Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Новая философская энциклопедия
Главная страница » Книги » Новая философская энциклопедия »

Новая философская энциклопедия


ТРИАДА (от греч. τριάς, род. падеж τριάδος – троица) – метод философского конструирования, в Античности широко применявшийся в платонизме и неоплатонизме. Принцип триады использован во 2-м платоновском письме при описании структуры универсума (учение о трех царях всего). Представители среднего платонизма учили о трех началах («образец – демиург – материя») и трех ступенях бытия («ум-нусдуша-псюхе – космос»). Эта последняя триада была истолкована Плотином как триада «начальных ипостасей» (у Порфирия – триада «совершенных и целостных ипостасей»), как реализация и форма проявления более высокого принципа – Единого; наряду с этим у Плотина и Порфирия признавалась триада надкосмических сверхчувственных «природ» («единое–ум–душа»). Более отчетливо принцип триады как метод философского конструирования проявился в триаде категорий платоновского «Филеба» «предел–беспредельное – число», где число – средний член между двумя противоположностями; в «умной» триаде «бытие – жизнь – ум» у Плотина «умная» жизнь совмещает в себе «объективность» бытия и «субъективность» мысли; последующие неоплатоники (начиная с Прокла) понимали эту триаду как триаду умопостигаемого, мыслящего и умопостигаемого-и-мыслящего миров в пределах ума. Чисто методический смысл, не предполагающий конкретного онтологического истолкования, имеет неоплатоническая триада «пребывание – выступление – возвращение», наиболее полно применяемая у Прокла (см. «Начала теологии»); третий член данной триады объединяет крайности первых двух и представляет собой некую «середину» между ними; чисто конструктивный характер данной триады не предполагает понимания ее как последовательного движения во времени.

Христианское учение о триаде (Троице), используя мыслительные модели неоплатонизма, существенно отличается от неоплатонической доктрины: ипостаси христианской триады – «лица», а не безличные сущности, и они находятся на одном онтологическом уровне («единосущны»), в отличие от нисходящих ступеней триады у неоплатоников. Принцип триады получает широкое развитие в классической немецкой философии у Фихте, Шеллинга и особенно Гегеля, который превратил триаду в универсальную схему всякого процесса развития: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание отрицания). См. также Тезис и антитезис.

Ю.А.Шичалин