Институт Философии
Российской Академии Наук




  ФИЛОСОФ И ВРЕМЯ: круглый стол, посвященный 100-летию со дня рождения В.С. Библера
Главная страница » » Сектор гуманитарных экспертиз и биоэтики » Конференции и семинары » ФИЛОСОФ И ВРЕМЯ: круглый стол, посвященный 100-летию со дня рождения В.С. Библера

ФИЛОСОФ И ВРЕМЯ: круглый стол, посвященный 100-летию со дня рождения В.С. Библера

ФИЛОСОФ И ВРЕМЯ


КРУГЛЫЙ СТОЛ


К 100 летию со дня рождения Владимира Соломоновича Библера (1918 – 2018)

 

 

 

 

26-ое декабря 2017 года (вторник)

 

16-00 В Красном зале (6ой этаж)


 

Совместное заседание

Сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики ИФ РАН

Сектора философских проблем социальных и гуманитарных наук ИФ РАН



Планируется видеотрансляция



 

ВЫСТУПАЮЩИЕ 

  

В беседе собираются принять участие Светлана Сергеевна Неретина (модератор), Павел Дмитриевич Тищенко, Григорий Борисович Гутнер, Виктор Павлович Визгин, Вадим Маркович Розин, Константин Александрович Павлов-Пинус, Юрий Троицкий и др.

 

 


ИНФОРМАЦИЯ О КРУГЛОМ СТОЛЕ И ДАЛЬНЕЙШИХ ПУБЛИКАЦИЯХ


Совместное заседание двух секторов Института философии РАН проводится примерно за пол года до 4го июля 2018 года, когда исполнится сто лет со дня рождения Владимира Соломоновича Библера. Мы избрали дату – декабрь месяц с тем, чтобы иметь время расшифровать стенограмму обсуждения и подготовить её издание к юбилейной дате. Параллельно некоторые из коллег уже начали подготовку статей для наших центральных философских журналов, так или иначе связывая свои размышления с произведениями В.С. – одной из вершин философии советского периода. Желающим присоединиться к этой акции напоминаем, что для публикации статей в летних номерах журналов необходимо сдать их в готовом виде в редакции журналов где-то до конца января 2018 года.

 

 



С работами В.С., его биографией, воспоминаниями друзей и коллег, работами его учеников можно ознакомиться на сайте «Библер и вокруг» https://www.bibler.ru/index.html

 

Там же можно найти две важные публикации В.С., которые подводят непосредственно к теме обсуждения – это статья «Быть философом» (https://www.bibler.ru/bim_ng_byt_f.html) и опубликованный в двухтомнике «Замыслы» (М. 2002) доклад «О конце философии». С. 925 – 932. (https://www.bibler.ru/bid_o_kontse.html)

 

 

 


Думаем, что наш разговор во вторник можно начать фразой В.С. – первой в упомянутом докладе: ”Итак, сегодня я хотел немного поразмышлять о конце, а если говорить не так страшно, о кризисе самого философского мышления в канун ХХI века...”

Уточнят его вопрос о кризисе (смерти) философии ещё две цитаты:


“Однако с самого начала у меня возникают серьезнейшие сомнения, серьезнейшие и достаточно трагические недоумения. К середине ХХ века конец наукоучения обернулся концом философии. В самом деле, в начале ХХ века и в самой науке (Гайзенберг, Бор, Эйнштейн) и в философии шел как бы поиск начал, стремление заново обосновать начала наукоучения, но, начиная с 30-х годов, философия и наука перестали искать начала мышления, а стали расширяться агрессивно вширь; бесконечное развитие науки без особого внимания на начала мышления, вширь и сразу – в технику, в определенное применение и использование научных достижений. Техническая составляющая оказалась определяющей и во многом замещающей внимание к началам философского мышления”.


 “В ХХ веке, я подчеркиваю – во второй половине ХХ века, уже после Хайдеггера, Гуссерля, феноменологии, которые, размышляя над этим концом наукоучения, по-разному решают эту проблему – итак, в конце ХХ века исчезает ориентация на логику как собственный домен философского мышления. Возникает двойственная ситуация. С одной стороны, как бы спуск в иррационализм, в полный отказ от разумного размышления; разум исчезает в иррационалистских стремлениях того или другого типа (я сейчас нарочно не называю имен, а говорю о ситуации). А с другой стороны, логика подменяется математической логикой, которая интересуется не бытийным началом, исходным бытийным началом бытия, а как всякая математическая логика развивает собственные идеи, внутри как бы самой логики возникающие и не требующие обращения к тому, а как в действительности, какова бытийность сама по себе (курсив составителей объявления)”.