Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Новая философская энциклопедия
Главная страница » Книги » Новая философская энциклопедия »

Новая философская энциклопедия


ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (1509, Козенца – 2 октября 1588, там же) – итальянский философ эпохи Возрождения. Окончил Падуанский университет, в 1535 получил степень доктора философии. В Неаполе организовал академию, общество ученых, стремившихся к опытному изучению природы (Academia Telesiana, или Consentina). По распоряжению церковных властей академия была закрыта. Телезио вернулся в Козенцу, где оставался до конца своих дней. Главный его труд – «О природе вещей согласно ее собственным началам» (De rerum natura juxta propria principia) (первый вариант – 1565, окончательный – 1586, в 9 книгах). Телезио отстаивал опытный метод познания природы, заключающийся в постижении подлинных свойств вещей, исходя из чувственных восприятий и ощущений. Источник движения в природе – две великие стихии – тепло и холод, ведущие непрестанную борьбу за обладание материей, которая характеризуется им как вечная, качественно однородная пассивная масса; она неподвижна, невидима, темна и «как бы мертва». Материя придает вещам телесную массу, тепло и холод – свойства и форму. Тепло сконцентрировано в Солнце, господствует в небе, земля пребывает во власти холода. Признавая, что мир создан Богом, Телезио ограничивал его деятельность актом творения, во время которого природа получила все необходимое для самостоятельного существования. Сознание и психическую деятельность живых существ Телезио связывал с наличием в самой природе «жизненного духа» (у человека он отличается лишь большей теплотой и благородством) – особого, тонкого вещества, сосредоточенного в мозгу и по нервной системе распространяющегося по всему организму. Благодаря ощущениям дух воспринимает внешние воздействия, способен их запоминать, передавать и обобщать, на этом основывается опыт – критерий истины и фундамент всех наук. Убежденный сенсуалист, Телезио считал чувственное восприятие более совершенным, нежели мышление. Основой этики считал стремление всего сущего к самосохранению. Телезио признавал существование у человека бессмертной души, «вдунутой» непосредственно Богом, но считал, что божественная душа не может стать предметом научного исследования. Учение Телезио получило широкое распространение в его время, оказав большое влияние на развитие натурфилософии и опытного естествознания (особенно на Кампанеллу, а также Дж.Бруно, Ф.Бэкона, Декарта). Вместе с тем воззрения Телезио вызвали негативную реакцию защитников схоластики; его философский труд был включен в индекс запрещенных книг


Сочинения:

1.  De rerum natura juxta propria principia. Testo, traduzione e note a cura di L. De Franco. 3 vol. Cosenza–Firenze, 1965–76;

2.  Varii di naturalibus rebus libelli. Prima edizione integrale. Testo critico di L.De Franco. Firenze, 1981.


Литература:

1.  Горфункель А.Х. Материализм и богословие в философии Бернардино Телезио. – В кн.: Итальянское Возрождение. Л., 1966;

2.  Он же. Философия эпохи Возрождения. М., 1980, с. 233–248;

3.  Firpo L. Filosofia italiana e controriforma. Torino, 1951, p. 38–55;

4.  Saita G. Il pensiero italiano nel’ Umanesimo e nel Rinascimento. Bologna, vol. 3, 1951, p. 1–77.

Л.С.Чиколини