Институт Философии
Российской Академии Наук




  Книги
Главная страница » » Сектор философских проблем социальных и гуманитарных наук » Книги

Книги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало и мотивация научного познания: рассуждение об удивлении. Г.Б. Гутнер. – М. : ЛЕНАНД, 2018. – 200 с. – ISBN 978-5-9710-5328-6.


 

В книге обсуждается тема начала научного познания, понятая как философская проблема. Начало рассматривается не как чисто исторический процесс или хронологически фиксируемый исток науки. Речь идет об особом акте мысли, который совершается всякий раз, когда человек обращается к научному творчеству. Без такого акта наука рискует выродиться в какую-то иную практику, перестать быть собственно наукой. Основное содержание названного акта составляет удивление. Обращаясь к известному тезису Платона из диалога «Теэтет», повторенному Аристотелем в «Метафизике», автор прослеживает тему удивления в философских и научных текстах разных эпох. Само удивление рассматривается не как психологическое состояние, а как способ мышления.

Сущностный момент удивления — конституирование объекта, т. е. выделение из совокупности «подручного» (М. Хайдеггер) предмета особого интереса, требующего специального изучения. В книге подробно рассматриваются два типа предметности, связанные с понятиями «объект» и «инструмент». Каждый тип предметности тесно связан с определенным употреблением языка и онтологией. Иными словами, в книге предлагается рассмотреть дискурс удивления, составляющий необходимую часть научного дискурса. Этот дискурс противопоставлен дискурсу инструментальному, или утилитарному. При этом показано сложное взаимодействие обоих типов дискурса, возможное превращение одного в другой.

Книга адресована как философам, так и всем, чьи интересы связаны с философией и историей науки, теорией познания, в том числе и ученым разных областей.

 

 


Неретина, С.С. Апории дискурса / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; С.С. Неретина, А.П. Огурцов, Н.Н. Мурзин, К.А. Павлов-Пинус. – М. : ИФ РАН, 2017. – 119 с. – ISBN 978-5-9540-0323-9. 



В книге, посвященной дискурс-анализу, сделана попытка понять, что представляет собой процесс языковый деятельности, отличный от речи. Рассматриваются процессы речевого схватывания от апоретики и паранепротиворечивой логики через концептуальное «схватывание» до практики упрощения речи, сведения ее к отчету, понятому не как философская ответственность за выраженную мысль, а как формальный перечень рабочих действий. Авторы монографии обнаружили метафизический смысл дискурса как такового и особенности научного дискурса, выявленного через различия риторического и теоретического языков и между предметной и коммуникативной интенциональностью дискурсов. 

Полный текст (PDF)

 

 

 

Философ и наука. Александр Павлович Огурцов / Отв. ред. С.С. Неретина. –М.: Голос, 2016. – 538 с. – ISBN 978-5-9193-2012-8 


 
 

В книге, посвященной памяти выдающегося российского философа Александра Павловича Огурцова (1936–2014), участвуют его друзья, коллеги и ученики, с кем ему было свободно жить и мыслить. Философия для А.П. Огурцова представляла предельный способ отношений человека и мира, тематизацию смыслов такого отношения к миру, обществу, культуре, к самому себе и к другому. Особое внимание он направлял на философию науки, которая, как пишут некоторые его друзья, близко не напоминала одноименной позитивистской универсальной систематики, которую сегодня переоткрывают заново и заставляют учить студентов, магистрантов и аспирантов. Главным было чувство «материкового слоя», фундаментального исторического залегания любого научного знания, выражающего себя в логике, которая может быть открыта только философу и закрыта для систематизатора. Образ мысли А.П. Огурцова был образом его жизни – не случайно многие статьи посвящены именно его бытию философом.

Полный текст (PDF)

 

 

 

Блюхер, Ф.Н. Дискурс-анализ и дискурсивные практики [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; Ф.Н. Блюхер, С.Л. Гурко, А.А. Гусева, Г.Б. Гутнер. – М. : ИФ РАН, 2016. – 134 с. : ил. ; 20 см. – Библиогр.: с. 130–132. – Рез. : англ. – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0300-0.

 

В книге предпринята серия разносторонних попыток уточнить понятие «дискурс» и обосновать оправданность употребления его в философском контексте.

Для начала на примерах развития коптской и армянской письменности рассмотрены процессы реграмматизации языка в связи с грекофильским дискурсивным выбором. Далее показана связь между онтологической и функциональной характеристиками дискурсов и описано явление трансдискурсивности. Наконец, для решения вопроса о возможных основаниях эмпирического анализа дискурсов предложен статистический подход, опирающийся на вычленение метафорической составляющей текстов и описывающий последовательные трансформации этого метафорического слоя, порождающие мифологическое и идеологическое измерения текста.

 



Хоружий С.С. «Улисс» в русском зеркале. // Санкт-Петербург, изд-во «Азбука». 2015. 381 с.

Книга суммирует многолетнюю работу автора по изучению, переводу и комментированию трудов Дж.Джойса. Форма книги – отражение, зеркало романа «Улисс», также построенное из 18 эпизодов и трех частей. Центральная и главная – 2я часть, где на примере поэтики «Улисса» развернут анализ проблем теории текста, методик трансформации дискурса, моделей субъективности и др. В основе подхода – выдвигаемая автором эпистемологическая парадигма изоморфизма поэтики и антропологии.

 

 

 

 




Хоружий С.С. Practices of the Self and Spiritual Practices. Michel Foucault and the Eastern Christian Discourse. William B. Eerdmans Publ. Company. Grand Rapids, MI/Cambridge, UK. 2015. 206 c.


Концепция практик себя, выдвинутая М.Фуко, исследуется в сопоставлении с развиваемой автором концепцией синергийной антропологии, базирующейся на изучении опыта православного исихазма. Представлен компаративный анализ дискурсивных техник двух концепций, их методологических и эпистемологических принципов. Реконструируются и обсуждаются модусы субъектности, персонологические структуры в синергийной антропологии и в трех базовых моделях практик себя, платоновской, эллинистической и христианской. Выявлен и критически проанализирован целый ряд спорных и ошибочных пунктов в трактовке практик христианской аскезы у Фуко. На базе компаративного анализа намечаются идеи и перспективы дальнейшего построения современной неклассической антропологии.





 

 

Хоружий С.С.  Джойс Дж. Дублинцы. Собрание ранней прозы / Пер. с англ., комментарии, статья С.С.Хоружего. М.: Иностранка, 2014. 735 с. (46 а.л.)

 

В книге представлено полное собрание художественной прозы Дж.Джойса, сочиненной прежде его главного труда, романа "Улисс" (1922). Работы этого периода образуют своеобразный квартет: они включают цикл прозаических этюдов "Эпифании" (1900-1903), ранний незаконченный опус "Герой Стивен" (1904-1906), сборник рассказов "Дублинцы" (1904-1907) и роман "Портрет художника в юности" (1907-1914). Все тексты публикуются в новых переводах С.С.Хоружего; русский перевод "Эпифаний" появляется в печати впервые. Комментарий, сопровождающий издание, является как обычным реальным, так и аналитическим, вводящим в смысловые, историко-культурные и биографические контексты. Заключительная статья рисует мир раннего Джойса в его внутренней жизни, его эстетических и экзистенциальных импульсах: как редкостно независимый, самобытный творческий мир, в котором художник в юности, следуя собственному "вектору Джойса" и сверяя его с "вектором Флобера", направлялся к вершине "Улисса".




 

 

Неретина С.С., Огурцов А.П. «Онтология процесса. Процесс и время.» М.: Голос, 2014. (45,45 а.л.) (РГНФ, проект № 14-03-16002д «Онтология процесса»)

 

В книге «Онтология процесса» анализируются разные версии метафизики, в которой предметом исследования является процесс. Процесс интерпретируется как формы движения, как последовательность состояний, как серии событий или свойства Da-Sein. Представлено разнообразие процессов от циклических до линейных, от обратимых до необратимых, от линейных до нелинейных. Показано различие между физическим временем и темпоральностью. Темпоральность понимается как схема времени, как образ времени, существующий в имманентном сознании, где сознание есть момент бытия. Темпоральность понимается как способ расположения протяженности (пролонгации? длительности?) бытия-сознания. Формы темпоральности рассматриваются на материале как истории философии (от Аристотеля до Хайдеггера), так и насторическом сознании авторов хроник и историографов.

 



  

                              

 

Методология науки и дискурс-анализ / Отв. Ред. А.П.Огурцов. М.: ИФ РАН, 2014. 285 с. (18,00 а.л.).

 

В коллективной монографии «Методология науки и дискурс-анализ» исследуются концепции и формы дискурса в истории мысли. Прослеживается основная линия в дискурс-анализе – дивергенция в трактовке дискурса. Альтернативной тенденцией является поиск единых эпистемологических оснований дискурс-анализа – текст, идеология, коммуникация, синергия. Показана неадекватность сужения поля исследований, его ограничения гуманитарным знанием и приложением методов лингвистического анализа текстов. С привлечением отечественной и зарубежной литературы сопоставляются методы герменевтики и дискурс-анализа, рассматриваются жанровые особенности философии, важность предметного содержания для исследований дискурса, ценностные ориентиры ряда речей в судах.




 

 

Феномен человека в его эволюции и динамике. Труды Открытого семинара Института Синергийной Антропологии. Великий Новгород: Издательство Новгородского ГУ им. Ярослава Мудрого. 2013, 404 с.

 

В сборнике представлены материалы заседаний научного семинара, ведущего работу в ИФ РАН с мая 2005 г. Обсуждаемая тематика имеет своим ядром синергийную антропологию - новое направление, выдвинутое и развиваемое руководителями семинара, но им не ограничивается, охватывая спектр актуальной антропологической проблематики: кризис классической европейской антропологии; наследие русской философии в синергийно-антропологической перспективе; неклассические подходы к проблеме Человека; антропологические аспекты эстетики и искусства; психологии и психотерапии и различных гуманитарных практик. Особое внимание уделяется переосмыслению статуса антропологии, ее структурных и методологических оснований. 
Наряду с докладами приводятся сопровождавшие их дискуссии. Актуальность содержания, разнообразие тематики и живое обсуждение делают сборник интересным для широкого круга гуманитариев.



 

 

Хоружий С.С. Исследования по исихастской традиции. К феноменологии аскезы. В 2-х тт. С.-Петербург: Издательство Русской христианской гуманитарной академии. 2012, 239 с.

 

Настоящий двухтомник - итоговое издание, в котором собраны главные труды Сергея Сергеевича Хоружего по православному исихазму, создававшиеся в течение многих лет. Первый том --- монография «К феноменологии аскезы» (1998), выходящая в новой редакции, в существенно доработанном виде.

Основная цель монографии --- реконструкция исихастского органона. Опыт аскезы раскрывается в двойной перспективе: с позиций исихастского сознания (реконструируемых по текстам традиции) и с позиций современного научного сознания (которое не противопоставляет себя традиции, но стремится ее понять, принимая установку участности).



 

 

Хоружий.С.С. Лев Платонович Карсавин. М.: РОССПЭН. 2012, 527 с.

 

Книга систематически представляет современную рецепцию творчества Л.П. Карсавина (1882-1952), одного из крупнейших русских религиозных философов XX в., бывшего также известным историком-медиевистом. Обсуждаются его исторические концепции, новые для своего времени и продолжающие вызывать научный интерес в наши дни. Детально, на базе впервые привлекаемых архивных материалов, раскрывается роль Карсавина в Евразийском движении. Особое вни­мание уделяется философии личности Карсавина; большой современный интерес представляет и структура письма, поэтика философских текстов Карсавина. Рассматриваются отношения философа с его основными «диалогическими партнерами»: тема католичества у Карсавина, его деятельность в литовской науке и культуре.



Методология науки и антропология [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; Отв. ред.: О.И. Генисаретский, А.П. Огурцов. – М. : ИФРАН, 2012. – 287 с. ; 20 см. – Библиогр. в примеч. – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0209-6.

 

Коллективный труд «Методология науки и антропология» подготовлен в Центре методологии и этики науки ИФ РАН. Он состоит из двух разделов. В первом разделе «Методология науки и антропологический поворот в философии» авторы сборника в противовес дегуманизации современной философии науки и элиминации ею познающего субъекта обсуждают эпистемологический статус психологических теорий, раскрывают содержание эпистемологии без познающего субъекта К.Поппера, анализируют проблемы власти и политической антропологии. Второй раздел посвящен соотношению философии науки и дискурсивных практик – методам понимания в процессах и системах управления, основаниям практик открытого образования, эффективности стратегий развития образования и дилеммам «двух культур». В качестве приложения публикуется статья американского логика И.Бентема «Куда идет логика?», в которой осмысляются контексты логических рассуждений. Сборник представляет интерес для философов, психологов, специалистов в области образования и управления.

 

Содержание (JPG)

 

 

Неретина С.С. Воскресение политической философии и политического действия. Парижское восстание 1356 — 1358 гг. // М.: Изд-во «Голос», ИФРАН, 2012. - 388 с.

 

В книге показан процесс возникновения политической философии и политического действия после многовековой (начиная с эпохи раннего Средневековья) христианской установки на анализ внутренней жизни. Этот процесс развертывается в первый период Столетней войны, в XIV в., в момент финансового экономического и военного кризиса французского королевства, спровоцировавшего быстрое формирование третьего сословия - сословия бюргеров: купцов ремесленников, юристов и пр. как сословия людей, начинавших осознавать свою гражданственность, переход от феодальной монархии к сословно-представительной, начала либерализации, равного диалога с властью, когда возродилась философски обосновываемая сфера действия - политика как специфическая деятельность, которая затрагивала все общество. На основании разнообразных источников, прежде всего хроник, в книге подробно анализируются позиции разных сословий во время Парижского движения 1356 - 1358 гг., выясняются причины и мотивы, позволившие мирному движению перерасти в восстание во главе с купеческим старшиной Этьеном Марселем, день гибели которого принадлежит к числу "тридцати дней, которые сотворили Францию". Книга представляет интерес для историков, философов, политологов и всех интересующихся историей политических движений.




 

Неретина С.С. Произведение — текст — произведение. // Лекционный курс. СпбГУП., 2012. - 157 с.

 
В цикле лекций замечательного российского ученого, главного научного сотрудника Института философии РАН С. С. Неретиной, прочитанном в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов 23–25 января 2012 года, на основе концептуального анализа показывается, как смена рациональных принципов в каждой из исторических эпох (Античности, Средних веках, современности) связана с изменениями определений человека, его места в мире и понимания мира.
Философские и литературные источники обнаруживают разное отношение к тексту, произведению и тексту произведения.

 

 

 

 

  Огурцов А.П. Философия науки. Двадцатый век. Концепции и проблемы: В 3 частях

 

 

Огурцов А.П. Философия науки. Двадцатый век. Концепции и проблемы: В 3 частях. – СПб.: Изд. Дом «Мiръ», 2011. – ISBN: 978-5-98846-070-1.

 

Эта книга посвящена анализу тех изменений, которые произошли в философии науки XX в. Сами изменения рассматриваются в ней как смена подходов и проблем, как смена стратегий в изучении науки и как постановка и решение вопросов, которые ранее не ставились в философии науки. Само собой разумеется, кардинальным образом изменилась и наука в XX столетии. Из университетской науки она стала делом громадных научно-исследовательских институтов, превратилась, используя терминологию Дерека де Соллы Прайса, из Малой науки в Большую науку. Крупнейшие открытия XX в. – специальная и общая теории относительности, квантовая механика, создание генетики, современной космологии, технические нововведения, обусловленные развитием научных исследований, – от самолетостроения до компьютерной техники, от военной техники до технических устройств в быту, – всем этим человечество обязано науке XX в. Вместе с тем развитие науки в XX в. создало новые, глобальные угрозы перед человечеством — угрозу самоуничтожения в ядерной войне, разрушения природных экологических систем, отравления их радиацией, химическими веществами и т.д.

 


Армстронг, Дэвид М. Универсалии: самоуверенное введение. / Пер. с англ. Неретина С.С.

 

Армстронг, Дэвид М. Универсалии: самоуверенное введение. / Пер. с англ. Неретина С.С. – М. Изд-во Канон+РООИ "Реабилитация", 2011. – 239 с. – ISBN 978-5-88373-244-5.

 

Имя выдающегося австралийского философа Д.М.Армстронга, занимающегося проблемами сознания, теории познания, метафизическими проблемами и в связи с этим проблемой универсалий, давно и прочно вошло в книги и антологии по аналитической философии. В предлагаемом читателю труде универсалии представлены как особый тип умеренного номинализма, допускающего такие свойства и отношения, которые являются особенными всеобщими. Армстронг рассматривает их как тропы - неповторяемые особенности, которые составляют смысл вещи. Одной из главных тем является борьба между реализмом и номинализмом именно по поводу статуса свойств и отношений.

 

 

 

 

Философские акции. / Ред. Неретина С.С., Огурцов А.П.

 

Философские акции. / Ред. Неретина С.С., Огурцов А.П. – М. Изд-во «Голос». 2011. – 242 c. – ISBN 978-5-91932-003-6.


В книге помещены статьи, касающиеся, прежде всего, того, как авторы понимают современную философию и как они понимают свое место в ней. Статьи написаны на основе докладов на семинаре, который проходит в Центре методологии и этики науки. Подчеркивается активность философии, ее жизнеспособность, ее поступок, свершение и форма такого свершения, к которой в нашей современности относится не только привычное понятийно-рефлексивное движение, концептуальное и теоретическое содержание, но и игровое состояние, в котором осуществляются разнообразные переносы (тропы) смыслов и которые представляют саму нынешнюю онтологию. В термине "акция" (лат. "actio") устанавливаются титулы собственности на вклад во что-то, предполагающее и риск его потери. Но в отличие от экономики, где вкладчик может потерять только ту долю собственности, которую он вложил, особенность философской акции состоит в том, что философ не может потерять больше вложенного, потому что он вкладывает в свое дело все.

 

Содержание (GIF)

 

 

Фонарь Диогена. / Ред. Хоружий С.С.

 

Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте. / Ред. Хоружий С.С. – М. Изд-во «Прогресс-Тради-ция». 2010. – 960 c. – ISBN 978-5-89826-363-8.

 

Современная антропологическая мысль следует за Диогеном: кризис классической антропологии, глубокие изменения антропологической реальности заставили ее пуститься на поиски Человека. Синергийная антропология - одно из новых направлений, что служат науке в этом поиске в качестве Фонаря Диогена. В ее основе - принцип антропологического размыкания: человек конституируется, размыкая себя, делая себя открытым. Отличия направления - радикальная неклассичность (включая отказ от понятия сущности человека) и трансдисциплинарный характер, вхождение в предметную область всех гуманитарных дискурсов.

Коллективный труд впервые дает освещение всего проблемного поля синергийной антропологии. Четыре раздела книги разбивают это поле на четыре большие сферы. Особое значение для нашего направления имеет феномен духовных практик: в нем человек реализует важнейший вид размыкания, онтологическое размыкание. В Разделе II, посвященном духовным практикам, наряду с циклом работ по практике исихазма, представлена также реконструкция антропологии дзэн-буддизма на базе синергийной антропологии. Философские аспекты нового направления раскрываются в Разделе I. Его тема - анализ концепции "практик себя" М.Фуко, во многом родственной синергийной антропологии, и в центре здесь проблематика личности и идентичности, неклассические модусы субъектности человека. Раздел III освещает связи синергийной антропологии с областью психологии и психотерапии, затрагивая и теоретические основания, и выходы к психотерапевтической практике. Наконец, в Разделе IV синергийная антропология выходит в широкую междисциплинарную проблематику, приближаясь к роли общей методологической парадигмы гуманитарного знания. Особое внимание получают здесь выходы в область социальной философии, наиболее востребованные сегодня.

Книгу завершают лекции по введению в синергийную антропологию и библиография направления.

 

Содержание (GIF)

 

 

Платон-математик / Ред. Огурцов А.П.

 

Платон-математик / Ред. Огурцов А.П. – М. Изд-во «Голос». 2011. – 374 c.

 

Философия Платона оказала большое влияние на постановку и решение проблем обоснования математики. Она по сути дела была первой программой, которая поставила во главу угла именно эти проблемы и нашла способы их обоснования. Они обычно и квалифицируются как платонизм в математике, или платонизм в обосновании математики. Разделив арифметическое и эйдетическое понимание числа, Платон оказался предшественником структуралистской концепции в теории чисел и простой теории типов, связанной с именем Б.Рассела.

Книга представляет интерес для математиков, историков математики, философов, для всех интересующихся программами, загадками и парадоксами философии математики.


 

 

 

Неретина, С.С., Огурцов А.П. Концепты политической культуры

 

Неретина, С.С. Концепты политической культуры [Текст] / С.С. Неретина, А.П. Огурцов; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М. : ИФРАН, 2011. – 279 с. ; 20 см. – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0187-7.

 

Существуют различные методологические и теоретические стратегии в определении сути политики. Авторы выбрали путь выявления и описания концептов политической культуры как тех инвариантных структур сознания, которые образуют систему отсчета многообразных установок и оценок личностью власти, собственности, других людей и социальных групп. По своему генезису концепты являются смыслопорождающими началами, которые обусловлены авторскими интенциями и усилиями мысли того или иного теоретика, но при всей смене политических концепций и идеологических доктрин они достаточно устойчивы. Политическая мысль имеет дело с концептами и с концепциями, а не с понятиями и теориями. Концепт составляет ядро политических концепций Платона, Аристотеля, Л.Штрауса, Х.Арендт и др.. В философии политики XX в. осознается ограниченность методов рефлексивного анализа, на котором зиждилась классическая политическая мысль, и они замещаются процедурами герменевтики и «понимающими» и проектирующими моделями.

Содержание (PDF)

 


Абеляр, Петр. История моих бедствий / перевод с лат. С.С. Неретиной.

Абеляр, Петр. История моих бедствий [Текст] / Петр Абеляр; перевод с лат. С.С. Неретиной; [примеч. С.С. Неретиной] / Послесловие С.С. Неретиной. Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФРАН, 2011. – 125 с.; 20 см. (Философская классика: новый перевод). – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0205-8.

 

Новый перевод одного из первых автобиографических произведений Средневековья «Истории моих бедствий», принадлежащего перу Петра Абеляра, «второго Аристотеля», как его называли в XII в. Тщательно продумываемая история, трансформируясь в сознании конкретного индивида, преобразуется в личностный концепт, т. е. в тот опыт уникального, которому «Бог свидетель». Это одно из первых произведений Средних веков, которое можно назвать Книгой интеллектуала.

 

 

 

 

Кришталёва, Л.Г. Философия и этика поступка.

Кришталёва, Л.Г. Философия и этика поступка (структура и значение поступка в различных культурно-исторических обстоятельствах – опыт реконструкции) [Текст] / Л.Г. Кришталёва; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФРАН, 2010. – 123 с.; 20 см. – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0169-3.

 

Перед каждым человеком стоит парадоксальная задача – стать самим собой. Как человек движется навстречу к себе? Классические тексты, относящиеся к разным эпохам и культурам, дают схожий ответ – путем поступка.

Книга включает три исследования, ставшиеся результатом медленного чтения платоновской «Апологии Сократа», «Нравственных писем к Луцилию» Сенеки и романа «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского. Тщательный анализ позволил по-новому понять события, запечатленные в этих текстах.

 

 

 

 

Павлов, К.А. О природе логических рассуждений

 

Павлов, К.А. О природе логических рассуждений [Текст] / К.А. Павлов; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФРАН, 2010. – 159 с.; 20 см. – Библиогр.: с. 155–157. – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0164-8.

 

Монография является исследованием в области философии логики. Критически анализируется «субстанциальное» понимание логики, проистекающее из стремления считать, что логические формы обязаны иметь знаковый характер. Особое внимание уделяется смыслопорождающим и коммуникативным аспектам логики, без учета которых невозможно ставить вопрос ни о теоретической реконструкции логики научных открытий, ни о компьютерном моделировании процессов логического рассуждения. 

 

 

 

Наука: от методологии к онтологии / А.П.Огурцов, В.М.Розин.

 

Наука: от методологии к онтологии / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред.: А.П.Огурцов, В.М.Розин. – М.: ИФ РАН, 2009. – 287 с. – ISBN 978-5-9540-0138-9.

 

Сборник подготовлен на основе докладов на семинаре Центра методологии и этики науки ИФ РАН и продолжает ранее вышедшие сборники по методологии науки. Основная идея данной книги заключается в том, чтобы показать осознание границ методологии и те процессы, которые привели к поискам новых онтологических единиц в различных науках и к выдвижению в философии новых вариантов онтологии. Вопрос о том, как анализировать предмет исследования, сменился поисками новых онтологических структур. Центральное место в сборнике (статьи А.П.Огурцова, Ф.Н.Блюхера и др.) занимают проблемы методологии истории и конструирование в исторических науках новых онтологических структур (событие, действие, ментальность и др.). Исследуется развитие классической логики и методологии науки, уясняются ее трудности и противоречия, приведшие к осмыслению новых предметных областей (статьи В.М.Розина, К.А.Павлова и др.). Сборник представляет интерес для философов, историков науки и гуманитариев различных специальностей.

 

(PDF)

 

 

Уайтхед, Альфред Норт. Приключения идей

 

Уайтхед, Альфред Норт. Приключения идей [Текст] / Альфред Норт Уайтхед; перевод с англ. Л.Б. Тумановой ; [примеч. С. С. Неретиной] / Науч. ред. С.С.Неретина. Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М. : ИФРАН, 2009. – 383 с. ; 20 см. (Философская классика: новый перевод) – Указ.: с. 367–383. – Перевод изд.: Adventures of Ideas / Alfred North Whitehead. Cambridgе Univ. Press, 1964. – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0141-9.

 

Попытка создания всеохватывающей системы вещей, обеспеченная поворотом к метафизике, к ее высшей и лучшей части – онтологии, которая захватывает весь универсум: его социологию и космологию, философию и цивилизацию, – и которая связана с критикой науки, делает книгу А.Н.Уайтхеда актуальной по сей день. Приключения идей – важный фактор существования мира, понятого как смысло- и формообразующее качество цивилизации. В предисловии рассмотрена драматическая история перевода книги на русский язык, связанная с судьбой философа Л.Б.Тумановой.

 

 

 

Феномен человека в его эволюции и динамике. / С.С. Хоружий, О.И. Генисаретский.

 

Феномен человека в его эволюции и динамике: Тр. Открытого научн. семинара [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; Отв. ред.: С.С. Хоружий, О.И. Генисаретский. – М.: ИФРАН, 2009. – 287 с.; 20 см. – Библиогр. в примеч. – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0135-8.

 

В сборнике представлены материалы заседаний научного семинара, ведущего работу в ИФ РАН с мая 2005 г. Обсуждаемая тематика имеет своим ядром синергийную антропологию – новое направление, выдвинутое и развиваемое руководителями семинара, но им не ограничивается, охватывая спектр актуальной антропологической проблематики: кризис классической европейской антропологии; наследие русской философии в синергийно-антропологической перспективе; неклассические подходы к проблеме Человека; антропологические аспекты эстетики и искусства; психологии и психотерапии и различных гуманитарных практик. Особое внимание уделяется переосмыслению статуса антропологии, ее структурных и методологических оснований.

Наряду с докладами приводятся сопровождавшие их дискуссии. Актуальность содержания, разнообразие тематики и живое обсуждение делают сборник интересным для широкого круга гуманитариев.

 

(PDF)

 

 

Неретина С.С. Философские одиночества

 

Неретина С.С. Философские одиночества / С.С.Неретина; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2008. – 269 с. – ISBN 978-5-9540-0106-8.

 

«У человечества нет другого окошка, через которое видеть и дышать, чем прозрения одиночек». Монография – о философах, являвших собой уникальные образцы действенности мысли и поступка. Статьи, посвященные трудам разных мыслителей (от ХI в. до наших современников – В.С.Библера, Л.Б.Тумановой, М.К.Петрова, В.В.Бибихина и др.) и анализирующие проблемы начала философии, объединены между собой темами философской грамматики, речи, логики и диалогики, схватывания (конципирования) целого.

 

(PDF)

 

 

 

Методология науки: исследовательские программы / С.С.Неретина

 

Методология науки: исследовательские программы [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; Отв. ред. С.С.Неретина. – М. : ИФ РАН, 2007. – 255 с. – ISBN 978-5-9540-0080-1.

 

Сборник посвящен 70-летию со дня рождения Александра Павловича Огурцова и основывается на материалах семинара по метафизике, который проводился в Центре методологии и этики науки в течение 2005–2006 гг. Статьи группируются «в округе» Декарта: проблемы интенции, метода и его связи с философскими началами. Читателю предлагается также фрагмент парижских лекций Иоанна Дунса Скота, впервые переведенный с латыни на русский язык.

 

(PDF)

 

 

 

 

Методология науки: статус и программы / РАН. Ин-т философии; Отв. ред.: А.П.Огурцов, В.М.Розин. – М.: ИФ РАН, 2005. – 295 с. – ISBN 5-9540-0026-3.

 

Сборник — результат работы семинара Центра методологии и этики науки в 2002–2004 гг. В нем продолжается изучение различных программ и проблем философии науки, которое начато в сборнике «Методология науки: проблемы и история» (М., ИФ РАН, 2003). Наряду с анализом классических методологических программ (первого и второго позитивизма — В.С.Степин, трансцендентализма — Г.Б.Гутнер, логического эмпиризма и трансцендентализма в их понимании причинности — А.П.Огурцов) раскрыто содержание программы методологии, развитой известным отечественным философом Г.П.Щедровицким. Специально обсуждаются новые тенденции в методологии науки. Рассмотрены такие проблемы методологии науки, как эволюция когнитивных способностей (И.П.Меркулов), инженерная деятельность (А.Б.Бахур), нанотехнология и изменения в типах рациональности (Н.А.Бульенков), метод мысленного эксперимента (С.В.Илларионов). В приложении, завершающем сборник, печатаются перевод фрагментов из трактата Иоанна Солсберийского «Металогик». Сборник представляет интерес для историков науки, философов, для всех интересующихся методологическими проблемами научного знания.

 

(PDF)

 

 

Блюхер Ф.Н. Философские проблемы исторической науки

 

Блюхер Ф.Н. Философские проблемы исторической науки / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2004. – 197 с. – ISBN 5-9540-0009-3.

 

В книге рассмотрены методологические, гносеологические и онтологические проблемы исторической науки. Сформулированы антиномии исторического знания. На основании анализа понятия «одновременность» выделяются четыре возможных подхода к интерпретации исторической реальности. Построена категориальная сетка исторической науки. На историко-философском материале моделируются три подхода к современной онтологии (технический, логический и смысловой). С точки зрения этих подходов рассмотрены реальные проблемы, возникшие во второй половине ХХ века в историографии. Книга предназначена для читателей, интересующихся философией и исторической наукой.

 

(PDF)

 

 

 

Методология науки: проблемы и история / А.П.Огурцов

 

Методология науки: проблемы и история / РАН. Ин-т философии; Отв. ред. А.П.Огурцов, В.М.Розин. — М.: ИФ РАН, 2003. — 342 с. — ISBN 5-201-02121-2.

 

В сборнике, подготовленном на основе докладов на семинаре отдела философии науки и техники, представлены различные подходы к определению существа и проблем методологии науки, ее взаимоотношений с онтологией и теорией познания, ее места в философии науки. Показываются различия между определенными уровнями методологии науки и ее историческими формами – от диалектической теории аргументации Иоанна Солсберийского до трансцендентального метода И.Канта, от аналитической методологии до программ обоснования математики Ф.Гонсета и Московского Методологического движения. Специально обсуждаются соотношения методологии и власти, субъекта и метода. Большое внимание в сборнике уделено различным линиям в методологическом сознании ученых XIX века, которое, сменив приоритеты, перешло от аналитической методологии к методам сравнительно-историческим и историцистским.

 

(PDF)

 

 

Истина и благо: универсальное и сингулярное

 

Истина и благо: универсальное и сингулярное / РАН. Ин-т философии; Отвю ред. А.П.Огурцов. — М.: ИФ РАН, 2002. — 376 с. — ISBN 5-201-02086-0.

 

Сборник подготовлен Центром методологии и этики науки ИФ РАН и является продолжением изданного в 1998 году сборника «Истина и благо: классические и неклассические регулятивы». Данный сборник концентрируется на взаимоотношении истины и блага, которое рассмотрено в перспективе возможности определения универсалий в языке логики и этики. Раскрыты особенности интерпретации универсалий в средневековой философии (статьи С.С.Неретиной, А.Басоса), сдвиг от реализма к номинализму в логике и философии 20 века и акцент на сингуляриях в противовес универсалиям (А.П.Огурцов). Показана эвристическая роль воображения в математическом дискурсе, прежде всего геометрии (Г.Б.Гутнер, В.В.Бибихин). Проанализированы новые формы дискурсивной практики под углом зрения взаимоотношения универсалий и сингулярий: метафизики диалога, универсализации механики (В.С.Черняк и др.). В сборнике впервые печатаются на русском языке переводы больших фрагментов из работ Иоанна Солсберийского «Металогикон» и Э.Гуссерля «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология».

 

(PDF)

 

 

Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. В двух томах. Том 2. / Ред. С.С. Неретина.

 

Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. В двух томах. Том 2. / Ред. С.С. Неретина., 2002. — Изд-во Русского Христианского Гуманитарного Института, 2002. — 636 с. — ISBN 5-88812-120-7, 5-88812-163-0.


 


 

 

 

 


Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. В двух томах. Том 1. / Ред. С.С. Неретина.

 

Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. В двух томах. Том 1. / Ред. С.С. Неретина. — Изд-во Русского Христианского Гуманитарного Института — 540 с. — ISBN 5-88812-120-7, 5-88812-148-7.

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия науки. Вып. 6 / РАН. Ин-т философии; Отв. ред. А.П.Огурцов. — М.: ИФ РАН, 2000. — 284 с. — ISBN 5-201-02036.

 

 

Очередной выпуск ежегодника ИФ РАН "Философия науки" состоит из трех разделов. В первом разделе публикуются материалы Смирновских чтений 1999 г., в которых исследуются теоретико-методологические проблемы современной науки. Во втором разделе собраны статьи, в которых анализируются философские проблемы социальных наук. Третий раздел посвящен историческим путям философии науки в 19 и 20 вв. Философия науки представляет собой область междисциплинарных исследований, в которых наряду с методологами науки принимают участие и специалисты в тех или иных областях научного знания. Им и адресуется данный Ежегодник.
 

 

(PDF)

 

 

 

 

Фома Аквинский. Доказательства бытия Бога в «Сумме против язычников и в «Сумме теологии» / РАН. Ин-т философии; Составление, введение и комментарии Х.Зайдля; Пер. с латин. и нем. К.В.Бандуровского; Отв. ред. С.С.Неретина. — М.: ИФ РАН, 2000. — 137 с. — (Сер. «Философская классика. Впервые на русском»). — ISBN 5-201-02019-4.

 


Переводом книги профессора Латеранского папского университета Хорста Зайдля Институт философии открывает новую серию, в которой будут печататься впервые на русском языке или в новых переводах классические философские тексты. Вниманию отечественного читателя предлагается несколько сокращенный перевод книги Х.Зайдля о пяти доказательствах бытия Бога Фомы Аквинского. Перевод с немецкого и латинского осуществлен К.В.Бандуровским под редакцией С.С.Неретиной. В русский текст, помимо Введения, комментариев и Дополнения, вошли лишь два «Приложения» (II и V) из пяти (второе также в неполном виде). Библиография переводов и исследований на русском языке составлена К.В.Бандуровским.
 

 

(PDF)

 

 

Неретина С.С. Тропы и концепты

 

Неретина С.С. Тропы и концепты / РАН. Ин-т философии. — М.: ИФ РАН, 1999. — 277 с. — ISBN 5-201-02014-3.

 

В монографии, построенной как анализ конкретных текстов, часть которых впервые предлагается читателю как Комментарий к трактату Боэция «Против Евхития и Нестория» Гильберта Порретанского или «Диалог между Иудеем и Христианином о католической вере» Гильома из Шампо) делается попытка представить средневековую мысль как одну из стратегий современной мысли. Все материалы монографии, несмотря на их тематическое разнообразие (философия, история, литература), связаны единым подходом, который называется концептологией, акцентирующей идею произведения, рассматриваемого через призму речевых смыслов, персоналистских установок и предполагающего особого рода тропологику, или систему иносказаний.

 

(PDF)

 

 

 

Благо и истина: классические и неклассические регулятивы / РАН. Ин-т философии; Отв. ред. А.П.Огурцов. — М.: ИФ РАН, 1998. — 290 с. — ISBN 5-201-01989-7.

 


В сборнике, подготовленным Центром методологии и этики науки, анализируются этические и гносеологические аспекты трактовки истины и блага в истории философской мысли. Расхождение между истиной и благом – одна из ведущих линий в развитии философии. Это приводит к разрыву между этикой и гносеологией, между аксиологией и философией науки. Классическая философия науки ориентировалась на постижение истины, свободной от каких-либо ценностных суждений. Классическая этика базировалась на понятии «блага», исходя из идеи долженствования и удовлетворения потребностей человека. Обсуждаются проблемы тех трансформаций, которые вносит неклассический способ мысли, в трактовку истины и блага. Сборник рассчитан на специалистов в области этики, философии науки и гносеологии.

 

 

(PDF)

 

 

Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения

 

Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения / РАН. Ин-т философии. — М.: ИФ РАН, 1993. — 213 с. — ISBN 5-201-01836-Х.

 


Книга посвящена изучению философских концепций науки, которые были разработаны в эпоху Просвещения Фонтенелем, Тюрго, Кондорсэ, Вольтером, энциклопедистами и др. На основе анализа обширного историко-философского материала раскрывается своеобразие просветительских представлений о генезисе и прогрессе науки, о структуре научного знания, о иерархии научных дисциплин и классификации как методологической процедуре, о роли знаков в познании. Специально исследуются историко-научные труды просветителей. Для философов, науковедов, всех интересующихся историей философии и историей науки.
 

 

(PDF)

 

 

 

 

1.                   В коллективной монографии «Методология науки и дискурс-анализ» исследуются концепции и формы дискурса в истории мысли. Прослеживается основная линия в дискурс-анализе – дивергенция в трактовке дискурса. Альтернативной тенденцией является поиск единых эпистемологических оснований дискурс-анализа – текст, идеология, коммуникация, синергия. Показана неадекватность сужения поля исследований, его ограничения гуманитарным знанием и приложением методов лингвистического анализа текстов. С привлечением отечественной и зарубежной литературы сопоставляются методы герменевтики и дискурс-анализа, рассматриваются жанровые особенности философии, важность предметного содержания для исследований дискурса, ценностные ориентиры ряда речей в судах.