Текущие проекты и семинары
Сотрудники сектора работают по плановым темам Института философии РАН «Российский проект цивилизационного развития» (2022-2024) и «Практическая и прикладная философия» (2020-2024).
Завершенные проекты
Коллективный проект "Культурное самосознание личности: национальное и общечеловеческое" (2017-2019)
1. Философский дискурс о культуре в ситуации глобальных перемен и смены культурных ценностей в современном мире. (Как в меняющемся мире изменяется представление о культуре, ее производстве и трансляции; какая философия отвечает современной культурной ситуации и на какой мир она может «работать»).
2. Эволюция смыслов и ценностей российского самосознания в его самобытных и общечеловеческих проявлениях, в аспектах традиций и инноваций в религиозном дискурсе, в формировании гендерной культуры, в меняющихся представлениях о прошлом, в том числе, в самосознании интеллигенции. (Что в смыслах и ценностях современной российской культуры имеет национальный, а что общечеловеческий характер и как эти «части» взаимосвязаны; как существующие традиционные и инновационные нормы и ценности влияют на гендерную культуру и религиозное самосознание личности; какими способами и в каких формах происходит мифологизация самобытного и универсального в составе прошлого; в чем заключается вклад интеллигенции в современный культурный процесс).
3. Сакральный характер российской культуры и антропологические дискурсы о мифе и человеке в ее традиционной форме. (Как возможно и что откроет нам постижение духовных смыслов российской истории; что представляет собой досубъектное сознание и «коммуникативный разум» (Ю. Хабермас), исторически предшествующие «теоретическому разуму» и абстрагирующей способности мышления).
Коллективный проект «Культурная идентичность в мире многообразия культур» (2012-2016)
Предлагается несколько возможных ракурсов анализа идентичности в условиях современной глобализации и конкуренции культур: идентичность представляется сквозь призму философской идеи культуры; исследование смыслов и ценностей русского мировоззрения видится как основа отечественной культурной идентичности; влиятельные современные философские школы рассматриваются в качестве предвосхищения нового образа западной культуры; акцент делается на диалоге культур в информационном обществе; проблематика идентичности связывается с изучением ее гендерных аспектов и темы досубъектности; анализируется российская конфигурация взаимодействия памяти и идентичности; российской идентичность трактуется с точки зрения центральной парадигмы классики, а также в аспекте идентификации интеллигенции в современной России.
Плановые: Коллективный проект «Мировоззрение русского земледельца в отечественной философии и классической литературе ХIХ–ХХ вв.» (2007-2011) Основными результатами работы над проектом являются следующие: Русская философия и русская классическая литература рассматриваются как исторически специфичные формы российского самосознания. К проблематике российского самосознания примыкает исследование мировоззрения русского земледельца. Предпринята попытка дать систематическое представление о содержании, основных идеях, смыслах и ценностях мировоззрения русского земледельца (крестьянина и помещика). Описание мировоззрения земледельца проводится по основным «блокам»: представлениям о природе, семье, религии, культуре, морали, праву, эстетическим воззрениям и т.д. Доказывается, что по крайней мере некоторая часть из них имеет фундаментальный характер, развивающийся в истории. Содержательная реконструкция русского мировоззрения на материале русской философии и классической литературы применительно к мировоззрению земледельца позволяет говорить о нем как сложном явлении культуры, которое исторически наполняется новым содержанием. Первоначально в русском мировоззрении проявлялись и фиксировались крупными литераторами преимущественно глобально-универсалистские черты, имеющие статус обобщенно-философских. К ним относятся представления о судьбе, размышления о жизни и смерти. Существенной ориентацией классической литературной прозы стал поиск ответа на вопрос о возможности в России позитивного дела и героя-деятеля. Тема сознания русского человека как личности становится главным предметом отечественной литературы и философии, а с появлением кинематографа – и визуально-экранного творчества.
Программы Президиума и Отделения РАН:
проект «Проблемы российского самосознания» (2007). Рук. С.А. Никольский. проект «Национальная культура в эпоху глобализации» (2007). Рук. В.М. Межуев. проект «Культура и власть: современные вызовы и российские архетипы» (2008). Рук. С.А. Никольский.
проект «Вечное и преходящее в культурном наследии России» (2009-2011). Рук. С.А. Никольский, участники – В.М. Межуев, И.Е. Кознова.
Отношение к собственному наследию, в противоположность ложно понятому патриотизму, не может быть исключительно апологетическим и, как следствие, догматическим. Это отношение селективно, корректируется настоящим и потому критично по своему духу. Для того, чтобы ответить на вопрос об избирательном наследовании, необходимо, во-первых, проанализировать общий состав этого наследия, в том числе такие составляющие его пласты как этнический и национальный, языческий, православный и светский, азиатский и европейский, крестьянский, дворянский и разночинный. Во-вторых, необходимо содержательно раскрыть и, если понадобится, то и реконструировать то, что сохраняет свое культурное значение и ждет своего востребования в современной России. |
|||||||||||||||||||||||
|