ТАУХ̣ӢДӢ ’Абӯ Х̣айа̄н, ат- (между 922–932–1023?) – арабский философ. По определению средневекового биографа Йа‘к̣ӯба ар-Рӯмӣ – «литератор среди философов и философ среди литераторов». Автор глубоких философских сочинений, популяризатор знаний и блестящий стилист («второй ал-Джа̄х̣из̣»), он не был признан при жизни и обрел славу только в 20 в. Произведения ат-Таух̣ӣдӣ содержат сведения о культуре эпохи, современниках – «Братьях чистоты», ал-Джа̄х̣из̣е, Ибн ал-Му‘таззе и др. Был учеником логика ас-Сиджиста̄нӣ, современником ал-Бирӯнӣ и Ибн Сӣны. К настоящему времени опубликовано около половины дошедших до нас сочинений ат-Таух̣ӣдӣ (значительная их часть была сожжена им самим). Отчасти соглашаясь с мутазилитами по кардинальным вопросам теологии, ат-Таух̣ӣдӣ нередко полемизировал с ними. Восприняв идеи арабоязычного перипатетизма (фалсафы), мутазилизма (см. Калам) и суфизма, он придерживался убеждения, что не может быть рационального познания Бога. Философия, считал он, берет начало в разуме, а вера – в откровении. Религиозную веру ат-Таух̣ӣдӣ связывал с мистическим постижением, пониманием единобожия, таух̣ӣда в суфизме. Признавая реальные возможности рационализма, отмечал его изъяны и ограниченность, полагая, что «разум силен настолько, насколько он сознает то, что выше его». «Знание – это море, и людей, исчезающих в нем, больше, чем овладевших им. Неизвестного в нем вдвое больше, чем известного; предположений больше, чем достоверностей, и скрытого больше, чем очевидного. И то, что воображают о нем [мире], превосходит то, что доподлинно известно». Предопределение и свободу выбора ат-Таух̣ӣдӣ объяснял как внешний и внутренний аспекты, определяющие поведение человека. Обусловленные внешними причинами поступки людей предопределены, но они являются также результатом изъявления свободной воли и зависят от индивидуальных особенностей человека, составляющих своеобразие его души и ума. Так же как Ибн Сӣна̄, ат-Таух̣ӣдӣ полагал, что эти индивидуальные особенности души сохраняются и после смерти человека (концепция индивидуального бессмертия). Рассуждая в традициях стоицизма о смерти и бессмертии, силе и бессилии разума, о дружбе и предательстве, богатстве и бедности, выражая трагическое восприятие жизни, условия которой сводят на нет усилия человека, ат-Таух̣ӣдӣ, в отличие от стоиков, считал, что человек не должен мириться с судьбой и обязан возвыситься над ее превратностями. Хотя свои неортодоксальные мысли ат-Таух̣ӣдӣ высказывал прикровенно, его считали одним из крупнейших и опаснейших еретиков в исламе (Ибн ал-Джаузӣ).
1. Извлечения (ал-Мук̣а̄баса̄т). Каир, 1929; Бейрут, 1989; 2. Книга услады и развлечения (ал-Имта̄‘ ва-л-му’а̄наса). Каир, 1939–43; Бейрут, 1984; 3. Вопросы и ответы (ал-Хава̄мил ва-ш-шава̄мил). Каир, 1951; 4. Божественные указания (ал-Иша̄ра̄т ал-ила̄хиййа). Каир, 1950; Бейрут, 1981; 5. О друге и дружбе (Фӣ-с̣-с̣ада̄к̣а ва-с̣-с̣адӣк̣). Каир, 1972; 6. О науках (Фӣ-л-’улӯм). Бейрут, 1963–64; 7. в рус. пер.: Диалоги (из «Книги услады и развлечения»), вступ. статья, пер. и комм. Д.В.Фролова. – В кн.: Восток–Запад. Исследования, переводы и публикации. М., 1988.
1. Дибб Али. Адӣб ва-л-муфаккир Абу Х̣айа̄н ат-Таух̣ӣдӣ. Тунис, 1976; 2. Ибра̄хӣм З. Абу Хайа̄н ат-Т̣аухӣдӣ. Каир, 1974; 3. Х̣усайн Мах̣мӯд Тауфӣк. Ал-Мук̣а̄баса̄т ли-Абӣ Х̣айа̄н ат-Таух̣ӣдӣ. Бейрут, 1989; 4. Фролова Е.А. Рационализм и стойко-скептические мотивы в философии Абу Хайана ат-Таух̣ӣдӣ. – В кн.: Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. М., 1990. Е.А.Фролова
|
|||||
|