Институт Философии
Российской Академии Наук




  История философии. 2015. Т. 20. № 1.
Главная страница » Периодические издания » История философии » История философии. 2015. Т. 20. № 1.

История философии. 2015. Т. 20. № 1.


Весь номер в формате PDF (2,28 MБ)


Содержание

 

ИССЛЕДОВАНИЯ И ПЕРЕВОДЫ

 

А.А. Яковлев. «Бритва» Локка

Ключом к «Опыту о человеческом понимании» Джона Локка является парадокс запретного знания, проявившийся с особой остротой в контексте милленаризма XVII в. Когда-то новое знание стало причиной грехопадения, но теперь его начали считать одним из условий второго пришествия Христа. Как же возможно одновременно и избегать нового знания, и расширять пределы человеческого понимания? Для Локка критерием разрешенного служила его полезность, а соотнесенный с полезностью метод аналогической экстраполяции позволял человеку, с одной стороны, оставаться в строго очерченном кругу разрешенного знания, а с другой – умножать знание путем разумных аккомодаций.

Ключевые слова: милленаризм, запретное знание, границы понимания, путь идей, ангелы, Джон Ди, Томас Сиденхем, Антони ван Левенгук, Исаак Ньютон, Джон Локк

 

А.В. Ястребцева. Политика и пайдейя. Республиканский проектобщественного образования

В работе «Пять мемуаров об общественном образовании» французский политический деятель и философ эпохи Революции маркиз Николя де Кондорсе (1743–1794) сформулировал основные положения своей пятиступенчатой образовательной модели. В данной статье обосновывается ее влияние на школьную реформу Жюля Ферри 1880-х гг., приводятся аргументы в пользу разработки именно Кондорсе республиканской модели общественного образования, новаторской для постреволюционной эпохи и не утратившей значения до сих пор. Замысел Кондорсе заключался в создании такой образовательной системы, при которой каждый гражданин имел бы возможность получить бесплатное образование – от начального до высшего. При этом единственным критерием отбора на новую образовательную ступень служат естественные способности и таланты человека. Насколько амбициозные идеи Кондорсе были реализованы его последователями? И какова роль государства в воспитании нового человека?

Ключевые слова: общественное образование, республиканизм, школа, равенство возможностей, прогресс

 

А.А. Кротов. Метафизика Поля Жане

Статья посвящена анализу системы одного из крупнейших представителей французского спиритуализма XIX в. Рассматривается выдвинутая Жане трактовка природы философии и ее структуры. Анализируются главные аспекты его учения о душе, природе и Боге. Разбирается историко-философская концепция французского мыслителя, высказывается общая оценка значения его идей для последующей философии. Система Жане ориентирована на поиск психологических оснований метафизики, ее характеризует стремление к доказательности, а также к широкому синтезу, превращающему философию в наиболее общую «науку наук», ограниченную, однако, известными в каждую конкретную эпоху фактами, а потому принципиально незавершенную. Рассматривая философию в историческом измерении, Жане настаивал на наличии прогресса, связанного с поисками мировоззренческих решений. Соединить, обобщить накопленные человечеством знания непротиворечивым и сохраняющим верность по отношению к величайшим метафизическим достижениям прошлого способом, – таков общий пафос философии Поля Жане.

Ключевые слова: Поль Жане, французский спиритуализм, метафизика, учение о душе, философия природы, философия истории философии, теодицея

 

Д.С. Моисеев. Политическая мысль Джузеппе Мадзини

Работа посвящена рассмотрению политической философии представителя итальянского идеализма XIX в. Джузеппе Мадзини в контексте его жизни и событий эпохи объединения Италии – «Рисорджименто». Предметом являются представления Мадзини о справедливом государственном устройстве, определение ключевых понятий его социальной философии: «народ», «нация», «ассоциация», «свобода».

На основании работы Мадзини «О долге человека» раскрывается политическая онтология его республиканского идеала, морально-этический аспект творчества мыслителя. Также рассматриваются некоторые аспекты апелляции к наследию Мадзини в фашистскую эпоху.

Ключевые слова: Джузеппе Мадзини, идеализм, Рисорджименто, политическая философия, интеллектуальная история, либерализм, национализм, фашизм

 

А.А. Чикин. Понятие апперцепции в психологии Т. Липпса и ранней феноменологии Э. Гуссерля

Понятие апперцепции, введенное Лейбницем в противовес идеям Декарта о пределах сознательного, было принято немецкой философией и нашло в ней интересное развитие: оно позволило говорить о бессознательном сначала таким философам, как Кант и Шопенгауэр, а затем и зарождающейся немецкой психологии в лице Липпса и Вундта. Эдмунд Гуссерль в силу основных положений своей феноменологической теории объявляет апперцепцию излишней, но, заимствуя у Липпса теорию вчувствования, не может отказаться от этого понятия и применяет его для определения одного из видов данности живого тела.

Ключевые слова: апперцепция, психология, феноменология, Теодор Липпс, Вильгельм Макс Вундт, Эдмунд Гуссерль

 

В.П. Визгин. Поздний Гуссерль: квазирелигия разума как продуктивный тупик

Гуссерлевская феноменология позднего периода, сформулированная в книге «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», рассматривается с позиций русской религиозной философии экзистенциального типа. Поэтому автор анализирует рецепцию Гуссерля Львом Шестовым. Задача статьи в том, чтобы раскрыть предельные, религиозные по своему пафосу мотивы радикального рационализма, проявившиеся в философии основоположника феноменологии. Автор показывает эти подосновы мышления немецкого философа через его восприятие не только таким русским экзистенциальным мыслителем, как Лев Шестов, но и таким христианским экзистенциалистом, применявшим феноменологический метод исследования, но не в гуссерлевской форме, как Габриэль Марсель.

В статье высказывается тезис о том, что радикальный рационализм феноменологии Гуссерля развивался как своего рода квазирелигиозная миссия, привлекшая к себе выдающихся мыслителей ХХ в., которые, однако, получив импульс от Гуссерля, далеко ушли от разделяемых им позиций трансцендентализма и идеализма. Особое внимание уделено попытке Гуссерля создать последовательное феноменологическое учение на основе обращения к нетеоретическим корням теоретического мышления в «жизненном мире». Автор показывает противоречивость дела Гуссерля как радикального рационалиста, продолжающего традицию немецкого классического идеализма. Основной тезис статьи формулируется в ее заголовке: феноменология Гуссерля, представляющая собой, можно сказать, квазирелигию разума, оказывается по сути дела продуктивным тупиком для философии. Не столько сам основоположник феноменологии, сколько его выдающиеся ученики продемонстрировали продуктивные возможности нового типа философствования, который Гуссерлем скорее формулировался как проект и задача, чем как то, что демонстрируется in concreto в предметных феноменологических анализах.

Ключевые слова: поздний Эдмунд Гуссерль, трансцендентальная феноменология, немецкий идеализм, рационализм, наукоцентризм, религия и философия, Лев Шестов, Габриэль Марсель

 

Ю.Г. Россиус. Учение о ценностях в теории интерпретации Эмилио Бетти

Автор ставит своей целью показать, что учение о ценностях, изложенное Эмилио Бетти в «Пролегоменах» к «Общей теории интерпретации» и почерпнутое им в существенной части у Николая Гартмана, может быть рассмотрено как совокупность предварительных аргументов для обоснования возможности объективной интерпретации – центральной проблемы, которая стояла перед итальянским философом при разработке его герменевтики. Ценности, согласно Бетти, принадлежат, с одной стороны, сфере «идеальной объективности», а с другой – «живому и мыслящему духу»; будучи актуализированы в репрезентативной форме, они нуждаются в том, чтобы вновь быть переведенными в идеальную область (в содержание духа и мышления), в чем и состоит сущность интерпретации. Сам процесс интерпретации понимается Бетти диалектически, не как статическое противопоставление субъекта и объекта, а как живое взаимопроникновение двух духовных образований, конечная цель которого – понимание.

Ключевые слова: ценности, идеальная объективность, реальная объективность, теория интерпретации, этический вкус, ценностное чувство, герменевтика, Эмилио Бетти, Николай Гартман

 

Мишель Юлен. Воспоминания о Хайдеггере

Автор вспоминает о своих встречах с Мартином Хайдеггером в конце 1950-х – начале 1960-х гг. В это время он был студентом Высшей нормальной школы в Париже. Он приехал во Фрайбург для подготовки мемуара «Эстетика Ницше» (под руководством Поля Рикёра). Мишель Юлен рассказывает об обстоятельствах его посещения дома Хайдеггера в Церингене и об их беседе о Ницше (Хайдеггер тогда редактировал и готовил к публикации свои лекции о Ницше 1936–1946 гг.), а также и о других встречах и о замечании Хайдеггера о недостаточности его контактов с индийской мыслью.

Ключевые слова: Мартин Хайдеггер, Фридрих Ницше, воспоминания

 

В.В. Старовойтов. Тревога и способы ее преодоления

Статья посвящена описанию различных типов тревоги и способов ее преодоления. Тревога, связанная с конечностью человека, определялась протестантским теологом ХХ в. Паулем Тиллихом как экзистенциальная. Он выделял три формы экзистенциальной тревоги: тревогу перед лицом судьбы и смерти, тревогу по поводу вины и осуждения и тревогу по отношению к пустоте и утрате смысла. В свою очередь, немецко-американский психоаналитик К. Хорни вводит понятие невротической тревоги, обусловленной попытками найти компромиссное решение конфликта разнонаправленных тенденций. Согласно Хорни, невротик приходит к жизни в своем воображении, когда внутреннее давление конфликта становится непереносимым. По мнению Г.С. Салливана, американского психиатра, одного из лидеров неофрейдизма, ведущей для личности оказывается потребность в устранении или избегании тревоги, приводящая к формированию системы самости, или системы антитревоги, охватывающей все зоны взаимодействия. Британский психоаналитик У. Бион считает, что психотическая личность, у которой непереносимость фрустрации преобладает над принципом реальности, использует трансформацию в галлюциноз для избавления от боли фрустрации. В результате проведенного исследования делается вывод о том, что все способы поведения, обусловленные тревогой и фрустрацией, свидетельствуют о наличии психической боли и ее фантазийного ослабления, даже ценой возможной утраты собственного Я, психической аннигиляции.

Ключевые слова: экзистенциальная тревога, патологическая тревога, невроз, идеализированный образ Я, система самости, фрустрация, галлюциноз, психическая аннигиляция

 

Бенджамин Килборн. Сновидения, катарсис и тревога

В течение веков изменялась природа и значимость взаимоотношения «внутри» и «снаружи», что сказалось на понятиях души и тела. Эта статья начинается с рассмотрения сновидений и лечения в асклепианской традиции. Далее описываются представления Аристотеля о душе и их влияние на его концепцию катарсиса и трагедии. Перепрыгнув затем в XVII в., мы рассмотрим, как Декарт в своей теории мышления сфокусировал внимание на сновидениях. Наконец, мы непосредственно обратимся к использованию Фрейдом сновидений в связи с его теориями тревоги, психических процессов и эдипова комплекса.

Ключевые слова: сновидения, тревога, сомнение, Аристотель, Рене Декарт, Зигмунд Фрейд, психоанализ и философия

 

 

ФИЛОСОФЫ О ВОЙНЕ

 

И.Д. Джохадзе. Прагматизм и война

В статье рассматриваются антимилитаристские воззрения классиков американского прагматизма и их последователей в ХХ в. Воинственность, полагали У. Джеймс, Дж. Дьюи и Р. Борн, является неискоренимым свойством человеческой натуры: «все люди от рождения более или менее воины» (Джеймс). Однако действительная причина войн, по мнению прагматистов, кроется в социокультурных условиях и традициях, которые задали известное направление этому «воинственному инстинкту». Необходимо перенаправить его на созидание, найти «моральный эквивалент» войны.

Ключевые слова: прагматизм, война, немецкая философия, милитаризм, пацифизм, гражданская служба, Уильям Джеймс, Джон Дьюи, Рэндолф Борн, Ричард Рорти, Ричард  Бернстайн

 

Уильям Джеймс. Моральный эквивалент войны

В статье о «моральном эквиваленте» войны, опубликованной летом 1910 г. в McClure’s Magazine, У. Джеймс дает развернутое изложение своей антимилитаристской «социалистической утопии». Пацифисты, убежден американский философ, не добьются успеха до тех пор, пока не предложат взамен института войны чего-то «функционально подобного ей», не придумают механизма, который позволил бы в условиях мира сохранять и поддерживать «отдельные элементы воинской дисциплины». В качестве такого эквивалента Джеймс предлагает альтернативную гражданскую службу для молодежи, своего рода трудовую повинность, которая включала бы различные виды коллективных работ: строительство автомобильных дорог и небоскребов, прокладку туннелей, заготовку леса, работу в шахтах и рудниках. Дисциплина и аскетизм, надеется Джеймс, станут для «юных миссионеров» привычным делом, а труд и лишения «выбьют из них ребячество и вернут в общество с более здоровыми интересами и трезвыми взглядами».

Ключевые слова: война, пацифизм, милитаризм, утопия, дисциплина, труд, экономика мира, патриотизм, социализм

 

 

К 50-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ АЛЕКСАНДРА КОЙРЕ

 

А.В. Ямпольская. Истина в политической философии Платона:интерпретации Койре и Хайдеггера

В статье анализируется проблема истины у Хайдеггера и Койре на материале интерпретации тем и другим «Государства» Платона. Хайдеггер прочитывает «Государство» прежде всего как поэтический миф о сокрытии и несокрытости, в котором раскрывается мышление бытия. Пространство политического – это пространство исторического явления и одновременно сокрытия истины. История явления истины является одновременно историей ее утаивания и забвения. Соответственно ложное, являясь привативной модификацией истины, более не противостоит ей; истина и ложь не образуют иерархической пары. Совершенно иное прочтение «Государства» дает Койре, для которого это – драматическое произведение, по отношению к которому читатель должен занять свою собственную позицию. Истина автореферентна и находится на вершине ценностной иерархической лестницы, в то время как ложь (в отличие от простой ошибки) – это всегда обман, призванный нарушить те горизонтальные связи между согражданами, которые образуют политическое пространство как таковое. Если для Хайдеггера парадигмальным примером раскрывающего отношения Dasein к бытию служит причастный божеству поэт, то у Койре сохраняется иерархическая подчиненность «неистинного» мира религиозного и мифопоэтического – «истинному» миру науки. Мы показываем неразрывную связь, существующую между эстетическими воззрениями и политическими концепциями Койре и Хайдеггера.

Ключевые слова: истина, политическая философия, искусство, Платон, Александр Койре, Мартин Хайдеггер

 

Д.Н. Дроздова. Место Александра Койре в историографии науки XX в.

Работа написана к 50-летию со дня смерти Александра Койре (1892–1964). В ней анализируется его деятельность как историка науки, который, по мнению Томаса Куна, совершил локальную «научную революцию» в дисциплине, изменив облик историографии науки середины XX в. Мы, однако, указываем, что основная заслуга Койре была вовсе не в том, что он предложил новый взгляд на историю Научной революции XVII в. Он, скорее, был посредником между континентальной философией начала XX в., в которой Научная революция изначально интерпретировалась как революция философская, и профессиональным сообществом историков науки, которое в этот момент искало основания для консолидации. Убежденность в том, что наука немыслима без философии, поскольку она предполагает предварительную онтологическую интерпретацию своего объекта, позволила Койре создать новый подход к истории научной мысли, центром которого стал метод концептуального анализа, направленный на выявление философских оснований научных теорий. Тем самым Койре породнил историю науки с историей идей и приблизил ее к герменевтике.

Ключевые слова: Александр Койре, Галилео Галилей, Исаак Ньютон, научная революция XVII в., философские основания науки, история науки в XX в., эпистемология истории науки

 

И.С. Курилович. Двойная предпосылочность гегелевской философии в интерпретации Александра Койре

Автор показывает, что Койре прочитывает философию Гегеля как следствие двух разнородных предпосылок: 1) интуитивной, скрывающей в себе (или за собою) определенную мысль-идею-образ, и 2) тео-логической, при которой учения немецких мистиков оказываются абстракцией, внешним примером (прежде всего структурным, а не в виде прямого заимствования), лекалом гегелевского мышления.

Для этого в статье в общих чертах описываются историко-философские и историко-религиозные идеи Койре в их связи с его представлениями о развитии научного знания. Особенно автора интересует применимость к гегелевской философии концепции «ментальных установок». Сравнивая гегелеведческую концепцию Койре с текстами самого Гегеля, он предлагает свою оценку интерпретации Койре.

Ключевые слова: история философии, Г.В.Ф. Гегель, французское неогегельянство, Александр Койре

 

В.Г. Горохов. Метод историко-критического анализа концептуальных схем науки Александра Койре

Александр Койре – один из наиболее интересных философов и одновременно историков науки. Его философия науки основана на детальном анализе историко-научного материала, а его история науки имеет явные философские основания. Койре пишет, что Галилей не учился у инженеров, а, напротив, учил их. Однако Галилей был самым теcным образом связан с инженерами и техниками своего времени, и это было взаимным движением. Его карьера начиналась «технически». Он был одним из тех, кто создал новую науку, ориентированную на технические нужды. Но он создал не только модель экспериментальной деятельности, он продемонстрировал, как новое научное знание может использоваться для технических нужд. И этому он не только учил инженеров, но и учился у них.

Ключевые слова: концептуальные схемы науки, философия науки, история науки, Александр Койре, Галилео Галилей

 

 

РЕЦЕНЗИИ, ОБЗОРЫ


И.С. Вдовина. «(Пост)феноменология. Новая феноменология во Франции и за ее пределами». М., 2014.

В книге представлены новые области и новый метод исследований в современной феноменологии. В нее включены переводы семи работ ведущих современных феноменологов: М. Мерло-Понти, Э. Левинаса, М. Анри, Ж.-Л. Мариона, М. Ришира, А. Мальдине. Р. Бернета. Каждый перевод предваряют предисловия, написанные специалистами по современной феноменологии: д.ф.н. А.В. Ямпольской, к.ф.н. В.И. Стрелковым, к.ф.н., PhD Г.И. Чернавиным, А.С. Детистовой (аспирантка РГГУ), С.А. Шолоховой (докторантка католического университета Лувена), – которые одновременно являются и переводчиками соответствующих работ; один из разделов книги составляют «Интерпретации»; их авторами выступают А.В. Ямпольская, З.А. Сокулер, С.А. Шолохова, французский философ Ж. Бенуа.

Говоря о (пост)феноменологии, составители книги подчеркивают, что внимание современных феноменологов сместилось от трансцендентальной субъективности к аффицированному собственной историей эмпирическому субъекту и основным методом феноменологической работы становится дескрипция субъективных переживаний, обретающая общезначимость через переход к истории, которая ретроспективно придает случайному и эмпирическому сущностный и необходимый характер.

Ключевые слова: дескрипция, интенциональность, редукция, история, эмпирический субъект, субъективность, аффицированная субъективность, страстность, решимость, лик, след, плоть, жизнь, смысл, Бог