Институт Философии
Российской Академии Наук




  Статьи
Главная страница » » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Месяц Светлана Викторовна » Статьи

Статьи

СТАТЬИ С.В. МЕСЯЦ


2018

  • Учение Прокла о надкосмических душах // ΣΧΟΛΗ: Философское антиковедение и классическая традиция. Т. 12. 2. 2018. С. 587‒619.

Согласно Марину из Самарии, Проклом был открыт особый род душ, созерцающий несколько идей одновременно и располагающийся между божественным умом и душами, поступательно мыслящими одну идею за другой. В статье исследуется вопрос о том, какого рода души были открыты Проклом и почему он счел необходимым ввести их в свою метафизическую систему. Автор показывает, что это был один из трех классов божественных душ, а именно, надкосмические приобщимые души, располагающиеся между неприобщимой монадой душевного уровня реальности и множеством ее приобщимых внутрикосмических порождений, включая душу мира. В доказательство приведены несколько релевантных пассажей из комментария Прокла к «Тимею», которые показывают, что термин «надкосмический» применялся им не только к неприобщимой монаде души, но и к душам т.н. «отрешенных» (ἀπόλυτοι) богов, которые в силу связи с вечными нематериальными телами, состоящими из наднебесного света, обладают свойством одновременно и соприкасаться с миром, и превосходить его.

  • Искушение буквализмом, или как переводить античную философскую классику? // Историко-философский ежегодник. 2018. Т.33. С. 5‒37.

Нарастающая неудовлетворенность классическими русскими переводами Платона и Аристотеля, созданными во второй половине XX в., а также желание заменить их более новыми, точными и отвечающими современному состоянию науки, заставляет поставить вопрос о принципах перевода античных философских текстов. В статье показано, что если советские переводчики руководствовались, в основном, принципом «художественного» перевода, предполагающего творческое воссоздание оригинала средствами родного языка, то современный читатель склоняется больше к переводу «буквальному», передающему не столько мысль автора, как ее понял переводчик, сколько слова переводимого текста. В статье дается сравнительное описание обоих переводческих стратегий и на конкретных примерах показываются сильные и слабые стороны каждой из них.

 

2017

  • Три определения цвета у Аристотеля // Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности. Материалы Московской международной конференции по Аристотелю. Институт философии РАН, 17‒19 октября 2016 г. / Под ред. В.В. Петрова. М.: Аквилон, 2017. С. 10‒30. 

Аристотель понимает ощущение как превращение, испытываемое органом чувства под воздействием ощущаемого предмета. На сегодняшний день существует две интерпретации аристотелевской теории ощущения: физикалистская или буквальная (Р. Сорабджи, С. Эверсон, М. Нуссбаум, Х. Патнэм) и интенционалистская (М. Бёньет, Т. Йохансен). Согласно первой, в процессе ощущения орган чувства выступает в роли материи, которую ощущаемый предмет оформляет в соответствии со своей собственной формой, так что ментальное изменение осуществляется за счет материального или физиологического. Согласно второй, ощущение представляет собой исключительно когнитивное изменение. На наш взгляд, ни тот, ни другой подход не может быть признан правильным. В статье предлагается отделить изменение, совершающееся в органе чувства по материи, от изменения, совершающегося в нем по форме, что позволит рассматривать ощущение одновременно и как актуализацию способности чувственного восприятия, и как материальное изменение.

  • Неоплатонизм // Православная Энциклопедия. Том XLVIII. М.: Изд-во Православная Энциклопедия, 2017. С. 657‒688.

2016

  • Гёте и его «Учение о цвете» // Анатомия философии: как работает текст / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М.: ИД ЯСК, 2016. С. 475–507.

2015

  • Метафизика Прокла: между мировоззрением и языковой игрой. Размышления над книгой Радека Члупа // Философский журнал. Т. 8, № 1. 2015. С. 7–22.
  • Аристотель. Об ощущении и ощущаемом / Пер. с греч., комментарии и предисловие С.В. Месяц // Мера вещей: человек в истории европейской мысли. М.: Аквилон, 2015. С. 530–582.
  • Аристотель и его трактат "Об ощущении и ощущаемом". Предисловие к переводу // Мера вещей: человек в истории европейской мысли / Ред. Г.В. Вдовиной.  М.: Аквилон, 2015. С. 516–530.
 
2014

2013

  • Does the First have a hypostasis? Some remarks to the History of the term hypostasis in Platonic and Christian Tradition of the 4th–5th cent. AD. / S.V. Mesyats // Studia Patristica. V. LXII: Papers presented at the Sixteenth International Conference on Patristic Studies held in Oxford 2011. Ed. by M. Vinzent. V. 10: The Genres of Late Antique Literature: Foucault and the Practice of Patristics: Patristic Studies in Latin America: Historica. Leuven – Paris – Walpole M.A.: Peeters. 2013. P. 41–57.
  • Аристотель о природе цвета // Вестник Ленинградского гос. университета им. А.С. Пушкина. 2013. №1 (2). С. 28–39. 
  • Сознание и личность в философии Плотина // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма; под ред. В.В. Петрова. М.: Кругъ, 2013. С. 147–160. 
  • Трансцендентное начало в неоплатонизме и учение о генадах // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма. М.: Кругъ. 2013. С. 169–209. 
  • Есть ли ипостась у начала? // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма. М.: Кругъ. 2013. С. 318–338.
  • Порфирий. Подступы к умопостигаемому / Пер. с греч. С.В. Месяц // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма. М.: Кругъ, 2013. С. 758–792. 
  • Платоновский «Филеб» о едином, многом и среднем : комментарий к фрагменту 14с–18d // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма. М.: Кругъ, 2013. С. 77–95.

2012

2011

1999–2010


На иностранных языках

Рецензии

  • Метафизика Прокла: между мировоззрением и языковой игрой. Размышления над книгой Радека Члупа (Chlup R. Proclus. Introduction. Cambridge: University Press, 2012) // Философский журнал. Т. 8, № 1. 2015. С. 7–22.
  • Рецензия на кн.: Iamblichus and the foundations of late Platonism. Eds. E. Afonasin, J. Dillon & J. Finamore. Leuven: Brill, 2012 // Философия религии: Альманах (2012–2013). М.: Восточная литература, 2013. С. 454–470
  • Рецензия на кн.: Suchla B.R. Dionysius Areopagita: Leben - Werk - Wirkung. Freiburg. Basel. Wien: Herder, 2008// Вестник ПСТГУ I: 10 (26). 2009. С. 102‒111.

 

Энциклопедические статьи

  • Православная энциклопедия (М.: Изд-во Православная Энциклопедия): 
«Демиург», «Естественная теология»,
Ипостась в античной философии // Православная энциклопедия. Т. XXVI. 2011. С. 180‒183.
Неоплатонизм // Православная энциклопедия. Т. XLVIII. 2017. С. 657‒688.
  • Античная философия: энциклопедический словарь (М.: Прогресс-Традиция, 2008):
«Аммоний сын Гермия», «Анатолий», «Анамнесис», «Благо», «Генады», «Демиург», «Движение», «Ксенарх Селевкийский», «Модерат», «Порфирий» (в соавт. с Ю.А. Шичалиным), «Природа», «Прокл», «Сириан», «Теофраст», «Феодор Асинский», «Эфир», «Ямвлих»
  • Новая философская энциклопедия: В 4 т. (М.: Мысль, 2000‒2001):
«Природа», «Теофраст», «Стратон Лампсакский», «Эфир»,
  • Большая Российская энциклопедия:
«Абсолют», «Благо», «Движение», «Николай Кузанский», «Природа», «Прокл», «Пространство», «Сущее»