|
Докладчик - Доманова Светлана Александровна, канд. ист. наук, главный специалист Управления по общественным наукам РФФИ.
Аннотация:
Предпосылки к возникновению биоэтики прослеживаются не только в западной философской традиции. В русской этической мысли ставились вопросы, во многом перекликающиеся с основными проблемами современной биоэтики, делались попытки их разрешения.
Выдающийся русский юрист, общественный деятель, писатель-мемуарист А.Ф. Кони (1844-1927) по праву может считаться основателем судебной этики в России, что стало возможным после Судебной реформы 1864 г. Такие его работы как "Нравственные начала уголовного процесса", "Память и внимание", "О врачебной тайне", «Суд-наука-искусство: из воспоминаний судебного деятеля» и др. посвящены этическим основам суда, прокуратуры и адвокатуры. В своих работах А.Ф. Кони отстаивал индивидуальный подход к каждому обвиняемому, подчеркивал, что суд не должен подходить к оценке доказательств механически. «Современный процесс ставит судью лицом к лицу с живым человеком… В деятельности судьи …должны сливаться правовые и нравственные требования». Центр тяжести учения о судопроизводстве А.Ф. Кони предлагал перенести с хода процесса на этическую и общественно-правовую деятельность судьи, который должен рассматривать все стороны личности и житейского положения обвиняемого – психологическую, антропологическую, общественную, экономическую, бытовую, этнографическую и патологическую.
А.Ф. Кони обстоятельно исследовал вопрос психиатрической экспертизы, которая с его точки зрения все более и более переходила из области одного из видов доказательств в область решительных приговоров, облеченных всеми внешними атрибутами непререкаемой научности. Под их влиянием постепенно расширялось понятие о невменяемости и суживалось понятие об ответственности.
Однако вклад А.Ф. Кони в развитие этики значительно шире. «Этикой общежития» он назвал свой курс лекций, читавшийся в ряде учебных заведений как до-, так и послереволюционной России, в котором наряду с этикой судебной, врачебной, экономической, политической поднимались вопросы этики в искусстве и литературе, в области общественного порядка, воспитания и личного поведения, отношения к животным. Этические проблемы современного А.Ф. Кони общества нашли яркое отражение в его научном наследии. Не используя понятие «биоэтика», по сути, он подошел к её обоснованию, размышляя над нравственными началами человеческого существования.
|