Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Новая философская энциклопедия
Главная страница » Книги » Новая философская энциклопедия »

Новая философская энциклопедия


ӢДЖӢ ‘Ад̣ӯд ад-Дӣн ‘Абд ар-Рах̣ма̄н Ибн Ах̣мад, ал- (ок. 1281, Идж, Иран – 1355, там же) – мусульманский философ, крупнейший систематизатор перипатетизирующего калама. С молодых лет находился при дворе правителей в различных областях Ирана, занимал пост верховного судьи-кади. В 1355 по неясным причинам был заточен в тюрьму, в цитадели близ Иджа, где и умер.

Творчество ал-ӣджӣ многосторонне. Его сочинения (многие из которых посвящены его покровителям – ильханскому визирю Г̣ийа̄с̱ ад-Дӣну и правителю Шираза Абӯ Исх̣а̄к̣у) охватывают спекулятивную теологию (калам), юриспруденцию (согласно шафиитскому толку), кораническую экзегетику, риторику и диалектику, этику, историографию. Об их популярности свидетельствуют многочисленные комментарии к ним, а также тот факт, что некоторые из них и в наши дни изучаются в крупнейших религиозных университетах ал-Азхар (Каир) и аз-Зайтуна (Тунис).

Важнейший труд ал-ӣджӣ – «Мава̄к̣иф» («Стоянки») представляет собой энциклопедию ашаритского калама на этапе его синтеза с арабоязычным перипатетизмом. Вместе с глоссами ал-Джурджа̄нӣ (ум. 1413) и других комментаторов это самое объемистое (в 4 т., по 500 страниц большого формата каждый) и самое систематическое сочинение по спекулятивной теологии в суннитском исламе (в определенной степени его можно сравнить с «Суммой теологии» Фомы Аквинского). «Мава̄к̣иф» состоит из шести книг, первые четыре посвящены концептуальной, философской базе теологического дискурса: логико-эпистемологическое введение; «всеобщие принципы» (бытие и ничто, сущность и существование, единое и многое, необходимое и возможное, причина и следствие); акциденции; субстанция. Последние две книги освещают собственно теологическую проблематику, подразделенную на «рационалистическую», т.е. зависящую от разума (сущность Бога и его атрибуты), и «ревелятивную», основанную на откровении (пророчества, эсхатология и т.п.). По этой схеме ученик ал-ӣджӣ ат-Тафтаза̄нӣ построил свое сочинение «Мак̣а̄с̣ид».


Литература:

1. Ess J. van. Die Erkenntnislehre des ‘Adudaddin al-Iči. Wiesbaden, 1966;

2. Gardet L., Anawati M.-M. Introduction à la theologie musulmane. P., 1981.

T.Ибрагим