Институт Философии
Российской Академии Наук




  Проекты
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философии культуры » Проекты

Проекты

Текущие проекты 

 

Сотрудники сектора работают по плановым темам Института философии РАН «Российский проект цивилизационного развития» (2022-2024) и «Практическая и прикладная философия» (2020-2024).


Совместный проект Института философии РАН и Государственного музея Л.Н. Толстого «Философия в литературе. Литература в философии. Путь, проложенный Львом Толстым»
   
  Проект Института философии РАН «EXISTENTIA» 
   
 

Проблемы российского самосознания (ежегодные научные конференции)

О проекте

Материалы конференций

   
  Семинар сектора «Россия как она есть» 


Завершенные проекты

 

Коллективный проект "Культурное самосознание личности: национальное и общечеловеческое" (2017-2019)

 

1. Философский дискурс о культуре в ситуации глобальных перемен и смены культурных ценностей в современном мире. (Как в меняющемся мире изменяется представление о культуре, ее производстве и трансляции; какая философия отвечает современной культурной ситуации и на какой мир она может «работать»).   

 

2.  Эволюция смыслов и ценностей российского самосознания в его самобытных и общечеловеческих проявлениях,  в аспектах традиций и инноваций в религиозном дискурсе, в  формировании гендерной культуры,  в меняющихся представлениях о прошлом, в том числе, в самосознании интеллигенции.  (Что в смыслах и ценностях современной российской культуры имеет национальный, а что общечеловеческий характер и как эти «части» взаимосвязаны;  как существующие традиционные  и инновационные нормы и ценности влияют на гендерную культуру и религиозное самосознание личности; какими способами и в каких формах происходит мифологизация самобытного и универсального в составе прошлого; в чем заключается вклад интеллигенции в современный культурный процесс). 

 

3. Сакральный характер российской культуры и антропологические дискурсы о мифе и человеке в ее  традиционной форме. (Как возможно и что откроет нам постижение духовных смыслов российской истории; что представляет собой  досубъектное  сознание и  «коммуникативный разум» (Ю. Хабермас), исторически предшествующие «теоретическому разуму» и абстрагирующей способности мышления).      

  

Коллективный  проект «Культурная идентичность в мире многообразия культур» (2012-2016)

 

Предлагается несколько возможных ракурсов анализа идентичности в условиях современной глобализации и конкуренции культур: идентичность представляется сквозь призму философской идеи культуры; исследование смыслов и ценностей русского мировоззрения видится как основа отечественной культурной идентичности; влиятельные современные философские школы  рассматриваются в качестве предвосхищения нового образа западной культуры; акцент делается на диалоге культур в информационном обществе; проблематика  идентичности связывается  с изучением ее гендерных аспектов и темы досубъектности; анализируется российская конфигурация  взаимодействия памяти и идентичности; российской идентичность трактуется с точки зрения центральной парадигмы классики, а также в аспекте идентификации интеллигенции  в современной России.  

 

Плановые:


Коллективный проект «Мировоззрение русского земледельца в отечественной философии и классической литературе ХIХ–ХХ вв.» (2007-2011)

Основными  результатами работы над проектом являются следующие:

Русская философия и русская классическая литература рассматриваются как исторически специфичные формы  российского самосознания. К проблематике российского самосознания примыкает исследование мировоззрения русского земледельца. Предпринята попытка дать систематическое представление о содержании, основных идеях, смыслах и ценностях мировоззрения русского земледельца (крестьянина и помещика). Описание мировоззрения земледельца проводится по основным «блокам»: представлениям о природе, семье, религии, культуре, морали, праву,  эстетическим воззрениям и т.д. Доказывается, что по крайней мере некоторая часть из них имеет фундаментальный характер, развивающийся в истории.

Содержательная реконструкция русского мировоззрения на материале русской философии и классической литературы применительно к мировоззрению земледельца позволяет говорить о нем  как сложном явлении культуры, которое исторически наполняется новым содержанием. Первоначально в русском мировоззрении проявлялись  и фиксировались крупными литераторами преимущественно глобально-универсалистские черты, имеющие статус обобщенно-философских. К ним относятся представления о судьбе, размышления о жизни и смерти. Существенной ориентацией классической литературной прозы стал поиск ответа на вопрос о возможности в России позитивного дела и героя-деятеля. Тема сознания русского человека как личности становится главным предметом отечественной литературы и философии, а с появлением  кинематографа – и визуально-экранного творчества.  

 

Программы Президиума и Отделения РАН:

 

  • Программа «Россия в глобализирующемся мире»

проект «Проблемы российского самосознания» (2007). Рук. С.А. Никольский.

проект «Национальная культура в эпоху глобализации» (2007). Рук. В.М. Межуев.

проект «Культура и власть: современные вызовы и российские архетипы» (2008). Рук. С.А. Никольский.

  • Программа «Историко-культурное наследие и духовные ценности России»

проект  «Вечное и преходящее в культурном наследии России»  (2009-2011). Рук. С.А. Никольский, участники – В.М. Межуев, И.Е. Кознова.  

  • Вечное и преходящее в культурном наследии России / Отв. ред. С.А. Никольский. М.: ИФ РАН, 2010. 151 с.

Отношение к собственному наследию, в противоположность ложно понятому патриотизму, не может быть исключительно апологетическим и, как следствие, догматическим. Это отношение селективно, корректируется настоящим и потому критично по своему духу. Для того, чтобы ответить на вопрос об избирательном наследовании, необходимо, во-первых, проанализировать общий состав этого наследия, в том числе такие составляющие его пласты как этнический и национальный, языческий, православный и светский, азиатский и европейский, крестьянский, дворянский и разночинный. Во-вторых, необходимо содержательно раскрыть и, если понадобится, то и реконструировать то, что сохраняет свое культурное значение и ждет своего востребования в современной России.