СУХРАВАРДӢ Шиха̄б ад-Дӣн Йах̣йа̄, ас- (1154, Сухравард, Северо-Западный Иран – 1191, Алеппо) – арабо-мусульманский философ, представитель ишракизма. К имени ас-Сухравардӣ добавляют «ал-мак̣тӯл» (убиенный), а желая указать на его статус фактического основателя школы – «шайх̱ ал-ишра̄к̣» (Шейх озарения). Учился у Маджд ад-Дӣна ал-Джӣлӣ, затем после переезда в Исфаган – у Фах̱р ад-Дӣна ал-Ма̄ридӣнӣ. Важным представляется сообщение источников о том, что ас-Сухравардӣ через Захӣра ал-Фа̄рисӣ познакомился с сочинением «ал-Бас̣а̄’ир» («Прозрения») своего младшего современника ʻУмара Ибн Сахла̄на ас-Саваджӣ, который стремился ресистематизировать и реконструировать аристотелевскую логику на новых основаниях. Среди возможных, хотя пока не доказанных источников влияния на логику ас-Сухравардӣ можно назвать «Логику восточных» Ибн Сӣны, считающуюся частью не дошедшего до нас сочинения «Восточная философия», в котором, возможно, Ибн Сӣной были изложены идеи ишракизма. Во всяком случае, Ибн Сӣна̄ служит безусловным авторитетом для ас-Сухравардӣ, а в его работах обнаруживаются многочисленные параллели с текстами последнего. Основным философским сочинением ас-Сухравардӣ, содержащим изложение собственно философии озарения, является «Х̣икмат ал-ишра̄к̣» («Мудрость озарения»). В первой части он излагает аристотелевскую логику, частично критикуя ее, частично предлагая альтернативные положения ишракизма, которые выработаны в соответствии с метафизикой философии озарения, изложению которой посвящена вторая часть. К числу философских сочинений относятся также «ат-Тал-вӣх̣а̄т» («Намеки»), «ал-Мук̣а̄вама̄т» («Оборения»), «ал-Маша̄риʻ ва-л-мут̣а̄рах̣а̄т» («Истоки и вызовы»), в которых ас-Сухравардӣ по собственному признанию скорее стоит на позициях перипатетиков. «Хайа̄кил ан-нӯр» («Храмы света») и «ал-Алва̄х̣ ал-ʻима̄диййа» («Имадовы скрижали») написаны ишракистско-зороастрийским языком с добавлением перипатетических мотивов. Многочисленные аллегорические и мистические трактаты написаны на арабском и персидском, в их числе «ал-Г̣урба ал-г̣арбиййа» («В западне Запада»), «Риса̄лат ат̣-т̣айр» («Трактат о птицах»), «Луг̣ат-и мӯра̄н» («Язык муравьев») и др. Исследователи указывают и на существование ишракистского политического учения, которое ас-Сухравардӣ преподавал нескольким правителям своего времени; считается, что его смерть прямо связана с попыткой претворить в жизнь эти идеи. Ас-Сухравардӣ оказал решающее влияние на последующее развитие персидской философской мысли. Среди его последователей – аш-Шахразӯрӣ, К̣ут̣б ад-Дӣн аш-Шӣра̄зӣ, С̣адр ад-Дӣн аш-Шӣра̄зӣ.
1. Sohravardi Sh.Y. Oeuvres philosophiques et mystiques, ed. H.Corbin, v. l–3. Teheran, 1993; 2. Sohravardi. Partaw namach (The book of Radiance), ed. H.Ziai. Costa Mesa, 1998; 3. Idem. The Philosophy of Illumination (Hikmat al-ishraq), ed. and transl. J.Walbridge and H.Ziai. Brigham-Provo, 1999; 4. в рус. пер.: Му’нис аль-ʻушшак, вступление, пер. с фарси и комм. В.А.Дроздовой.– «Восток», 1993, № 2, с. 131–50; 5. Язык муравьев, пер. с перс. и комм. Я.Эшотса.– «Волшебная гора», VII, 1998, с. 160–80; 6. ʻАк̣а̄̕ ид ал-фала̄сифа (Учения философов), араб. текст, рус. и азерб. пер. Баку, 1986.
1. Fakhry M. Al-Suhrawardi’s critique of the Muslim Peripatetics (al-Mashsha’un).– Philosophies of Existence. Ancient and Medieval, ed. P.Morewidge. N. Y., 1982, pp. 279–284. См. также лит. к ст. Ишракизм. А.В.Смирнов
|
|||||
|