Институт Философии
Российской Академии Наук




  Индивидуальные монографии
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философии культуры » Книги » Индивидуальные монографии

Индивидуальные монографии

Никольский С.А. Советское. Философско-литературный анализ. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2024. 322 с.

ISBN 978-5-98712-389-8


Феномен «советское», возникший в ходе Октябрьского переворота и Гражданской войны, своей основой имел адаптированный к российским реалиям марксизм и русскую «почву», а его главный элемент «советский человек» свою родословную вел с ХIХ века. С одной стороны, «новый человек» был рукотворным продуктом ленинизма и сталинизма, симбиозом фантазии, веры и фанатизма, с другой – воплощением гуманистических идей раннего Маркса. Как происходящее сознавалось современниками? Пространные суждения об этом вряд ли можно ожидать от обычно «безмолствующего» (А. Пушкин) народа. Но зато многое могут сообщить писатели и поэты – подлинные летописцы истории. Драматический, а часто и трагический процесс возникновения и укоренения советского в философско-художественной форме осознавался и воплощался в тексты великими отечественными литераторами ХIХ и ХХ веков. Их произведения – не в традиционном качестве «мастеров слова», а как наблюдателей-современников, глубоких и проницательных мыслителей – до сих пор не вполне освоены и оценены. Но именно такой ракурс воззрения на историю в совокупности с рациональным научным постижением делает ее понастоящему полноценной и адекватной происходившему. По этой причине книга «Советское. Философско-литературный анализ» является естественным продолжением монографии «Советское. Идея и практика».


Cодержание

   

Никольский С.А. Советское. Идея и практика. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. 392 с.

ISBN 978-5-98712-399-7


Феномен «советское», возникший в ходе Октябрьского переворота и Гражданской войны, своей основой имел адаптированный к российским реалиям марксизм и русскую «почву», а его главный элемент «советский человек» свою родословную вел с ХIХ века. С одной стороны, «новый человек» был рукотворным продуктом ленинизма и сталинизма, симбиозом фантазии, веры и фанатизма, с другой – воплощением гуманистических идей раннего Маркса. Ленин и партия «профессиональных революционеров» сорвали Россию с естественной траектории ее развития, предприняли попытку «перескочить» через капитализм и из феодализма шагнуть прямо в коммунизм. Для этого страна в течение семидесяти лет понуждалась к развитию вопреки ее естественной эволюции, но в конце концов надорвалась и разрушилась, что было названо «крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века». В исследовании, отражающем философско-мировоззренческую позицию автора, которую, конечно, разделяют не все исследователи этого явления, феномен «советское» рассматривается в историософском, историческом и политическом аспектах от своего возникновения и до окончания Второй мировой войны. Что до его рассмотрения в литературно-художественном и социально-философском аспектах, то оно в следующей книге-продолжении «Советское. Философско-литературный анализ». Обе монографии ориентированы на молодежь, а также на читателей, живших во времена СССР, как относящихся к советскому прошлому критически, так и ностальгирующих об ушедшем времени в сегодняшнем постсоветском бытии.


Оглавление

 

 

Касавина Н.А. Экзистенция и культура. М.: Издательство «Весь Мир», 2022. 438 с. 

ISBN 978-5-7777-0881-6


Книга посвящена исследованию феномена экзистенции как сферы переживания человеком собственной ситуации в мире, пограничности существования, самопонимания субъекта и его самоопределения по отношению к смыслам и ценностям культуры. Культура предстает как пространство конструирования личностью своего бытия, его субъектный горизонт, в котором разворачивается личная история. Экзистенциальный опыт понимается как основа концептуализации непрерывности жизненного пути, имеющая рекурсивную природу. Предлагается трактовка влияния экзистенциализма на современную культуру, в центре которого – поворот социально- гуманитарных наук к смысложизненным составляющим человеческого бытия. Реконструкция культурных особенностей экзистенции дополнена обращением к произведениям мировой художественной литературы. Результаты исследования позволяют расширить горизонт философии науки и культуры, включив в него значительный пласт тематики, связанной с проблемой экзистенциального опыта.


Содержание

   
  Аристова Е.П. Амвросий Медиолапский и Аврелий Августин о душе / Е.П. Аристова; Рос. акад. наук, Ин-т философии. М.: ИФ РАН, 2019. 216 с. 500 экз.

ISBN 978-5-9540-0349-9


Душа - один из древнейших концептов философии, комплексное понятие, используемое для обозначения интеллектуальной и эмоциональной активности человека. Широко употребимое в античной философии, это понятие претерпевает трансформации в эпоху формирования христианской догматики. Характер описания жизни души в сочинениях Амвросия Медиолан-ского и Аврелия Августина, христианских Отцов Церкви IV-V вв. н.э., отражает этот процесс. В книге проводится анализ употребляемой в их текстах латинской лексики, описывающей психическую активность, проводятся параллели и противоречия с концептом души в интерпретации Плотина.


Содержание

   
  Неретина С.С., Никольский С.А., Порус В.Н. Философская антропология Андрея Платонова. М.: ИФ РАН, 2019. 236 с. 600 экз.

ISBN 978-5-9540-0352-9

 

Монография – внимательное и заинтересованное прочтение художественно-философских текстов Андрея Платонова авторами, профессионально занимающимися философией. Именно последнее обстоятельство позволило увидеть и доказательно открыть в произведениях большого писателя философское размышление о его времени – времени большевиков двадцатых – первой половины тридцатых годов ХХ столетия. Однако говорить о нем открыто в условиях цензуры, и к тому же будучи меченным клеймом врага советского строя, Платонов не мог. И по этой причине избрал жанр реалистической фантасмагории, который оказался наиболее адекватным фантазийности и фанатизму – главным свойствам европейского марксизма на русской почве. Андрей Платонов был пророком, предвидев идеи постмодерна, вскружившие голову западным интеллектуалам полстолетия спустя. Андрей Платонов был ниспровергателем, открывшим, как и другой исследователь коммунистического ада Варлам Шаламов, что абстракции экзистенциальной философии не могут адекватно описать жизнь человека, оказавшегося по ту сторону человеческого.  


Содержание

   

Воронина О.А. Гендерная культура в России: традиции и новации. [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии; О.А. Воронина. М.: ИФ РАН, 2018. 111 с.; 20 см. – Библиогр.: с. 105–110. – Рез.: англ. 500 экз.

ISBN 978-5-9540-0344-4


Книга посвящена анализу влияния традиций и социальных новаций на формирование гендерной культуры в России. Работа носит междисциплинарный характер и построена на параллельном обращении к социальной истории, философии и художественной литературе. Основная идея автора заключается в том, что традиционные  гендерные ценности, возникшие в архаическую эпоху, вошли в концепт русской национальной идеи в XIX в., пережили советскую модернизацию и в наше время вновь стали важной частью государственного консервативного дискурса. Вызов этому политическому и культурному традиционализму бросают такие новации, как теория и практика прав человека и новые информационные и биотехнологии.

 

Содержание 

   
Никольский, С.А. Империя и культура. Философско-литературное осмысление Октября 

Никольский С.А. Империя и культура. Философско-литературное осмысление Октября. М. : ИФ РАН, 2017. 126 с.  500 экз.

ISBN 978-5-9540-0321-5

 

Тема «империя и культура» разрабатывается посредством анализа явлений и процессов, связанных с революцией октября 1917 года. В качестве исследовательского предмета избираются философско-художественные произведения ряда крупных отечественных писателей и поэтов, а временные пределы раздвигаются на несколько десятилетий – от девяностых годов ХIХ века до тридцатых годов века ХХ. Особое место отводится философско-литературным фантазиям писателей – современников Октября о будущем коммунистической России и социализма, победившего во всемирном масштабе. Рассмотрение проблематики предоктябрьских, октябрьских и послеоктябрьских событий предпринимается на материале ряда произведений Антона Чехова, Евгения Замятина, Бориса Пильняка, Александра Блока, Александра Богданова, Андрея Платонова, Осипа Мандельштама, Владимира Маяковского, Анны Ахматовой, Варлама Шаламова.


Содержание

   

 

Никольский С.А. Философская интерпретация русской литературы. Пекин, 2016. 183 с. (Гриф Института философии РАН).

ISBN 978-7-5664-1185-3. (На кит. языке)


Высокая литература в России всегда была философ­ской, равно как и философия нередко являла себя миру в связи с литературой или вовсе в литературной фор­ме. Формулирование «последних» вопросов бытия, попытка их понимания, бунт против «свинцовых мерзостей жиз­ни» и надежда на лучшее – разве все это не требует философского ос­мысления? И что это, если не философия?

Как отвечали классики русской гуманитарной мыс­ли на фундаментальные вопросы бытия? Какими им виделись предельные основания человеческого мира – жизнь и смерть, добро и зло, любовь и страсть, ненависть и тоска, несчастье и счастье. Ответы на эти вопросы, анализируя русскую литературу ХIХ столетия, автор пытается дать в книге.


Содержание

   

Кознова И.Е. Сталинская эпоха в памяти крестьянства России.  М.: Политическая энциклопедия, 2016. (История сталинизма). 464 с. 1000 экз.

ISBN 978-5-843-2031-2


Сталинская эпоха сильнее всего выражает социокультурный, мировоззренческий перелом, пережитый российской деревней в XX в. Нэп и отказ от него, коллективизация и раскулачивание, укрепление колхозного строя и раскрестьянивание, репрессии, война, неоднократный голод – за каждым из этих событий и процессов, так или иначе запечатленных в крестьянской памяти, стоит определенный образный ряд. В книге рассматриваются особенности крестьянского представления о прошлом, исследуются характерные черты и содержание памяти крестьян о сталинизме.


Содержание

   

Никольский С.А. Горизонты смыслов. Философские интерпретации отечественной литературы XIX и ХХ вв. М.: Голос, 2015. 

 

Высокая литература в России всегда была философской, равно как и философия нередко являла себя миру в связи с литературой, а то и вовсе в литературной форме. И хотя ее предметом было не все поле философских изысканий, а лишь мировоззренческие вопросы, от этого ее вклад в гуманитарную мысль не должен быть недооценен.

Цель работы – показать, что значительная часть проблематики русского мировоззрения имеет глубокие исторические корни, формулировалась с первых этапов становления отечественной философствующей литературы и по-прежнему актуальна. Как отвечала отечественная гуманитарная мысль на последние вопросы бытия? Каким виделась совокупность мировоззренческих смыслов и ценностей? Как мировоззрение менялось?

Эти и другие темы рассматриваются в книге, составленной из расширенных вариантов статей, опубликованных автором в последние годы в журналах «Вопросы философии», «Космополис», «Философия и культура», «Человек», а также в изданиях, подготовленных в Институте философии Российской академии наук.  


Содержание

Полный текст в формате PDF (Внимание! В тексте неправильно проставлены номера страниц в части 2. Ориентируйтесь на содержание, размещенное выше) 

   

 

Симуш П.И. Благодатные заветы Лермонтова поисковому россиеведению. М.: МООО "Асмо-Синтез", 2015.


В книге известного философа Петра Иосифовича Симуша, доктора философских наук, профессора, академика Международной академии информатизации при ЮНЕСКО, автора ряда работ по россиеведению и классической филологии, исследуется лермонтовский феномен. Мiръ Лермонтова - это искомая середина мира. Её держатель владел знанием Вселенной, представляя собой малую вселенную.

Автор этого труда предлагает исследование своеобразного мыслителя М.Ю. Лермонтова - избранника Провидения, пророка и поэта. Можно как угодно относиться к религиозной философии Лермонтова, принимать или отвергать её, но никак нельзя отрицать её мощнейшего метафизического содержания. Книга П.И. Симуша раскрывает яркое своеобразие лермонтовской индивидуальности в интегральном россиеведении. Дана трактовка понятий «священность», «ключимость», «немотная Россия» (вместо «немытой»).


Содержание

   

 

Кузьмина Т.А. Экзистенциальная философия: монография. М.: «Канон+ РООИ «Реабилитация», 2014. 352 с. (Гриф ИФ РАН)

ISBN 978-5-88373-291-0

 

В монографии исследуется природа экзистенциального опыта и экзистенциальной философии. Последняя не совпадает ни по содержанию, ни по объему с экзистенциализмом, рассматриваемым лишь как определенная школа или направление в современной философии. Экзистенциальный опыт, лежащий в основании философии, роднит мыслителей, традиционно относимых к разным школам (в частности, И.Канта и Н.Бердяева). Исходя из установок экзистенциальной философии рассматриваются проблемы морали и культуры.


Содержание 

   

 

Симуш П.И. Коды Серебряного века: что разгадывает С.А. Есенин? М.:МООО «АСМО-синтез», 2014. 224с.

ISBN 978-5-9903075-4-4


В книге известного философа Петра Иосифовича Симуша, доктора философских наук, профессора, академика Международной академии информатизации при ЮНЕСКО, автора ряда книг и статей по россиеведению и классической филологии, исследуется «пророк Есенин Сергей», который был «terra incognito» российской мысли XX века. Новизна интегративного сознания в «есенинской тематике» уже востребована ростом интеллектуализации российского общества в XXI столетии. С.А. Есенин - обладатель удивительного качества конвергентности, актуальность которого проясняется отечественным Модерном.


   

 

Симуш П.И. Серебряный век и новая юность: проблема желания. М.: МООО «Асмо-синтез», 2013. 256 с.

ISBN 978-5-9903075-3-7.


В рамках поискового диалога, ведущегося профессором и студентами, представлен новый подход к интегральному мировоззрению, проясненному поэтами-мыслителями Серебряного века.  В  поиске ответа на вопросы,  как надо креативно мыслить и действовать в складывающейся ситуации, новое юношество обращается к   интеллектуальному  опыту  предыдущих поколений.  Философская поэтика Серебряного века особенно привлекательна для юношества, она  созвучна  началу XXI века. Студенты дискутируют по поводу  проблемы:  сохранили ли «русские россияне» русскую душу, какие «коды» России следует раскодировать, как «вызывать к грядущему то, что миновало».


Содержание: 1 2

   

 

Никольский С.А. Аграрный вопрос в России в ХХ веке. История, современное состояние, стратегии решения. Издание второе. М.: УРСС, 2012. 136 с.


В предлагаемой читателю книге представлено видение комплекса проблем, характеризовавших аграрную экономику и сельскую общность России в начале ХХ века и сохраняющихся поныне. Рассматриваются вопросы индивидуального и коллективного производства, вмешательства или невмешательства государства в экономические процессы, а также вопросы региональных особенностей сельского хозяйствования, земельной собственности, общественного сознания производителей, роли национальных и культурных традиций и многие другие. Настоящее издание включает статьи, опубликованные автором в ряде центральных и региональных газет и журналов в 1994-1999 г. Книга рекомендуется специалистам в области аграрной экономики и сельского хозяйства.


Содержание

   

Никольский С.А. Русское мировоззрение. Том III.

Никольский С.А. Русское мировоззрение. Том III. «Новые люди» как идея и явление: опыт осмысления  в  отечественной  философии  и классической  литературе 40-х – 60-х годов XIX столетия. М.: Прогресс-Традиция, 2012. ISBN:  978-5-89826-364-5.


Одной из реакций отечественной философско-гуманитарной мысли на ожидаемые и состоявшиеся при Александре II либеральные реформы стал феномен «нового человека». Его изобретение и параллельно открытие философствующей русской литературой, отзывающейся на дарованные «сверху» свободы и одновременно опережающей жизнь, было обусловлено тем, что развитие капитализма в стране только начиналось. «Новые люди», чаще всего являвшиеся в образах разночинцев  лишенных «корней» (глубинных связей с родной историей и культурой) городских жителей,  населяли художественно-философские тексты многих писателей  от Чернышевского до Достоевского  и маркировались ими то как темные «выходцы из подполья», то как светлые «завтрашние жители Земли». Вместе с тем в литературе успешно исследовались смыслы и ценности, привносимые «новыми старыми» русскими типами, представленными в повествованиях Герцена, Лескова, Сухово-Кобылина, Салтыкова-Щедрина. Выполненный философствующими литераторами анализ как воображаемого, так и реального сознания обоих типов «новых людей» существенно обогатил картину русского мировоззрения, создаваемого отечественной классикой.

 

Полный текст   

   

 

Никольский С.А. Русское мировоззрение. Т.II. Как возможно в России позитивное дело: поиски ответа в отечественной философии и классической литературе 40–60-х годов ХIХ столетия. М.: Прогресс-Традиция, 2009. 543 с. (В соавторстве с В.П. Филимоновым).


 Полный текст

   

Никольский С.А. Русское мировоззрение. Том I. Смыслы и ценности российской жизни в отечественной литературе и философии XVIII - середины XIX столетий. М.: Прогресс Традиция, 2008. 415 с. (в соавторстве с В.П.Филимоновым).


 Полный текст

   

  

Симуш П.И. Зачем пророчествуют классики? М.: АСМО-синтез, 2012. 255 с.

ISBN 978-5-9903075-2-0


Пророческая традиция русской классики (от Г. Державина до Б.Пастернака) сохраняет свою актуальность  и несет в себе  креативность. Классика  значительно превосходит современную литературу,  обладает несомненным интеллектуальным потенциалом и  всеведеньем.  


Содержание: 1 2 3

   

Симуш П.И. Россия и Чехов: стяжание правды. М.: Асмо-Синтез, 2011. 240 с.

ISBN 978-5-9903075-1-3


Вклад  Чехова в интегральное мировоззрение предстает как синтез науки с философией, религией и литературным творчеством. Чехов изоморфен России, он проникнут духом русской классики, духом историзма и вечности.  Его миропонимание вносит в научную философию  мысли о «нравственном праве», о сочетании форм мировоззрения в поле между крайностями богословия и атеизма, о правильном правовом пути России.

Содержание: 1 2

   

 

Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006. 408 с.


Проблематика культуры как предмета философского знания, основные этапы в развитии философии культуры (классический и постклассический), место философии культуры в системе наук о культуре, а также ряд сюжетов, имеющих отношение к современной российской философском проблематике (культура как деятельность, понятие национальной культуры,  цивилизационная культурная идентичность России) - таково содержание монографии известного российского философа В.М.Межуева.


Содержание


   

 

Никольский С.А. Аграрный курс России (мировоззрение реформаторов и практика аграрных реформ в социально-историческом, экономическом и философском контекстах). М.: КолосС, 2003. 376 с. 

Издание осуществлено при финансовой подержке РГНФ (проект № 02-03-16123).


Рассматриваются история и мировоззренческие основания аграрной теории и практики преобразований в российском сельском хозяйстве за период с конца XVII до начала XХI века. Особое внимание уделяется истории ХХ столетия, в том числе - региональным моделям аграрногог реформирования 90-х годов в Орловской, Белгородской, Нижегородской и  Московской областях, в Краснодарском крае. Отдельно представлена программа преобразований в Республике Крым. Для научных работников, специалистов органов управления АПК всех уровней.


Содержание 

   

 

 

Никольский С.А. Власть и земля. Хроника утверждения бюрократии в деревне после Октября.  М.: Агропромиздат, 1990. 238 с.