СОТИРИХ Пантевген (Σοτήριχος Παντευγένος) (сер. 12 в.) – византийский богослов. Вслед за Никифором Василаки выступил с рационалистической критикой учения о том, что в жертвенном акте Голгофы Христос одновременно был и жертвой, и жертвоприносителем, и тем, кому жертва приносится, усматривая в этом рассечение единой второй ипостаси на две: приносящую и приемлющую. Обвинив противников в несторианстве, он предложил понимать акт примирения божества с людьми как двухступенчатую юридическую процедуру обмена. На первой ступени «Бог-Слово положил начало, восприняв нашу сущность, а взамен даровал нам оставление грехов» (Mai A.Opicilegium Romanum, X.Romae, 1844, p. 8), но т.о. было достигнуто примирение лишь с Богом-Сыном, а «когда нам должно было возблагодарить и Отца за усыновление, а у нас не было ничего чистого..., то сам Богочеловек Слово пролил свою кровь» (там же), так что крестная жертва была принесена только первому лицу Троицы. Из этого вытекало, что и жертва евхаристии (которую Сотирих предлагал понимать не мистически, как вечно длящуюся голгофскую жертву, но лишь как «воспоминание» о ней) приносится только Отцу. На соборе 1157 взгляды Сотириха были осуждены, и он от них отрекся. Юридический рационализм Сотириха представляет известную аналогию мировоззренческому стилю современной ему западной схоластики; круг занимавших его проблем типичен для византийского богословия 12 в. от Евстратия Никейского до собора 1166. Гл. оппонентом Сотириха был Николай Мефонский.
1. MPG, t. 140, col. 140–148.
1. Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891, с. 223–225; 2. Павел (Черемухин) иеромонах. Константинопольский собор 1157 и Николай, епископ Мефонский. – «Богословские труды», 1960, сб. 1, с. 85–109; 3. История Византии, т. 2. М., 1967, с. 366–367. 4. См. также лит. к ст. Николай Мефонский. С.С.Аверинцев
|
|||||
|