Книги 2017 г.
|
|
|
Ишрак: ежегодник исламской философии: 2017. № 8. = Israq: Islamic Philosophy Yearbook: 2017. № 8. М.: Наука – Вост. лит., 2017. ISBN 978-5-02-039808-5.
Восьмой выпуск ежегодника исламской философии «Ишрак («Озарение») содержит более 20 статей на русском, английском и французском языках, посвященных широкому спектру актуальных проблем исламской философской мысли и принадлежащих перу ведущих российских и зарубежных специалистов. Основная тема выпуска — Платон и платонизм в исламской философии.
Содержание
|
|
Аристотель: идеи и интерпретации / Под общ. ред. М.С. Петровой. — М.: Аквилон, 2017. — 580 с. (Гуманитарные науки в исследованиях и переводах, VIII). ISBN 978–5–906578–31–0.
В книге публикуются результаты историко-философских исследований концепций Аристотеля и его последователей, а также комментированные переводы их сочинений. Показаны особенности усвоения, влияния и трансформации аристотелевских идей не только в ранний период развития европейской науки и культуры, но и в более поздние эпохи — Средние века и Новое время. Обсуждаются впервые переведенные на русский язык ранние биографии Аристотеля. Анализируются те теории аристотелевской натурфилософии, которые имеют отношение к человеку и его телу.
Содержание
|
|
Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности. Материалы Московской международной конференции по Аристотелю. Институт философии РАН, 17-19 октября 2016 г. / Под общ. ред. В.В. Петрова. М.: Аквилон, 2017. — 708 с. + xii, с илл. ISBN 978-5-906578-29-7. (Гуманитарные науки в исследованиях и переводах, VII)
Книга представляет собой сборник материалов Московской международной конференции «Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности», прошедшей в Институте философии РАН 17–19 октября 2016 г. в год празднования 2400-летнего юбилея Аристотеля. В книге собраны работы отечественных и зарубежных ученых, исследователей Аристотеля и специалистов в смежных областях знания, рассматривающих многообразные аспекты учения самого философа, а также особенности усвоения его учения в последующей традиции. Дается анализ теорий и идей самого Аристотеля, рассматривается отношение его взглядов к предшествующим учениям. В ряде публикаций исследуется рецепция и трансформация аристотелизма в последующей интеллектуальной, философской, научной традициях: западноевропейской латинской, византийской, ренессансной, нововременной. Особый раздел книги составили работы, исследующие влияние аристотелизма на естественные науки. В составе авторов — ученые из России, пост-советских государств, дальнего зарубежья.
Содержание
|
|
Волкова Н.П. Плотин о материи и зле. М.: Аквилон, 2017. — 160 с. (Гуманитарные науки в исследованиях и переводах, VI). ISBN 978–5–906578–25–9
Проблема зла и его генезиса является одной из важнейших тем сначала ан- тичной, а затем и христианской мысли, занимая центральное место в круге вопросов, относящихся к свободе воли, теодицее и др. Эта книга посвящена проблеме зла в философии Плотина (205–270 гг. н.э.), который справедливо считается одним из самых значительных и оригинальных мыслителей Античности. Сочинения Плотина оказали огромное влияние на последующую философскую традицию и христианское богословие как греческого Востока, так и латинского Запада. Оригинальное учение Плотина, тем не менее, во многом явилось развитием и продолжением учения предшествующих мыслителей, в частности, — Аристотеля. Плотиновой рецепции доктрин Аристотеля, а также изменениям, которые вносит Плотин в аристотелевскую доктрину, посвящена отдельная глава этой книги. Решения, предложенные Плотином по сей день значимы для разных областей философской науки (истории философии, религиоведении, теологии).
Содержание
|
|
Фридрих Ницше: наследие и проект / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая, Е.А. Полякова; пер. А.Г. Жаворонков, И.М. Полякова. М.: Издательский Дом ЯСК, 2017. 824 с. ISBN 978-5-6040195-0-4
Цель трехъязычного сборника статей – рассказать о проблемах ницшеведения начала XXI столетия. Тридцать четыре философа из тринадцати стран, работающие в ведущих университетах и научно-исследовательских центрах России, Европы и Америки, обсуждают влияние творчества Ницше на мировую культуру, спорят о том, какие идеи немецкого мыслителя оказались наиболее востребованы в ХХ веке, поднимают вопрос об ответственности Ницше за идеологию национал-социализма, высказывают свои суждения о том, что его идеи могут привнести в философию XXI столетия. Книга предназначена как для специалистов – историков философии, так и для широкого круга читателей и призвана способствовать коммуникации интеллектуалов из разных стран.
Содержание
|
|
Философский журнал как феномен интеллектуальной культуры. К 70-летию журнала «Вопросы философии». Коллективная монография / Отв. ред.-сост. А. А. Гусейнов, Б. И. Пружинин, науч. ред. Т. Г. Щедрина. М., СПб.: ЦГИ «Принт», 2017. 471 с. ISBN 978-5-98712-784-1
В коллективной монографии публикуются материалы международной конференции «Философский журнал как феномен интеллектуальной культуры: проблемы и перспективы». Российские и зарубежные интеллектуалы (авторы и редакторы 40 ведущих философских и научно-гуманитарных изданий), а также представители Ассоциации научных работников и издателей обсуждают современные проблемы научной журналистики. Также представлены воспоминания сотрудников и авторов журнала «Вопросы философии», 70-летию которого посвящается эта книга. Том обстоятельно иллюстрирован, в том числе впервые публикуются фото документов по истории журнала «Вопросы философии» из архива РГАСПИ. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся современными проблемами и историей интеллектуальной культуры России.
Содержание
|
|
Первая программа Союза коммунистов. «Манифест коммунистической партии» в контексте истории. Изд. 2-е, доп. и исправл. Иркутск: Издательство «Типография на Чехова». 2017. 300 с.
Предлагаем вниманию читателя второе, дополненное и уточненное издание одноименной книги, не имеющей академического аналога – текста «Манифеста Коммунистической партии» с научными предметно-аналитическими комментариями и подробными примечаниями, иллюстрациями, в том числе редкими фотографиями авторов «Манифеста» (внесенного, наряду с «Капиталом» Маркса, в реестр всемирного документального наследия ЮНКСКО), со всеми предисловиями Маркса и Энгельса к различным изданиям «Манифеста», выходившим в разных странах мира при жизни авторов. Издание подготовлено на базе регулярного открытого академическою теоретического семинара «Марксовские чтения» ИФ РАН, в октябре 2017 г. отмечающею 20-летие со дня своего основания. Книга адресована преподавателям, студентам и аспиратам вузов и академических институтов гуманитарного профиля, а также всем, кто категорически не согласен с унизительным положением. когда 75 процентов населения планет живет в бедности и за чертой бедности, всем, кто против порабощения, угнетения и социальной эксплуатации человека человеком, одним народом другого народа, одним государством другого государства, против «цивилизованного варварства» в современном мире.
Содержание
|
|
Перспективы реализма в современной философии: сб. трудов / Ин-т философии РАН; под ред. В.А. Лекторского. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017. – 464 с. ISBN 978-5-88373-089-3
В данной книге, посвященной актуальной современной проблеме дискуссий реализма и антиреализма в философии науки и эпистемологии, приняли участие ведущие отечественные и зарубежные специалисты по данной проблематике. Авторы демонстрируют, что в противовес господствующим до недавнего времени антиреалистическим концепциям набирают силы реалистические тенденции в эпистемологии, философии сознания и философии науки. Это связано с такими популярными сегодня концепциями, как модальный реализм в эпистемологии и логике, экстернализм в эпистемологии и философии сознания, идея энактивизма и ситуативного познания в философии сознания и когнитивной науке, концепция структурного реализма и идея мультиверса в философии науки. Книга рассчитана на специалистов в области философии и истории науки, эпистемологии, а также будет полезна всем интересующимся современны-ми тенденциями в понимании процессов научного познания.
Содержание (PDF)
|
|
Проблемы и риски инженерного образования в XXI веке: монография / Под общ. ред. И.А. Герасимовой – М.: Университетская книга, 2017. – 312 с. ISBN 978-5-98699-243-3
Рассматриваются актуальные проблемы инженерного образования в контексте перспективных тенденций социально-экономического развития. Дан анализ целей, задач и методологии высшего образования в контексте стратегий инновационной деятельности и глобальных рисков как оборотной стороны научно-технического развития. Особое внимание уделено вызовам цифровой эпохи и антропологическим проблемам информационно-коммуникационных технологий. Развивается концепция конвергенции гуманитарного и технического знания в инженерном образовании, выявляются значения концептов дисциплинарности, междисциплинарности и трансдисциплинарности, дается анализ моделей образования. На основе анализа эволюции отношения человека к природе и исторических типов рациональности дискутируются современные проблемы экологической этики и экологического дизайна. Обсуждаются вопросы реализации компетентностного подхода в стандартах образования для бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
Полный тест (PDF)
|
|
Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 3, 2017: Творчество и жизненный мир человека. – М.: ИИнтеЛЛ, 2017. 382 с. ISBN 978-5-98956-013-4.
Книга представляет собой третий выпуск ежегодного издания «Философия творчества» (первый «Философия творчества». ИИнтеЛЛ, 2015, второй ИИнтеЛЛ, 2016). В центре настоящего издания – процессы творчества в соотнесении с жизненным миром человека, его языком, наукой, культурой и повседневностью. Традиционные разделы Ежегодника отражают специфику процессов смыслообразования в различных предметных сферах человеческой деятельности: философии, науке и искусстве. Книга рассчитана на специалистов в области философии, а также на широкий круг специалистов в области когнитивных наук, интересующихся проблемами творчества.
Полный текст (PDF)
|
|
Вострикова, Е.В. Логико-философский анализ языка: современный взгляд [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; Е.В. Вострикова, П.С. Куслий. – М. : ИФ РАН, 2017. – 211 с. : ил. ; 20 см. – Рез.: англ. – Библиогр.: с. 199–210. – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0322-2.
Книга посвящена современным проблемам логико-семантического анализа. Авторы отстаивают позицию, согласно которой значения выражений естественного языка могут анализироваться строгими формальными методами и показывают, каким образом это делается в современных исследования, находящихся на стыке философии, логики и лингвистики и опирающихся на исследовательскую методологию, восходящую к работам классиков аналитической философии (Г. Фреге, Б. Рассела, Л. Витгенштейна, А. Тарского, Р. Карнапа, У. Куайна, Д. Дэвидсона, Д. Льюиса). В книге дается современный взгляд на такие проблемы, как значение имен собственных, индексных и кванторных выражений, контекстов пропозициональных установок, граница между семантикой и прагматикой.
Полный текст (PDF)
|
|
Элен, Петер. Онтология и антропология С.Л. Франка [Текст] / Предисловие, пер. с нем. и коммент. А.С. Цыганкова ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М. : ИФРАН, 2017. – XIII, 150, [5] с. ; 20 см. – Библиогр.: с. 141–149. – Рез.: англ. – Перевод изд.: Ehlen Peter. Zur Ontologie und Anthropologie Simon L. Franks // Simon L. Frank. Die Realität und der Mensch. Eine Metaphysik des menschlichen Seins. Freiburg; München: Verlag Karl Alber, 2004. S. 11–121. – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0324-6.
В работе современного немецкоязычного исследователя проф. Петера Элена «Онтология и антропология С.Л. Франка» анализируются основные аспекты философии отечественного мыслителя Семена Людвиговича Франка. Проф. П. Элен затрагивает такие темы франковской философии, как: вопрос о бытии, реальности; проблема включенности человека в реальность, его соотношение с другими людьми и Богом; проблема теодицеи и наличия зла в мире. Немецкий исследователь анализирует творчество Франка обращаясь к западноевропейскому контексту и сравнивает его философский проект новой метафизики с философскими проектами таких мыслителей, как В. Дильтей, М. Шелер, Э. Кассирер, М. Хайдеггер.
|
|
Карелова, Л.Б. Ключевые мировоззренческие проблемы в японской философии XX века (историко-философские очерки) [Текст] / Л.Б. Карелова ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2017. – 163 с. ; 20 см. – Библиогр.: с. 153–159. – Рез.: англ. – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0325-3.
Книга представляет собой очерки истории японской философии ХХ в., рассмотренной сквозь призму основных мировоззренческих проблем – «я» и «другого», общества и индивида, понимания эпистемологического и экзистенциального субъекта, тела, пространства и времени. На основе оригинальных философских текстов предпринимается попытка выявить линии преемственности и специфику японских философских исследований ХХ в. Автор наглядно показывает, что особенностью японской мысли данного периода является конструктивный диалог с различными направлениями западной философии, опирающийся на потенциал национальной религиозно-философской традиции. Книга адресована студентам, аспирантам, преподавателям философских факультетов, а также всем, кто интересуется проблемами современной Японии.
Полный текст (PDF)
|
|
Киященко, Л.П. Событие. Личность. Время (К философии трансдисциплинарности) [Текст] / Л.П. Киященко ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М. : ИФ РАН, 2017. – 113 с. ; 20 см. – Библиогр.: с. 102–111. – Рез.: англ. – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0326-0.
Событие, личность, время – ключевые слова в названии монографии – дают подсказку для понимания особенностей философского размышления, намечающего путь к философии трансдисциплинарности. Они выступают в виде реперных точек, взаимодействуя друг с другом, раскрывают свой смысл по типу модели тройной спирали (triple helix). Эта модель налаживает отношения между оппозициями трансдисциплинарного взаимодействия, помогает решить проблему целостного восприятия мира в жизненных обстоятельствах.
Монография предназначена для профессиональной аудитории экспертов в области философии науки, а также всех, интересующихся философскими проблемами науки как познавательными и культурными явлениями.
Полный текст (PDF)
|
|
Неретина, С.С. Апории дискурса [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; С.С. Неретина, А.П. Огурцов, Н.Н. Мурзин, К.А. Павлов-Пинус. – М. : ИФ РАН, 2017. – 119 с. ; 20 см. – Библиогр.: с. 56, 71, 106, 117. – Рез. : англ. – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0323-9.
В книге, посвященной дискурс-анализу, сделана попытка понять, что представляет собой процесс языковый деятельности, отличный от речи. Рассматриваются процессы речевого схватывания от апоретики и паранепротиворечивой логики через концептуальное «схватывание» до практики упрощения речи, сведения ее к отчету, понятому не как философская ответственность за выраженную мысль, а как формальный перечень рабочих действий. Авторы монографии обнаружили метафизический смысл дискурса как такового и особенности научного дискурса, выявленного через различия риторического и теоретического языков и между предметной и коммуникативной интенциональностью дискурсов.
Полный текст (PDF)
|
|
Гранин Ю.Д. Эволюция науки и ее философские осмысления. – Москва: Академия Медиаиндустрии, 2017. – 262 с. – ISBN 978-5-902899-24-2
В книге сделана попытка органично совместить «историографическую» и «философскую» части курса «История и философия науки» на основе авторского понимания сущности и оснований современного философского подхода. В первой части обсуждаются основные проблемы эволюции науки: проблема периодизации истории и начала науки, зарождение науки в древних цивилизациях, особенности античной науки, эволюция науки в средние века, эпоху Возрождения, Новое время, в 19 и 20 столетиях. Во второй части анализируются основные проблемы и направления развития философии науки, начиная с античности и до наших дней. Особенно подробно представлены и проанализированы ключевые школы постпозитивистской философии науки: критический рационализм К.Поппера, концепция «научно-исследовательских программ» И. Лакатоса, концепция «научных революций» Т.Куна, концепция «неявного знания» М. Полани, методологический анархизм и плюрализм П. Фейерабенда.
Для аспирантов, соискателей и студентов, изучающих историю и философию науки.
|
|
Философская оттепель и падение догматического марксизма в России. Философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова в воспоминаниях его выпускников. – М.; СПб.: Нестор-История, 2017. – 344 с. ISBN 978-5-4469-1008-3
В этом издании собраны воспоминания студентов и преподавателей философского факультета МГУ 50-60-х гг. прошлого столетия. Это было время кризиса догматического марксизма-ленинизма, на основе которого строилась университетская программа преподавания философии. На факультете возникали новые реформаторские концепции о предмете философии, расширялась сфера изучения истории философии, появлялись новые философские дисциплины. Всё это привело к острому столкновению догматизма и новаторства, дискуссиям о предмете философии. В центре книги — знаменитое обсуждение тезисов преподавателей Э. Ильенкова и В. Коровикова. Оба преподавателя были изгнаны с факультета. Но в конечном счете победило новаторское мышление, которое открыло путь к творческому развитию философской науки.
Презентация книги
|
|
Гуревич, П, С. Педагогическая антропология. История развития : учеб. пособие для академического бакалавриата / П. С. Гуревич, О. К. Филатов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 308 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс. Модуль. ISBN 978-5-534-03596-4
Настоящее учебное пособие представляет собой историко-философское и историко-психологическое исследование феномена образования. Книга состоит из двенадцати глав, в которых раскрыты проблемы воспитания и обучения в истории педагогики, представлены педагогические взгляды и идеи Дж. Локка, К. Д. Ушинского, И. Канта и других общественных деятелей и мыслителей. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям.
|
|
Гуревич, П. С. Философия и история образования. От Античности до эпохи Просвещения : учеб. пособие для академического бакалавриата / П. С. Гуревич, О. К. Филатов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 363 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс. Модуль. ISBN 978-5-534-03576-6
Настоящее учебное пособие представляет собой историко-философское и историко-психологическое исследование феномена образования. В нем раскрыты основные цели образования, его современные стратегии и модели, развивающиеся педагогические технологии, а также представлена история образования от Античности до эпохи Просвещения включительно. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям.
|
|
Гуревич, П. С. Философская антропология. В 2 т. Том 2: учебник для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 209 е. — Серия: Бакалавр. Академический курс. ISBN 978-5-534-03021-1 (т. 2). ISBN 978-5-534-03022-8
В учебнике освещается множество различных антропологических проблем. В нем представлен материал о философском постижении человека, типах антропологических учений, бытии человека, проблеме человеческой субъективности во всем ее многообразии и о персоналистической традиции. Рассмотрены вопросы смысла жизни и ее ценности, философии любви, страдания, страха, философского постижения смерти. Особое внимание уделено сравнению классической и неклассической философской антропологии.
Учебник состоит из двух томов. В первый том входит материал о человеке как об объекте социально-философского анализа. Во втором томе раскрываются вопросы, связанные с человеческими экзистенциалами.
Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Учебник предназначен студентам гуманитарных направлений, аспирантам и преподавателям, а также всем интересующимся.
|
|
Гуревич, П. С. Философская антропология. В 2 т. Том 1: учебник для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 401 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс. ISBN 978-5-534-03020-4 (т. 1). ISBN 978-5-534-03022-8
В учебнике освещается множество различных антропологических проблем. В нем представлен материал о философском постижении человека, типах антропологических учений, бытии человека, проблеме человеческой субъективности во всем ее многообразии и о персоналистической традиции. Рассмотрены вопросы смысла жизни и ее ценности, философии любви, страдания, страха, философского постижения смерти. Особое внимание уделено сравнению классической и неклассической философской антропологии. Учебник состоит из двух томов. В первый том входит материал о человеке как об объекте социально-философского анализа. Во втором томе раскрываются вопросы, связанные с человеческими экзистенциалами. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Учебник предназначен студентам гуманитарных направлений, аспирантам и преподавателям, а также всем интересующимся.
|
|
Гуревич П.С. Культурология: учебник /П.С. Гуревич. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: КНОРУС, 2017. - 448 с. ISBN 978-5-406-05797-1
В учебнике отражены базовые понятия культурологии, содержатся ответы на вопросы, что такое культура, как она соотносится с природой, жизнью, цивилизацией. Автор размышляет над фразой Н.А. Бердяева «Культура — великая неудача», прослеживает связи между культурологией и философией культуры, рассматривает социальные проблемы культуры. Каждая из пяти частей учебника включает в себя самостоятельную группу актуальных проблем культурологии.
Для преподавателей и учителей, студентов вузов и учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев и колледжей.
|
|
Гуревич П.С. Практическая психология для всех: Клинический психоанализ / П.С. Гуревич. – М: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017.-448 с. ISBN 978-5-88373-058-9
В книге содержится материал, который позволяет познакомиться с основами клинической практики. На примерах психотерапевтической деятельности автор анализирует базовые положения психоанализа, объясняет, как идет работа с бессознательным содержанием психики, какие защитные механизмы используются в этой работе, что такое неврозы и психозы. Важное место в книге занимает тема различных характеров, которые присущи людям. Особое внимание уделяет детскому психоанализу.
Книга будет интересной для тех, кто хочет получить знания по психоанализу, а также привлечет внимание специалистов.
|
|
Смирнова Н.М. Смысл и творчество. М.: Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017. – 304 с. ISBN 978-5-88373-079-4.
В книге рассмотрены проблемы творчества как смыслообразующей деятельности человека. Особое внимание уделено дискуссионным аспектам конституирования смыслов в языке: эпистемологии метафоры, соотношению образа и знака, роли воображения в смыслообразующей деятельности человека. Проанализированы философские метаморфозы смысла в исторических типах герменевтики. Монография акцентирует непреходящую философскую значимость понятия смысла в условиях натуралистического поворота в современной философии. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся философией, лингвистикой и проблемами творчества.
Оглавление и предисловие
|
|
«Рассыпанное» и «собранное»: когнитивные приемы арабо-мусульманской культуры / Отв. ред. А. В. Смирнов. М.: ООО «Садра»: Издательский Дом ЯСК, 2017. — 736 с. — (Философская мысль исламского мира: Исследования. Т. 10). ISBN 978-5-906859-38-9
Различные сегменты арабо-мусульманской культуры (наука о языке, поэзия, философия, история, музыка) скрупулезно исследованы с целью показать наиболее важные приемы смыслополагания, задействованные в арабо-мусульманской культуре. Рассмотрено понимание вещи, единства и множественности, целого и части, вскрыта суть механизмов и процедур, которые построены на этих базовых категориях и которые организуют теоретический дискурс арабо-мусульманских интеллектуалов. Книга служит продолжением первого тома «Рассыпанного и собранного», который вышел в 2015 г. и носит подзаголовок «стратегии организации смыслового пространства в арабо-мусульманской культуре».
Титульные листы, оглавление, введение
|
|
Субъективный мир в контексте вызовов современных когнитивных наук / Общ. ред. и сост. В.А. Лекторского (Отв. редактор), Е.О. Труфановой, А.Ф. Яковлевой. — М.: Аквилон, 2017. — 234 с. – 600 экз. – ISBN 978–5–906578–22–8.
В представленных текстах докладов и выступлений конференции «Субъективный мир в контексте вызовов современных когнитивных наук» (5-6 октября 2016 г., Институт философии РАН) обсуждаются вопросы трансформаций понятия субъекта в современной культуре под влиянием новых достижений когнитивных наук и развития компьютерных технологий, дается анализ новейшим исследованиям в области нейронаук относительно проблемы соотношения сознания и мозга, рассматриваются различные взгляды на понятия субъекта и Я в разных философских и психологических традициях, ставится вопрос о главных вызовах, которые несет индивиду современная социокультурная среда, изменяющаяся под воздействием различных технологий, и о способах реагирования на эти вызовы. Книга рассчитана на специалистов по философии, психологии и когнитивным наукам, а также будет полезна всем интересующимся современными исследованиями сознания и познания. Издание выполнено за счет гранта Российского научного фонда (РНФ), проект № 16–18–10229 «Проблема субъективности в современном междисциплинарном контексте взаимодействия философии и когнитивных наук».
|
|
Шалак, В.И. Очерки по основаниям логики [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; В.И. Шалак. – М. : ИФ РАН, 2017. – 111 с. : ил. ; 20 см. – Библиогр.: с. 17–18, 33, 71–72, 109–110. – Рез.: англ. – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0320-8.
Книга очерков посвящена логико-философскому анализу оснований логики и ее места в системе наук. Важность владения методами логики иллюстрируется в первом очерке на примере анализа известной апории Зенона «Стрела». Во втором очерке обращается внимание на неявные предпосылки, которые принимаются в логике и тем самым могут оказывать влияние на формирование научной картины мира. Третий очерк посвящен анализу программы логицизма. Приведено доказательство теоремы о существовании критерия для разграничения логических и математических теорий. В четвертом очерке приводятся аргументы в пользу пересмотра некоторых общепринятых положений теории знаков и высказываются предположения, как это может отразиться на наших представлениях о природе и основаниях логики.
Полный текст (PDF)
|
|
Угрин, И.М. Российская государственность и имперская парадигма: философский анализ [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; И.М. Угрин. – М. : ИФ РАН, 2017. – 106 с. ; 20 см. – Библиогр.: с. 100–104. – Рез.: англ. – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0317-8.
Монография посвящена проблеме становления, упрочнения, развития и упадка российского государства как государства имперского типа. В ней проводится философский анализ имперской идеи в контексте ее отношения и взаимосвязи с политическими идеологиями. В работе раскрываются факторы формирования российской имперской государственности, показана преемственность ее традиций на протяжении столетий. Проводится анализ причин распада империи и угасания мобилизующего потенциала имперской идеи в современной России. Ставится вопрос о возможности возрождения имперской парадигмы в новом качестве, позволяющем ответить на вызовы текущего столетия.
Полный текст (PDF)
|
|
Никольский, С.А. Империя и культура. Философско-литературное осмысление Октября [Текст] / С.А. Никольский ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М. : ИФ РАН, 2017. – 126 с. ; 20 см. – Библиогр.: с. 120–124. – Рез.: англ. – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0321-5.
Тема «империя и культура» разрабатывается посредством анализа явлений и процессов, связанных с революцией октября 1917 года. В качестве исследовательского предмета избираются философско-художественные произведения ряда крупных отечественных писателей и поэтов, а временные пределы раздвигаются на несколько десятилетий – от девяностых годов ХIХ века до тридцатых годов века ХХ. Особое место отводится философско-литературным фантазиям писателей – современников Октября о будущем коммунистической России и социализма, победившего во всемирном масштабе. Рассмотрение проблематики предоктябрьских, октябрьских и послеоктябрьских событий предпринимается на материале ряда произведений Антона Чехова, Евгения Замятина, Бориса Пильняка, Александра Блока, Александра Богданова, Андрея Платонова, Осипа Мандельштама, Владимира Маяковского, Анны Ахматовой, Варлама Шаламова.
Полный текст (PDF)
|
|
Лев Николаевич Митрохин / Рос. акад. наук, Ин-т философии; сост.: С.Н. Корсаков, М.В. Колмакова, Л.А. Калашникова; авт. вступ. ст. М.В. Колмакова. – М.: ИФ РАН, 2017. – 107 с.: ил. – 17 см. – (Серия «Философы России» Вып. 3). – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0319-2.
Книга посвящена известному российскому ученому академику Льву Николаевичу Митрохину. Л.Н. Митрохин – выдающийся специалист в области философии, социологии и психологии религии, философской антропологии. Выпуск включает основные даты жизни и деятельности Л.Н. Митрохина, очерк его научной и научно-организационной деятельности, литературу о его жизни и трудах, хронологический указатель трудов ученого, вспомогательные указатели.
Для специалистов и историков науки.
Полный текст (PDF)
|
|
Серафим Тимофеевич Мелюхин / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; сост.: С.Н. Корсаков, Н.Т. Абрамова, Г.М. Тихомирова ; авт. вступ. ст. Н.Т. Абрамова. – М. : ИФ РАН, 2017. – 99 с. : ил. – 17 см. – (Серия «Философы России». Вып. 2). – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0313-0. Книга посвящена видному русскому философу члену-корреспонденту РАН Серафиму Тимофеевичу Мелюхину. С.Т. Мелюхин – известный специалист в области онтологии, философских вопросов естествознания, философии и методологии науки. В книге содержатся основные даты жизни и деятельности С.Т. Мелюхина, очерк его научной, педагогической и научно-организационной деятельности, литература о нем, хронологический указатель трудов ученого, вспомогательные указатели. Для специалистов и историков науки.
Полный текст (PDF)
|
|
Кожевникова, Магдалена. Гибриды и химеры человека и животного: от мифологии к биотехнологии [Текст] / М. Кожевникова ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М. : ИФРАН, 2017. – 151 с. : ил. ; 20 см. – Библиогр.: с. 139–148. – Рез.: англ. – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0316-1.
Книга вводит читателя в актуальную тематику гибридизации и химеризации человек-животное в рамках «улучшения человека» (human enhancement). В ней представлены этапы развития идеи «человекозверя» – от античности до современной поп-культуры, от мысленных экспериментов до лабораторных биотехнологических опытов. Автор анализирует ряд существующих концептов «природы человека» и выдвигает свой вариант определения данного понятия, который может играть прикладную роль в качестве инструмента интеграции новых форм жизни. В книге представлены идеи расширения морального статуса человека и повышения статуса животных.
Полный текст (PDF)
|
|
Чижков, С.Л. Метафизика свободы и идея государства в философии Б.Н. Чичерина [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; С.Л. Чижков. – М. : ИФ РАН, 2017. – 100 с. ; 20 см. – Библиогр.: с. 96–97. – Рез.: англ. – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0318-5.
Монография посвящена исследованию метафизики свободы выдающегося отечественного философа, историка, правоведа Б.Н. Чичерина (1828–1904). В работе анализируется развитие идеи свободы и формирование на ее основе этической и правовой теории Чичерина. Особое внимание в монографии уделяется анализу его концепции человеческих союзов, в том числе и анализу идеи государства как верховного союза народа. Концепция человеческих союзов в правовом учении Чичерина была призвана дополнить персоналистическое учение о свободе концепцией «объективной нравственности», заключенной в союзах.
Полный текст (PDF)
|
|
Апресян Р.Г.* Этика: учебник. М.: КНОРУС, 2017. 356 с. ISBN 978-5-406-05973-9
В учебнике приводится систематическое изложение этики – в единстве теоретической, нормативной и прикладной этики. Обсуждения проводятся в явном или подразумеваемом полемическом контексте. По многим теоретическим вопросам предлагаются новационные подходы; некоторые из раскрываемых вопросов еще не получили в современной русскоязычной литературе достаточного, а то и вообще какого-либо освещения. Двухуровневый метод подачи материала позволяет адаптировать изучение этики для разных задач специальной и общеобразовательной подготовки. Учебник снабжен краткими словарями имен и терминов.
Соответствует ФГОС ВО последнего поколения.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям.
Оглавление
|
|
Агацци Э. Научная объективность и ее контексты. Пер. с англ. Лахути Д.Г. / Под редакцией и с предисловием Лекторского В.А. М.: Прогресс-Традиция, 2017. 688 с. Книга философа с мировым именем посвящена детальной разработке реалистической концепции философии науки. Автор исследует проблемы объективности научного знания, референтов наблюдаемых и не-наблюдаемых объектов, структуры и динамики научных теорий, проблему истины в науке, вопросы этики науки, социальных измерений научной деятельности, взаимоотношения науки и технологий, науки и метафизики. В рамках своей позиции Э.Агацци анализирует практически все основные проблемы современной философии науки и дает подробный критический разбор различных реалистических и антиреалистических концепций. Автор формулирует ряд оригинальных идей и предлагает свою концепцию семантики эмпирических теорий. Книга предназначена для специалистов в области эпистемологии, логики, философии и истории науки. |
|
Майданов А.С. Эпистемология и логика мифа. Небесное. Земное. Человеческое. М.: URSS, 2017.
Книга посвящена эпистемологическому анализу ведийской мифологии, рассматриваемой как содержательная система, в которой отображено видение и понимание архаичным человеком окружающего мира и своего бытия в нем. Выявляются способы и средства этого отображения. Решается проблема своеобразия отношения «человек – мир» на этапе формирования ранних форм общественного сознания. Для этого исследуется специфика менталитета одного из великих древних народов – индоариев. Логически реконструируется созданный ими образ Вселенной, описываются способы отображения в мифах космических объектов и явлений, для чего осуществляется поиск реальных прототипов мифических образов. Такой же анализ проводится и по отношению к картине земной природы, к пониманию древними ариями места Земли во Вселенной, связей между космосом, Землей и человеком. Показан характер зависимости всякой картины мира от исторически обусловленного своеобразия менталитета социума.
Исследуется творческая природа мифологического мышления, его логика, диалектика и парадоксальность этой логики, парадигмальный характер мышления, методы и приемы, с помощью которых авторы Вед создавали картину мира. Анализируется содержание и структура мифических образов, рассматриваемых в системе отношения «образ – его реалистическая и мифическая составляющие – реальный прототип». Предлагается новая интерпретация некоторых мифов Вед, освещается взаимоотношение в них веры и знания, истины и вымысла, логического и психологического, рационального и иррационального, когнитивного и эстетического. Проделанная в данном исследовании работа позволяет представить мифологию как важный исходный этап в едином глобальном процессе становления и развития человеческого сознания и мышления. Она также может способствовать лучшему пониманию современным человеком все еще остающихся во многом сложными для него великих творений древних мифотворцев, а также пониманию места и значения мифологического мышления в культуре нашего времени.
Содержание
|
|
Карпенко А.С. Логика и метафизика. М.-СПб: Центр Гуманитарных Инициатив, 2017. 431 с. ISBN: 978-5-98712-673-8
Книга представляет собой сборник статей, опубликованных в период с 2000 по 2016 гг. Материал разбит на два основных раздела, которые можно обозначить как "Философские основания логики" и "Логические основания метафизики". Каждый раздел содержит по пять статей и начинается с большой базовой статьи, идеи которой в дальнейшем уточняются и развиваются.
|
|
Гуревич П.С. Психология: учебник. М.: КНОРУС, 2017. 440 с. ISBN 978-5-406-04937-2. DOI 10.15216/978-5-406-04937-2
Учебник вооружает педагогов основными знаниями в области психологии. Педагогическая психология всегда удерживала в поле своего внимания обучение и воспитание. В учебнике даны основные сведения по двум разделам психологического знания — индивидуальной и социальной психологии. В свою очередь социальная психология представлена тремя основными блоками: психология общения, психология группового сознания и психология групп. Особо подчеркивается связь психологии с педагогикой и социальной философией. Соответствует ФГОС ВО 3+.
Для студентов бакалавриата педагогических направлений.
|
|
Гуревич П.С. Основы философии: учебное пособие. 4-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2017. 478 с. ISBN 978-5-406-05785-8. DOI 10.15216/978-5-406-05785-8
Рассматриваются философские проблемы, которые сегодня являются наиболее актуальными, связанными с процессами, идущими в современном мире. Изложение материала имеет свою специфику, определяемую особенностями философии как области миропостижения, где весьма важно само рассуждение, обдумывание, развертывание мысли. Дает представление об основных сферах философского знания; значительное внимание уделяется антропологической теме, т.е. человеку. Соответствует ФГОС СПО 3+.
Для студентов средних специальных учебных заведений, учащихся старших классов лицеев, гимнами, школ. Представляет интерес для студентов, аспирантов и преподавателей негуманитарных вузов, а также широкого круга читателей.
|
|
Моркина Ю.С. Поэтическое творчество: философский анализ. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017. 304 с. ISBN 978-5-88373-056-5
В книге подняты и получили предварительное решение проблемы, связанные с поэтическим творчеством, ситуацией творчества и творческой ролью сознания. Поэтическое творчество автор рассматривает как пример художественного творчества, анализируя его с применением философских методов. Сознание рассматривается как автопоэтический поток смыслов, в котором рождаются и трансформируются интенциональные объекты как сложные идеальные системы. Книга адресуется читателям, интересующимся проблемами поэтического творчества, философией.
Титул
Содержание
Предисловие
|
|
Смирнов А. В. Событие и вещи. М.: Садра: Издательский дом ЯСК, 2017. 232 с. ISBN 978-5-906859-48-8
Книга отвечает на вопрос: как возможна концептуализация базового элемента языка как «харфа», которая была развита в арабской языковедческой традиции (АЯТ) начиная с VIII в.? Показано, что харф не может быть адекватно истолкован через категории европейского языкознания — фонема, гласный, согласный, буква и т.п. Непротиворечивое объяснение положений АЯТ о харфе возможно только на основе логики процесса, а не субстанциальной логики. Поставлен вопрос о метафизике расщепления события на системы вещей. Предложено переосмысление представления об универсальности научных истин и их соотношении с действительностью в свете метафизики события-и-вещи.
Титульные страницы, оглавление, введение
|
Публикации сотрудников прошлых лет
*Включён в реестр иностранных агентов по решению Минюста России от 09.12.2022.
|