Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Электронная библиотека

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  
Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  Ф  Х  
Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я
A–Z

Издания ИФ РАН

Русская философия


Главная страница » Книги » Электронная библиотека »

Электронная библиотека


– 107 –

 

В.Н.Назаров

 

Опыт хронологии русской этики XX века:

первый период (19001922)*

 

Периодизация русской этики XX века

Предлагаемая хронология представляет собой опыт концептуального изложения основных событий в области русской этики XX в. (1900–2000 гг.) в связи с историей мировой этической мысли.

«Этические события» можно подразделить на следующие виды:

1) источники, труды по этике: (нравственно-философские трактаты, монографии, словари, учебные пособия, статьи, лекции и т.п.);

2) этические дискуссии и конференции;

3) этические сообщества и организации;

4) этические (моральные) кодексы;

5) этическое образование и просвещение. Этика оставила глубокий след в истории русской культуры XX в.,

хотя в сравнении с религией или искусством ее влияние на общественную жизнь было не столь очевидным и непосредственным.

Воздействие этических идей на культуру и нравственную жизнь в России XX в. шло по трем основным направлениям:

1. Этика выступала как своеобразная форма борьбы со злом, как реакция и ответ на конкретный вызов зла. Причем эта реакция являлась не только констатацией свершившегося зла, но означала внутреннее творческое преображение зла в добро, «противление

 


* Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного фонда (проект № 00-03-00112: «История русской этики ХХ века»).

 

 

– 108 –

 

злу добром». Этика призвана была обнаружить метафизическую непоколебимость и автономию добра. Если зло выказывает и утверждает себя само, то добро нуждается в этической манифестации. В этой связи нравственный философ берет на себя ответственность за реальность зла и пытается противоборствовать ему путем метафизической манифестации добра.

2. Русская этика стремилась стать институционально значимой, т.е. дать не только метафизическое, но и социально-правовое, нравственно-религиозное, антропологическое «оправдание добра», манифестировать добро как «закон жизни», «общественный идеал», «духовный абсолют». Это определило особый тип российской жизни, построенный на началах этики. Речь идет не просто о нравственной жизни в ее нормативно-стихийном проявлении, но о сознательной, «идейной» этической жизни, на принципах которой строятся все другие типы межчеловеческих отношений, как это имело место, например, в толстовских коммунах или педагогических экспериментах Макаренко. В этом заключается потенциальная актуальность этических идей, их глубинная связь с политическими движениями, социальными реформами, религиозными исканиями, педагогическими проектами.

3. Однако главным средством воздействия этики на российскую действительность явилось само мировоззрение, содержащее в своей структуре характерные этические элементы. На этическую окрашенность русского мировоззрения указывали многие русские мыслители, и прежде всего Н.Я.Грот, П.Е.Астафьев, М.В.Безобразова, С.Л.Франк, Э.Л.Радлов, В.В.Зеньковский и др. Истоки этического мировоззрения и смысл русской этики в целом попытался раскрыть в своей публичной лекции «Иван Карамазов как философский тип» С.Н.Булгаков. Приоритет этики в русском сознании он усматривал в особой национальной черте, названной им «болезнью совести». Суть этой «болезни» заключается в том, что в России «между идеалом и действительностью, между требованиями разума и жизни лежит огромная пропасть, существует страшный разлад». Мировоззренческая актуальность, востребованность этики определяется необходимостью преодоления этого разрыва: этика призвана приблизить идеал к жизни, переустроить жизнь в соответствии с идеалом. Именно в своеобразии русской этики заключена отчасти «тайна» русской истории XX столетия, с ее непрекращающимися экспериментами в области социальной жизни. Этика как главный симптом «болезни совести» постоянно инициировала в русском сознании стремление

 

 

– 109 –

 

к «опытному оправданию отвлеченных принципов», применению теории на практике, к переустройству жизни согласно нравственным началам» (Радлов). Все это получило свое яркое отражение в русской этике XX в.: от попыток создания «этического марксизма» в начале века до идеи руководства и управления процессами нравственного воспитания и социально-нравственного развития общества в целом в конце XX столетия.

История русской этики XX в. может быть условно разделена на четыре основных периода.

Первый период – с начала века по 1922 г. – характеризуется свободным развитием и противостоянием различных направлений этической мысли (марксистской, религиозно-философской, позитивистской, теософской, богословской) на фоне широко представленной переводной зарубежной этической литературы.

Второй период – с середины 20-х до середины 50-х гг. – определяется раздвоенностью этической мысли на этику русского зарубежья, продолжающую и развивающую преимущественно традицию религиозно-философской этики, и марксистско-ленинскую этику, монополизировавшую моральную идеологию в советской России. Это раздвоение этической мысли можно условно датировать 1925 г., когда в Берлине вышла в свет книга И.А.Ильина «О сопротивлении злу силой», а в Москве достигла своего апогея дискуссия по поводу принятия кодекса «партэтики». Конец данного периода был ознаменован, с одной стороны, созданием в рамках марксистской этики «теории коммунистической морали» (1955), инициировавшей принятие морального кодекса строителя коммунизма, а с другой – посмертной публикации в Мюнхене книги того же Ильина «Поющее сердце» (1958), завершающей русскую религиозно-этическую традицию в духе классической моралистики.

Третий период – с начала 60-х по конец 80-х гг. – может быть обозначен как период советской этики и охарактеризован в целом как совместный процесс достижения конкретно-теоретического знания о морали в рамках марксистского мировоззрения. Этот период имеет несколько условных точек отсчета: первая собственно этическая дискуссия по проблеме категорий этики (1961–1965 гг.); первый учебник по этике (Шишкин А.Ф. Основы марксистской этики. М., 1961); первая собственно этическая монография (Архангельский Л.М. Категории марксистской этики. М., 1963); наконец, первая и фактически единственная своего рода диссидентская книга по этике (Мильнер-Иринин Я.А. Этика,

 

 

– 110 –

 

или принципы истинной человечности. М., 1963). Этот период также отмечен неявным обращением к кантовским принципам формализации и систематизации этики (феномен «этического криптокантианства»). Он завершается установлением типологических способов понимания и обоснования морали в рамках марксистской этики (см. сб. «Что такое мораль?», 1988), свидетельствующим о намечающемся плюрализме идей в советской этике.

Четвертый период – начало 90-х – конец 90-х гг. – может быть определен как период российской этики. Он ознаменован возвращением «этики русского зарубежья» в Россию, возрождением основных направлений русской этической мысли (см. характеристику первого периода), а также их взаимопроникновением, что необходимо ведет к синтезу этических знаний, предшествующему формированию новой этической парадигмы XXI в.

 

Общая характеристика I периода:

смысловая интерпретация ключевых событий.

1. П.Б.Струве и Н.А.Бердяев предпринимают попытку этического обновления, трансформации марксизма путем «метафизической реабилитации долженствования» (Струве) и обоснования «объективности нравственного миропорядка» (Бердяев). Чуть позже к ним присоединяются С.Н.Булгаков, П.А.Новгородцев и С.Л.Франк.

2. Результатом этих усилий становится создание системы русского «этического идеализма», отличительными чертами которого являются: примат этики; этический радикализм; панморализм; моральная патетика; моральная автономия личности.

3. Этический идеализм становится истоком русского религиозного ренессанса и вместе с тем он растворяется и исчезает в нем. Этическая проблема подменяется проблемой религиозной. Решающая роль в этом процессе принадлежит С.Н.Булгакову, Д.С.Мережковскому и А.В.Луначарскому, совершившим поворот от «правдоискательства» к «богоискательству», от христианской этики к эстетическому христианству. В результате – на место «этического социализма» в Россию приходит социализм религиозный, обреченный на утопизм.

4. Параллельно с развитием «этического марксизма» в России развивается «марксистская этика», как в ее неортодоксальном, богостроительном (С.А.Вольский, А.В.Луначарский, Н.Н.Кошкарев и др.), так и ортодоксальном вариантах (Г.В.Плеханов, Л.И.Аксельрод, А.М.Коллонтай и др.).

5. На основе социологических и психобиологических теорий в России создается модель «позитивной, научной» этики, в обосновании которой приняли участие представители

 

 

– 111 –

 

самых разных течений общественной мысли: Е.В.Де-Роберти, П.А.Сорокин, П.А.Кропоткин, И.И.Мечников, В.М.Чернов, В.А.Базаров и др.

6. Систематизация этики достигает своего высшего уровня в нравственно-богословской, православно-христианской традиции (И.Л.Янышев, Н.С.Стеллецкий, С.М.Зарин и др.).

7. Две основных тенденции институциональности этики: а) толстовство как общинная и индивидуально-личностная форма институциональности: руководство принципами любви и непротивления как «всеобщим законом жизни»;

б) государственно-социалистическая форма институциональности: партийный «суд совести» как орган управления и руководства нравственным процессом.

 

1900

П.Б.Струве в своей статье: О нашем времени. 1. Высшая ценность жизни // Северный курьер. 16 января 1900 г., предпринимает одну из первых попыток этического обновления марксизма[1].

В письмах к П.Б.Струве от 25 февраля и 17 октября Н.А.Бердяев выдвигает задачу «борьбы за этический марксизм» в духе кантовской метафизики нравственности: «…пора уже, наконец, марксистам признать самостоятельное значение этической точки зрения» и «метафизическое значение нравственности, предполагающее, в конце концов, нравственный миропорядок».

В Париже на французском языке выходит книга русского философа и социолога, профессора свободной школы социальных наук Е.В.Де-Роберти: Constitution de l ethique. Paris. 1900, 223 p. (Обоснование этики), в которой предложена концепция социопсихического объяснения природы моральных ценностей.

В Санкт-Петербурге (Тип. М.М.Стасюлевича) издана работа Л.И.Шестова «Добро в учении гр. Толстого и Фр.Ницше (Философия и проповедь)», в которой развивается традиция экзистенциальной этики жизни и предпринимается обоснование морали на почве «философии веры».

 

 

– 112 –

 

Челпанов Г.И. Моральная система утилитаризма // Мир Божий. СПб., 1900, № 11.

Миртов Д.П. Нравственное учение Климента Александрийского // Христианское Чтение. СПб, 1900, № 4–5.

Айхенвальд Ю.И. Очерк этических воззрений Н.Я.Грота // Вопросы философии и психологии, 1900, кн. 51.

Под. ред. А.И.Введенского начинается издание собр. соч. Ф.Ницше в 10 томах. (М.: М.В.Клюкин, 1900-1903). В том же году отдельным изданием выходит книга «По ту сторону добра и зла».

В переводе с французского выходит фундаментальный труд популярного в России в конце XIX – нач. XX в. философа А.Фулье «Критика новейших систем морали» (СПб.: Образование, 407 с.).

Сутерланд А. Происхождение и развитие нравственного инстинкта. СПб.: Ф.Ф Павленков. Рецензию С.Казанского см.: Вопросы философии и психологии. 1900, кн. 55.

Кирхнер Фр. Наука о нравственности / Пер. с нем. под ред. и с предисл. Л.Е.Оболенского. СПб.: В.И.Губинский.

Третье издание книги Дж.С.Милля «Утилитарианизм. О свободе». СПб.: И.П.Перевозчиков.

 

1901

В Санкт-Петербурге (СПб.: О.Н.Попова) издается книга Н.А.Бердяева «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском» с предисловием П.Б.Струве. В книге предпринимается попытка обоснования объективности нравственного закона. В предисловии Струве, представляющим собой самостоятельный очерк метафизического обоснования нравственности, работа Бердяева охарактеризована как первый опыт законченного и систематического выражения «этического идеализма».

21 ноября в Киеве состоялась публичная лекция С.Н.Булгакова «Иван Карамазов как философский тип», в которой предпринята попытка обосновать приоритетное значение этики в русском сознании. Источник этического абсолютизма Булгаков усматривает в «болезни совести», являющейся реакцией на «страшный разлад» между идеалом и российской действительностью.

В сборнике статей А.И.Введенского «Философские очерки. Вып. 1.» (СПб.: Тип. В.С.Балашев и К) публикуется работа «Условия позволительности веры в смысл жизни», представляющая собой оригинальный вариант «этической гносеологии».

 

 

– 113 –

 

В Санкт-Петербурге выходит труд профессора духовной академии А.А.Бронзова «Нравственное богословие в России в течение XIX столетия» (СПб.: Тип. Ф.Елеонского), магистерское сочинение которого «Аристотель и Фома Аквинский в отношении к их учению о нравственности» (1883) до сих пор остается едва ли не единственным на русском языке источником по этике Аквината.

6-е издание учебника для духовных семинарий П.Ф.Солярского «Нравственное православное богословие», в основу которого положены «Записки по нравственному богословию. В 3 т.» (СПб., 1860–1863).

Социальная мораль. Статьи профессоров свободной школы социальных наук в Париже. Под ред. А.Г.Тимофеева. СПб.: Б.Н.Звонарев. В сборнике представлена статья Е.В.Де-Роберти «Нравственность и политика», в которой предпринята попытка обоснования этики как «всеобщей науки о социальной действительности».

В Санкт-Петербурге выходит собр. соч. в 5 т. СПб.: О.Н.Попова, известного французского философа Ж.М.Гюйо, в которое вошли такие его труды по этике, как «История и критика современных английских учений о нравственности», «Мораль Эпикура и ее связь с современными учениями», «Очерк морали». Однако главный труд Гюйо «Нравственность без обязательств и санкций», оказавший огромное влияние на этический анархизм П.А.Кропоткина, был издан на русском языке только в 1923 г.

В переводе с нем. выходит книга философа и социолога Л.Вольтмана «Система морального сознания в связи с отношением критической философии к дарвинизму и социализму» (СПб.: Зяблин-ский и Пятин), представляющая собой характерное для России начала века эклектическое соединение элементов кантианства, дарвинизма и исторического материализма.

3-е издание книги немецкого этика Теобальда Циглера «Что такое нравственность?» СПб.: Образование.

 

1902

Н.Ф.Федоров пишет свою программную статью «Супраморализм, или Всеобщий синтез», позднее включенную в 1 т. «Философии общего дела» (Верный, 1906); в ней он ставит задачу обосновать критерий безусловного, всеобщего, положительного добра, который он связывает не только с «сохранением жизни живущим», но и «возвращением жизни умершим».

 

 

– 114 –

 

На английском языке выходит книга П.А.Кропоткина «Mutual Aid: a Factor of Evolution», оформляющая его концепцию «взаимной помощи», основы которой он изложил в ряде статей, помещенных в английском журнале Nineteen Centurе (XIX столетие). Русский перевод опубликован в 1907 году под названием «Взаимная помощь как фактор эволюции». СПб.: Т-во «Знание».

В Санкт-Петербурге издана книга профессора Новороссийского университета, видного специалиста в области международного права П.Е.Казанского «Право и нравственность как явление всемирной культуры, в которой предпринимается сравнительный историко-культурный анализ явлений права и нравственности.

Городенский Н.Г. Учения, отрицающие специфическую природу нравственной оценки // Вера и Разум. Харьков, 1902. № 2–3.

5-е издание книги немецкого этика Карла Гильти «Счастье», известного автора «Популярных очерков по нравственной философии». СПб.: А.А.Лейферт. Рус. пер. 1894, 1898.

2-е издание книги немецкого философа Фр.Диттеса «Этика Спинозы, Лейбница и Канта. Критические этюды» / Под ред. С.Грузенберга. СПб.: Тип. А.Н.Михайлова.

Фризо Л. История нравственной философии. СПб. Тип. С.Б.Звонарева.

 

1903

В издательстве Московского психологического общества выходит сборник «Проблемы идеализма», объединивший статьи 12 авторов (под общ. ред. П.А.Новгородцева), ставший программой русского этического идеализма, противостоящего, с одной стороны, формализму кантовской этики, а с другой – позитивизму и материализму эволюционистских и социологических учений. Ключевыми статьями сборника явились работы Н.А.Бердяева «Этическая проблема в свете философского идеализма», П.А.Новгородцева «Нравственный идеализм в философии права» и С.Л.Франка «Фр.Ницше и «этика любви к «дальнему».

В Санкт-Петербурге посмертно издается сочинение П.Л.Лаврова «Современные учения о нравственности и ее история» (СПб.: Тип. Бусселя).

Городенский Н.Г. Нравственное сознание человечества. Серг. Посад: Тип. Свято-Троицко-Серг. Лавры (Отт. из журн. «Вера и разум»).

 

 

– 115 –

 

На русском языке выходит собр. соч. в 6 т. С.Смайлса (СПб.: Т-во М.О.Вольф), моралистические произведения которого («Долг», «Характер» и др.) пользовались в России конца XIX – начала XX в. весьма широкой популярностью.

В Кембридже опубликованы «Принципы этики» Дж.Мура, положившие начало метаэтическому дискурсу. Однако на русскую этическую традицию XX в. эта работа не оказала сколь-нибудь заметного влияния. Первый русский перевод книги Мура увидел свет только в 1984 г.

 

1904

В Санкт-Петербурге издается книга основоположника психологического направления русской философии права Л.И.Петражицкого «О мотивах человеческих поступков, в особенности об этических мотивах и их разновидностях» (СПб.: Тип. Э.Л.Пороховщиковой).

28 декабря на торжественном заседании Моск. психологического общества, посвященного памяти И.Канта, П.А.Новгородцев читает доклад «Кант как моралист» (опубликован в журнале Вопросы философии и психологии. 1905, кн. 76), в котором ставит перед собой задачу показать нравственные истоки и этический смысл дуализма кантовской философии.

Давыдов И. Мораль долга и идея автономной личности // Новый Путь. СПб., 1904, № 11-13.

Лозинский Е. Современные этические искания // Образование. СПб., 1904, сентябрь.

В русском переводе выходят две книги В.Виндельбанда, оказавшие существенное влияние на формирование криптокантианской традиции в русской и советской этике: «О свободе воли. Двенадцать лекций» и «Прелюдии: Философские статьи и речи». Пер. и предисл. С.Франка. СПб.: Д.Е.Жуковский. В последней работе этической теме посвящен раздел «О принципе морали».

 

1905

В книге «Очерки реалистического мировоззрения. Сборник статей по философии, общественной науке и жизни» (СПб: С.Дороватовский и А.Чарушников) с программными статьями по этике выступили известные русские философы-эмпириокритики. В.А.Базаров в работе «Авторитарная метафизика и автономная

 

 

– 116 –

 

личность» выдвинул этическую концепцию «гармонизации гедонических ценностей», а С.А.Суворов в статье «Основы философии жизни» предложил оригинальный вариант этики «жизнеутверждения» или этики «творческой жажды жизни».

В Казани (Центр. тип.) издается фундаментальный труд профессора Казанской Духовной академии В.И.Несмелова «Наука о человеке», в котором развертывается своеобразное этико-антропологическое доказательство бытия Бога (нравственная деятельность человека рассматривается как свидетельство реального существования Бога в мире). «Христианский этикоцентризм» В.И.Несмелова был охарактеризован Н.А.Бердяевым как единственный в своем роде опыт нравственно-философского построения религиозной антропологии.

В журнале «Образование» (1905, № 9–10) появляется статья А.М.Коллонтай «Проблема нравственности с позитивной точки зрения», в которой автор в полемике с этическим идеализмом пытается обосновать историко-материалистическую («позитивную») точку зрения на проблему источника нравственности и ее общественного назначения.

Во вступительной статье «Новая теория позитивного идеализма», написанной к книге Р.Авенауриса «Критика чистого опыта», А.В.Луначарский выдвигает концепцию «индивидуалистического аморализма», представляющую собой редкую для российской этики попытку синтеза марксизма и ницшеанства.

Хвостов В.М. Этика Ницше // Русская мысль. 1905. № 7, 12.

В Санкт-Петербурге третьим изданием выходит книга Н.И.Кареева «Мысли об основах нравственности. Пролегомены по этике». СПб.: Тип. М.М.Стасюлевича, в которой предлагается «позитивная», субъективно-психологическая интерпретация реальности трансцендентных ценностей (высшего и всеобщего блага, долженствования, смысла жизни, бессмертия).

Л.И.Петражицкий публикует книгу «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология» (СПб.: Тип. Э.Л.Пороховщиковой), в которой дается сравнительный, формально-структурный анализ функций права и нравственности в свете психологической мотивации поведения. Знакомство с этой работой могло бы оказать существенное влияние на характер формальных исканий советских этиков 70-х гг.

В издательстве «Посредник» публикуется книга по эзотерической (теософской этике): «Свет на пути. Из древнего индусского писания «Книга золотых правил». Сост. Е.П.

 

 

– 117 –

 

Спекторский Е.В. Из области чистой этики // Вопросы философии и психологии. 1905. Кн. 78.

Войтинский В. Этическое начало в хозяйственной жизни // Вопросы жизни. СПб., 1905. № 9-11.

Миртов Д.П. Нравственная автономия по Канту и Ницше // Христианское Чтение. 1905, апрель.

Давыдов И. Аморализм Ницше и идея долга // Вопросы жизни. СПб., 1905. № 2.

Трубецкой Е.Н. Метафизические предположения Идеи Добра // Вопросы жизни. 1905. № 4, 5.

В различных издательствах Санкт-Петербурга и Москвы («Знание», «Голос», «Просвещение», «Колокол» и др.) выходит книга австрийского экономиста и теоретика анархизма Антона Менгера «Социализм и этика. Новое учение о нравственности», которая за два года выдержало 10 (!) изданий.

В рамках «Общеполезной библиотеки для самообразования» (№ 30–33) выходит 4-е издание книги проф. филологии Эдинбургского университета Дж.Ст.Блекки «Четыре фазиса нравственности: Сократ, Аристотель, христианство и утилитаризм» (М.: М.В.Клюкин).

Липпс Т. Основные вопросы этики. Пер. с нем. под ред. П.Б.Струве и Н.О.Лосского. СПб.: Изд. О.Н.Поповой. Рец. С.Аскольдова см.: Вопросы жизни. СПб., 1905. № 6.

Генсель П. Основные проблемы этики. Пер. с нем. СПб.: Образование.

 

1906

Под ред. А.В.Луначарского на рус. яз. издается книга К.Каутского «Этика и материалистическое понимание истории» (СПб.: Знание), сыгравшая определяющую роль в становлении и развитии марксистской этики в России в первой четверти XX в. Книга выдержала рекордное число изданий – 11, последнее – в 1922 г. с Приложением Л.И.Аксельрод «Этика Каутского». Этическая концепция Каутского, представляющая собой синтез кантианства, дарвинизма и исторического материализма официально была дезавуирована только философской дискуссией 1926–1930-х гг. Рецензия на книгу Каутского см.: Вопросы философии и психологии, кн. 88.

А.М.Коллонтай печатает полемическую статью «Этика и социал-демократия» // Образование. 1906. № 2, представляющую собой ответ на публикацию И.С.Покровского в «Полярной звезде»

 

 

– 118 –

 

«Этические основы политики», в которой она пытается обосновать объективный критерий этической ценности классового интереса пролетариата.

В Москве издается книга Н.Н.Кошкарева «О пролетарской этике» («Слово»), выдержавшая несколько переизданий (последнее в 1923 г.) и представляющая собой один из вариантов «богостроительной этики» в марксизме.

В еженедельнике «Вестник жизни» (№ 1, 6) печатаются две рецензионные статьи А.В.Луначарского: «Этика и марксизм» (посвященная книге К.Каутского) и «Пролетариат и этика» (критический разбор работы Н.Н.Кошкарева «О пролетарской этике»).

В Санкт-Петербурге вторым изданием выходит фундаментальный систематический труд по нравственному богословию «Православно-христианское учение о нравственности» прот. И.Л.Янышева. По словам историка русского богословия Н.Н.Глубоковского, в этой работе дана «теоретическая конструкция моральной системы посредством углубленного анализа самой идеи нравственности».

В Санкт-Петербурге публикуется книга одного из идеологов эсеров Н.Д.Авксентьева «Сверхчеловек: Культурно-этический идеал Ницше» (СПб.: Север), в которой предпринимается попытка синтезировать волюнтаристский индивидуализм Ницше и ригоризм Канта: мораль «я хочу» и мораль «ты должен».

Р.Штайнер читает в Париже так называемый «русский цикл лекций», который первоначально предполагалось провести в имении Е.Ф.Писаревой под Калугой. 18-ая лекция цикла – «Апокалипсис (О тайне зла)» – представляет собой эзотерическое обоснование этики непротивления злому. Первая публикация на русском языке: Штайнер Р. Из области духовного знания. М.: Энигма, 1997. С. 248–255.

Фаминский В.И. Религиозно-нравственные воззрения Л.А.Сенеки и отношения их к христианству. В 3 ч. Киев: Тип. И.И.Горбунова (Труды Киевской духовной академии).

Знаменский С.П. Современный индивидуализм в этическом отношении // Богословский Вестник. М., 1906, декабрь.

Виноградов Н.Д. Этические воззрения Шефстбери // Вопросы философии и психологии, 1906, кн. 82–83.

На русском языке публикуется книга английского писателя-моралиста Т.Карлейля «Этика жизни»(пер., под ред. и с предисл. В.В.Битнера. СПб.: Изд. журн. «Вестник знания»), представляющая собой сборник моралистических сентенций из различных сочинений автора.

 

 

– 119 –

 

В Москве в русском переводе выходит книга известного немецкого философа и педагога Фр.Паульсена «Основы этики» (под. ред. В.Н.Ивановского – М.: М.Н.Прокопович), автора классического двухтомного труда System der Ethic (1889).

В Санкт-Петербурге публикуется книга П.Лафарга «Происхождение идеи добра. Происхождение идеи справедливости и несправедливости». Под ред. Б.Юховцевой. СПб.: М.Малых.

 

1907

В Париже на французском языке выходят «Этюды оптимизма» И.И.Мечникова. В том же году Московское издательство «Научное слово» осуществляет русское издание книги. 9-й раздел «Этюдов» – Наука и нравственность – посвящен обоснованию концепции научной, позитивной этики, в основу которой положен принцип «ортобиоза», т.е. развития человека с целью достижения долгой деятельной старости, ведущей к естественному желанию смерти.

В Лондоне на русском языке публикуется очерк П.А.Кропоткина «Нравственные начала анархизма», представляющий собой наиболее цельное изложение собственно этического учения Кропоткина.

4-е издание учебного пособия крупнейшего специалиста в области нравственного богословия, профессора Киевской духовной академии М.А.Олесницкого «Нравственное богословие или христианское учение о нравственности» (автора книг «История нравственности и нравственных учений». Ч. 1–2. Киев, 1882; «Нравственный прогресс» Киев, 1884; «Из системы христианского нравоучения». Киев, 1896; «О нравственности древнегреческого народа». Киев, 1906 и др.).

Фундаментальный труд профессора Санкт-Петербургской духовной академии С.М.Зарина «Аскетизм по православно-христианскому нравоучению: Этико-богословское исследование. Т. 1 Основоположи-тельный». СПб.: Тип. В.Ф.Киршбаума.

В переводе с немецкого выходит сборник статей «Этическая проблема в историческом материализме», в который включены работы К.Каутского, А.Иоффе, О.Бауэра (с предисловием В.Н.Марковникова). М.: Пульс жизни.

В издательстве «Посредник» выходят «Избранные мысли Лабрюйера с прибавлением избранных афоризмов и максим Ларошфуко, Вовенарга и Монтескье» с предисловием Л.Н.Толстого.

 

 

– 120 –

 

Хвостов В.М. Основные проблемы этики. М.: Тип. Н.Клочкова. 1907.

Блонский П.П. Этическая проблема у Эд.Гартмана // Вопросы философии и психологии, 1907, кн. 88.

Форлендер К. Современный социализм и философская этика. СПб.: Труд, 1907.

В серии «Попул. – науч. б-ка. Вып. 12» выходит 2-е издание книги Г.Зиммеля «Модернизированная нравственность (философия Фр.Ницше)» СПб.: изд. С.М.Проппера.

 

1908

В переводе Э.Л.Радлова издается «Этика Аристотеля», с Приложением «Очерки истории греческой этики до Аристотеля» СПб.: Филос. об-во при имп. С-Петерб. ун-те.

Л.Н.Толстой публикует программную работу «Закон насилия и закон любви» (изд. «Свободное Слово»), в которой окончательно оформляется его этика непротивления злому.

В Санкт-Петербурге выходит первое учебное пособие по этике для светских заведений: Жаков К.Ф. «О преподавании этики в средних учебных заведениях».

Тарновский Е.Н. Революция и нравственность. СПб.: Б-ка самообразования.

Тареев М.М. Монистическая этика // Богословский Вестник. М., 1908, июль-август.

Чиж В.Ф. Ницше как моралист // Вопросы философии и психологии. 1908, кн. 94-95.

Этюды моральной философии XIX в. Пер. с фр. М.: Творч. Мысль. Рец. П.П.Блонского см. Вопросы философии и психологии, 1908, кн. 95.

2-е изд. книги французского философа и социолога Р.Вормса «Мораль Спинозы. Изучение ее принципов и влияния, произведенного ею в новейшее время» (СПб.: В.П.Богушевский).

Летурно Ш. Нравственность. Развитие ее с древнейших времен до наших дней. СПб.: Н.С.Аскарханов.

В переводе Н.М.Соколова выходит 2-е испр. и доп. издание книги И.Канга «Критика практического разума». СПб. В.И.Яковенко.

 

1909

В марте вышли «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции» (М.: В.М.Саблин), который в течение года выдержал пять изданий. Одна из центральных тем сборника – этическое своеобразие

 

 

– 121 –

 

мировоззрения русской интеллигенции, ее отношение к религии, культуре и этике. Наиболее характерными статьями этого рода явились «Героизм и подвижничество» С.Н.Булгакова и «Этика нигилизма (к характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции)» С.Л.Франка.

В сборнике «Очерки философии коллективизма». (СПб.: Т-во «Знание») напечатана статья А.В.Луначарского «Мещанство и индивидуализм», представляющая собой одну из первых попыток обоснования коллективизма как принципа пролетарской этики.

В книге «Новая постановка основных вопросов социологии» (М.: Тип. В.В.Исленьева) Е.В.Де-Роберти развивает концепцию «этической социологии», рассматривая нравственное сознание в качестве основы, исходной точки социальной науки.

Л.И.Петражицкий в рамках психологической теории права публикует в Санкт-Петербурге фундаментальный двухтомный труд «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (Тип. Э.Л.Пороховщиковой).

Вольский С.А. Философия борьбы. (Опыт построения этики марксизма) М.: Слово – вариант неортодоксальной, «богостроительной этики» в рамках философии марксизма.

Под председательством И.И.Горбунова-Посадова организовано Московское Вегетарианское общество (МВО), целью которого провозглашено установление социальных отношений, основанных на принципах ненасилия и любви.

Левитов П.В. Введение в христианское нравственное богословие // Христианское чтение. 1909, январь-февраль.

Трубецкой Е.Н. Панметодизм в этике (к характеристике учения Когена) // Вопросы философии и психологии, кн. 97.

Виноградов Н.Д. Этические воззрения Ф.Гетчесона // Там же. Кн. 96; его же. Этические воззрения Джозефа Бэтлера // там же кн. 98.

Форлендер К. Кант и Маркс. Очерки этического социализма. Пер. с нем. с предисл. М.И.Туган-Барановского. СПб.: Наша жизнь.

 

1910

В Санкт-Петербурге выходит 4-е издание капитального труда митр. Сергия (Страгородского) «Православное учение о спасении: опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Св. Писания и творений святоотеческих», знаменующее собой образец морализма в богословии.

 

 

– 122 –

 

В Могилеве-на-Днепре издается книга архиеп. Стефана (Н.П.Архангельского) «К вопросу о системе православного христианского нравоучения», в которой дается типология всех православно-христианских учений о нравственности.

В издательстве «Посредник» выходит серия книг, посвященных великим моралистам:

Бирюков П.И. Греческий мудрец Диоген. 3-е изд.

Буланже П.А. Конфуций (Китайский мудрец). Жизнь и учение.

Великий светоч древнего мира греческий мудрец Сократ. Сост. А.М.Калмыкова. Под ред. Л.Н.Толстого. 4-е изд.

Изречения китайского мудреца Лао-Тзе, избранные Л.Н.Толстым.

Летурно Ш. Прогресс нравственности. Пер. с фр. СПб.: Ф.Ф.Павленков (Попул. науч. б-ка).

 

1911

М.В.Безобразова основывает первое в истории России «Этическое общество», которому предшествовали «Русское женское взаимно-благотворительное общество» (1895) и организованный при нем «Этический кружок» (1899).

Посмертно опубликовано последнее итоговое произведение Л.Н.Толстого «Путь жизни» (изд. «Посредник»), в котором на основе «мыслей мудрых людей» дается религиозно-философский синтез и категориальная систематизация нравственного учения Толстого.

В издательстве «Посредник» издается серия книг, посвященная жизни и учению учителей человечества и философов-моралистов:

Буланже П.А. Жизнь и учения Сиддарты Готамы, прозванного Буддой (Совершеннейшим).

Ми-Ти. Учение о всеобщей любви. Пер. с кит. Сост. П.А.Буланже. Под ред. Л.Н. Толстого. 2-е изд.

Марк Аврелий. Размышления имп. Аврелия Антонина. О том, что важно для самого себя. 3-е изд.

Чертков В.Г. Римский мудрец Эпиктет. Его жизнь и учение. 3-е испр. и доп. изд.

Выходит в свет 2-ой том фундаментального труда «Философия Давида Юма» профессора Московского ун-та Н.Д.Виноградова: «Этика Д.Юма в связи с важнейшими направлениями британской морали XVII–XVIII вв. М.: Унив. тип. (Учен. запис. Моск. ун-та). Рец. Л.МЛопатина см.: Вопросы философии и психологии 1912, кн. 113.

 

 

– 123 –

 

Безобразова М.В. О безнравственности. СПб. [б.и.], 1911.

Хвостов В.М. Нравственная личность и общество. Очерки по этике и социологии. М.: Тип. Н.Клочкова.

Левитов П.В. Современный аморализм и его виды. Рязань [б. и.].

Левитов П.В. Из курса христианского нравственного богословия // Христианское чтение 1911, июль-август, октябрь.

Под ред. Э.Л.Радлова выходит «Философский словарь» (СПб.: Брокгауз-Ефрон), в котором наряду со статьями по логике, психологии, эстетике и истории философии впервые представлен самостоятельный блок статей по этике.

В пер. с лат. Н.А.Иванцова выходит 2-е изд. «Этики» Спинозы (Труды Моск. психол. общества. Вып. 5).

В серии «Всеобщ. б-ка» (№ 73–75) издаются «Афоризмы житейской мудрости» А.Шопенгауэра (СПб.: АО типографич. Дело).

 

1912

Один из лидеров партии эсеров В.М.Чернов выступает с программной статьей: Этика и политика. Очерки // Заветы, 1912. № 2, в которой обосновывает приоритет этических ценностей и идеалов в политической борьбе.

П.А.Сорокин задумывает работу «Принципы и методы современной науки о нравственности», в которой ставит перед собой задачу обоснования новой парадигмы этики на основе анализа двух главных направлений современной науки о нравственности: формальнологического и каузально-эмпирического. Замысел так и остался невоплощенным. Короткое введение и тезисы работы, сохранившиеся в архиве были впервые опубликованы в сборнике. «Этическая мысль». М.: Политиздат, 1990.

Хвостов В.М. Этика человеческого достоинства. Критика пессимизма и оптимизма. М.: Тип. т-ва И.Н.Кушнерева.

Под редакцией и с предисловеим В.М.Хвостова выходит книга И.Канта «Основоположение к метафизике нравов» М.: Тип. Вильде (Труды Моск. психол. об-ва. Вып. 7).

 

1913

В Санкт-Петербурге (Изд. Я.Г.Долбышева) выходит в свет фундаментальный труд Питирима Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах

 

 

– 124 –

 

общественного поведения и морали». (С предисл. проф. М.М.Ковалевского), в котором предпринимается попытка обосновать этику не как «нормативную науку», а как «науку о нормах». Этическая программа Сорокина изложена, прежде всего, во Введении к книге, которое в виде самостоятельной статьи было опубликовано под названием «Нормативная ли наука этика и может ли она ею быть» в журнале «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма», 1913. Вып. 4.

В статье «Сентиментальная этика и научная этика» (Заветы, 1913, № 6) В.М.Чернов предпринимает попытку «научного конструирования» нравственного идеала.

2-е издание курса лекций по истории этических учений социолога и правоведа В.М.Хвостова, читаемого им на Высших женских курсах в Москве: «Очерк истории этических учений. Курс лекций». М.: Мос. высш. женс. курсы.

Книга профессора Московской духовной академии по кафедре нравственного богословия М.М.Тареева: «Из истории этики. Социализм (нравственность и хозяйство). Вып 1.». Серг. Посад.: Тип. Троице-Серг. лавры.

В Германии в «Ежегоднике по философии и феноменологическим исследованиям» опубликована 1-ая часть работы М.Шелера «Формализм в этике и материальная этика ценностей», оказавшая огромное влияние на этику русского зарубежья, прежде всего в лице Бердяева, Лосского, Вышеславцева. 2-я часть работы была издана там же в 1916 г. На русском языке один из разделов сочинения Шелера увидел свет только в 1994 г.

В переводе с немецкого и с предисловием С.Н.Булгакова выходит книга И.Зейпеля «Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви». М.: Путь.

 

1914

В Москве опубликована магистерская диссертация Б.П.Вышеславцева «Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии» (Учен. запис. имп. Моск. ун-та. Отд. Юрид. Вып. 44), до сегодняшнего дня являющаяся самым фундаментальным исследованием нравственной философии Фихте.

В Харькове (Унив. тип.) издан 1-ый том систематического труда по нравственному богословию проф. Н.С.Стеллецкого: «Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Т. 1. Общий или основоположительный».

 

 

– 125 –

 

В Казани (Типо-литография Имп. ун-та) издано сочинение профессора духовной академии В.А.Никольского: «Значение идеи загробного существования для нравственной жизни».

В Клину (Тип. бр. В. и Г.Лукошковых) выходит работа И.Д.Менделеева «От критицизма к этической гносеологии. Введение в этическую гносеологию», в которой предпринимается попытка обосновать возможности познания метафизических истин на основе нравственного чувства.

Опубликована программная этическая статья М.В.Безобразовой «К системе этического идеализма» в ее сборнике «Исследования, лекции, мелочи. СПб.: (Склад у авт.).

В серии «Новые идеи в философии» под редакцией Н.О.Лосского и Э.Л.Радлова (СПб.: Образование) выходит сборник 14-ый: «Этика. I», в котором представлены статья Бруно Бауха, отображающая современное состояние этики с точки зрения критицизма, а также работы Целлера и Зигварта, являющиеся введением в этику и обнаруживающие односторонность кантовской трактовки морали. Лейтмотив этих статей – обоснование научной этики путем дополнения кантовских принципов морали позитивными данными (психологическим и культурно-историческим опытом).

Яроцкий А.И. Альтруистическая мораль и ее индивидуалистическое обоснование. Юрьев: Тип. К.Матиссена. Рец. на кн. см.: Вопросы философии и психологии. Кн. 24.

Кечекьян С.Ф. Этическое миросозерцание Спинозы. М.: Путь, 1914. Рец. Е.Н.Трубецкого см.: Вопросы философии и психологии. Кн. 121.

Щербина А.И. Методология этики. М.: Знание, 1914.

 

1915

Выходит книга В.Ф.Эрна «Меч и крест. Статьи о современных событиях». (М.: Тип. т-ва И.Д.Сытина), пронизанная идеей духовно-нравственного призвания и своеобразия русской культуры. Столкновение духа Германии и духа России рассматривается в сборнике через оппозицию Меча и Креста, выражающую этическую символику двух всемирно-исторических сил.

Выходит собр. соч. В.В.Лесевича. В 3-х т. М.: Кн. изд-во писателей в Москве. В рамках концепции «научной философии» Лесевич пытается обосновать идею «антропономной этики».

 

 

– 126 –

 

1916

В Харькове выходит 2-й том фундаментального труда по нравственному богословию проф. Н.С.Стеллецкого: «Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении (Об индивидуальной или личной нравственности)».

Алексеев (Аскольдов С.А.) О связи добра и зла // Христианская мысль. Киев, 1916.

В рамках дискуссии между Плехановым и Мартовым по поводу правомерности нравственных оценок действий германской военщины появляется статья Л.И.Аксельрод (Ортодокс): Философия и общественность. Простые законы нравственности и права. // Дело, 1916, № 1, с. 44–55. Эта работа в течение нескольких десятилетий оставалась едва ли не единственной, затрагивающей проблему общечеловеческого в морали. В конце 20-х гг. она оказалась в центре философской дискуссии между «деборинцами» и «механистами» и была охарактеризована Дебориным как ревизия марксизма в духе кантианства (см.: Деборин А.М. Ревизионизм под маской ортодоксии // Под знаменем марксизма, 1927. № 9).

В контексте традиционной для военных лет темы о смысле войны и критики нравственных начал германской культуры на страницах журнала «Русская Мысль» возник спор об этических основаниях национализма, прерванный событиями Февральской революции. Основные выступления участников спора: Д.Муретов. Этюды о национализме // Русская мысль. 1916. Кн. I. II отд. С. 64–72; П.Струве. Блюдение себя. Нравственная основа истинного национализма: Там же. С. 140–142; Е.Трубецкой. Развенчание национализма. Открытое письмо П.Б.Струве // Там же. Кн. 4. II отд. С. 79–87; Н.А.Бердяев. К спору между Е.Д.Трубецким и Д.Д.Муретовым // Там же Кн. 8. II отд. С. 44–48. Крайность позиций в понимании национализма, возводимого, с одной стороны, к иррациональному чувству любви (Муретов), а с другой – к универсальному нравственному закону (Трубецкой) пытались сблизить Струве и Бердяев.

Вышел в свет первый номер толстовского журнала «Единение (Обновление жизни при свете разума и любви)». С 1917 года журнал стал выходить под редакцией В.Г.Черткова и называться «Голос Толстого и Единение». Наряду с популяризацией нравственно-религиозных взглядов Толстого традиционной рубрикой журнала стала хроника добрых дел и перечень жертв противников насилия.

 

 

– 127 –

 

В Сергиевом Посаде вышла книга М.М.Тареева «Философия жизни», в которой обосновывается «этико-мистический метод» постижения христианства.

Гринберг К.Я. Вопрос о «нравственном помешательстве» в свете панидеалистической психологии совести // Вопросы философии и психологии, кн. 131.

 

1917

На русском языке выходят «Этюды о природе человека» И.И.Мечникова (1-е изд. на фр. яз. Париж, 1903), в которых прослеживается нравственно-философская эволюция представлений о смерти.

В память Л.Н.Толстого в Москве организовано Общество Истинной Свободы (ОИС), просуществовавшее до конца 1922 г.

Ильин И.А. Учение Гегеля о морали и нравственности // Вопросы философии и психологии. Кн. 139–140.

 

1918

По инициативе В.Г.Черткова в Москве создается Объединенный Совет Религиозных Общин и Групп (ОСРОГ), ставящей своей задачей защиту свободы совести и сближения на почве духовно-нравственных интересов различных религиозных движений. Совет получил исключительное право на судебную экспертизу и юридическую защиту лиц, отказывающихся по религиозно-этическим мотивам от воинской повинности.

Е.Н.Трубецкой завершает работу над книгой «Смысл жизни», являющейся, по его словам, «выражением всего его миросозерцания и плодом всей его жизни». В ней он пытается построить систему «софийной этики», основы которой были заложены В.С.Соловьевым во второй части «Оправдания добра».

 

1919

2-ым изданием выходит «Христианская этика: систематические очерки мировоззрения Л.Н.Толстого», составленная секретарем Толстого В.Ф.Булгаковым. Книга представляет собой попытку целостного изложения нравственной философии Толстого на основе систематического цитирования его сочинений.

 

 

– 128 –

 

Л.П.Карсавин публикует работу: «Saligia» (Пг.: Наука и школа), в которой предпринимает богословско-метафизическое обоснование «этики всеединства». (Слово «saligia» составлено из первых букв латинских имен семи «смертных грехов»).

 

1920

В Москве создан Орден Тамплиеров («Орден Света»), провозгласивший своей целью распространение «рыцарской этики служения людям и миру». Орден просуществовал более десяти лет, тайно развивая традицию религиозно-мистической этики. Письменные источники учения российских тамплиеров, ставшие доступными в 90-е гг., представлены в форме притч и легенд, имеющих четко выраженное этико-гностическое начало (см.: Никитин А.Л. Мистики, розенкрейцеры и тамплиеры в Советской России: исследования и материалы. М.: Интерграф Сервис, 1998).

В рамках толстовского «Общества Истинной Свободы» в Киеве открывается Академия нравственных наук им. Л.Н.Толстого.

В течение года выходят 8 номеров журнала «Истинная Свобода», являющегося основным источником наших сведений об истории толстовского движения в России в период его наивысшего подъема.

На IX конференции РКП(б) (сентябрь) принимается решение об учреждении «органа партийной и пролетарской совести» (В.И.Ленин) – Контрольной Комиссии (впоследствии Центральной Контрольной Комиссией – ЦКК), призванной рассматривать вопросы нарушения членами партии коммунистической этики.

4 октября в своей речи «Задачи Союзов молодежи» на III Всероссийском съезде комсомола В.И.Ленин выступил против морального нигилизма и выдвинул тезис о социально-утилитарном назначении морали.

 

1921

П.А.Кропоткин публикует одну из программных работ по этике: «Справедливость и нравственность» (Пб.; М.: Голос труда), основу которой составили материалы к лекции, прочитанной им в Анкотском братстве и Лондонском этическом обществе еще в конце XIX века.

В Петрограде выходит «Этика» Э.Л.Радлова (рец. В.Хольцева см. в журнале «Мысль», 1922. № 3).

 

 

– 129 –

 

Лавров П.Л. Социальная революция и задачи нравственности. Пг.: Колос.

 

1922

К годовщине смерти П.А.Кропоткина издается 1-й том его незаконченного труда по этике: «Этика. Происхождение и развитие нравственности» (Пб.; М.: Голос труда), позволяющий судить об окончательном оформлении взглядов Кропоткина в целом как концепции «этического анархизма».

В петроградском журнале «Мысль», № 3 публикуется программная статья Л.П.Карсавина «О добре и зле», представляющая собой систематическое изложение «этики всеединого добра» и вытекающей из нее концепции непротивления злому. Данная статья, по существу, завершает этап религиозно-философской этики в России.

Последнее издание книги Макса Штирнера «Единственный и его собственность» М.: Рабочее кн-во.

В Госиздате РСФСР выходит последнее издание книги К.Каутского «Этика и материалистическое понимание истории», с прилож.: 1. Каутский К. Жизнь, наука и этика; 2. Аксельрод (Ортодокс) Л.И. Этика Каутского. После этого в России начинает складываться ортодоксальная марксистско-ленинская парадигма этики (теория коммунистической морали).

 

Структурная хронология

I. Борьба за этическое мировоззрение (19001904):

I. Доктрина этического идеализма в России.

2. Программа этической трансформации марксизма в работе Н.А.Бердяева «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» и «Предисловии» к ней П.Б.Струве.

3. Систематическое обоснование концепции этического идеализма в сборнике «Проблемы идеализма».

4. Этический идеализм в области философии права.

5. Общемировоззренческие и социально-экономические выводы из доктрины этического идеализма в трудах П.Б.Струве, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка и П.И.Новгородцева.

6. Экзистенциальная этика жизни Л.Шестова.

7. Супраморализм Н.Ф.Федорова.

II. Религиозно-эстетическая трансформация этического идеализма после революции 1905 г.

 

 

– 130 –

 

1. От этического социализма к социализму христианскому.

2. Религиозно-философские общества и их роль в деэтизации духовной ситуации времени.

3. «Новое религиозное сознание» как антитеза этическому идеализму.

4. Христианский социализм С.Н.Булгакова.

5. «Языческое христианство» Д.С.Мережковского и В.В.Розанова.

6. Религиозный социализм А.В.Луначарского.

III. Этическое христианство Л.Н.Толстого.

1. Нравственно-биографические материалы.

2. Ступени духовно-нравственной эволюции: Логика этизации христианства.

3. Религиозно-нравственный синтез: этика как всемирная мудрость.

4. Доктрина непротивления: «Закон насилия и закон любви» (1908).

5. «Путь жизни» (1910). 6. Этический опыт толстовства.

IV. Пути этического идеализма в предреволюционный период (19091917).

1. Религиозно-этическая программа авторов сборника «Вехи» (1909).

2. Этический пантеизм: «Этика Фихте» Б.П.Вышеславцева (1914).

3. М.В.Безобразова: «К системе этического идеализма» (1914).

4. Нравственное проповедничество военных лет (1914–1916).

5. Спор об этических началах национализма (1916–1917).

V. Нравственно-богословская систематизация этики.

1. Развитие нравственного богословия в рамках учебных курсов (проф. М.А.Олесницкий, прот. П.Ф.Солярский, архиеп. Стефан (Архангельский), П.В.Левитов и др.).

2. Систематические опыты богословской этики (прот. И.Л.Янышев, проф. С.М.Зарин, проф. Н.С.Стеллецкий и др.).

3. Христианский этикоцентризм В.И.Несмелова («Наука о человеке»).

4. Морализм в русском богословии XX в. (митр. Антоний (Храповицкий), митр. Сергий (Страгородский), проф. М.М.Тарееев).

5. Место богословской этики в русской этической традиции XX века.

VI. Научно-позитивистские проекты этики.

1. Социологические модели научной этики: Е.В.Де-Роберти, П.А.Сорокин.

2. Психобиологические подходы к обоснованию морали: этика гармонизации гедонистических ценностей В.А.Базарова; этика жизнеутверждения С.А.Суворова.

3. Принцип ортобиоза в «научной этике» И.И.Мечникова.

4. Эволюционистские начала этического анархизма П.А.Кропоткина.

5. Этический конструктивизм В.М.Чернова.

VII. Эзотерические моральные доктрины.

1. Этика русского масонства.

2. Эзотеризм восточных этических учений в русской духовной культуре.

3. Теософские и антропософские этические учения.

4. Этика мистических обществ и орденов (тамплиеры и розенкрейцеры).

5. Эзотерическая этика «четвертого пути» (Г.И.Гурджиев, П.Д.Успенский).

 

 

– 131 –

 

VIII. Формирование этической парадигмы марксизма.

1. Неокантианские и социал-дарвинистские методы обоснования марксистской этики (Л.Вольтман, К.Форлендер и др.) и их влияние на российскую этическую традицию.

2. Этика К.Каутского и ее роль в формировании марксистской этической доктрины.

3. «Индивидуалистический аморализм» Луначарского как попытка синтеза марксизма и ницшеанства (1905).

4. «Позитивное» обоснование марксистской этики в работах А.Коллонтай (1905–1906).

5. Этическое «богостроительство» (А.В.Луначарский, Н.Н.Кошкарев, С.А.Вольский, М.Горький и др.)

6. Дискуссия о простых нормах права и нравственности (Г.В.Плеханов, Л.Мартов, Л.Аксельрод).

7. Критика морального фетишизма (А.А.Богданов).

8. Социально-утилитаристский подход к обоснованию морали (В.И.Ленин).

9. Общие контуры марксистской этики к середине 20-х гг.

IX. Постмарксистский этический идеализм в России (19181922 гг.).

1. «Из глубины» (1918): религиозно-нравственная критика «языческой» революционности.

2. Софийная этика Е.Н.Трубецкого (1918).

3. «Этика» Э.Л.Радлова (1921).

4. Этика «всеединого добра» Л.П.Карсавина (1922).

 

Примечания

 



[1] В силу того, что данный опыт хронологии предполагает соответствующее комментирование библиографического материала, в тексте нам не всегда удавалось придерживаться требований, предъявляемых к библиографическому описанию.