Институт Философии
Российской Академии Наук




  In Memoriam
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор современной западной философии » Мемориально-исторический раздел » In Memoriam

In Memoriam


Сотрудники сектора, ушедшие из жизни

 

Гаянэ Михайловна Тавризян (1933–2015) – специалист в области истории философии, философской антропологии, культурологии; д-р философских  наук. В 1958 окончила романо-германский факультет Государственного Университета г. Еревана, в 1962 –аспирантуру кафедры французского языка МГУ. В 1962–1964 –референт Агентства печати Новости. С 1964 работала в Институте философии АН СССР (ныне РАН), с 1973 –в должности старшего научного сотрудника, с 1990 – в должности ведущего научного сотрудника сектора современной западной философии. Кандидатская диссертация – «Феноменологический метод и проблема человека во французском экзистенциализме» (1968), докторская – «Проблема технического прогресса в западной философско-социологической мысли ХХ века» (1991). Сфера научных интересов – основные направления западной философии ХХ века, в том числе – экзистенциализм, феноменология, философия жизни, философская антропология, философия истории, культурология, философия техники, социальные теории ХХ века. Одна из основных проблем в исследованиях Г.М. Тавризян – духовная ситуация человека в современную эпоху. С начала 70-х она обосновывает идеи об условности понятия «нейтральность» применительно к технике; об опасных для человека и культуры последствиях техницизированной цивилизации; выдвигает проблему философской интерпретации феномена техники, изучения обратного воздействия техники на человека и общество, рассмотрения техники в контексте истории и культуры.

 Монографии:

  • Проблема человека во французском экзистенциализме. М., 1977.
  • Техника, культура, человек. М., 1986 (книга переведена на китайский  язык – 1988).
  • О. Шпенглер, Й. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М., 1989.
  • Философы ХХ века о технике и технической цивилизации, М., 2009.

Переводы:

  • Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Избранное / Пер. с фр., коммент. и вступ. ст. М., 1995.
  • Марсель Г. Пьесы / Пер. с фр., коммент, сост. вступ. ст. М., 2002.
  • Рикёр П. Память, история, забвение / Пер. гл. «История. Эпистемология». М., 2005.

 Литература:

  • Визгин В.П. Гаянэ Тавризян как философ // Лица и сюжеты русской мысли. М.: Фонд «Развития фундаментальных лингвистических исследований», 2016.
  • Михайлов И.А. Памяти Гаянэ Михайловны Тавризян (1933 – 2015) // Философские науки, 2015. № 6.

 


 

Нина Степановна Юлина (1927 – 2012) – специалист в обл. истории западной философии. Окончила философский факультет  МГУ (1950). В 1950-1953 работала преподавателем  марксизма-ленинизма в Московской школе инструкторов-ревизоров Центросоюза. В 1957 окончила аспирантуру философского факультета МГК. С 1958 – в Институте философии АН СССР (РАН). Кандидатская диссертация «Критика философии Джорджа Сантаяны» (1962), докторской – «Проблема метафизики в американской философии ХХ века» (1979). Основной темой исследований Н.С. Юлиной  является история философии и идеологии в США ХХ в. В рамках этой темы рассматривались философские концепции первой половины ХХ в.: неореализм, критический реализм, прагматизм, натурализм, философия Дж. Сантаяны, философия А.Н. Уайтхеда, и второй половины века – аналитическая философия, феминистическая философия, философия для детей. Наряду с секуляристской философией ею исследовались различные формы религиозно-философской мысли – неоортодоксия, процесс-теология, теология «смерти бога», теология Х. Кокса и др. Ряд работ посвящен рассмотрению концепции К. Поппера. Предметом анализа являлись также идеологические течения в США – идеология «новых левых», неолиберализм, неоконсерватизм и др. Из теоретических проблем центральными для Н.С. Юлиной являются: проблема реальности, проблема сознания, природа метафизики, образы науки и метафизика, демаркация науки и метафизики, отношение философии и теологии, природа женщины: биологические и социальные аспекты; возможности и границы социогендерного метода, женщина, семья и общество. Являлась ответственным редактором, составителем и автором глав коллективных трудов: «Современный идеализм» (М., 1963); «Буржуазная идеология в США» (М., 1967); «Философия и наука» (М., 1972); «Проблемы и противоречия буржуазной философии 60-70-х годов» (М., 1981); ею также опубликованы статьи в журналах, главы в коллективных трудах; есть публикации на иностранных языках. Н.С. Юлина – автор более 100 научных работ.

Монографии:

  • Некоторые проблемы современной философии (В соавторстве с В.Н. Садовским и Ю.П. Михаленко). М., 1960.
  • Буржуазные идеологические течения в США. М., 1971.
  • Теология и философия в религиозной мысли США в ХХ веке. М., 1986.
  • Аналитическая философия сегодня. М., 1986.
  • Аналитическая философия в ХХ веке. М., 1989.
  • Философия для детей. М.: ИФ РАН 1996. 240 с. (Первое место на конкурсе ИФ РАН).
  • Постмодернистский прагматизм Ричарда Рорти. Долгопрудный: Вестком, 1998. 98 с..
  • Очерки по философии в США. ХХ век. М.: УРСС, 1999. 300 с. (Первое место на конкурсе ИФ РАН).
  • Головоломки проблемы сознания. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2004. 543 с. (Первое место на конкурсе ИФ РАН).
  • Философия для детей: обучение навыкам разумного мышления. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2005. 463 с. (Второе место на конкурсе ИФ РАН).
  • Философский натурализм: о книге Дэниела Деннета «Свобода эволюционирует». М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2007. 239 с. (Первое место на конкурсе ИФ РАН).
  • Философская мысль в США. ХХ век. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2010. 600 с.

Литература:

  • Сознание. Практика. Реальность. Памяти Нины Степановны Юлиной. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2013.

 


 

Мария Семёновна Козлова (1933–2011) – специалист в области истории философии, эпистемологии, философии языка; доктор философских  наук, проф. Окончила философский факультет МГУ (1956), аспирантуру  философского факультета ЛГУ (1964). Кандидатская диссертация – «Концепция знания в философии Л. Витгенштейна» (1965); докторская – «Проблемы философии языка» (1974). С 1956 – преподаватель философии в высшей школе (философские факультеты ЛГУ, МГУ и др.). В 1979–1988 – заведующая кафедрой философии Ленинградского горного института. С 1988 – ведущий научный сотрудник сектора современной западной философии Института философии РАН. Одной из главных тем исследовательской деятельности М.С. Козловой была разработка проблем философии в системе культуры, роли философских идей в историческом процессе и процессе развития науки; анализ диалектики познания и трактовки проблем индивидуально-личностной стороны человеческой деятельности, познания, культуры. Многие годы М.С. Козлова занималась изучением философского наследия Л. Витгенштейна. Она первой в отечественной философской мысли описала и дала оценку концепции этого выдающегося мыслителя ХХ века. М.С. Козлова выступила также переводчиком основных трудов Л. Витгенштейна, составителем и ответственным редактором  коллективного труда «Философские идеи Людвига Витгенштейна» (1996), что стало важной вехой в создании сообщества отечественных специалистов в области аналитической философии и наследия философа.

Монографии:

  • Философия и язык. М., 1972.
  • Диалектика познания. Компоненты, аспекты, уровни (в соавт.). Л., 1983.

 


 

Лев Николаевич Митрохин (1930–2005) – специалист по истории философии, философии и истории религии; д-р филос. наук, проф. Окончил философский факультет МГУ (1953), аспирантуру того же факультета (в 1956 защитил кандидатскую диссертацию на тему «Критика логического прагматизма: Ф.К.С. Шиллер»). С 1957 работал в Институте философии АН СССР. В 1967 году защитил докторскую диссертацию: «Философия и практика современного протестантизма (баптизм)». В 1974-1979 – на дипломатической службе в США; в 1979 – 1987 – в Институте международного рабочего движения; с 1987 – вновь в Институте философии АН СССР – заместитель Директора Института философии до апреля 1994 и заведующий Сектором философии культуры; главный редактор журнала «Общественные науки» (на иностранных языках), член редколлегии журнала «Вопросы философии», член Президиума Российского философского общества. В 1994 году избран членом-корреспондентом РАН по отделению философии, социологии, психологии и права; в 2000 году стал академиком РАН.

В своих трудах Л.Н. Митрохин исследовал проблему места христианства в системе европейской культуры, историю и современное состояние протестантизма, современную теологию и фундаментальные проблемы философии религии. Многие публикации Л.Н.Митрохина посвящены истории и современному состоянию реформационных движений на Западе и в России («ереси», «сектантство»), преимущественно баптизма. В их числе: «Баптизм и современность» (М., 1964); «Кризисные явления в современном баптизме» (М., 1967); «Баптизм и научное знание» (М., 1969). В русле этой проблематики находятся и статьи Митрохина о взглядах Мартина Л. Кинга, Райнхольда Нибура, Билли Грейма, Харви Кокса, теологов «смерти бога» и др. западных теологов. В 1990 под редакцией Митрохина был издан словарь «Протестантизм». В этих работах выявляется сущность протестантских образований как особого историко-культурного феномена, прослеживаются пути их формирования в различных регионах Европы, анализируется их идеологическая и вероисповедная специфика. В ряде публикаций Л.Н. Митрохина дана обстоятельная характеристика истории и положения баптистской церкви в СССР после 1917 года. Специальное внимание он уделил проблемам христианской антропологии, взаимоотношению религии и науки, религии и морали, обратившись к ним уже в книге «Христианская “Наука жизни”» (М., 1957), а также в ряде последующих работ. Эта тема затрагивается и в серии статей Митрохина о взглядах на религию Маркса и Энгельса. Л.Н. Митрохин критиковал большевистско-«воинствующий атеизм» сталинского типа, показывая односторонний, социологизированный подход Маркса и Энгельса, игнорировавших центральные смысло-жизненные (экзистенциальные) проблемы. Вместе с тем, он полагал, что разработанное Марксом учение об идеологии и сознании («товарный фетишизм», «форма превращенная» и т.д.) является ценным вкладом в изучение религии. Эти размышления были обобщены в труде «Философия религии (опыт истолкования марксова наследия)». Ряд работ Л.Н. Митрохина посвящен анализу идеологии и культуры США: «Американские миражи» (М., 1962, 1965), «Антикоммунизм в США» (М., 1968), «Негритянское движение в США (идеология и практика)» (М., 1974), «Религия «Нового века» (М., 1985). В последней работе дана обстоятельная характеристика «культов» или «нетрадиционных религий», распространившихся в Новом свете в 70-х годах. Л.Н. Митрохин принимал участие в организации и редактировании многих коллективных трудов, в том числе: «Проблема человека в современной философии» (М., 1969); «Современный экзистенциализм» (М., 1966); «Философия и наука» (М., 1972). Л.Н. Митрохин – активный участник диалога марксистов и христиан [«Диалог марксистов с христианами» (М., 1974), «Марксисты и христиане» (М., 1988), переведены  на европейские яз.]; в своих трудах он стремился выявить социально-онтологические и исторические корни религии, раскрыть место её в системе культуры (в сопоставлении с наукой, политикой, моралью, искусством), интерпретируя религию как один из исторически закономерных способов решения фундаментальных проблем существования человека.

 

Литература: 

  • Л.Н.Митрохин. М.: РОССПЭН, 2010.

 

Борис Тигранович Григорян (1928 – 1995) – специалист в обл. современной зарубежной философии; д-р филос. наук, проф. Окончил историко-международный факультет Института международных отношений (1952), аспирантуру Института философии АН СССР (1965). В 1956–1957 – научный редактор философской редакции издательства «Наука», в 1957–1959 – научный редактор философской  редакции Большой Советской Энциклопедии, с 1959 по 1963 – заместитель главного редактора журнала «Наука и религия». С 1965 работал в Институте философии АН СССР (ныне РАН): старший научный сотрудник, заведующий сектором критики современной западной философии (с 1974). Кандидатская диссертация: «Современное неокантианство» (1955), докторская диссертация – «Идейные истоки и традиции современной философии человека» (1971). Б.Т. Григорян был членом редколлегий журналов «Вопросы философии», «Наука и религия», а также «Историко-философского ежегодника». Ответственный редактор ряда коллективных монографий, в том числе: «Философия и ценностные формы сознания» (М., 1978), «Новейшие течения и проблемы современной философии в ФРГ» (М., 1978), «Проблемы мира и социального прогресса в современной философии» (М., 1983), «Буржуазная философская антропология ХХ века» (М., 1986). Григорян выступил с идеей необходимости обоснования целостного философского учения о человеке в марксизме. В его работах обосновывалась необходимость активных исследований в области марксистской философской антропологии, анализировалась идея непредопределенности исторического процесса и значения субъективного фактора в истории. Б.Т. Григоряну принадлежит первая в советской философской литературе статья о философии культуры Канта.

Работы Б.Т. Григоряна издавались на немецком, китайском, испанском, венгерском, французском, чешском языках.

Монографии:

  • Неокантианство. М., 1962.
  • Социология религии или апология религии? М., 1962.
  • Философия о сущности человека. М., 1973.
  • Философская антропология. М., 1982.
  • Человек, его положение и призвание в современном мире. М., 1986.

Литература:

  • Митрохин Л.Н. Вспоминая Бориса Григоряна // Митрохин Л.Н. Мои философские собеседники. СПб., 2005. С. 304 и след.

 


 

 

Олег Григорьевич Дробницкий (1933 —1973) – специалист в обл. этики и современной западноевропейской философии; д-р филос. наук. Окончил филос. ф-т МГУ. Работал в Институте философии  с 1958 г. – сначала в секторе критики современной буржуазной философии и социологии, затем в секторе критики современной западной философии. Кандидатскую диссертацию на тему «Критика интуитивистского направления в современной буржуазной этике» защитил в 1963 г., в 1969 г. – докторскую на тему «Моральное сознание. (Вопросы специфики, природы, логики и структуры нравственности. Критика буржуазных концепций морали)».

Работы О.Г. Дробницкого внесли существенный вклад в развитие общей теории этики, в раскрытие сущности и специфики нравственности, в разработку теории ценностей, истории этических учений. Основными темами его исследований были: специфика морали; исторические судьбы нравственности и морального сознания; задачи теоретического анализа нравственности; место этики в общефилософских исследованиях. В морали О.Г. Дробницкий выделял нравственную деятельность, нравственные отношения и моральное сознание. Последнее он рассматривал как специфическую форму миропонимания, характеризуемую всеобщностью (общечеловечностью) и категоричностью своих суждений, соединяющую «безличность», «внесубъектность» требований с личностным характером поведения и ответственности каждого человека.

Труды О.Г. Дробницкого переведены на французский, румынский, болгарский и другие языки.

Основные труды:

  • Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская  философия. М., 1967.
  • Критика современных буржуазных этических концепций. (В соавт. с  Т.А. Кузьминой). М., 1967.
  • Понятие морали. Историко-критический очерк. М., 1974.
  • Проблемы нравственности. М., 1977.
  • Все наиболее значимые работы представлены в издании: О.Г. Дробницкий. Моральная философия: Избранные труды. М., 2002.

 Литература:

  • Мораль и общество. Олег Дробницкий в истории современной этики. Материалы заседания клуба «Свободное слово» 26.04.2006.
  • Курхинен Р. Проблема сущности морали в этической концепции Олега Григорьевича Дробницкого. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук (СПб., 2015).

 

 



Лев Иванович Филиппов (1936-1979) – выпускник Института восточных языков МГУ. В секторе работал в 1966-1978гг. в должности старшего научного сотрудника. Изучал идеи французского экзистенциализма. Автор монографии "Философская антропология Ж.-П. Сартра" (1977), где проанализированы различные аспекты экзистенциального учения французского мыслителя: феноменологическая психология, онтология, филосгофия истории, эстетические воззрения. 

 



Георгий Данилович Сульженко (1920-1964) – выпускник исторического факультета МГУ; в секторе работал в 1961-1964 гг. Исследовал идеи французского экзистенциализма: автор статьи о Г. Марселе в "Философской энциклопедии" (М., 1964); в коллективном труде сектора "Современный экзистенциализм" (1966) опубликована статья Г.Д. Сульженко "Теория познания французского экзистенциализма", где рассмотрены истоки экзистенциализма, феноменологическая онтология Ж.-П. Сартра, философия "двусмысленности" М. Мерло-Понти, концепция истины Г. Марселя.

 


Ирина Фёдоровна Балакина


Юрий Николаевич Семенов