISBN 978-5-6046422-2-1
В сборнике статей известных философов в диахронном и синхронном аспектах представлен междисциплинарный подход к проблеме человека в современной отечественной мысли — социальной и гуманитарной науке. Последнее столетие в исследованиях человека стало временем развития междисциплинарных стратегий в различных областях научного знания. В отечественной философии исследования проблем сознания и деятельности человека являлись методологическим основанием и дискурсивных, и опытных практик во многих междисциплинарных проектах о человеке. Сборник посвящен столетию со дня рождения выдающегося отечественного философа Владислава Жановича Келле (1920-2010), последние полтора десятилетия своей жизни работавшего главным научным сотрудником Института человека РАН, а затем - Института философии РАН, и столетию создания Института философии. Подготовлен на основе материалов «круглого стола», организованного сектором методологии междисциплинарных исследований человека, состоявшегося 20-21 октября 2020 года. Рассчитан на читателей, интересующихся теоретическими проблемами познания человека.
|
|
В.Л.Васюков, М.С.Киселева, Е.Н.Шульга. Теоретические модели коммуникаций и исторические реконструкции. Ин-т философии РАН. М.: Наука, 2019. 199 с. ISBN 978-5-02-040226-3 (1000 экз.)
Культурный контекст исследования репрезентативен и основывается на обращении к ареалу европейских и в особенности славянских культур, связанных как своей исторической общностью и родством славянских языков, так и различием. Проблема современного кросс-культурного диалога обсуждается как междисциплинарно-гуманитарная по своей природе; выявляются ее историко-культурные, социально-философские и эпистемологические аспекты. Человек – носитель культурных смыслов – всегда является представителем «своей» культуры. Он живет в ситуации «жизненного мира», несет в себе универсальные характеристики антропологического феномена, подвластного философскому анализу. Цель книги – проработка смыслов и значений культурных взаимодействий, строящихся на основе стратегий толерантности, которые сопровождают и корректируют коммуникативный акт. Исследовательская позиция в данном случае предполагает как интеллектуальную, так и практическую составляющую, основанную на знании ситуации и понимании коммуникативных смыслов.
|
|
Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения. Материалы Всероссийской научной конференции 27-28 октября 2015 г., ИФ РАН (Москва) в 3-х тт. / Отв. ред. М.С.Киселева М.: Научная мысль, 2015. Т.1. 288 с.
Первый том сборника материалов конференции «Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения» представляет разные дискурсы гуманитарных наук, востребованные сегодня в связи с проблемой выбора, актуальной для человека, и относящей его к обществу и культуре. Историко-философский, эпистемологический, культурно-исторический, социологический, информационно-сетевой и др. аспекты этого междисциплинарного исследовательского поля объединили ученых в дискуссиях и круглых столах, чтобы попытаться выявить метафизический смысл понятия выбора, прояснить конкретное содержание, интенции поиска и напряжение самой ситуации выбора, найти возможности для описания перспектив человека выбирающего. Особый интерес представляет для гуманитария его собственная профессиональная ситуация выбора, связанная с современным гуманитарным знанием, эпистемологическими проблемами выбора стратегий и методов исследования, отношений дисциплинарности и междисциплинарности, предметности и проективности в современной гуманитаристике.
|
Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения. Материалы Всероссийской научной конференции 27-28 октября 2015 г., ИФ РАН (Москва) в 3-х тт. / Отв. ред. М.С.Киселева М.: Научная мысль, 2015. Т.2. 304 с
Второй томе содержит статьи участников двух секций: «Религиозные аспекты проблемы выбора» и «Молодежь перед выбором» (2-3 части). В связи с религиозным выбором человека авторами обсуждаются вопросы становления конфессиональности, идентичности, отношений религии и науки, выбора мировоззренческой позиции ученого и др. Проблема выбора молодежи в современном мире исследуется в теоретическом плане, в практиках образования и профессии, в отношении к здоровью, семье, обсуждаются межпоколенческие связи молодых, проблемы выбора молодежью асоциального поведения.
|
Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения. Материалы Всероссийской научной конференции 27-28 октября 2015 г., ИФ РАН (Москва) в 3-х тт. / Отв. ред. М.С.Киселева М.: Научная мысль, 2015. Т.3. 256 с.
Третий том объединяет материалы двух секций: «Практики выбора человека: биоэтика, биомедицина, здоровье» и «Философия и методология в пространстве принятия решений» (4-5 части). Инетпоиск «human choice» дает более всего ссылок на биоэтику и медицину, где выбор человека – практическая проблема, связанная со здоровьем пациента, необходимостью принятия правильного решения, за которым подчас стоит вопрос спасения его жизни. Авторы обсуждают проблемы биоэтического выбора, связи биомедицины и новых технологий, изменение практик отношений пациента и врача, вопросы здорового образа жизни, судебной медицины и др. Логическим завершением всей междисциплинарной конференции является анализ проблемы принятия решений, обсуждение того, что есть «хорошие» решения и каковы возможности их процедурного получения в разных социальных практиках человека.
|
|
Михайлов И. Ф. Человек, сознание, сети. М.: ИФРАН, 2015. 196 с.
В книге рассматриваются вопросы философского понимания человека как существа мыслящего и свободно поступающего, проблемы искусственного интеллекта, коммуникации и социальных сетей. Автор также уделяет внимание философии сознания и теории сетевого общества. Книга содержит интересный фактический материал, в том числе из истории и теории сетевых сообществ. Все эти сюжеты выстраиваются в целостную картину на основе оригинальной авторской концепции, имеющей ярко выраженный дискуссионный характер.
|
|
Гранин Ю.Д. Национальное государство. Прошлое. Настоящее. Будущее. Научное издание. СПб.: «Экспертные решения», 2014. – 240 с. ISBN 978-5-9905189-1-9
В монографии рассматривается эволюция теоретических представлений о «нации» и «национальном государстве» в истории европейской философии и науки XVIII - XX столетий, эксплицируются основные исследовательские парадигмы, представленные в конкурирующих современных концепциях сущности, происхождения и эволюции национальных государств, оцениваются их методологические преимущества и недостатки. Анализируются пути формирования национальных государств и их трансформации в колониальные империи, процесс деколонизации и появление новых национальных и псевдонациональных государств во второй половине ХХ столетия. Обсуждаются новые функции национальных государств в современном мире и перспективы модернизации России в качестве «национального государства». Для философов, обществоведов и широкого круга читателей.
|
|
Гранин Ю.Д. Глобализация, нации и национализм. История и современность. Опыт социально-философского исследования [Текст] / Ю.Д. Гранин; Рос. Акад. Наук, Ин-т филос. - М: Медиаиндустрия. 2013. - 282 с. (Гриф ИФ РАН, Библиогр. в примеч., - 500 экз., 20 п.л. ISBN 978-5-906310-01-09)
В книге исследуется эволюция понятий «глобализация», «нация» и «национализм» в истории европейской философии и науки XVIII- XX столетий, анализируются современные концепции происхождения и эволюции глобализации, наций, национальных государств и национализма, оцениваются их методологические преимущества и недостатки. Предлагается новая трактовка понятий «глобализация» и «национализм». Используя которую автору удается связать формирование евро-атлантической формы глобализации с национализмом основных европейских наций и этническим национализмом в XVIII – первой половине XX века, выявить диалектику современных глобализации и национализма в связи с изменившимися функциями национальных государств и новыми формами государственного и этнического национализма в конце XX-го - начале нынешнего столетия.
|
|
Ярославцева Е.И. Самореализация личности в системе социальных отношений (социально-философский аспект). – М.: Издательство Моск. гуманит. ун-та, 2012. – 160 с.
Многие проблемы развития общества и человека оказываются актуальными не одно десятилетие, например, столь важная, как становление личности. Время меняет научно-исследовательские подходы и системы понятий, с помощью которых описывается изучаемый предмет, область практического интереса, но это же показывает и устойчивость темы, необходимость более глубокого рассмотрения, разработки соответствующего научного аппарата.
Представленная работа – диссертационное исследование 20-летней давности, которое позволяет по-новому, сквозь призму времени увидеть подходы и решения, оценить их адекватность и возможность развития. В приложении материалы современных статей, развивающих данную проблематику в новом ключе, с учетом изменений в социальных коммуникациях, бурном развитии компьютерных технологий, цифровых коммуникаций, сетевых форм общения.
Издание ориентировано для студентов, аспирантов, исследователей современных социальных и индивидуальных типов коммуникаций философских, антропологических, психологических факультетов, а так же читателям, интересующимся методологией исследования.
|
|
Киселева М.С. Интеллектуальный выбор России второй половины XVII - начала XVIII века. М.: Прогресс-Традиция, 2011. - 472 с., ил.
Как стали возможны реформы Петра I в области образования, привития науки и практических знаний и были ли к тому основания в русской культуре? Автор полагает, что интеллектуальный выбор был совершен царем Алексеем Михайловичем, пригласившим в Москву православных книжников, образованных по западным образцам схоластической учености в Киево-Могилянской коллегии. Интеллектуалы в монастырях появились на Московском дворе со 2-ой половины XVII в., принеся образцы книжной барочной культуры. Россия осваивала барокко и благодаря патриарху Никону с его размахом монастырского строительства, приведшего со временем к выработке собственного московского стиля («нарышкинского барокко»). Проповеди и катехизисы, радение об открытии школы, придворные церемонии и театр, вирши, школьное учение языков (греческого, латыни, польского) — все эти новины стали проводниками к созданию системы образования, рациональности и государственной заинтересованности в просвещении страны. В книге рассматривается нравственное богословие Симеона Полоцкого по сборникам его проповедей «Обед душевный» и «Вечеря душевная», а также тексты Кариона Истомина, Феофана Прокоповича и Стефана Яворского, которые идеологически обосновали интеллектуальные усилия петровских реформ, связавших Московскую Русь и строящуюся Российскую империю.
Презентация книги в книжном клубе РГГУ
|
|
Келле В.Ж. Интеллектуальное и духовное начала в культуре. М.: ИФ РАН, 2011.
Предметом анализа в в монографии В. Ж. Келле является наличие в теле культуры двух «ветвей» – интеллектуальной и духовной, – различие которых относится не только к оппозиции научной и художественной культуры, но и к культуре в целом, то есть пронизывает всю культуру. Идея двух начал в рамках единой и целостной культуры, приобретает общую теоретическую значимость. Автор даёт обоснование необходимости и важности разграничения интеллектуальной и духовной ветвей культуры, определение того, насколько теоретически перспективным является это различение в качестве одного из методологических принципов анализа культуры. Под этим углом зрения рассматриваются культуры разных эпох, их проблемы и современное состояние. Разграничение интеллектуальной и духовной культуры дает ключ к пониманию специфики различных структурных образований культуры, их динамики и возможных путей развития в будущем.
|
|
Кувшинов С.В., Ярославцева Е.И. Сетевые перспективы. Возможности человека в оцифрованном мире. Human IT. – МО, Щелково: Онтопринт. (Издатель Мархотин П.Ю.), 2011. – ISBN 978-5-904456-67-2.
Коллективная монография «Сетевые перспективы. Возможности человека в оцифрованном мире» посвящена рассмотрению новых аспектов развития человека в системе современных цифровых коммуникаций, стремительно изменяющих перспективы развития социума, особенности развития научного знания, а так же важнейшей сферы – образования.
Гуманитарный подход в контексте коммуникативной онтологии позволил увидеть роль человека в системе отношений с природой и получения знаний, провести многоаспектное освещение вопросов современного образования. Он позволил как с теоретических, так и с практических позиций рассмотреть социально-культурные аспекты изменений в образовательных коммуникациях, а так же выявить потенциал новых цифровых и сетевых мультимедийных технологий, представляемых на мировых зарубежных и отечественных выставках. Рассмотрен важный вопрос: как создаются новые коммуникативные модели социального партнерства, необходимые для организации инвестиционной привлекательности образования, повышения ценности интеллектуального потенциала молодого поколения, достижения устойчивых результатов развития России.
Издание ориентировано на всех, интересующихся современными теоретическими подходами и методическими разработками на основе новейших цифровых и сетевых технологий, позволяющих работать в области интерактивных коммуникаций и инновационных подходов современного отечественного образования.
|
|
Ярославцева Е.И. Человек современной сетевой парадигме. – М.: «Канон+»; РООИ «Реабилитация», 2011. – 352 с. – ISBN 978-5-88373-081-7.
Стремительно развивающиеся цифровые компьютерные системы коммуникации, веб-сети человеческого общения, порождая новые вопросы к фундаментальным наукам, одновременно создают и точки опоры, потенции развития современного научного знания. Синергетический подход может создать принципиально иные подходы к решению многих междисциплинарных проблем, задавая особую парадигму исследования, позволяя рассмотреть роль человека в этих сложных расширяющихся связях. Книга посвящена рассмотрению межконтинуальных коммуникаций человека и природы, особенностям существования сетей самоорганизующихся соотношений. Такой подход позволяет глубже понять нелинейность динамичных процессов в сложных системах, а так же интерактивную роль человека, развитие его ресурсных потенций, особенно ярко проявляющихся в сфере современного образования. В Приложении к монографии размещены: Образовательный модуль, а так же Комплексный исследовательский проект «Интерактив плюс»; так же книга дополнена статьями автора, развивающими тему монографического исследования.
|
|
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах / Ред. М. Киселева. – М.: Прогресс-Традиция, 2010. – ISBN 978-5-89826-352-2.
В основу коллективной монографии положена идея, разрабатывавшаяся проф. В.Ж.Келле (21.10.1920-02.08.2010) последнее десятилетие его творческой деятельности. Разграничение двух ветвей культуры – интеллектуальной и духовной, их историческое развитие, конфликт и продуктивное взаимодействие, разнообразие всевозможных проявлений - эти сюжеты лежат в основе многих статей авторов сборника, в недавнем прошлом коллег Владислава Жановича. Книга посвящена тем направлениям современного гуманитарного знания, в которых более всего работал Келле: социальной философии и философии культуры, социологии науки и современным проблемам инновационного знания, его развития и применения в современной России. Каждый из разделов открывается статьей В.Ж. Келле, тем самым, сопрягается современность и недавняя история отечественной философской мысли. В книге также собраны мемуарные материалы и документы из жизни В.Ж. Келле.
|
|
Андреев И. Л. Тамтам сзывает посвящённых. – М.: Прогресс-Традиция. 2008. – 384 с. – ISBN 5-89826-279-2.
Очерки И.Андреева, известного философа, этнолога и психолога построены на основе многолетней работы автора в 15 африканских странах. В центре внимания автора – взаимосвязь пространственно-временных представлений с генезисом собственности и власти, общинные и родоплеменные институты непосредственной демократии, деятельности тайных ритуальных обществ, роль денег в психологии африканцев, взаимоотношения полов и поколений в африканском социуме, специфика народной педагогики, соотношение традиционных культов с мировыми религиями, трудности адаптации африканцев в других странах и особенности их отношения к иностранцам на родине. Авторский подход позволит читателю глубже понять отличную от европейских стандартов логику мышления и поведения африканца.
Книга написана в жанре философского эссе и снабжена богатым зрительным рядом, в том числе фотографиями, собранными и сделанными самим автором.
|
|
Гранин Ю.Д. Этносы, национальное государство и формирование российской нации. Опыт философско-методологического исследования. – М.: ИФ РАН, 2007. – 167 с.
В книге исследуется эволюция понятий «этнос» и «нация» в истории европейской философии и науки XVII – начала XX столетий, выявляются философские основания и исследовательские парадигмы конкурирующих в социальных науках концепций сущности, происхождения и эволюции этносов, наций и национальных государств, определяются типы современного теоретического дискурса, оцениваются их методологические преимущества и недостатки. Предлагается новая, социально-философская, основа междисциплинарного синтеза, позволяющего предложить приемлемое для большинства специалистов-предметников понимание основных дефиниций этнологии, теории наций и национального государства. Анализируются исторические формы «национальных государств», национальной интеграции и пути формирования наций в Западной, Центральной и Восточной Европе. В связи с этим предлагается комплекс мер для формирования российской нации как гражданского и культурного сообщества и совершенствования российского федерализма на основе концепции «нации-государства».
|
|
Человек в культуре русского барокко. Сборник статей по материалам международной конференции. ИФ РАН, Москва, Историко-архитектурный музей «Новый Иерусалим». 28–30 сентября 2006 г. – М.: ИФ РАН, 2007. – 613 с. – ISBN 978-5-9540-0093-1.
|
|